Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1-19/2021 (2-1-1047/2020;) ~ М-1-783/2020 от 01.09.2020

№ 2-1-19/2021      №1-109/2014

РЕШЕНИЕ    

        ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13.01.2021г. г. Красноуфимск

Красноуфимский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Бунаковой С.А., при секретаре Некрасовой З.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области к Мухатдинову Р. Х. о взыскании ущерба, причиненного нарушением лесного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области обратилось в суд с вышеуказанным иском, указав, что 04.12.2019г. государственным лесным инспектором Пермяковым А.М. выявлено лесонарушение в квартале 15 выделе 2 урочища СПК «Заря» Ачитского участкового лесничества. Выявлена незаконная рубка деревьев породы сосна в количестве 17 штук, дровяных деревьев породы береза в количестве 6 штук и породы осина в количестве 1 штуки. Квартал <адрес> Ачитского участкового лесничества Красноуфимского лесничества входит в состав земельного участка с кадастровым номером №1-109/2014, который относится к землям лесного фонда. В соответствии с выпиской № 43-вн из государственного лесного реестра, указанный лесной участок площадью 26га лесоустроен, и, в силу закона, является федеральной собственностью. Незаконную рубку произвел ответчик Мухатдинов Р.Х. Согласно справке расчету ущерба, ущерб составил 1 207 462 руб.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Пастухова С.М. поддержала заявленные исковые требования, обосновав их доводами, изложенными в заявлении. Кроме того, указала, что незаконная рубка произошла на земельном участке с кадастровым номером №1-109/2014 Этот участок принадлежит Мухатдинову Р.Х. и находится в непосредственной близости с участком лесного фонда. На основании порядка межевания земельных участков и постановки на кадастровый учет, лицинзированный специалист в соответствии с законодательством должен уведомить владельцев соседних участков о составлении акта согласования границ. Согласования не было. В настоящее время все кадастровые компании письменно обращаются в лесничество и просят согласовать границы. Межевание участка ответчика произошло без участия Министерства природных ресурсов. Данный земельный участок в квартале 15, выделе 2 урочища СПК «Заря» находится в ведении ГКУ СО Красноуфимское лесничество. Назначить экспертизу нет необходимости.

Ответчик Мухатдинов Р.Х. в судебном заседании исковые требования не признал, показал, что рубил он деревья на своем земельном участке, который приобрел по договору у Платовой А.М. Земля является землей сельскохозяйственного назначения, поэтому он очищал землю от леса. Границы своего земельного участка ему определял кадастровый инженер ФИО11 За границы своего участка он не выходил. Срубленные деревья он использовал на дрова, из части деревьев срубил баню. Уголовное дело в отношении него не возбудили.

Представитель ГКУ СО « Красноуфимское лесничество» Пермяков А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, указав, что он обнаружил рубку деревьев. Определил, что лес вырублен ответчиком. Мухатдинов Р.Х. вырубил лес на границе своего участка по опушке леса.

Кадастровый инженер Власов А.В. в судебное заседание не явился, в пояснениях по иску указал, что им проводились кадастровые работы по выносу границ земельного участка с кадастровым номером №1-109/2014 в натуру. По итогу проведения работ был подписан двухсторонний акт сдачи –приемки межевых знаков на наблюдение за сохранностью между заказчиком Мухатдиновым Р.Х и сотрудником организации –исполнителя Русиновым Д.Л. Границы земельного участка установлены в соответствии с земельным законодательством. Для проведения работ по выносу границ земельного участка в натуру были использованы сведения о поворотных точках земельного участка из Кадастрового плана территории № 66/ИСХ/18-768055 от 12.09.2018г., выданного филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области.

Представитель ФГБУ « ФКП Росреестра по Уральскому федеральному округу» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что Российской Федерации на праве собственности принадлежит лесной участок с кадастровым номером №1-109/2014, отнесенный к категории земли лесного фонда. В состав земельного участка входит квартал <адрес> участкового лесничества ГКУ СО «Красноуфимское лесничество».

Доказательствами, подтверждающими отнесение участка к землям лесного фонда, являются Свидетельство о государственной регистрации права от 19.11.2008г., Выписка № 43 из государственного лесного реестра.

При внесении в государственный кадастр недвижимости сведений об исходном лесном участке как о ранее учтенном и присвоении ему кадастрового номера №1-109/2014 его площадь определена декларативно, границы в порядке, предусмотренном частью 7 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", посредством определения координат характерных точек, не устанавливались.

04.12.2019г. лесничим Ачитского участкового лесничества ГКУ СО "Красноуфимское лесничество" Департамента лесного хозяйства Свердловской области в квартале <адрес> участкового лесничества установлена незаконная рубка лесных насаждений породы сосна в количестве 17 штук, дровяных деревьев породы береза в количестве 6 штук и породы осина в количестве 1 штуки.

Лесничим составлен акт о лесонарушении от 04.12.2019г. N 23, объем незаконно срубленной древесины в количестве 17 деревьев породы сосна, составил 22,506 м3, в количестве 6 деревьев породы береза – 2,378 м3, в количестве 1 дерева породы осина – 0,319 м3, размер ущерба установлен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства", составил1 207 462 руб.

Незаконную рубку произвел ответчик Мухатдинов Р.Х.

Постановлением от 06.02.2020г. отказано в возбуждении уголовного дела в отношении Мухатдинова Р.Х. по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 260 Уголовного кодекса Российской Федерации, по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, то есть за отсутствием в деянии состава преступления.

На основании ч. 1 ст. 100 Лесного кодекса Российской Федерации возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, осуществляется добровольно или в судебном порядке.

В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.

Согласно пункту 1 статьи 1064 названного Кодекса вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Ответчик, возражающий против удовлетворения иска, должен доказать отсутствие его вины, так как в соответствии с пунктом 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации именно это обстоятельство служит основанием для освобождения его от ответственности.

Таким образом, для взыскания ущерба, причиненного незаконной рубкой деревьев, подлежат доказыванию факт нарушения лесного законодательства, наличие и размер ущерба, причинно-следственная связь между нарушением и возникшим ущербом, вина причинителя вреда. При отсутствии хотя бы одного из перечисленных условий возложение имущественной ответственности не представляется возможным.

Судом установлено, что ответчик является собственником земельного участка площадью 110 000кв.м., находящегося по адресу: <адрес>, <адрес>, с кадастровым номером №1-109/2014, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 17.07.2015г.

Право собственности ответчика на участок возникло на основании договора купли-продажи от 04.07.2015г., заключенного с ФИО6, зарегистрированного в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии.

Право собственности ФИО9 на земельный участок возникло на основании Свидетельства о праве собственности на землю, серия №1-109/2014 выданного Ачитским райкомземом, договором дарения от17.01.2015г., договора купли-продажи от 30.01.2015г.

Спорный земельный участок имеет категорию - земли сельскохозяйственного назначения.

Соответственно, участок, где произошла рубка деревьев, не может одновременно относиться к землям государственного лесного фонда.

В соответствии со статьей 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли.

Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Кроме того, согласно пункту 1 части 6 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", действующего на момент возникновения спорных отношений, согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

При этом отнесение земельного участка к землям лесного фонда само по себе не может исключать уточнение границ земельного участка и установление их на местности.

Согласно ст. 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации на территориях лесничеств в обязательном порядке проводится лесоустройство, которое включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов) а также включает в себя таксацию лесных участков.

Таксация лесов в соответствии со ст. 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.

При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются, в том числе, установление границ лесотаксационных выделов.

Проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса и статьей 10 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".

Таким образом, определение границ лесного участка, категории земель лесного фонда осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству и землеустройству. В результате проведения лесоустройства местоположение границ лесных участков может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов (лесничеств), и путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства.

Согласно Лесоустроительной инструкции, утв. Приказом Минприроды России от 29.03.2018 N 122, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков осуществляется прорубкой границ, квартальных просек, изготовление квартальных и граничных столбов (п. 24).

В соответствии с п. 25 Инструкции, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков лесоустроительными знаками производится по квартальным просекам и границам лесных кварталов с учетом естественных рубежей на территории лесничеств, лесопарков, на которых ранее не проводилось лесоустройство.

В случае, если границы участковых лесничеств, лесничеств, лесопарков, эксплуатационных, защитных, резервных лесов, а также квартальные просеки, заросшие лесной растительностью, ранее были прорублены без обозначения затесками на деревьях, должна производиться их прочистка или прорубка (п. 26).

Закрепление на местности местоположения границ эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков производится по квартальным просекам, границам лесных кварталов и лесотаксационных выделов с учетом естественных границ лесничеств, лесопарков. Для отграничения в натуре границ особо защитных участков лесов допускается установление аншлагов, информационных щитов, столбов (п. 27).

Следовательно, границы участка лесного фонда, на который указывает истец, могли быть зафиксированы на местности. Однако, стороной истца не оспаривалось их отсутствие и соответственно доказательств установления границ на местности не представлялось.

Хотя участок лесного фонда и считается в силу закона поставленным на государственный кадастровый учет, но распознать его территорию на картографической основе ведения государственного кадастра недвижимости не представляется возможным, поскольку идентификация лесного участка велась на основании материалов лесоустройства.

В суде о назначении судебной экспертизы для определения пересечения границ земельного участка ответчика с кадастровым номером №1-109/2014 и лесным участком с кадастровым номером №1-109/2014, представитель истца не заявлял.

Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.09.2017 N 1795-0 разъяснил, что федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в ЕГРН, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.

Право собственности ответчика на земельный участок с кадастровым номером №1-109/2014 возникло до 01.01.2016г., сведения ЕГРН в отношении объекта недвижимости не оспорены, участок сформирован, его границы определены и не признаны недействительными, следовательно, в силу приоритета сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, вышеуказанный земельный участок имеет категорию - земли сельскохозяйственного назначения и не относится к землям государственного лесного фонда.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ответчик производил рубку деревьев на землях сельскохозяйственного назначения, принадлежащих ему на праве собственности, а не на землях лесного фонда, как полагает истец, вырубленные деревья не являются собственностью Российской Федерации, ущерб лесному фонду не причинен.

Кроме того, в силу изложенного, суд полагает, что Министерство не является надлежащим истцом по настоящему иску.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 56,194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области к Мухатдинову Р. Х. о взыскании ущерба, причиненного нарушением лесного законодательства, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красноуфимский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме -20.01.2021г.

Судья- С.А.Бунакова

2-1-19/2021 (2-1-1047/2020;) ~ М-1-783/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области
Ответчики
Мухатдинов Рафиль Хабибуллович
Другие
ГКУ СО "Красноуфимское лесничество"
ФГБУ "ФКП Росреестра по Уральскому федеральному округу "
ФГБУ «ФКП Росреестра по Уральскому федеральному округу»
Власов Александр Викторович
Суд
Красноуфимский районный суд Свердловской области
Судья
Бунакова Светлана Александровна
Дело на сайте суда
krasnoufimsky--svd.sudrf.ru
01.09.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.09.2020Передача материалов судье
08.09.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.10.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
02.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.10.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
06.11.2020Предварительное судебное заседание
25.12.2020Судебное заседание
25.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.01.2021Судебное заседание
20.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.05.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее