Дело № 2-2151/19 (17) 66RS0004-01-2019-001232-21
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(мотивированное решение изготовлено 01.04.2019 года)
г. Екатеринбург <//>
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Тихоновой О.А. при секретаре судебного заседания Серебрякове А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костякова А. С. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Екатеринбурга по Свердловской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Костяков А.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Екатеринбурга по Свердловской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии. В обоснование заявленных требований указал, что <//> обратился в ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Екатеринбурга по Свердловской области с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии. Решением ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Екатеринбурга по Свердловской области от <//> № ему отказано в досрочном назначении пенсии по старости ввиду не включения в специальный страховой стаж периодов работы: с <//> по <//> в должности мастера в/ч 33718 (287 УНР Строительного управления Уральского военного округа); с <//> по <//> в должности производителя работ в/ч 33718; с <//> по <//> в должности монтажника в/ч 33718, с <//> по <//> в должности монтажника в/ч 33718,с <//> по <//> в должности мастера строительного участка № в Свердловском ремонтно-строительном управлении территориального объединения «Свердловскхлебпром». С данным решением он не согласен. Считает его незаконным и необоснованным. Учитывая изложенное, просил возложить обязанность на ответчика включить специальный страховой стаж спорные периоды работы и назначить страховую пенсию досрочно с момента возникновения права.
В судебном заседании истец Костяков А.С. и его представитель Савостьянов В.П., действующий на основании доверенности, поддержали исковые требования в полном объеме по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Екатеринбурга Свердловской области Конева Н.П., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по указанным в представленном в суд отзыве основаниям.
Учитывая изложенное, в соответствии с положениями ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело при данной явке и вынести решение.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, о дополнении которых сторонами не заявлено, каждое представленное доказательство в отдельности и все в совокупности, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленногостатьей 8настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается письменными материалами дела, <//> Костяков А.С. обратился в ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Екатеринбурга по Свердловской области с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии.
Решением ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Екатеринбурга по Свердловской области от <//> № ему отказано в досрочном назначении пенсии по старости.
В частности, в специальный страховой стаж истца не были включены периоды работы: с <//> по <//> в должности мастера в/ч 33718 (287 УНР Строительного управления Уральского военного округа); с <//> по <//> в должности производителя работ в/ч 33718; с <//> по <//> в должности монтажника в/ч 33718, с <//> по <//> в должности монтажника в/ч 33718,с <//> по <//> в должности мастера строительного участка № в Свердловском ремонтно-строительном управлении территориального объединения «Свердловскхлебпром».
В соответствии с подп. «б» п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от <//> N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до <//>
Согласно п. 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 N 258н в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Таким образом, для того, чтобы назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда необходимо установить на основании соответствующих документов полное соответствие между фактически выполняемой (выполнявшейся) работой конкретным работником и работой, предусмотренной Списками. Для определения права работника на льготное пенсионное обеспечение необходимо определить ряд условий: необходимо установить производство, к которому относится выполняемая работа, необходимо подтверждение занятости конкретного лица в определенном структурном подразделении предприятия или производства (цех, участок, отделение, бригада), установление соответствия наименования профессии (должности) работника профессии или должности, предусмотренной Списком, подтверждении занятости в течении полного рабочего дня на определенных работах, (определенным способом, с определенными вещами, на определенном оборудовании и т.д.).
Так, Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, в разделе XXIX предусмотрены монтажники по монтажу стальных и железобетонных конструкций, а также мастера (десятники) и прорабы.
Аналогично Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, предусмотрены в разделе XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» подраздел а) «Рабочие» - Монтажники по монтажу стальных и железобетонных конструкций (код профессии 2290000а-14612), подраздел б) Руководители и специалисты - мастера строительных и монтажных работ (код профессии 22900006-23419), производители работ (код профессии 22900006-24441)
Как следует из представленной в материалы дела архивной справки Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации от <//> №к, Костяков А.С. с <//> был переведен с должности инженера производственного отдела на должность мастера с окладом 150 руб. 00 коп. в месяц. С <//> истец был переведен на должность прораба с окладом 175 руб. 00 коп. в месяц. <//> истец был переведен на должность монтажника 5 разряда. С <//> он был переведен на должность прораба с окладом 190 руб. 00 коп. С <//> он был переведен с должности прораба на должность монтажника 5 разряда со сдельной оплатой труда. С <//> Костяков А.С. был переведен на должность производителя работ с окладом 200 руб. 00 коп.
Таким образом, материалами дела подтверждены обстоятельства работы истца с <//> по <//> в должности мастера в/ч 33718 (287 УНР Строительного управления Уральского военного округа); с <//> по <//> в должности производителя работ в/ч 33718, которые предусмотрены вышеуказанным Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, а именно мастера и производители работ при строительстве зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций.
Что касается периодов работы истца с <//> по <//> в должности монтажника в/ч 33718, с <//> по <//> в должности монтажника в/ч 33718,с <//> по <//> в должности мастера строительного участка № в Свердловском ремонтно-строительном управлении территориального объединения «Свердловскхлебпром», то суд, исходя из буквального толкования вышеуказанного Списка № 2, а также Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 и действующего с <//>, не усматривает оснований для включения вышеуказанных периодов работы в специальный страховой стаж истца. В частности, как следует из указанных списков, правом на льготное пенсионное обеспечение обладали именно монтажники по монтажу стальных и железобетонных конструкций, мастера строительных и монтажных работ.
Вместе с тем, представленная в материалы дела и указанная выше архивная справка Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации от <//> №к не подтверждает особый характера условий труда истца, именно по монтажу стальных и железобетонных конструкций.
При этом, в силу пункта 5 Разъяснения Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденного Постановлением Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 29, предусмотрено, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
В соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 года N 367, предусмотрены две профессии производителя работ - Производитель работ (прораб) в промышленности (код 25864) и Производитель работ (прораб) в строительстве (код 25865). Из них только прораб в строительстве пользуется правом на льготное пенсионное обеспечение.
Согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 367, имеется около 90 видов профессий мастеров и только одна из них «мастер строительных и монтажных работ» пользуется правом на льготное назначение страховой пенсии по старости.
В соответствии с общероссийским классификатором "мастер строительных и монтажных работ" - это полное наименование должности с определенным перечнем обязанностей, предусмотренных в должностной инструкции для этой должности. На строительстве, реконструкции и т.п. могут быть заняты и другие мастера, которым в зависимости от выполняемых должностных обязанностей устанавливаются другие наименования должностей, которые разделом XXVII Списка N 2 не предусмотрены.
Постановлением Госстандарта СССР от 27 августа 1986 года N 016 утвержден "Общесоюзный классификатор. Профессии рабочих, должности служащих и тарифные разряды. 1 86 016", согласно которому должности "мастер" и "мастер строительных и монтажных работ" выделены как самостоятельные профессии с присвоением кодов "23187" и "23419", то есть профессия истца в спорные периоды работы по своему наименованию соответствовала профессии, указанной в ЕТКС. То, что указанные должности являются самостоятельными должностями, подтверждается также Постановлением Госстандарта РФ "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94" (вместе с "ОК 016-94. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов") от 26 декабря 1994 года N 367.
В Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, утвержденном постановлением Госкомтруда СССР, Госстроя СССР и ВЦСПС от 17 июля 1985 года, действовавшим в рассматриваемый период, не предусмотрена профессия монтажник. В указанном справочнике содержится 37 видов профессий монтажника, среди которых есть монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций. При этом работа только по специальности «монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций» включена в список профессий, работы по которым дает право на льготное обеспечение.
Законодатель не включил в Списки должности, при работе в которых гражданин может частично выполнять функции, относящиеся к тем должностям, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, однако в целом характер работы в этих должностях не свидетельствует о выполнении той работы и тех обязанностей, несении тех нагрузок, которые характерны для работы в должностях, указанных в Списках.
За период работы с <//> по <//> в должности мастера Свердловского ремонтно-строительного управления Территориального объединения «Свердловскхлебпром» истцом документально не подтвержден стаж на соответствующих видах работ, справки, уточняющие льготный характер работы по Списку № 2 в суду не были представлены. Наименование должности истца «мастер» не поименовано в Списке № 2 1991 года.
Действующее законодательство, как и пункт 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <//> N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" не предусматривают возможности установления соответствия выполняемой работы наименованию другой должности, нежели той, в которой работал гражданин. В судебном порядке может быть установлена лишь тождественность выполняемых функций по должности, имеющей иное или неправильное наименование, не предусмотренное Списками или Перечнем, наименованию должности, содержащемуся в Списках учреждений, профессий и должностей, работа в которых дает право на льготное назначение пенсии.
Доказательств выполнения льготной работы, а также полной занятости на льготной работе, истцом не представлено. При отсутствии надлежащих доказательств того, что должность истца и характер его работы соответствовали условиям, установленным Списками, и при отсутствии иных доказательств, исковые требования истца в части включения в специальный страховой стаж периодов работы с <//> по <//> в должности монтажника в/ч 33718, с <//> по <//> в должности монтажника в/ч 33718,с <//> по <//> в должности мастера строительного участка № в Свердловском ремонтно-строительном управлении территориального объединения «Свердловскхлебпром» не подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное, при условиях включения в специальный страховой стаж истца вышеуказанных спорных периодов работы, на момент его обращения к ответчику за назначением досрочной страховой пенсии по старости, то есть на <//>, на основании п.1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на назначение страховой пенсии по старости с указанной даты обращения с заявлением не возникло.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Костякова А. С. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Екатеринбурга по Свердловской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии удовлетворить частично.
Возложить на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском г. Екатеринбурга по Свердловской области обязанность включить в специальный страховой стаж Костякова А. С. периоды работы: с <//> по <//> в должности мастера в/ч 33718 (287 УНР Строительного управления Уральского военного округа); с <//> по <//> в должности производителя работ в/ч 33718.
В удовлетворении остальных исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, подачей апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья О.А. Тихонова