РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 января 2021 года г. Кинель
Кинельский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Куршевой Н.Г.,
при секретаре Огановой А.А.,
с участием ответчика Петровой И.П. и ее представитель Чернышев В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-40/2021 по иску ООО «ЭкоСтройРесурс» к Петровой И.П. о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО и по встречному иску Петровой И.П. к ООО «ЭкоСтройРесурс» о признании публичного договора недействительным, признании оказания услуг ненадлежащего качества, признании задолженности недействительной, обязании заключить договор
У С Т А Н О В И Л:
ООО «ЭкоСтройРесурс» обратилось в Кинельский районный суд Самарской области с иском о взыскании с Петровой И.П. задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в размере 14910 рублей 84 копеек и расходы по оплате государственной пошлины в размере 596 рублей, указав, что истец по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет деятельность в качестве Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории <адрес>. В соответствии со ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники ТКО (физические, юридические лица, индивидуальные предприниматели) (далее Потребитель, Должник) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором (далее - Договор). Типовая форма Договора, содержащая положения о предоставлении услуг по обращению с ТКО утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. № 641» (далее - Правила № 1156). Согласно пунктам 8(4) - 8(17) Правил № 1156, Договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-ый рабочий день после размещения Региональным оператором предложения о заключении указанного Договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Предложение о заключении Договора по обращению с ТКО и типовой договор были опубликованы Региональным оператором на своем официальном сайте: https://ecostr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 23.12.2018г. Таким образом, в силу своей публичности договор с Региональным оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи Потребителя (ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также согласно ст. 425 ГК РФ оказываемые Потребителю услуги, вне зависимости от даты заключения Договора подлежат оплате с ДД.ММ.ГГГГ., то есть с даты фактического оказания Региональным оператором услуг Потребителю. Данная позиция подтверждается письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. №, в котором указано, что договоры на оказание услуг по обращению с ТКО между собственниками помещений и Региональным оператором считаются заключенными с даты начала оказания услуг по обращению с ТКО. Договоры заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется. Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018г. № 846, а также Приказом департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 28.03.2019г. №95 утвержден предельный тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 год для населения в сумме - 598,16 руб./м3 (с учетом НДС). Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.12.2018 № 1023 (далее - Приказ № 1023) утвержден норматив накопления ТКО на территории городских округов <адрес> на 1 кв. метр общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов (далее - МКД и ИЖС соответственно) и составляет 0,091 м3 в год. Формула для расчета суммы ежемесячной оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО на территории указанных выше городских округов в МКД и ИЖС: Единица измерения (площадь объекта недвижимости) х годовой норматив накопления ТКО (0,091 м3) х предельный тариф (598,16 руб./м3) /12 (количество месяцев в году). Ответчик является собственником объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Общая площадь объекта недвижимости составляет 234,8 кв.м. Таким образом, в соответствии с вышеприведенной формулой, сумма ежемесячной платы за коммунальную услугу для Потребителя составляет 1065 руб. 06 коп. С ДД.ММ.ГГГГ. Региональный оператор принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО надлежащим образом. Претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора является обязательным в случаях, предусмотренных ч. 7 ст. 132 ГПК РФ, то есть в рамках искового производства. В адрес ответчика Региональным оператором были направлены платежные документы на оплату оказанных услуг с указанием: ФИО ответчика, адреса регистрации, суммы задолженности, периода просрочки оплаты, номера лицевого счета, реквизитов для оплаты. По своему содержанию направленные ответчику платежные документы являются письменным требованием, адресованным ответчику об устранении нарушений исполнения обязательства, то есть претензий. Таким образом, направление ответчику платежных документов (квитанций) является доказательством соблюдения Региональным оператором досудебного порядка урегулирования спора. Однако, обязательство по оплате оказанных Региональным оператором услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ. не было исполнено Должником, в связи с чем за указанный период образовалась задолженность, которая, согласно нижеприведённому расчёту, составляет 4 910 (Четырнадцать тысяч девятьсот десять) руб. 84 коп. Расчет суммы задолженности: 1065 руб. 06 коп. (сумма в месяц) х14 (количество месяцев) = 14910 руб. 84 коп. (общая сумма задолженности).
Истцом было подано заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с ПЕтрвоой И.П. задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ. в размере 14910 руб. 84 коп. ДД.ММ.ГГГГг. И.о. мирового судьи судебного участка №63 Кинельского судебного района Самарской области вынес судебный приказ о взыскании с Петровой И.П. в пользу истца оговоренной выше задолженности и расходов по оплате госпошлины в размере 298 руб. От Петровой И.П. поступили возражения относительно исполнения судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем судебный приказ был отменен. До настоящего момента вышеуказанная задолженность ответчиком не погашена. В связи с чем, истец обратился в суд с настоящим иском.
Ответчик Петрова И.П., не согласившись с исковыми требованиями, обратилась со встречным иском к ООО «ЭкоСтройРесурс» о признании публичного договора недействительным, признании оказания услуг ненадлежащего качества, признании задолженности недействительной, обязании заключить договор, ссылаясь на следующее. Региональный оператор указывает на публичность договора о предоставлении услуг по обращению с ТКО и считает его заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителя. Региональный оператор считает договор заключенным согласно пунктам 8.(4)-8.(17) Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016г. №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесение изменений в Постановление Правительства РФ от 25.08.2008г. №641». Но пункт 8.(1) Правил №1156 не предполагает заключение договора в отношении ТКО, образующихся в индивидуальных жилых домах с собственниками и иными владельцами индивидуальных жилых жомов. В Правилах прописано, что Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся: а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 ЖК РФ, при которых договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации; б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника; в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 ЖК РФ, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Письменный договор с Петрововй И.П. заключён не был, конклюдентные действия не совершались (Бестарный сбор ТКО в <адрес> осуществляется мусоровозом, который, в соответствии с п.30 Правил №1156, должен быть оснащён видео регистратором и системой позиционирования ГЛОНАС или GPS, предназначенной для получения, обработки и передачи информации, имеющей значение для подтверждения факта исполнения обязательств. Так же ведётся маршрутный журнал, в котором указывается информация о движении мусоровоза, загрузке и выгрузке ТКО. Всё это позволяет установить, что у жилого дома по адресу: <адрес> услуга по обращению с ТКО не оказывалась). Вывод, исходя из вышеизложенного, договорные отношения между региональным оператором и Петровой И.П. - собственником индивидуального жилого дома по вышеназванному адресу, в настоящее время отсутствуют.
Кроме того, ответчик не согласна с формулой для расчета суммы ежемесячной оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО. Полагает, что она должна рассчитываться исходя из общей площади жилого помещения. Согласно экспликации к поэтажному плану ее жилого дома: жилая площадь составляет 84,6 кв.м, вспомогательная площдь (кухня – 12 кв.м, холл – 9,2 кв.м, лестничный марш – 11,1 кв.м, туалет – 1,2 кв.м, ванная – 4,7 кв.м, лестничный марш – 9,7 кв.м, холл – 17,7 кв.м) – 65,6 кв.м; подсобные помещения (гараж – 24,6 кв.м, подвал 3,1 кв.м, 5,4 кв.м, 8,3 кв.м, 8,3 кв.м, котельная – 6,4 кв.м, подсобная площадь - 8,5 кв.м) – 84,6 кв.м; общая площадь жилого помещения составляет 150,2 кв.м. В итоге формула для расчета суммы ежемесячной оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО следующая: 150,2 кв.м (общая площадь жилого помещения) х 0,091 куб.м (годовой норматив накопления ТКО) х 598,16 руб/куб.м (предельный тариф)/12 (количество месяцев в году). Таким образом, в соответствии с приведенной формулой, сумма ежемесячной платы составляет: 6 813 руб.
Также указала, что в исковом заявлении региональный оператор констатирует, что услуга по обращению с твёрдыми коммунальными отходами оказана надлежащего качества, с чем Петрова И.П. не может согласиться. В пункте 11.а Типового договора значится, что региональный оператор обязан принимать ТКО в объёме и месте, которые определены в приложении к договору. Договор о предоставлении услуги по обращению с ТКО должен включать информацию в графическом виде о размещении мест накопления ТКО и подъездных путей, (пункт 148(13) Постановления № 354). Как было сказано выше, приложение к договору отсутствует. Согласно пункта 9 Правил №1156 потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определённых договором на оказание услуг с ТКО. Никакого бестарного способа сбора ТКО, который практикуется в посёлке Горный (является частным сектором), где находится дом Петровой И.П., Правилами №1156 не предусмотрено. Отсутствуют как контейнерные площадки, так и контейнеры, и бункеры. Нарушаются Санитарные нормы (СанПин 42-128-4690- 88), которые обязывают располагать контейнеры для сбора ТКО не ближе 20 м и не дальше 100 м от жилого дома. Сбор ТКО осуществляется спецтранспортом два раза в неделю. То есть нарушается также и пункт 2.2.1 СанПин 42-128-4690-88, который предписывает срок хранения, при временном хранении отходов во дворовых сборниках, в холодное время года — не более трёх суток, в тёплое время - не более одних суток (ежедневно). Такие же сроки вывоза ТКО предусмотрены пунктом 17 Приложения №1 Правил предоставления коммунальных услуг, утверждённых Постановлением №354. Как видно из приведённых фактов, услуга жителям <адрес> оказывается ненадлежащего качества. Таким образом, поскольку предоставлена услуга ненадлежащего качества, то коммунальная услуга за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. Следовательно, ответчик полагает, что стоимость услуги с ДД.ММ.ГГГГ. подлежит уменьшению на 3057,7 руб. от цены услуги, с откорректированной общей площадью жилого помещения 150,2 кв.м.
С учетом изложенного, ответчик просит признать счет на оплату услуг по обращению с ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ года, выставленный ООО «ЭкоСтройРесурс» Петровой И.П. - необоснованным, определенным с нарушением Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», в связи с оказанием услуг ненадлежащего качества и завышенной общей площадью жилого помещения; обязать регионального оператора «ЭкоСтройРесурс» произвести перерасчёт платы за услугу по обращению с ТКО, заключить договор с Петровой И.П., собственником жилого дома по адресу: <адрес>, на оказание услуг по обращению с ТКО в простой письменной форме, и применять в расчётах общую площадь жилого помещения по адресу: <адрес> — равную 150,2 кв.м.
В судебное заседание представитель истца не явился, судом извещен, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, настаивают на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в заявлении. При этом, возражают против встречных требований, указав, что с ДД.ММ.ГГГГ года вывоз ТКО в <адрес> осуществлялся 2 раза в неделю: понедельник, четверг МБУ «СБСК», что не противоречит требованиям о периодичности, установленным территориальной схемой <адрес> к «поведерному», децентрализованному способу накопления ТКО. Кроме того, региональный оператор не может нести ответственность за бездействие органов местного самоуправления по организации контейнерных площадок, соответствующих требованиям действующего законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и включенным в территориальную схему. Также указал, что единственным надлежащим доказательством неоказания услуг по обращению с ТКО является акт о нарушении Региональным оператором обязательств по договору на оказание услуг по обращению с ТКО (далее – акт), порядок составления которого содержится в разделе VI Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденного постановлением Правительства РФ №1156. К заявлению не предоставлено ни одного акта, соответствующего требованиям действующего законодательства, в связи с чем услуги по обращению с ТКО считаются оказанными надлежащим образом. Региональным оператором приняты все зависящие от него меры по своевременному вывозу ТКО, а именно: с ДД.ММ.ГГГГ. организован и осуществлялся вывоз ТКО с территории указанного выше населенного пункта децентрализованным способом. Истец как добросовестный участник гражданских правовых отношений осуществляет сою деятельность в строгом соответствии с действующим законодательством. Основания для освобождения от оплаты и перерасчета за коммунальную услуг по обращению с ТКО собственника недвижимого имущества по адресу: <адрес> отсутствуют. Услуги по обращению с ТКО оказаны надлежащим образом и подлежат оплате в полном объеме. Просили отказать в удовлетворении встречных требований.
Ответчик Петрова И.П. и ее представитель Чернышев В.С. в судебном заседании возражали против заявленных требований, полагали, что они незаконны и необоснованны, просили отказать в удовлетворении исковых требований. Более того, уточнили встречные исковые требования и просили признать: публичный договор между истцом и ответчиком не действительным; оказание услуг регионального оператора <адрес> по обращению с ТКО ООО «ЭкоСтройРесурс» Петровой И.П. ненадлежащего качества за период с ДД.ММ.ГГГГ года; числящуюся задолженность у ООО «ЭкоСтройРесурс» за предоставленные услуги по обращению с ТКО Петрововй И.П. в размере 14 910 рублей недействительной, а также расходы ООО «ЭкоСтройРесурс» по уплате госпошлин в размере 596 и 298 рублей; а также обязать регионального оператора ООО «ЭкоСтройРесурс» при подачи заявки от Петровой И.П. на заключение договора в простой письменной форме по оказанию услуг по обращению с ТКО, применять в расчётах общую площадь жилого помещения по адресу: <адрес>, равную 150,2 кв.м. Дали пояснения в соответствии с доводами, изложенными в отзыве на иск и во встречном исковом заявлении.
Выслушав пояснения ответчика и ее представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Частью 3 ст. 154 ЖК РФ предусмотрено, что собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (п. 4 ст. 154 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (п. 1 ч. 2 ст. 155 ЖК РФ).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (ч. 2 ст. 157 ЖК РФ).
Установлено и сторонами не оспаривается, что Петрова И.П. является собственником объекта недвижимого имущества по адресу: <адрес>, площадь объекта 234,8 кв.м, что подтверждается Выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, а также постоянно проживает в названном выше жилом доме.
Из представленных в суд документов следует, что задолженность по оплате услуг по обращению с ТКО ответчика образовалась за период с января 2019 года по февраль 2020 года в размере 14910 рублей 84 копеек, что подтверждается карточкой расчетов.
Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по обращению с ТКО, регулируется положениями Жилищного Кодекса РФ и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354.
В соответствии с ч. 5 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с Региональным оператором.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 территории муниципальных образований подлежат регулярно очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона №83-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии со ст. 24.6 названного Федерального закона сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта РФ обеспечиваются региональным оператором в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156, территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальным отходами, региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденными в установленном порядке субъектом РФ.
Из материалов дела следует, что истец по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет деятельность в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес>.
В силу публичности договор с региональным оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителя, а оказываемые потребителю услуги, вне зависимости от даты заключения договора подлежат оплате с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с даты фактического оказания истцом услуг потребителю.
С ДД.ММ.ГГГГ истец принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО надлежащим образом.
С учетом изложенного, можно сделать вывод том, что ООО «ЭкоСтройРесурс» осуществляло предоставление услуг по обращению с ТКО, а ответчик получал указанные услуги, отказа ответчика от фактического получения услуг в адрес истца не поступало, доказательств ненадлежащего исполнения или неисполнения истцом обязанности по предоставлению коммунальных услуг, в нарушение ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено.
Истцом в адрес ответчика были направлены платежные документы на оплату оказанных услуг, однако обязанность по оплате услуг не была исполнена.
ДД.ММ.ГГГГ и.о. мирового судьи судебного участка №63 Кинельского судебного района Самарской области вынесен судебный приказ о взыскании с Петровой И.П. в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» задолженности за предоставление услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ в размере 14910 рублей 84 копеек, расходы по оплате госпошлины в размере 298 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ приказ был отменен, поскольку поступили возражения от ответчика.
Согласно части 5 ст. 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Как указывалось выше и подтверждается Выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ и техническим паспортом жилого дома по адресу: <адрес> общая площадь жилого дома составляет 234,8 кв.м.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.12.2018года №846, а также Приказом департамента ценового и тарифного регулирования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ 395 утвержден предельный тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО на ДД.ММ.ГГГГ год для населения в сумме 598,16 руб/куб.м.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.12.2018 года №1023 утвержден норматив накопления ТКО на территории городских округов <адрес>, в том числе и Самара на 1 кв.м общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов составляет 0,091 м3 в год.
Согласно формуле расчета суммы (единица измерения (площадь объекта недвижимости) х годовой норматив накопления ТКО (0,091 куб.м) х предельный тариф (598,16 руб/куб.м)/12 (количество месяцев в году) ежемесячная плата за коммунальную услуг для ответчика составляет 1065 рублей 06 копеек.
С ДД.ММ.ГГГГ Региональный оператор принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО надлежащим образом.
Суд, с учетом изложенных обстоятельств и исходя из установленных тарифов по обращению с ТКО, и представленного расчета истца, полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца задолженности по обращению с ТКО в сумме 14910 рублей 84 копеек.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в связи с чем с ответчика в пользу истца подлежит взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 598 рублей.
Что касается встречных исковых требований Петровой И.П. о признании публичного договора недействительным, признании оказания услуг ненадлежащего качества, признании задолженности недействительной, обязании заключить договор, то суд не находит законных оснований для их удовлетворения в виду следующего.
Обосновывая свои требования, истец по встречному иску (ответчик по первоначальному иску) указывает, что договор между истцом и ответчиком не заключен, так как Постановлением Правительства Российской Федерации от12 ноября 2016 года№1156(далее – Правила№1156) владельцы частных жилых домов, не указаны как сторона в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.
В соответствии со ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники ТКО (физические, юридические лица, индивидуальные предприниматели) (далее – Потребитель, Должник) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором (далее - Договор).
Типовая форма Договора, содержащая положения о предоставлении услуг по обращению с ТКО утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г.№641» (далее – Правила№1156).
Согласно пунктам 8(4) - 8(17) Правил№1156, Договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-ый рабочий день после размещения Региональным оператором предложения о заключении указанного Договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Предложение о заключении договора по обращению с ТКО и типовой договор были опубликованы Региональным оператором на своем официальном сайте: <данные изъяты> в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, в силу своей публичности договор с Региональным оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителя (ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), а также согласно ст. 425 ГК РФ оказываемые Потребителю услуги, вне зависимости от даты заключения договора подлежат оплате сДД.ММ.ГГГГ, то есть с даты фактического оказания региональным оператором услуг потребителю.
Аналогичная позиция изложена в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации отДД.ММ.ГГГГ №, в котором указано, что договоры на оказание услуг по обращению с ТКО между собственниками помещений и Региональным оператором считаются заключенными с даты начала оказания услуг по обращению с ТКО. Договоры заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется.
Таким образом, редакция договора на оказание услуг по обращению с ТКО, опубликованная Региональным оператором на своем официальном сайте: <данные изъяты> в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ДД.ММ.ГГГГполностью соответствует императивно закрепленным в Постановлении Правительства РФ от12 ноября 2016№1156«Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от25 августа 2008 года №641» требованиям к содержанию Договора на обращение с ТКО, а доводы истца о признании договора заключенным сДД.ММ.ГГГГпротиворечат нормам действующего законодательства РФ, в том числе указанному выше постановлению Правительства Российской Федерации, в связи с чем отклоняются судом.
Судом также не принимается во внимание довод Петровой И.П. о том, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором не является юридическим фактом и не порождает никаких последствий, поскольку он основан на неверном толковании норм права.
С доводом истца по встречному иску – ответчика по первоначальному иску о несогласии с расчетом суммы ежемесячной оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО, исходя из площади <данные изъяты> кв.м жилого дома по адресу: <адрес>, суд не может согласиться в виду того, что действующее законодательство предусмотрело единственный способ расчета платы за услугу по обращению с ТКО для собственников жилых домов, исходя из общей площади жилого помещения. Расчет истцом по первоначальному иску производился на основании полученных данных из ЕГРН, из которых следует, что площадь помещения, принадлежащего Петровой И.П., составляет 234,8 кв.м. Что также подтверждается техническим паспортом жилого дома, имеющегося в материалах дела.
Как указывалось выше ст.ст. 154, 155 ЖК РФ услуги по обращению с ТКО относятся к коммунальным и подлежат ежемесячной оплате.
В соответствии с приложением №2 к Приказу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.12.2018 №1023 «Об утверждении и применении нормативов ТКО на территории городских округов <адрес> на 1 кв.м общей площади жилого помещения» утверждены нормативы накопления ТКО на территории городских округов <адрес> на 1 кв.м общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов.
В соответствии с п. 5 ст. 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужды, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Петрова И.П. полагает, что ежемесячный расчет услуги должен производиться исходя из площади помещения 150,2 кв.м, при этом, не представила доказательств, подтверждающих размер площади ее жилого дома в 150,2 кв.м, а также до настоящего времени она не обращалась к Региональному оператору с письменным заявлением с приложением технического паспорта жилого помещения с указанием уточненной площади. В связи с чем, суд считает, что начисления коммунальных услуг, исходя из площади 234,8 кв.м, производится истцом правомерно.
Суд не согласен с доводом ответчика о том, что истцом услуга по вывозу твердых коммунальных отходов не оказана, поскольку ответчиком не представлено ни одного доказательства, соответствующего требованиям действующего законодательства, подтверждающим ненадлежащее оказание Региональным оператором услуг по обращению с ТКО.
При этом, в соответствии с разделом VI Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденного Постановлением Правительства РФ №1156, единственным доказательством является акт о нарушении Региональным оператором обязательств по договору на оказание услуг по обращению с ТКО, которые отсутствуют в материалах дела. Таким образом, истцом услуги по обращению с ТКО оказаны надлежащим образом и подлежат оплате в полном объеме.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения встречных исковых требований Петровой И.П. не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ООО «ЭкоСтройРесурс» удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с Петровой И.П, в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» задолженность за предоставленные услуги по обращению с ТКО в размере 14910 (четырнадцати тысяч девятисот десяти) рублей 84 копеек за период с ДД.ММ.ГГГГ года, расходы по оплате государственной пошлины в размере 598 (пятисот девяноста восьми) рублей.
В удовлетворении встречных исковых требований Петровой И.П. отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кинельский районный суд в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме.
<данные изъяты>
Решение в окончательной форме составлено 29 января 2021 года.
Председательствующий судья <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>