Решение по делу № 2-1091/2014 ~ М-1009/2014 от 08.07.2014

                    №2-1091/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 июля 2014 года              село Иглино

Иглинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сафиной Р.Р.,

с участием представителя истца Поповой С.В. - Шайхутдинова Г.С. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ),

при секретаре Насибуллиной Э.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поповой С.В. к администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан об обязании включить в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение вне очереди,

У С Т А Н О В И Л:

Попова С.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан об обязании включить в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение вне очереди, указывая в обоснование, что она родилась ДД.ММ.ГГГГ, относится к лицам из числа оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет. Её мать - Зубцова Н.П. решением Мичуринского районного народного суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, отец - Попов В.И. умер ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она находилась в детском доме <адрес>, после этого поступила в <данные изъяты>, где обучалась с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по окончании техникума по распределению была направлена в Республику Башкортостан, проживает в настоящее время по адресу: <адрес>. В собственности какого-либо жилья не имеет. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию МР Иглинский район РБ с заявлением о предоставлении жилого помещения, однако, положительного ответа не получила. Ранее с подобным заявлением не обращалась. В соответствии с внесенными изменениями в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечение жилым помещением сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилым помещением. Полагает отказ администрации МР Иглинский район РБ в предоставлении ей жилого помещении является незаконным, поскольку она относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, до достижения 23 лет жилым помещением обеспечена не была, ни отдел опеки и попечительства, ни руководство детского дома и техникума, где она обучалась, не разъяснили ей о том, что у неё имеется право на получение жилого помещения вне очереди, об этом она узнала лишь в 2013 году. С учетом изложенного истец просит обязать администрацию МР Иглинский район РБ включить её в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязать предоставить ей вне очереди благоустроенное жилое помещение в с. Иглино Иглинского района РБ.

Истец Попова С.В. на судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не известила, в письменном заявлении просила дело рассмотреть в её отсутствие.

Представитель истца Поповой С.В. - Шайхутдинов Г.С. в ходе судебного заседания исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, суду пояснил, что Попова С.В., являясь лицом из числа детей-сирот, до достижения 23-х лет не была обеспечена жилым помещением вне очереди, полагает, что в связи с изменениями, внесенными в Федеральный закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Попова С.В. имеет право на получение вне очереди жилого помещения.

Представитель ответчика администрации МР Иглинский район РБ, третьи лица - Правительства РБ, Министерство финансов РБ, Министерство образования РБ, Государственный комитет РБ по строительству и архитектуре, отдел опеки и попечительства администрации МР Иглинский район РБ на судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, представитель Министерства образования РБ в письменном заявлении просил дело рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав объяснения представителя истца Поповой С.В. - Шайхутдинова Г.С., исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подп. 24 п. 2 ст. 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции от 21 ноября 2011 года, имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

В силу абз. 2 и 3 п. 1 ст. 8 названного Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года, подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года №250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве.

В соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года №260-3 (в редакции от 06 декабря 2011 года) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются следующими государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

Федеральным законом от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с 01 января 2013 года изменен механизм обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В частности, согласно абз. 1 ст. 8 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Положения ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции Закона, действовавшего до 1 января 2013 года, распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона №15-ФЗ, в случае если ребенок, оставшийся без попечения родителей, не реализовал принадлежащее ему право на обеспечение жилыми помещениями до 01 января 2013 года.

Как следует из материалов дела, Попова С.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ, её мать - Зубцова Н.П. решением Мичуринского народного суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ лишена в отношении дочери родительских прав, её отец - Попов В.И. умер ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справке <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Попова С.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась воспитанницей <данные изъяты> и находилась на полном государственном обеспечении, выбыла в связи с поступлением в <данные изъяты>.

Таким образом, Попова С.В. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 23-летнего возраста она достигла в 1991 году, в настоящее время ей исполнилось 45 лет.

ДД.ММ.ГГГГ Попова С.В. обратилась в администрацию МР Иглинский район РБ с заявлением о предоставлении жилого помещения на основании ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Данных о рассмотрении заявления Поповой С.В. в установленном порядке в материалах дела не содержится.

Попова С.В. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по муниципальному району Иглинский район РБ не состоит, социальных выплат на улучшение жилищных условий не получала, в собственности жилое помещение не имеет, что подтверждается справкой секретаря жилищной комиссии администрации МР Иглинский район РБ Сибагатуллиной И.С. от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец ссылается на то, что она в силу Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" имеет право на получение вне очереди благоустроенного жилого помещения, поскольку относится к лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Однако, суд с таким утверждением не может согласиться.

Так, согласно положениям ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Частью 2 данной статьи предусмотрено, что по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Как следует из положений ст. 13 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" он вступил в законную силу со дня его официального опубликования, пункты 5, 6 статьи 6, пункт 5 статьи 9 Федерального закона вступили в силу с 1 января 1998 года.

Нормами данного Закона не предусмотрено, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие до введения его в действие, то есть на лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей достигших к моменту его принятия возраста свыше 23 лет, следовательно, его положения не распространяют свое действие на правоотношения по обеспечению Поповой С.В. жилой площадью, которая достигла 23-летнего возраста до введения в действие данного Федерального закона.

При таком положении, суд приходит к выводу, что истец не может быть отнесена к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые в силу ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" имеет право на предоставление жилого помещения.

Кроме того, п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ о внеочередном предоставлении жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 1 января 2013 года признан утратившим силу, и в настоящее время законодательство не предусматривает внеочередное предоставление жилого помещения данной категории лиц.

Утверждение представителя истца Шайхутдинова Г.С. о том, что согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положения ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а потому Попова С.В., не реализовавшая право на обеспечение жилым помещением до дня вступления в законную силу соответствующий изменений, имеет право на получение жилого помещения, суд считает основанном на неправильном толковании норм материального права, поскольку указанные изменения распространяются на категорию лиц, которые имели право на обеспечение вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, но не были обеспечены им до вступления в законную силу соответствующих изменений.

Однако, как установлено, Попова С.В. таким правом не обладала, поскольку на момент достижения ею 23 лет Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не был принят.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, с учетом, что у Поповой С.В. отсутствует право на получение жилого помещения в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", суд полагает, что в удовлетворении её исковых требований об обязании ответчика предоставить благоустроенное жилое помещение, следует отказать.

Руководствуясь ст. 194-196, 198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении исковых требований Поповой С.В. к администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан об обязании включить в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение вне очереди отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Иглинский районный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда изготовлено в окончательной форме 05 августа 2014 года.

Председательствующий               Р.Р.Сафина

2-1091/2014 ~ М-1009/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Попова Светлана Викторовна
Ответчики
Администрация МР Иглинский район РБ
Другие
Правительство РБ
Суд
Иглинский межрайонный суд Республики Башкортостан
Судья
Сафина Р.Р.
Дело на странице суда
iglinsky--bkr.sudrf.ru
08.07.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.07.2014Передача материалов судье
09.07.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.07.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.07.2014Подготовка дела (собеседование)
14.07.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.07.2014Судебное заседание
04.08.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.10.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее