Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4983/2015 ~ М-2703/2015 от 12.03.2015

Дело № 2-4983/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ года

Одинцовский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Васиной Д.К.

при секретаре Рамазанове А.И.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ..... городского прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, от имени Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по ..... области к Шевандиной Е.Д., Казновской А.Н., Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации ..... муниципального района ..... области, Администрации ..... муниципального района ..... области

третьи лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение «3е лицо», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ..... области, Комитет лесного хозяйства ..... области, ..... филиал ГКУ ..... «наименование»

о признании недействительными постановлений, договоров, исключении сведений из ГКН, об обязании освободить земельный участок.

Установил:

Одинцовский городской прокурор (далее – истец, ..... городской прокурор) обратился в Одинцовский городской суд с исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, от имени Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по ..... области к Шевандиной Е.Д., Казновской А.Н., Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации ..... муниципального района ..... области, Администрации ..... муниципального района ..... области, в котором просил:

1. Признать недействительным постановление руководителя администрации ..... муниципального района ..... области от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка Шевандиной Е.Д., расположенного в границах АДРЕС

2. Признать недействительным в силу ничтожности договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка площадью 1624 кв.м. с кадастровым номером из земель населенных пунктов, расположенного в границах АДРЕС заключенный между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации ..... муниципального района и Шевандиной Е.Д.

3. Признать недействительным постановление руководителя администрации ..... муниципального района ..... области от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка Шевандиной Е.Д. для индивидуального жилищного строительства, расположенного в границах АДРЕС».

4. Признать недействительным договор от ДД.ММ.ГГГГ купли-продажи земельного участка общей площадью 1624 кв.м. с кадастровым номером , земли населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: АДРЕС, заключенный между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации ..... муниципального района и Шевандиной Е.Д.

5. Исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке общей площадью 1624 кв.м. с кадастровым номером , земли населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства, расположенном по адресу: АДРЕС

6. Признать недействительным постановление руководителя администрации ..... муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «Об отнесении земельных участков, расположенных в границах АДРЕС, к категории земель «земли населенных пунктов» в части подпункта 1.4.

7. Истребовать в собственность Российской Федерации из владения Казновской А.Н. земельный участок общей площадью 1624 кв.м. с кадастровым номером , земли населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: АДРЕС, и обязать Казновскую А.Н. освободить указанный земельный участок от находящегося на участке имущества.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле принимают участие: Федеральное государственное бюджетное учреждение «3е лицо», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ..... области, Комитет лесного хозяйства ..... области, ..... филиал ГКУ ..... «наименование».

Прокурор поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель Шевандиной Е.Д., Казновской А.Н. просил в удовлетворении заявленных требований отказать, поддержал ранее заявленное ходатайство о пропуске прокурором срока исковой давности.

Представитель Комитета лесного хозяйства поддержал заявленные требования.

Представители Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации ..... муниципального района ..... области, Администрации ..... муниципального района ..... области, ФГБУ «3е лицо», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ..... области, ..... филиала ГКУ ..... «наименование», надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания, не явились.

До начала судебного заседания от Администрации ..... муниципального района ..... области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Также ответчик пояснил, что не имеет возражений против удовлетворения заявленных требований.

Суд счел возможным удовлетворить заявленное ходатайство.

В соответствии с частью 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд рассматривает дело в отсутствие представителей ответчиков и третьих лих, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев представленные в материалы дела документальные доказательства, суд установил следующее.

Городской прокуратурой проведена проверка законности передачи органами местного самоуправления Одинцовского муниципального района в частную собственность земельных участков на территории Одинцовского муниципального района.

Проверкой установлено, что на основании постановления руководителя администрации ..... муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ Шевандиной Е.Д. в аренду сроком на 25 лет предоставлен земельный участок площадью 1624 кв.м. с кадастровым номером , расположенный в границах АДРЕС При этом постановлением руководителя администрации ..... муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ участок отнесен к категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования участка - для индивидуального жилищного строительства.

Так, между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации ..... муниципального района (арендодатель) и Шевандиной Е.Д. (арендатор) ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды земельного участка.

Позднее в силу постановления руководителя администрации ..... муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ Комитетом и Шевандиной Е.Д. ДД.ММ.ГГГГ заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером площадью 1624 кв.м., расположенного по адресу: АДРЕС, отнесенного к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.

ДД.ММ.ГГГГ названный земельный участок передан Шевандиной Е.Д. покупателю – Казновской А.Н. по договору купли-продажи.

Вместе с тем по информации Комитета лесного хозяйства ..... области земельный участок с кадастровым номером относится к землям лесного фонда и расположен в квартале АДРЕС. В соответствии с лесохозяйственным регламентом ..... лесничества ..... области и таксационным описанием ..... сельского участкового лесничества размещенные на данном участке леса отнесены к категории лесов, расположенных в 1 и 2 поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В ходе проведенного осмотра, в том числе земельного участка с кадастровым номером (акт осмотра территории лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, л.д. 24) по результатам натурного обследования установлено, что состав и возраст насаждений не соответствует данным таксационного описания.

Кроме того, согласно информации, представленной Комитетом лесного хозяйства ..... области, земельный участок с кадастровым номером имеет наложение на земли лесного фонда АДРЕС

Указанное, по мнению прокурора, свидетельствует об отнесении земельного участка с кадастровым номером площадью 1624 кв.м., расположенного по адресу: АДРЕС, к категории земель лесного фонда.

При изложенных обстоятельствах, истец обратился в суд с настоящими требованиями.

Рассмотрев представленные в дело документальные доказательства, учитывая установленные судом обстоятельства дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) лесное законодательство регулирует лесные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Статьей 8 ЛК РФ установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Участок лесного фонда представляет собой земельный участок с особым правовым режимом, входящий в состав земель лесного фонда.

Земли лесного фонда ограничены в обороте и могут находится только в федеральной собственности (в соответствии с пунктом 8 статьи 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества.»)

Согласно части 3 статьи 4.1 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-83 ЛК РФ, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 ЛК РФ. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.

Сведения о лесных участках, внесенные в государственный лесной реестр основаны на материалах лесоустройства.

В соответствии со статьями 67-68 ЛК РФ, пункты 2-3 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 2007 года № 377 «О правилах проведения лесоустройств, лесоустройство проводится на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса; землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса; землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса, и включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксикацию лесов (выявление, учет, оценка качества и количественных характеристик лесных ресурсов)»; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Геодезические и картографические работы производятся в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 г К 209-Ф3 «О геодезии и картографии». В случае закрепления на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных лесохозяйственных знаков и (или) и указано на картах лесов.

Согласно статье 69 ЛК РФ, при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.

Кроме того, согласно пункту 1 части 6 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-Ф3 «О государственном кадастре недвижимости» согласование местоположения границ проводится без из установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Таким образом, на основании вышеизложенного, границы земель лесного фонда определены.

Из выкопировки из плана, таксационного описания ..... района, изготовленного по материалам лесоустройства ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ гг. усматривается, что спорный земельный участок расположен на землях лесного фонда в квартале АДРЕС.

Также в материалы дела представлена выписка из государственного лесного реестра о лесных кварталах и о лесотаксационных выделах от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 162), из которой следует, что квартал АДРЕС площадью 20,5 га относится к землям лесного фонда с целевым назначением – защитные леса, категория защитных лесов - леса, расположенные в 1 и 2 поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. При этом согласно названной выписки к видам использования относятся: заготовка древесины (включая СОМ), заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства; осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; осуществление рекреационной деятельности; выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев); строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; осуществление религиозной деятельности; изыскательские работы.

В силу статьи 71 ЛК РФ, предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном ЗК РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Статьей 83 ЛК РФ установлено, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений:

разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы

проектов освоения лесов;

предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов;

выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда;

организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением

лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог,

предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;

ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации;

осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного

надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса;

установление перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), и перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор в лесах.

Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности Правительством Российской Федерации (статья 8 ЗК РФ).

Федеральная собственность на лесные участки признана в силу закона, а не в силу зарегистрированного права собственности Российской Федерации.

В материалы дела представлено экспертное заключение, выполненное ООО «наименование2» (л.д. 128-131), по аналогичному спору, касающегося земельного участка с кадастровым номером , площадью 1400 кв.м., расположенного по адресу: АДРЕС

Однако не может являться прямым доказательством нахождения спорного участка на землях лесного фонда, поскольку вопрос о спорном участке перед экспертами не ставился.

При этом суд отмечает, что в рамках рассмотрения настоящего спора сторонами не заявлялись ходатайства о назначении по делу судебной экспертизы.

В соответствии со статьей 11 ЛК РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.

В настоящее время в результате предоставления лесных участков в собственность физического лица реализация перечисленных правомочий гражданами фактически ограничена, что свидетельствует о нарушении права неопределенного круга лиц на свободное пребывание в лесах.

В соответствии с требованиями статьи 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии с частью 1 статьи 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

Согласно части 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 статьи 125 ГК РФ, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

К способам защиты гражданских прав, на основании статьи 12 ГК РФ, относятся: восстановление положения, существовавшего до нарушения права; признание недействительным акта органа местного самоуправления; прекращение правоотношений, иные способы, предусмотренные законом.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что Администрацией ..... муниципального района ..... области фактически осуществлено распоряжение земельным участком, относящимся к категории земель лесного фонда, в отсутствие предоставленных законом полномочий, в связи с чем суд признает обоснованными исковые требования в части признания недействительными: постановления руководителя администрации ..... муниципального района ..... области от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка Шевандиной Е.Д., расположенного в границах АДРЕС»; постановления руководителя администрации ..... муниципального района ..... области от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка Шевандиной Е.Д. для индивидуального жилищного строительства, расположенного в границах АДРЕС», постановление руководителя администрации ..... муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «Об отнесении земельных участков, расположенных в границах АДРЕС, к категории земель «земли населенных пунктов» в части подпункта 1.4.

Поскольку вышеназванные постановления Администрации ..... муниципального района ..... области признаны судом недействительными, требование об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке общей площадью 1624 кв.м. с кадастровым номером , земли населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: АДРЕС, - также подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 168 ГК РФ (в редакции, действующей до ДД.ММ.ГГГГ) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В силу части 1 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Согласно статье 168 ГК РФ в действующей редакции сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В соответствии со статьей 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли (статья 302 ГК РФ).

В соответствии со статьей 2 Закона Московской области от 07.06.1996 № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» органы местного самоуправления муниципальных районов распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Как установлено в ходе рассмотрения настоящего спора, земельный участок выбыл из государственной собственности в результате заключения сделки, противоречащей требованиям земельного законодательства, установленных ЗК РФ, что повлекло нарушение интересов Российской Федерации в сфере проведения единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений.

При таких обстоятельствах, суд признает обоснованными требования о признании недействительным в силу ничтожности договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка площадью 1624 кв.м. с кадастровым номером , из земель населенных пунктов, расположенного в границах АДРЕС, заключенный между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации ..... муниципального района и Шевандиной Е.Д., а также признания недействительным договора от ДД.ММ.ГГГГ купли-продажи земельного участка общей площадью 1624 кв.м. с кадастровым номером , земли населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: АДРЕС заключенный между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации ..... муниципального района и Шевандиной Е.Д.

Кроме того, истцом заявлено требование об освобождении незаконно занимаемого участка лесного фонда.

Согласно пункту 2 статьи 79 ЛК РФ продавцами права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление определенных полномочий в области лесных отношений, в том числе предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов (подпункт 2 пункта 1 статьи 83 ЛК РФ).

Пунктом 4 статьи 74 ЛК РФ установлено, что заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 названного Кодекса.

В соответствии с пунктом 12.1.5 Положения о Комитете лесного хозяйства ..... области (правопреемник Управления лесного хозяйства по ..... области и г. .....), утвержденного Постановлением Правительства ..... области от ДД.ММ.ГГГГ, в сфере установленной деятельности Комитет осуществляет в том числе полномочия по предоставления лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.

Статьей 3 ЛК РФ определено, что лесным законодательством регулируются лесные отношения, а имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом и другими федеральными законами.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в данном случае необходимо исходить из приоритета правил статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации перед нормой части 1 статьи 74 ЛК РФ.

Поэтому в случаях, когда на лесном участке находятся объекты недвижимости, разрешать спорные правоотношения следует в соответствии с положениями статьи 36 ЗК РФ, согласно которой право аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники расположенных на этих участках зданий, строений и сооружений.

Установленными в ходе рассмотрения настоящего спора обстоятельствами подтверждается тот факт, что Казновская А.Н. использует территорию лесного фонда без надлежаще оформленного права на его использование.

Таким образом, суд приходит к выводу, что требования истца об освобождении незаконно занимаемого участка лесного фонда от находящегося на участке имущества также подлежат удовлетворению.

Статьей 3 ГПК РФ предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц.

Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В силу части 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2001 № 15, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.11.2001 № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования именно по этим мотивам.

Возражая против удовлетворения заявленных требований, представитель Шевандиной Е.Д., Казновской А.Н. сослался на пропуск истцом срока исковой давности для предъявления настоящих требований в суд, поскольку с момента постановки на учет спорного земельного участка прошло уже шесть лет.

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Как усматривается из материалов дела, письмом от ДД.ММ.ГГГГ № исх. (л.д. 12-13) Комитет лесного хозяйства ..... области обратился к прокурору ..... городской прокуратуры С.В. Якубову с просьбой проведения проверки законности постановки на кадастровый учет земель лесного фонда с категорией – земли поселений (земли населенных пунктов), площадью 5,65 га, с разрешенным использованием – для индивидуальной жилищной застройки. Принимая во внимание указанное обстоятельство, суд приходит к выводу о том, что ..... городской прокурор узнал о нарушении прав Российской Федерации, неопределенного круга лиц оспариваемыми постановлениями в ДД.ММ.ГГГГ года и обратился в суд с настоящими требованиями в пределах установленного законом срока – в ДД.ММ.ГГГГ года.

Таким образом, суд не находит законных оснований для удовлетворения ходатайства ответчиков о пропуске истцом срока исковой давности.

Иные возражения Шевандиной Е.Д., Казновской А.Н. отклоняются судом, как противоречащие установленным по делу обстоятельствам, и не подтвержденные документальными доказательствами.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ..... городского прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, от имени Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по ..... области к Шевандиной Е.Д., Казновской А.Н., Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации ..... муниципального района ..... области, Администрации ..... муниципального района ..... области о признании недействительными постановлений, договоров, исключении сведений из ГКН, об обязании освободить земельный участок - удовлетворить.

Признать недействительным постановление руководителя администрации ..... муниципального района ..... области от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка Шевандиной Е.Д., расположенного в границах АДРЕС».

Признать недействительным в силу ничтожности договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка площадью 1624 кв.м. с кадастровым номером , из земель населенных пунктов, расположенного в границах АДРЕС, заключенный между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации ..... муниципального района и Шевандиной Е.Д.

Признать недействительным постановление руководителя администрации ..... муниципального района ..... области от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка Шевандиной Е.Д. для индивидуального жилищного строительства, расположенного в границах АДРЕС».

Признать недействительным договор от ДД.ММ.ГГГГ купли-продажи земельного участка общей площадью 1624 кв.м. с кадастровым номером , земли населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: АДРЕС, заключенный между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации ..... муниципального района и Шевандиной Е.Д.

Исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке общей площадью 1624 кв.м. с кадастровым номером земли населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства, расположенном по адресу: АДРЕС.

Признать недействительным постановление руководителя администрации ..... муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «Об отнесении земельных участков, расположенных в границах АДРЕС, к категории земель «земли населенных пунктов» в части подпункта 1.4.

Истребовать в собственность Российской Федерации из владения Казновской А.Н. земельный участок общей площадью 1624 кв.м. с кадастровым номером , земли населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: АДРЕС.

Обязать Казновскую А.Н. освободить указанный земельный участок от находящегося на участке имущества.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья Д.К.Васина

2-4983/2015 ~ М-2703/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
от имени Российской Федерации- Территориальное управление Федерального агенствапоуправлению государственным имуществом по Московской области
Ответчики
Казновская Альбина Николаевна
Фиилил ФГБУ ФКП Росреестра по Московской области
Шевандина Евгения Дмитриевна
Администрация Одинцовского муниципального района Московскойобласти
Комитет по упралению муниципаальным имуществом Администарции Одинцовского муниципального района Московсой области
Другие
Упрапвление Федеральнйо службы государственой регистрауии, кадстар и картографии по Москвоской области
Звенигородкий филиал ГКУ МО "Мособллес"
Комитет лесного хозйства Московвской области
Суд
Одинцовский городской суд Московской области
Судья
Васина Дина Константиновна
Дело на странице суда
odintsovo--mo.sudrf.ru
12.03.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.03.2015Передача материалов судье
12.03.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.03.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.04.2015Подготовка дела (собеседование)
09.04.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.05.2015Судебное заседание
17.06.2015Судебное заседание
15.07.2015Судебное заседание
16.07.2015Судебное заседание
21.07.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.06.2018Дело оформлено
21.06.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее