Дело № 2-951
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 апреля 2014 года г. Ижевск
Индустриальный районный суд г.Ижевска под председательством судьи Софиной С.Г.,
при секретаре Зориной Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вахитовой О.С. к СНТ «<данные изъяты>» о признании решения общего собрания членов СНТ от 07 июля 2013 года недействительным
УСТАНОВИЛ:
Истец Вахитова О.С. обратилась в суд с иском к СНТ «<данные изъяты>». Иск мотивирован тем, что 07 июля 2013 года в СНТ «<данные изъяты>», членом которого она является, состоялось общее собрание членов товарищества. На собрании обсуждались следующие вопросы: прием и передача должности председателя СНТ, потребление электрической энергии СНТ. За поставленные вопросы проголосовало большинство присутствующих.
Считает данное собрание неправомочным и решения недействительным, поскольку была нарушена процедура уведомления о проведении собрания, на собрании не присутствовало 51% членов СНТ «<данные изъяты>», что необходимо в соответствии с законом.
Вынесенный на обсуждение вопрос об отключении электроэнергии на массиве нарушает ее права как владельца земельного участка, поскольку она проживает на садовом участке, задолженности по оплате электроэнергии не имеет.
Просила признать недействительным решение общего собрания членов СНТ «Здоровье» от 07.07.2013 года, восстановить подачу электроэнергии в СНТ на все участки, взыскать расходы по оплате госпошлины и составлении искового заявления.
В судебном заседании истец Вахитова О.С. от требований о восстановлении подачи электроэнергии отказалась в связи с добровольным удовлетворением данных требований, отказ принят судом. Производство по делу в этой части прекращено.
Требования о признании недействительным решения общего собрания от 07 июля 2013 года поддержала.
Представитель ответчика СНТ «<данные изъяты>» исковые требования не признал. Суду пояснил, что 20 июня 2013 года было вывешено уведомление о проведении собрания 07 июля 2013 года. При проведении собрания отсутствовал кворум. Поэтому он присутствующим объяснил, что собрание неправомочно, ему было необходимо выслушать мнение членов товарищества и посоветоваться с ними, поэтому они обсуждали поставленные вопросы, но никакого решения не принималось.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив представленные доказательства, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:
1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;
1.1) из решений собраний в случаях, предусмотренных законом.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем признания недействительным решения собрания.
Лицо, обратившееся в суд с требованием о признании недействительным решения, в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации должно доказать наличие субъективного права на обжалование решения, факт проведения собрания, наличие решения, принятого на общем собрании, а также основания для признания решения недействительным.
В соответствии с Федеральным законом РФ № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение создается на основании решения граждан в результате учреждения либо в результате реорганизации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Учредительным документом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения является устав, утвержденный общим собранием учредителей некоммерческого объединения.
В уставе садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в обязательном порядке указываются:
организационно-правовая форма;
наименование и место нахождения;
предмет и цели деятельности;
порядок приема в члены такого объединения и выхода из него;
права и обязанности такого объединения;
права, обязанности и ответственность членов такого объединения;
порядок внесения вступительных, членских, целевых, паевых и дополнительных взносов и ответственность членов такого объединения за нарушение обязательств по внесению указанных взносов;
порядок участия члена такого объединения в работах, выполняемых коллективно на основании решения общего собрания членов такого объединения или собрания уполномоченных либо на основании решения правления такого объединения;
структура и порядок формирования органов управления таким объединением, их компетенция, порядок организации деятельности;
состав и компетенция органов контроля такого объединения;
порядок и условия проведения заочного голосования (опросным путем);
порядок образования имущества такого объединения и порядок выплаты стоимости части имущества или выдачи части имущества в натуре в случае выхода гражданина из членов такого объединения или ликвидации такого объединения;
условия оплаты труда работников, заключивших трудовые договоры с таким объединением;
порядок изменения устава такого объединения;
основания и порядок исключения из членов такого объединения и применения иных мер воздействия за нарушение устава или правил внутреннего распорядка такого объединения;
порядок реорганизации и порядок ликвидации такого объединения, порядок вступления его в ассоциации (союзы) садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, порядок открытия своего представительства.
Членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества (садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства) могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет и имеющие земельные участки в границах такого товарищества (партнерства).
Членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения могут стать в соответствии с гражданским законодательством наследники членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в том числе малолетние и несовершеннолетние, а также лица, к которым перешли права на земельные участки в результате дарения или иных сделок с земельными участками.
Учредители садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения считаются принятыми в члены такого объединения с момента его государственной регистрации. Другие вступающие в такое объединение лица принимаются в его члены общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Каждому члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в течение трех месяцев со дня приема его в члены правление такого объединения обязано выдать членскую книжку или другой заменяющий ее документ.
Истец в подтверждение факта членства в СНТ «<данные изъяты>» представила членскую книжку садовода, выданную владельцу участка № в СНТ «<данные изъяты>». При этом в данном документе отсутствуют сведения о принятии ее в члены СНТ, а также о проведении собрания и решении членов товарищества о принятии Вахитовой О.С. в члены СНТ «<данные изъяты>».
Как пояснила истец в судебном заседании, такого решения не принималось.
Исходя из положений ст. 18 Федерального закона РФ № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» суд не может считать установленным факт членства истца в СНТ «<данные изъяты>» только на основании членской книжки садовода с внесенными в нее изменениями неустановленным лицом без соответствующего решения общего собрания.
Соответственно, право на обращение в суд с требованиями о признании решения общего собрания членов товарищества у истца отсутствует.
Согласно ст. 19 вышеназванного закона член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения имеет право:
1) избирать и быть избранным в органы управления таким объединением и его орган контроля;
2) получать информацию о деятельности органов управления таким объединением и его органа контроля;
3) самостоятельно хозяйствовать на своем земельном участке в соответствии с его разрешенным использованием;
4) осуществлять в соответствии с градостроительными, строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными установленными требованиями (нормами, правилами и нормативами) строительство и перестройку жилого строения, хозяйственных строений и сооружений - на садовом земельном участке; жилого строения или жилого дома, хозяйственных строений и сооружений - на дачном земельном участке; некапитальных жилых строений, хозяйственных строений и сооружений - на огородном земельном участке;
5) распоряжаться своим земельным участком и иным имуществом в случаях, если они на основании закона не изъяты из оборота или не ограничены в обороте;
6) при отчуждении садового, огородного или дачного земельного участка одновременно отчуждать приобретателю долю имущества общего пользования в составе садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества в размере целевых взносов; имущественный пай в размере паевого взноса, за исключением той части, которая включена в неделимый фонд садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива; здания, строения, сооружения, плодовые культуры;
7) при ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения получать причитающуюся долю имущества общего пользования;
8) обращаться в суд о признании недействительными нарушающих его права и законные интересы решений общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо собрания уполномоченных, а также решений правления и иных органов такого объединения.
Статья 21 закона определяет, что к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) относятся следующие вопросы:
1) внесение изменений в устав такого объединения и дополнений к уставу или утверждение устава в новой редакции;
2) прием в члены такого объединения и исключение из его членов.
Поскольку право на обращение в суд с требованием о признании недействительным решения общего собрания предоставлено члену товарищества, соответственно при недоказанности членства истца в СНТ «<данные изъяты>» данное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) вправе рассматривать любые вопросы деятельности такого объединения и принимать по ним решения.
Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) созывается правлением такого объединения по мере необходимости, но не реже чем один раз в год. Внеочередное общее собрание членов такого объединения (собрание уполномоченных) проводится по решению его правления, требованию ревизионной комиссии (ревизора) такого объединения, а также по предложению органа местного самоуправления или не менее чем одной пятой общего числа членов такого объединения.
Уведомление членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения о проведении общего собрания его членов (собрания уполномоченных) может осуществляться в письменной форме (почтовые открытки, письма), посредством соответствующих сообщений в средствах массовой информации, а также посредством размещения соответствующих объявлений на информационных щитах, расположенных на территории такого объединения, если его уставом не установлен иной порядок уведомления. Уведомление о проведении общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) направляется не позднее чем за две недели до даты его проведения. В уведомлении о проведении общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) должно быть указано содержание выносимых на обсуждение вопросов.
Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) правомочно, если на указанном собрании присутствует более чем пятьдесят процентов членов такого объединения (не менее чем пятьдесят процентов уполномоченных). Член такого объединения вправе участвовать в голосовании лично или через своего представителя, полномочия которого должны быть оформлены доверенностью, заверенной председателем такого объединения.
В соответствии со ст. 27 протоколы общих собраний членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собраний уполномоченных) подписывают председатель и секретарь такого собрания; данные протоколы заверяются печатью такого объединения и хранятся в его делах постоянно.
Истцом в подтверждение факта проведения общего собрания 07 июля 2013 года и принятия на нем решения представлена копия выписки из протокола № 13 от 07.07.2013 года со следующим содержанием:
«протокол общего собрания членов СНТ «<данные изъяты>», на собрании присутствовало 107 человек. За проведение собрания высказалось большинство присутствующих членов СНТ и ведение собрания было предложено фио1 секретарь фио2
Повестка дня: прием передача должности председателя СНТ, потребление эл. энергии членами СНТ.
Данная повестка дня была одобрена большинством голосов присутствовавших членов СНТ.
По второму вопросу выступил председатель Правления фио1 В 2013 году в результате сверки было установлено, что в январе-марте было израсходовано эл. энергии СНТ «<данные изъяты>» на сумму <данные изъяты> Проживало всего 5 семей, остальные члены СНТ отсутствовали. За три месяца эти пять семей оплатили за эл. энергию <данные изъяты>, разница составила <данные изъяты> т.е. эл. энергия воруется. Поступило предложение отключить 01.11.2013. Голосовали за – большинством голосов. Подписи.»
В ходе рассмотрения дела ответчиком представлен журнал протоколов общего собрания СНТ «<данные изъяты>», также копия протокола общего собрания членов СНТ от 07 июля 2013 года. Согласно данного протокола на собрании присутствовало 107 человек, кворум отсутствовал, собрание не правомочно. Председателем правления предложено обсудить вопросы повестки дня без принятия решения. По второму вопросу повестки дня – потребление электроэнергии членами СНТ «Здоровье» - проводилось обсуждение, при этом каких-либо решений общим собранием не принималось.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ при оценке копии документа или иного письменного доказательства суд проверяет, не произошло ли при копировании изменение содержания копии документа по сравнению с его оригиналом, с помощью какого технического приема выполнено копирование, гарантирует ли копирование тождественность копии документа и его оригинала, каким образом сохранялась копия документа.
Суд не может считать доказанными обстоятельства, подтверждаемые только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен и не передан суду оригинал документа, и представленные каждой из спорящих сторон копии этого документа не тождественны между собой, и невозможно установить подлинное содержание оригинала документа с помощью других доказательств.
Учитывая данные положения закона, а также тот факт, что истцом представлена незаверенная выписка из протокола общего собрания, которая фактически не соответствует содержанию протокола, представленного суду, суд не может руководствоваться указанным документом как доказательством, подтверждающим факт проведения общего собрания 07 июля 2013 года и принятия на нем какого-либо решения.
Таким образом, суд не может давать оценку правомерности принятия решения общим собранием при отсутствии самого решения.
Ссылка истца на объяснение, написанное фио1 (л.д. 52), не может служить основанием для признания факта принятия решения на общем собрании 07 июля 2013 года, в отсутствие такого решения, оформленного в соответствии с требованиями закона.
Объяснение фио1. от 01.11.2013 года (л.д. 51) выполнено путем копирования, фактически неразборчиво и нечитаемо.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истцом не доказан факт членства в СНТ «<данные изъяты>», факт проведения общего собрания членов СНТ «<данные изъяты>» 07 июля 2013 года и приятие на нем решений. В связи с указанными обстоятельствами суд не находит оснований для удовлетворения требований истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Вахитовой О.С. к СНТ «<данные изъяты>» о признании решения общего собрания членов СНТ от 07 июля 2013 года недействительным отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в Верховный суд Удмуртской Республики через Индустриальный районный суд г. Ижевска.
Мотивированное решение изготовлено 16 апреля 2014 года.
Судья С.Г.Софина