РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 сентября 2016 года город Саратов
Саратовский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего по делу – Ковалева С.С.,
при секретаре – Крымском С.А.,
с участием представителя истца: начальника <данные изъяты> – Козлова А.В., ответчиков – Золотарева О.Б., Бабурина А.Н. и Жабко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску начальника <данные изъяты> к военнослужащим названного учебного учреждения <данные изъяты> Золотареву <данные изъяты>, Бабурину <данные изъяты> и <данные изъяты> Жабко <данные изъяты> о привлечении к полной материальной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Начальник <данные изъяты> обратился в военный суд с исковым заявлением, в котором просит привлечь к полной материальной ответственности военнослужащих названного учебного учреждения Золотарева О.Б., Бабурина А.Н. и Жабко А.В. и взыскать с них в долевом порядке в счет причиненного излишними денежными выплатами материального ущерба <данные изъяты>, то есть по <данные изъяты> с каждого.
В обоснование своих требований истец, ссылаясь на требования Положения о порядке прохождения военной службы и приказы МВД России от 7 августа 2003 года № 610 и от 15 ноября 2011 года № 1150, указывает, что в период с 2013 года по настоящее время офицерам <данные изъяты>, поступающим на обучение в адъюнктуры военных образовательных организаций высшего образования по заочной форме и обучающимся в адъюнктурах без отрыва от исполнения служебных обязанностей, соответствующий выезд в нарушение требования закона оформлялся в форме служебной командировки, а не в форме отпуска, в связи с чем указанным офицерам необоснованно выплачивались суточные, оплачивалось проживание в гостинице, а также проезд к месту проведения командировки и обратно, в результате чего <данные изъяты> был причинен материальный ущерб излишними денежными выплатами на указанную сумму.
Указанные нарушения были допущены при направлении на обучение следующих военнослужащих: ФИО7 – сдача вступительных экзаменов в адъюнктуру с 30 мая по 17 июня 2016 года (выплаченная сумма <данные изъяты>: суточные <данные изъяты> рублей, проживание в гостинице <данные изъяты> рублей, проезд к месту командировки и обратно <данные изъяты> рублей); ФИО8 - сдача вступительных экзаменов в адъюнктуру с 30 мая по 17 июня 2016 года (выплаченная сумма <данные изъяты>: суточные <данные изъяты>, проживание в гостинице <данные изъяты> рублей, проезд к месту командировки и обратно <данные изъяты> рублей <данные изъяты>); ФИО9 - сдача вступительных экзаменов в адъюнктуру с 30 мая по 17 июня 2016 года (выплаченная сумма <данные изъяты>: суточные <данные изъяты> рублей, проживание в гостинице <данные изъяты> рублей, проезд к месту командировки и обратно <данные изъяты> рублей); ФИО10 – сдача вступительных экзаменов в адъюнктуру с 29 мая по 26 июня 2016 года (выплаченная сумма <данные изъяты> рублей: суточные <данные изъяты> рублей); ФИО11 – сдача вступительных экзаменов в адъюнктуру с 30 мая по 1 июля 2016 года (выплаченная сумма <данные изъяты> рублей: суточные <данные изъяты> рублей, проживание в гостинице <данные изъяты> рублей); ФИО12 – сдача вступительных экзаменов в адъюнктуру с 29 июня по 2 августа 2013 года (выплаченная сумма <данные изъяты>: суточные <данные изъяты> рублей, проживание в гостинице <данные изъяты> рублей, проезд к месту командировки <данные изъяты>); ФИО12 – проведение учебной сессии с 10 мая по 13 июня 2014 года (выплаченная сумма <данные изъяты>: суточные <данные изъяты> рублей, проживание в гостинице <данные изъяты> рублей, проезд к месту командировки и обратно <данные изъяты>); ФИО12 – сдача экзаменов с 31 января по 4 марта 2015 года (выплаченная сумма <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек: суточные <данные изъяты>, проживание в гостинице <данные изъяты>, проезд к месту командировки и обратно <данные изъяты>); ФИО12 – учебные сборы с 14 ноября по 6 декабря 2015 года (выплаченная сумма <данные изъяты>: суточные <данные изъяты> рублей, проживание в гостинице <данные изъяты> рублей, проезд к месту командировки и обратно <данные изъяты>); ФИО13 – сдача вступительных экзаменов на заочную форму обучения с 13 июня по 11 июля 2015 года (выплаченная сумма <данные изъяты>: суточные <данные изъяты>, проживание в гостинице <данные изъяты>, проезд к месту командировки и обратно <данные изъяты>, общественный транспорт <данные изъяты>); ФИО13 – ежегодная аттестация адъюнктов с 8 ноября по 19 ноября 2015 года (выплаченная сумма <данные изъяты>: суточные <данные изъяты> рублей, проживание в гостинице <данные изъяты> рублей, проезд к месту командировки и обратно <данные изъяты> рублей, общественный транспорт <данные изъяты> рубля); ФИО14 – прохождение очередной промежуточной аттестации и выполнение работы по подготовке научно-квалификационной работы с 10 мая по 11 июня 2016 года (выплаченная сумма <данные изъяты> рублей: суточные <данные изъяты> рублей, проживание в гостинице <данные изъяты> рублей, проезд к месту командировки и обратно <данные изъяты>); ФИО14 – утверждение темы научной работы с 9 по 20 ноября 2015 года (выплаченная сумма <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек: суточные <данные изъяты>, проживание в гостинице <данные изъяты>, проезд к месту командировки и обратно <данные изъяты>); ФИО14 – сдача вступительных экзаменов в адъюнктуру с 31 мая по 1 июля 2015 года (выплаченная сумма <данные изъяты>: суточные <данные изъяты>, проживание в гостинице <данные изъяты>, проезд <данные изъяты> рублей); ФИО15 – сдача вступительных экзаменов в адъюнктуру с 31 мая по 13 июля 2014 года (выплаченная сумма <данные изъяты>: суточные <данные изъяты> рублей, проживание в гостинице <данные изъяты> рублей, проезд к месту командировки и обратно <данные изъяты>); ФИО15 – ежегодная аттестация с 16 по 27 ноября 2014 года (выплаченная сумма <данные изъяты>: суточные <данные изъяты>, проживание в гостинице <данные изъяты>, проезд к месту командировки и обратно <данные изъяты>).
По мнению истца, изложенное стало возможным в результате незаконного расходования денежных средств на оплату командировочных расходов военнослужащих, поступающих на обучение в адъюнктуры военных образовательных организаций высшего образования по заочной форме без отрыва от исполнения служебных обязанностей со стороны начальника <данные изъяты> Золотарева О.Б., помощника начальника <данные изъяты>) Бабурина А.Н., а также помощника начальника <данные изъяты> <данные изъяты> – начальника юридической службы Жабко А.В.
Так, <данные изъяты> Золотарев О.Б., являясь руководителем подразделения органа военного управления, являющегося головным разработчиком проектов приказов начальника военного института, в соответствии с п. 112 приказа Главнокомандующего ВВ МВД России от 31 марта 2004 года № 122 обязан был считать его текст, проверить правильность ссылок на ранее изданные законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативно правовые акты МВД России, чего надлежащим образом он не сделал, в результате чего образовался материальный ущерб.
Помощник начальника <данные изъяты> Бабурин А.Н. в соответствии с п. 116 данного Приказа при согласовании проекта приказа должен был проверить соответствуют ли содержащиеся в нем положения Конституции Российской Федерации, законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, нормативным правовым актам МВД России и главнокомандующего ВВ МВД России, чего им сделано не было, что также явилось следствием образовавшегося ущерба.
Помощника начальника военного института по правовой работе – начальник юридической службы Жабко А.В. согласно п. 138 названного Приказа обязан был определить соответствие проекта НПА Конституции Российской Федерации, законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, нормативным правовым актам МВД России, главнокомандующего ВВ МВД России, чего с его стороны надлежащим образом не выполнено, результатом чего явилось образование материального ущерба.
Учитывая изложенное, имеются все основания для привлечения ответчиков к полной материальной ответственности.
В судебном заседании представитель истца – Козлов А.В. поддержал заявленные требования и настаивал на их удовлетворении.
Ответчик Золотарев О.Б. иск не признал и указал, что при подготовке проектов документов для командирования военнослужащих в образовательные организации с целью поступления в адъюнктуру этих организаций по заочной форме обучения, а также обучения в них он руководствовался распоряжениями главного командования ВВ МВД России и Планом служебных командировок руководящего и научно – педагогического состава, которые предписывали ему именно направить указанных военнослужащих в образовательные учреждения высшего профессионального образования для сдачи вступительных испытаний и обучения. Все военнослужащие, которые убывали в служебные командировки с целью поступления и обучения в адъюнктуры военных образовательных организаций высшего образования по заочной форме обучения, являются преподавателями, а обучение в адъюнктуре военных образовательных организаций высшего образования по заочной форме имеет цели связанные с защитой диссертаций и присвоением ученых званий, что является повышением научного потенциала и коррерспондирует целям и задачам <данные изъяты>. Кроме того, в соответствии с возложенными на него обязанностями он фактически разрабатывал проекты командировочных удостоверений, после подписания которых начальником указывал сведения об убытии военнослужащих в командировки в рассматриваемых случаях в проектах приказов по строевой части, которые также подписывались начальником, и каких-либо распорядительных действий по направлению военнослужащих в командировки, которые могли являться следствием производства им излишних денежных выплат, он не совершал.
Ответчик Бабурин А.Н. в судебном заседании исковые требования не признал и указал, что основанием для оформления командировочных документов в рассматриваемых случаях являлись распоряжения главного командования ВВ МВД России, которые предписывали направить указанных военнослужащих в образовательные учреждения для сдачи вступительных испытаний или обучения, имеющие повелительную форму, поэтому военнослужащие направлялись в служебные командировки, целью чего являлось повышение научного потенциала учебного заведения. В соответствии с возложенными на него должностными обязанностями все военнослужащие обеспечивались положенными денежными средствами на командировочные расходы на основании командировочных удостоверений, подписанных начальником <данные изъяты>, а в последующем все авансовые отчеты об израсходованных денежных средствах также были утверждены данным должностным лицом, то есть денежные суммы фактически списывались на законных основаниях уполномоченным должностным лицом, и каких-либо незаконных действий, которые могли бы повлечь излишние денежные выплаты военнослужащим, он не совершал.
Ответчик Жабко А.В. заявленный иск не признал и указал, что в рассматриваемой ситуации в отношении военнослужащих, указанных в иске, убывающих для сдачи вступительных экзаменов в адъюнктуру или на обучение имелись распоряжения вышестоящего органа военного управления именно о необходимости направления указанных военнослужащих в учебные учреждения, а также командировочные удостоверения, подписанные начальником <данные изъяты>, которые фактически являлись распорядительными документами, предписывающими необходимость их убытия именно в служебную командировку, у него отсутствовали основания для указания в приказе по строевой части об убытии данных военнослужащих по иным кроме служебной командировки основаниям. Кроме того, в данном случае приказ по строевой части не является распорядительным документом, поскольку он лишь указывает о перемещениях личного состава. Каких-либо умышленных незаконных действий, следствием которых явилось бы причинение ущерба <данные изъяты> он не совершал.
Выслушав доводы сторон и исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из содержания телеграммы главного командования ВВ МВД России от 11 июня 2016 года № начальникам штабов региональных командований, начальникам военных образовательных организаций высшего образования, командирам воинских частей, непосредственно подчиненных главнокомандующему ВВ МВД России, главнокомандующему ОГВ(с) отдано распоряжение, согласно которому военнослужащим, направляемым в военно-учебные заведения, адъюнктуру, военную докторантуру, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования с обучением без отрыва от исполнения служебных обязанностей (по заочной и очно-заочной форме обучения), предоставлять учебные отпуска для подготовки к вступительным экзаменам (экзаменам) и сдачи вступительных экзаменов (экзаменов). По фактам допущенных нарушений в подчиненных воинских частях (учреждениях, организациях) провести служебные разбирательства, по итогам которых принять соответствующие правовые решения.
Как видно из заключения № по материалам административного расследования по фактам нарушения порядка оформления командировок военнослужащим <данные изъяты>, убывающим для поступления на учебу в адъюнктуру и в образовательные организации высшего образования, утвержденного начальником <данные изъяты> 22 июня 2016 года, в период с 2013 года по настоящее время офицерам <данные изъяты>, поступающим на обучение в адъюнктуры военных образовательных организаций высшего образования по заочной форме без отрыва от исполнения служебных обязанностей, выезд был оформлен в форме служебной командировки, что является нарушением ст. 31 Положения о порядке прохождения военной службы ст. 42 Положения о подготовке научно-педагогических кадров в образовательных учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации и ст. 2 Инструкции об организации служебных командировок сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Указанные нарушения были допущены при направлении на обучение следующих военнослужащих: ФИО7 – сдача вступительных экзаменов в адъюнктуру с 30 мая по 17 июня 2016 года (выплаченная сумма <данные изъяты>); ФИО8 - сдача вступительных экзаменов в адъюнктуру с 30 мая по 17 июня 2016 года (выплаченная сумма <данные изъяты>); ФИО9 - сдача вступительных экзаменов в адъюнктуру с 30 мая по 17 июня 2016 года (выплаченная сумма <данные изъяты>); ФИО10 – сдача вступительных экзаменов в адъюнктуру с 29 мая по 26 июня 2016 года (выплаченная сумма <данные изъяты>); ФИО11 – сдача вступительных экзаменов в адъюнктуру с 30 мая по 1 июля 2016 года (выплаченная сумма <данные изъяты>); ФИО12 – сдача вступительных экзаменов в адъюнктуру с 29 июня по 2 августа 2013 года (выплаченная сумма <данные изъяты>); ФИО12 – проведение учебной сессии с 10 мая по 13 июня 2014 года (выплаченная сумма <данные изъяты>); ФИО12 – сдача экзаменов с 31 января по 4 марта 2015 года (выплаченная сумма <данные изъяты>); ФИО12 – учебные сборы с 14 ноября по 6 декабря 2015 года (выплаченная сумма <данные изъяты>); ФИО13 – сдача вступительных экзаменов на заочную форму обучения с 13 июня по 11 июля 2015 года (выплаченная сумма <данные изъяты>; ФИО13 – ежегодная аттестация адъюнктов с 8 ноября по 19 ноября 2015 года (выплаченная сумма <данные изъяты>); ФИО14 – прохождение очередной промежуточной аттестации и выполнение работы по подготовке научно-квалификационной работы с 10 мая по 11 июня 2016 года (выплаченная сумма <данные изъяты>); ФИО14 – утверждение темы научной работы с 9 по 20 ноября 2015 года (выплаченная сумма <данные изъяты>); ФИО14 – сдача вступительных экзаменов в адъюнктуру с 31 мая по 1 июля 2015 года (выплаченная сумма <данные изъяты>); ФИО15 – сдача вступительных экзаменов в адъюнктуру с 31 мая по 13 июля 2014 года (выплаченная сумма <данные изъяты>); ФИО15 – ежегодная аттестация с 16 по 27 ноября 2014 года (выплаченная сумма <данные изъяты>).
Изложенное стало возможным в результате незаконного расходования денежных средств на оплату командировочных расходов военнослужащих, поступающих на обучение в адъюнктуры военных образовательных организаций высшего образования по заочной форме без отрыва от исполнения служебных обязанностей, которому способствовало ненадлежащее исполнение должностных обязанностей со стороны начальника <данные изъяты> Золотарева О.Б., помощника начальника <данные изъяты> Бабурина А.Н. и помощника начальника военного института по <данные изъяты> Жабко А.В.
Своими действиями начальник <данные изъяты> Золотарев О.Б. нарушил требования пп. 11, 24 п. 11 должностных обязанностей, помощник начальника военного института по <данные изъяты> Бабурин А.Н. нарушил требования пп. 15 п. 8 должностных обязанностей, помощник начальника военного института <данные изъяты> – <данные изъяты> Жабко А.В. нарушил требования пп. 1 п. 7 должностных обязанностей, что выразилось в том, что при подготовке проектов приказов указанными должностными лицами не были учтены требования ст. 31 Положения о порядке прохождения военной службы и ст. 2 Инструкции об организации служебных командировок сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД Российской Федерации на территории Российской Федерации, в результате чего военному институту причинен ущерб на сумму <данные изъяты>, в связи с чем указанные должностные лица на основании ст. 5 Федерального закона «О статусе военнослужащих» несут полную материальную ответственность.
В соответствии с выпиской из приказа МВД России от 19 апреля 2013 года № Золотарев О.Б. назначен на должность <данные изъяты> и на основании приказа начальника института от 13 мая 2013 года № с/ч с 16 мая 2013 года приступил к исполнению должности.
Как следует из содержания выписки из приказа МВД России от 3 сентября 2008 года № л/с Бабурин А.Н. назначен на должность <данные изъяты> и на основании приказа начальника института от 25 сентября 2008 года № с/ч он с 24 сентября 2008 года приступил к исполнению воинской должности.
Согласно выписке из приказа главнокомандующего ВВ МВД России от 20 июля 2015 года №-лс Жабко А.В. назначен на должность помощника начальника <данные изъяты> <данные изъяты> и на основании приказа начальника института от 28 сентября 2015 года № с/ч он с 16 сентября 2015 года приступил к исполнению должности.
В соответствии с ч. 11 ст. 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для выполнения служебных поручений вне места постоянной службы сотрудник органов внутренних дел в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "О полиции" может быть направлен в служебную командировку. Порядок и условия командирования сотрудника определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В целях совершенствования организации и повышения эффективности служебных командировок в системе МВД Российской Федерации приказом МВД России от 15 ноября 2011 года № 1150 утверждена Инструкция об организации служебных командировок сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Как указано в п. 2 названной Инструкции ее действие не распространяется на поступление на учебу по инициативе сотрудника (военнослужащего) в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, в заочную адъюнктуру, обучение в них, а также для подготовки и сдачи кандидатских экзаменов; время сдачи вступительных экзаменов в очную и заочную аспирантуру (адъюнктуру) при научно-исследовательских учреждениях и образовательных учреждениях высшего профессионального образования; поездки, связанные с выполнением диссертационных исследований соискателями, занимающимися повышением научной квалификации вне адъюнктуры, адъюнктами, обучающимися с отрывом от службы (военной службы), а также докторантами, если их работа не включена в тематический план научно-исследовательских работ.
При этом, как следует из содержания п.п. 10, 17, 17.7.4, 18, 18.3.2, 70, 72, 74, 81, 89, 92, 93, 98, 103 указанной Инструкции плановые и внеплановые служебные командировки сотрудников (военнослужащих) осуществляются по решению должностных лиц, к числу которых относятся начальники военно-учебных заведений и учреждений внутренних войск МВД России, которые несут персональную ответственность за организацию, контроль и эффективность служебных командировок. Оформление выезда в служебную командировку в военно-учебных заведениях и учреждениях внутренних войск МВД России производится только при наличии указанного решения, которое является основанием для издания приказа о направлении сотрудника (военнослужащего) в служебную командировку. Сотруднику (военнослужащему), направляемому в служебную командировку, выдается командировочное удостоверение. За время нахождения в служебной командировке сотруднику (военнослужащему) выплачиваются суточные, а при подтверждении соответствующими документами – расходы по найму жилого помещения и по проезду к пункту командирования.
В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 31 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляются учебные отпуска для подготовки к вступительным экзаменам (экзаменам) и сдачи вступительных экзаменов (экзаменов) в военно-учебные заведения, адъюнктуру, военную докторантуру и в период обучения в них; в профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования с обучением без отрыва от исполнения служебных обязанностей (по заочной и очно-заочной форме обучения) и в период обучения в них. Основанием для предоставления учебного отпуска является извещение, подписанное начальником военно-учебного заведения или руководителем научной организации, о допуске военнослужащего к сдаче вступительных экзаменов.
В судебном заседании установлено, что в период с 2013 года по 2016 год перед направлением военнослужащих военного института ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 в служебные командировки для сдачи вступительных экзаменов в военно-учебные заведения и на период обучения в них без отрыва от исполнения служебных обязанностей, в адрес военного института поступали распоряжения главного командования ВВ МВД России, оформленные телеграммами, предписывающие начальнику института обеспечить прибытие указанных военнослужащих в соответствующие образовательные учреждения к месту прохождения обучения.
Выезды указанных военнослужащих осуществлялись на основании командировочных удостоверений, подписанных начальником военного института, что подтверждается представленными в материалах дела командировочными удостоверениями №№, на основании которых начальником института также издавались приказы (по строевой части) об убытии указанных военнослужащих в служебные командировки соответственно №№
В связи с выездом перечисленных военнослужащих в служебные командировки им выплачивались суточные за период нахождения в служебной командировке, а при подтверждении соответствующими документами – расходы по найму жилого помещения и по проезду к пункту командирования. При этом, в каждом случае авансовый отчет о фактически израсходованных суммах утверждался начальником военного института.
В ст. 28 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» определено, что военнослужащий в зависимости от характера и тяжести совершенного им правонарушения привлекается к материальной ответственности в соответствии с данным законом и другими федеральными законами.
В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 3 Федерального закона от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб, под которым понимается в частности излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью. Не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы.
Основания привлечения военнослужащего к полной материальной ответственности указаны в ст. 5 названного Федерального закона, согласно которой военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен: военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей; действиями (бездействием) военнослужащего, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации; в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации; умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в медицинских организациях военнослужащих, пострадавших в результате этих действий; военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние опьянения.
Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих», ст. 3 и п. 2 ст. 9 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» на военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, может быть возложен указанный вид ответственности лишь при одновременном наличии нескольких условий. К их числу относятся: наступление реального ущерба, противоправность поведения лица во время исполнения обязанностей военной службы, его вина, а также причинная связь между действиями (бездействием) лица, причинившего вред, и наступившим ущербом.
Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков свидетельствует о необоснованности привлечения лица к материальной ответственности.
В силу требований ч. 1 ст. 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вместе с тем, истцом не представлено доказательств, что <данные изъяты> Золотарев О.Б., <данные изъяты> Бабурин А.Н., а также помощник начальника военного института <данные изъяты> Жабко А.В. могут быть привлечены к полной материальной ответственности.
Как следует из содержания пп. 11, 24 п. 11 должностных обязанностей <данные изъяты> Золотарева О.Б., на него возложены обязанности по подготовке проекта приказа по строевой части и его представлению на подпись начальнику института, а также по подготовке планов служебных командировок и представлению их на рассмотрение начальнику военного института и на утверждение в главное командование ВВ МВД России.
Согласно пп. 15 п. 8 должностных обязанностей помощника начальника военного института по <данные изъяты> Бабурина А.Н. на него возложена обязанность производить проверку законности расходования денежных средств и правильности оформления приходно-расходных документов.
В соответствии с пп. 1 п. 7 должностных обязанностей помощника начальника военного института <данные изъяты> Жабко А.В. на него возложены обязанности по проведению правовой экспертизы и визированию проектов приказов начальника военного института и других служебных документов, в том числе представляемых на утверждение (подпись) начальнику военного института документов, касающихся списания с учета в установленном порядке материальных и денежных средств.
Согласно п.п. 112, 116 и 138 Правил подготовки нормативных правовых и иных правовых актов во внутренних войсках МВД России, утвержденных приказом главнокомандующего ВВ МВД России от 31 марта 2004 года № 122, после разработки проекта НПА руководитель подразделения органа военного управления, являющегося его головным разработчиком, обязан считать его текст, проверить правильность ссылок на ранее изданные законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты МВД России и заверить проект своей подписью. При согласовании проекта НПА в заинтересованных структурных подразделениях органов военного управления в пределах их компетенции должно быть установлено: к чьей компетенции относится правовое регулирование вопросов, составляющих предмет данного нормативного правового акта; достаточно ли обоснована практическая необходимость издания данного нормативного правового акта; не имеются ли ранее изданные нормативные правовые акты по предмету правового регулирования разработанного проекта НПА; правильно ли выбран вид нормативного правового акта; соответствуют ли содержащиеся в нем положения Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, а также обязательствам Российской Федерации в соответствии с международными договорами, законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, нормативным правовым актам МВД России и главнокомандующего внутренними войсками МВД России; правильно ли сделаны отсылки к другим нормативным правовым актам; обоснованы и достаточны ли меры, предусмотренные проектом НПА; предусмотрено ли в связи с изданием нового нормативного правового акта изменение и дополнение или признание утратившим силу (неприменяемыми) ранее принятых по этому вопросу нормативных правовых актов. Рассмотрение проекта НПА в юридических подразделениях (помощниками командиров по правовой работе) включает в себя: определение полномочий соответствующих органов, должностных лиц по изданию данного нормативного правового акта; определение полноты согласованности проекта НПА; установление правильности выбора вида нормативного правового акта; определение соответствия проекта НПА Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, а также обязательствам Российской Федерации в соответствии с международными договорами, законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, нормативным правовым актам МВД России и главнокомандующего внутренними войсками МВД России; анализ проекта НПА с учетом методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденном Правительством Российской Федерации; проверку правильности оформления проекта НПА, соблюдение установленных юридико-технических требований и правил.
При этом, в п. 5 названных Правил предусмотрено, что персональную ответственности за организацию нормотворческой деятельности, своевременную и качественную подготовку проектов нормативных правовых актов несут командиры (начальники) соответствующих подразделений внутренних войск.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что ответчики в рамках возложенных на них должностных обязанностей каких-либо распорядительных решений по направлению в служебные командировки перечисленных военнослужащих, допущенных к сдаче вступительных экзаменов в военно-учебные заведения и в период обучения в них, не принимали и каких-либо действий, перечисленных в ст. 5 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих», в результате которых выплата указанным военнослужащим денежных средств ввиду нахождения в служебных командировках может рассматриваться как причинение ущерба, не совершали, а перечисленные в исковом заявлении и материалах административного расследования нарушения, которые, по мнению истца и его представителя, были допущены со стороны ответчиков и привели к причинению ущерба излишними денежными выплатами военнослужащим, направляемым в служебные командировки, не могут являться основанием для привлечения их к полной материальной ответственности, так как к таковым решениям и действиям они не относятся.
С учетом изложенного суд не находит оснований для привлечения военнослужащих <данные изъяты>: <данные изъяты> Золотарева О.Б., помощника начальника военного института <данные изъяты> Бабурина А.Н., а также помощника начальника военного института <данные изъяты> Жабко А.В. к полной материальной ответственности за незаконное расходование денежных средств на оплату командировочных расходов военнослужащих, поступающих на обучение в адъюнктуры военных образовательных организаций высшего образования по заочной форме без отрыва от исполнения служебных обязанностей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковое заявление начальника <данные изъяты> к военнослужащим названного учебного учреждения Золотареву <данные изъяты>, Бабурину <данные изъяты> и Жабко <данные изъяты> о привлечении к полной материальной ответственности, – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Приволжский окружной военный суд через Саратовский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме 12 сентября 2016 года.
Председательствующий