РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 июня 2017 года п. Арсеньево
Одоевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Валицкой Л.В.,
при секретаре Миляевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Головачева И.А. к отделу Пенсионного фонда Российской Федерации в Арсеньевском районе о признании незаконным отказа и признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и обязании отдела Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Арсеньевском районе назначить ему пенсию по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию с ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
истец Головачев И.А. обратился в Одоевский районный суд с иском о признании незаконным отказа и признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и обязании отдела Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Арсеньевском районе назначить ему пенсию по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию с ДД.ММ.ГГГГ. Свои требования обосновывает тем, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время он проживает на территории <адрес>, преобразованного из бывшей закрытой войсковой части в военном городке Т. относившейся к ближайшему населенному пункту д. <адрес>. По ДД.ММ.ГГГГ он работал в воинской части. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ за № АТО «Т.» преобразовано в пгт. <адрес>. Считая, что он имеет право на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с проживанием на территории, отнесенной к зоне с правом на отселение, он ДД.ММ.ГГГГ обратился в государственное учреждение-Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Арсеньевском районе Тульской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возрасти выхода на пенсию в связи с проживанием (работой) в границах зоны проживания с правом на отселения вследствие чернобыльской катастрофы. Однако решением от ДД.ММ.ГГГГ Отделом ПФР в Арсеньевском районе в назначении пенсии по данным основаниям истцу было отказано по причине того, что населенный пункт Т., не предусмотрен Перечнем населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения, вследствие катастрофы на ЧАЭС. Истец с решением ответчика не согласен, считает, что оно нарушает его право на получение пенсии со снижением возраста. Военного городка «Тула-50», как населенного пункта не существовало и он не был включен в Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, утвержденный Распоряжением Правительства РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №-р, и не был включен в Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Военный городок «Т.», был территориально привязан к близлежащему населенному пункту - д. Прилепы Стрикинского сельского совета (сельского округа) <адрес>, поименованный в Перечне населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, (утвержденный Распоряжением Правительства РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №-р) статус населенного пункта, как находящегося в границах третей зоны проживания с правом на отселение, был изменен на территорию, находящуюся в границах четвертой зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, (утвержденный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №). При данных обстоятельствах Головачев И.А. полагает, что имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста на 5 лет в соответствии со ст. 33 и ст. 35 ФЗ от 15.05.1991г. № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» - 2-а года за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и дополнительно по 1 год за 3 года проживания на этой же территории до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Головачев И.А. подтвердил обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, исковые требования просил удовлетворить.
Представитель ответчика отдела Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Арсеньевском районе Тульской области по доверенности Цуканова М.В. исковые требования не признала, просила в иске отказать, поскольку считает, что оснований для назначения пенсии Головачеву И.А. не имеется, поскольку населенные пункты Т. и пгт. С. не указаны в Перечне населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и нормативно-правовых актов, предоставляющих органу местного самоуправления полномочие определить статус населенного пункта, как находящегося в границах зоны радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС не имеется.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Из ст. 3 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" видно, что право на трудовую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", при соблюдении условий, предусмотренных Законом о трудовых пенсиях.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Согласно ст.10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ, устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В соответствии со ст. 7 Закона РФ N 1244-1 от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", установлено право граждан на возмещение вреда и меры социальной поддержки, размер которых зависит от проживания в той или иной зоне радиоактивного загрязнения, которые делятся на зону отчуждения; зону отселения; зону проживания с правом на отселение; зону проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Согласно статье 33 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с правом на отселение, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
При этом в соответствии с примечанием к статье 35 Закона РФ первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Как явствует из Определения Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 N 403-О "По жалобам граждан О.С. Барышниковой, В.Н. Бокаревой и других на нарушение их конституционных прав положениями части первой статьи 13, статей 33 и 34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", и пункта 2 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, проживающим (работающим) или проживавшим (работавшим) на такой территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы, которая первоначально была отнесена к зоне проживания с правом на отселение, а затем по решению Правительства Российской Федерации - к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, факт проживания (работы) на этой территории не может игнорироваться: эти граждане имеют право на назначение пенсии с уменьшением возраста на 2 года, если они проживали (работали) на такой территории в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на той же территории до пересмотра Правительством Российской Федерации ее статуса, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Право на досрочное назначение пенсии указанным гражданам должно быть обеспечено с учетом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией. Иное противоречило бы смыслу и назначению правовых норм, устанавливающих льготное пенсионное обеспечение для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, означало бы неправомерное ограничение закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации права на возмещение ущерба, причиненного здоровью, и тем самым нарушение статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе право на социальное обеспечение, и которые, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в этой сфере.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.
К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего закона, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение, и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (часть 1 ст. 13 закона РФ).
Согласно абз. 3 ст. 7 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", границы зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы и перечень населенных пунктов, находящихся на их территориях, устанавливается в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов Правительством РФ не реже чем один раз в 5 лет.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно справке ООО «ЖСО» за № от ДД.ММ.ГГГГ, Головачев И.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, был зарегистрирован и проживал на территории по адресу: <адрес> (Т.) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по <адрес> – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по <адрес> – с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Из трудовой книжки № и материалов пенсионного дела Головачева И.А. усматривается, что его страховой стаж составляет свыше 33 лет на дату обращения в ОПФР в Арсеньевском районе. Кроме того, согласно записи в трудовой книжке он с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в подразделениях войсковой части №.
Согласно удостоверению серии №, выданному ДД.ММ.ГГГГ Ц. РВК <адрес>, Головачев И.А. проживает на территории, отнесенной к зоне проживания с правом на отселение, в н.п.в д. <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ и имеет право на льготы, установленные законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Территория военного городка «Т.» до ДД.ММ.ГГГГ являлась территорией закрытого военного гарнизона и фактически не была географически определена, но находилась в зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с чем в удостоверении указан ближайший населенный пункт д. Прилепы Стрикинской сельской администрации Арсеньевского района Тульской области.
В соответствии с Законами Тульской области от 09.06.2008 г. N 1012-ЗТО, от 26.11.2008 г. N 1128-ЗТО, Постановлением Правительства РФ от 08.12.2008 г. N 923 административно-территориальное образование Т. преобразовано в поселок городского типа С. с территориальным статусом - городской округ.
Из информации войсковой части 31600 явствует, что АТО Тула-50 было создано на базе военных городков воинских частей 25851 и 40852, дислоцированных в <адрес>, территория административно-территориального образования Тула-50 (АТО Тула-50) являлась до 1998 года территорией закрытого военного гарнизона. Таким образом, фактически данная территория не была географически определена, но находилась в зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Эколого-радиологическим комитетом администрации <адрес> (письмо от ДД.ММ.ГГГГ N27к- 5430) разрешена выдача военнослужащим и служащим гарнизона <адрес>-50 удостоверений, дающих право на получение льгот и компенсаций, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». А по ходатайству администрации <адрес> за № в выдаваемых удостоверениях подлежит указанию близлежащий населенный пункт - д.П. (муниципальное образование Н.).
По сведениям Комитета Тульской области по природным ресурсам и экологии удостоверения, выданные жителям АТО Т. и подтверждающие проживание на радиоактивно-загрязненной территории, можно считать действительными, так как указанный населенный пункт на момент их выдачи территориально относился к д. <адрес>, по плотности радиоактивного загрязнения включенной в зону проживания с правом на отселение.
До ДД.ММ.ГГГГ применялся Перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР N 237-р от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Перечень), согласно которому к зоне проживания с правом на отселение относился населенный пункт д. Прилепы муниципального образования <адрес>.
С ДД.ММ.ГГГГ действует Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 г. N 1582, которым вышеуказанный населенный пункт (д.Прилепы) отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Постановлением Минтруда РФ и Фонда социального развития РФ от 19 апреля 2000 года N 33 утверждено Разъяснение N 4 "О порядке применения перечня населенных пунктов при установлении льготной пенсии гражданам, проживающим (проживавшим), работающим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Как указано в данном Разъяснении, в стаж, дающий право на пенсию по возрасту с уменьшением возраста, включается время постоянного проживания или работы граждан в населенных пунктах, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в период действия Перечней населенных пунктов, утвержденных соответствующими постановлениями Правительства РФ.
В случае, если Правительством РФ тот или иной населенный пункт исключен из Перечня, а гражданин обратился с заявлением в пенсионный орган после такого исключения, то пенсия ему должна быть назначена, поскольку он приобрел право на досрочную пенсию в связи с тем, что во время проживания в населенном пункте тот был включен в Перечень. В стаж, дающий право на пенсию по возрасту с уменьшением возраста, включается время постоянного проживания или работы граждан в населенных пунктах, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в период действия Перечней населенных пунктов, утвержденных соответствующими постановлениями Правительства РФ.
Из материалов дела следует, что Головачев И.А. ДД.ММ.ГГГГ обратился в отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, ссылаясь на то, что он проживал в военном городке «Т.», относящемся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (д.<адрес>) в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Решением отдела Пенсионного фонда РФ в Арсеньевском районе Тульской области за № от ДД.ММ.ГГГГ Головачеву И.А. отказано в назначении пенсии по старости, поскольку правовые основания для применения положений закона от ДД.ММ.ГГГГ № к гражданам, постоянно проживающим (проживавшим) в н.<адрес> при установлении права на досрочную пенсию по старости до достижения ими общеустановленного пенсионного возраста отсутствуют.
В судебном заседании установлено, что территория Т. являлась до ДД.ММ.ГГГГ года территорией закрытого военного гарнизона, и фактически данная территория не была географически определена, но находилась в зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
С учетом установленных обстоятельств суд считает правомерными требования истицы в части уменьшением возраста выхода на пенсию, поскольку М. жила в закрытом городке Т., который располагался в <адрес> на землях <адрес>
Т. являлся закрытым военным городком, ни в ОКАТО, ни в справочнике административного территориального устройства <адрес> он никогда не был внесен и на карте не обозначался, поскольку являлся секретным объектом Министерства обороны и обозначался как "Тула-50", который отнесен к территориям радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС. Жители этого городка получали до 2003 г. льготы в связи с аварией на ЧАЭС, что подтвердила в судебном заседании истица.
Указанный вывод подтверждается также имеющимися в материалах дела доказательствами, а также следующими нормативно-правовыми актами: ст.1 Закона Тульской области «1128-ЗТО от ДД.ММ.ГГГГ «О преобразовании муниципальных образований на территории <адрес>», в соответствии со ст.1 которого преобразовано муниципальное образование <адрес>, разделив его на муниципальное образование <адрес> и муниципальное образование Славный; распоряжением Правительства РФ №-р от ДД.ММ.ГГГГ и постановлением губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 273 «Об утверждении перечня объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения и высвобождаемого имущества, передаваемых от войсковой части № в государственную собственность <адрес>», где говорится о передаче из федеральной собственности в государственную собственность <адрес> в связи с расформированием войсковой части 25851 Вооруженных Сил РФ объектов и имущества военного городка Т., расположенных в <адрес>.
Поэтому отсутствие в Перечнях населенного пункта «Тула-50» не может служить основанием для ущемления прав Головачева И.А. на получение социальной льготы.
Поскольку до ДД.ММ.ГГГГ истец проживал на территории зоны проживания с отселением, следовательно, Головачев И.А. имеет право на трудовую пенсию по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет.
Истец просит о признании за ним права на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с проживанием в зоне на отселение с ДД.ММ.ГГГГ.
Сроки назначения пенсии определены ст. 19 Закона "О трудовых пенсиях в РФ", в соответствии с которой трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
Головачев И.А. обратился в пенсионный орган ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, поэтому суд считает правильным возложить на ОПФР в Арсеньевском районе обязанность по назначению ему страховой части пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая период времени проживания и работы на территории закрытого воинского гарнизона подлежит назначение пенсии по правилам статьи 33 и 35 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года лет: два года за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и дополнительно 1 год за три года проживания на данной территории до ДД.ММ.ГГГГ включительно.
При таких обстоятельствах требования Головачева И.А. подлежат удовлетворению, ему подлежит назначению пенсия с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Головачева И.А. к отделу Пенсионного фонда Российской Федерации в Арсеньевском районе о признании незаконным отказа и признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и обязании отдела Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Арсеньевском районе назначить ему пенсию по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет с ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить.
Признать отказ отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Арсеньевском районе в назначении пенсии Головачеву И.А. с уменьшением возраста выхода на пенсию за № от ДД.ММ.ГГГГ недействительным.
Признать за Головачевым И.А. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с ДД.ММ.ГГГГ
Обязать отдел Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес>) назначить Головачеву И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес> <адрес>, зарегистрированному проживающим по адресу: <адрес>, - пенсию по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет, с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда в течение месяца через Одоевский районный суд.
Председательствующий Л.В. Валицкая