Судья Щербина И.С. Дело № 33-1244/2021
№ 2-1687/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 мая 2021 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Корневой М.А.,
судей Хомяковой М.Е., Курлаевой Л.И.,
при секретаре Власовой Л.И.,
в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по иску Соляра Александра Владимировича к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Орловской области» о возобновлении выплаты пенсии,
по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Орловской области» на решение Советского районного суда г. Орла от 30 ноября 2020 г., которым постановлено:
«Исковые требования Соляра Александра Владимировича к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Орловской области» о принуждении к исполнению обязательств - удовлетворить.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Орловской области» возобновить выплату пенсии Соляру Александру Владимировичу с 01 сентября 2019 г.».
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Корневой М.А., объяснения представителя ответчика Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Орловской области» - Сапуновой Т.В., поддержавшей апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, возражения представителя истца Гусева В.В., считавшего решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Соляр А.В. обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению (далее по тексту – ФКУ) «Военный комиссариат Орловской области» о возобновлении выплаты пенсии.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации. Выплату пенсии за выслугу лет ему производил ответчик. Однако с 01 сентября 2019 г. выплата пенсии ему необоснованно прекращена.
Указывая на то, что он являлся и является гражданином Российской Федерации, на постоянное место жительства за ее пределы не выезжал, просил обязать ФКУ «Военный комиссариат Орловской области» возобновить ему выплату пенсии с 01 сентября 2019 г.
При рассмотрении дела судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Министерство обороны Российской Федерации, Главное финансово - экономическое управление Министерства обороны Российской Федерации, Департамент социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ФКУ «Военный комиссариат Орловской области» ставит вопрос об отмене судебного решения, как незаконного и необоснованного.
Считает, что у суда первой инстанции не имелось законных оснований для удовлетворения иска, поскольку прекращение выплаты пенсии было обусловлено отсутствием Соляра А.В. по адресу регистрации места жительства, что подтверждается актом обследования семейно-имущественного положения последнего.
Ссылается на то, что истец в своем обращении от 19сентября 2019 г. обязался предоставить в ФКУ «Военный комиссариат Орловской области» в течение двух недель справку из пенсионного органа Республики Украина о неполучении пенсии на ее территории, чего сделано не было, в то время как факт нахождения в указанном государстве Соляр А.В. не отрицает.
Полагает, что обжалуемое решение суда полностью дублирует по содержанию решение Советского районного суда г. Орла от 27 декабря 2018 г. с участием настоящих сторон, а также содержит ссылки на обстоятельства, которые не рассматривались судом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (ста. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, далее по тексту - ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии с п. 1 ст. 8 указанного Федерального закона пенсия за выслугу лет военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) назначается в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей» (далее по тексту - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1).
В соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, пенсионное обеспечение лиц, указанных в ст. 1 настоящего Закона, в зависимости от последнего места службы, в отношении военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.
Согласно ст. 50 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1, работа по пенсионному обеспечению лиц, указанных в ст. 1 настоящего Закона, осуществляется, в том числе, Министерством обороны Российской Федерации применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.
Назначение и выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению, к которым относится и пенсия за выслугу лет лицам, проходившим военную службу, производится по месту жительства лица, обратившегося за пенсией (п. 1 ст. 24 Федерального закона от 15 декабря 2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).
При смене пенсионером места жительства выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания на основании пенсионного дела и документов о регистрации, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.
Согласно ст. 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, указанных в статье 11 настоящего Закона, через публичное акционерное общество «Сбербанк России» путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи.
При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории РФ выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории РФ на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории РФ - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания (ч. 9 ст. 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1).
В соответствии со ст. 64 указанного закона вопросы пенсионного обеспечения лиц, указанных в ст. 1 настоящего Закона, и членов их семей, выехавших на постоянное жительство за границу, решаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией или бывшим Союзом ССР с другими государствами.
Отношения по пенсионному обеспечению бывших военнослужащих при переезде их на постоянное место жительства из одного государства - участника в другое государство - участник регулируются Соглашением стран СНГ от 15мая 1992 г. (решение Экономического суда СНГ от 06 февраля 2009 г. № 01-1/2-08 «О толковании применения ст. 7 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. и ст. 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 г»).
Республика Украина и Российская Федерация являются участниками данного Соглашения.
Пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены законодательством государств-участников, на территориях которых проживают указанные военнослужащие и их семьи (ст. 1 Соглашения от 15 мая 1992 г.).
Таким образом, в данной норме Соглашения от 15мая 1992 г. закреплен принцип территориальности, означающий осуществление пенсионного обеспечения военнослужащих по законодательству государства места постоянного жительства.
В силу ст. 7 Соглашения от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» при переселении пенсионера в пределах государств – участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Выезд гражданина Российской Федерации из Российской Федерации не влечет для него, его супруга или близких родственников каких-либо ограничений прав, гарантированных законодательством Российской Федерации и международными обязательствами Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»).
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела, Соляр А.В. является гражданином Российской Федерации, с 23 октября 2020 г. имеет регистрацию по месту жительства по адресу: г. Орёл, <адрес>. (л. д. 148 т. 1). До этого по указанному адресу истец был зарегистрирован по месту пребывания (т. 1 л. д. 7), а постоянную регистрацию имел по адресу: <адрес> (т. 1 л. д. 6).
Согласно военному билету Соляра А.В., с 1974 г. по 1976 г., с 1982 г. по 1998 г. (л. д. 8-11 т. 1) он проходил службу в рядах Вооруженных сил СССР и Российской Федерации, в связи с чем, 07 июня 1998 г. ему была назначена пенсия за выслугу лет (л. д. 12-26 т. 1).
С 01 февраля 2018 г. ФКУ «Военный комиссариат Орловской области» приостанавливало выплату пенсии Соляру А.В., с 01 августа 2018 г. – прекращало, однако указанные решения ответчика были признаны решением суда незаконными, выплаты возобновлены (л. д. 13-22 т. 1). 18 ноября 2019 г. взыскана с ФКУ «Военный комиссариат Орловской области» в пользу СоляраА.В. невыплаченная пенсия за период с 01 февраля 2018 по 01 августа 2018 г. (л. д. 23-27 т. 1).
26 августа 2019 г. представителями ФКУ «Военный комиссариат Орловской области» с участием представителя МВД (участкового) было осуществлено обследование семейно-имущественного положения пенсионера Соляр А.В., по результатам которого был сделан вывод о его отсутствии по месту регистрации (л. д. 48 т. 1).
По результатам проведенного обследования ФКУ «Военный комиссариат Орловской области» было принято решение о приостановлении выплаты пенсии истцу 01 сентября 2019 г. (а в последующем о ее прекращении) ввиду его не проживания на территории Орловской области (л. д. 49-50, 176-177).
02 октября 2019 г. в адрес ФКУ «Военный комиссариат Орловской области» поступило заявление Соляра А.В. от 19 сентября 2019 г., в котором он просил дать разъяснение по основаниям приостановления выплаты пенсии, а также в последующем направил письменные объяснения, в которых указал, что временно отсутствовал по адресу регистрации и пребывания, поскольку был вынужден выехать в Республику Украину к сыну по семейным обстоятельствам. Сообщил, что гражданство Республики Украины не принимал, вида на жительство не имеет, пенсию не получает и не получал. Обязался в течение 2-х недель предоставить соответствующую справку из Пенсионного Фонда Республики Украины (л. д. 51-52 т. 1).
Кроме того, не согласившись с принятым ответчиком решением, СолярА.В. неоднократно обращался в органы внутренних дел и прокуратуры с просьбой о проведении проверки обоснованности приостановления выплаты пенсии (л. д. 53-63 т. 1).
Согласно информации Военной прокуратуры Брянского гарнизона от 13марта 2020 г., полученной по результатам проверки на основании обращения Соляра А.В. деятельности должностных лиц ФКУ «Военный комиссариат Орловской области», проверка наличия заявителя по месту пребывания проведена формально, проверка по месту регистрации не проводилась вовсе. Решение о приостановлении заявителю пенсионного обеспечения принято преждевременно, в отсутствие предусмотренных законом документов (сведений). Поручено ответчику провести повторную проверку проживания Соляра А.В. по адресу регистрации места жительства, наличия гражданства иностранного государства, его регистрации на территории иностранного государства и получения им пенсии в иностранном государстве (л. д. 61-62 т. 1).
В связи с чем, по запросу ФКУ «Военный комиссариат Орловской области» администрацией Сабуровского сельского поселения Орловского района Орловской области была предоставлена справка от 14 апреля 2020 г., из содержания которой следует, что Соляр А.В., зарегистрированный по адресу: <адрес>, фактически проживает по адресу: Украина, Ровенская область, <адрес>, указан номер телефона (л. д. 65 т. 1).
11 августа 2020 г. ФКУ «Военный комиссариат Орловской области» в адрес начальника государственной миграционной службы Республики Украины, а также Военному комиссару г. Дубно Ровенской области были направлены обращения с просьбой о предоставлении сведений о регистрации Соляра А.В. на территории Республики Украины (л. д. 66-67 т. 1). Запрашиваемые сведения предоставлены не были (л. д. 173-175 т. 1).
Выплата пенсии истцу не была возобновлена, что послужило основанием для его обращения с настоящим иском в суд.
Заявляя исковые требования, Соляр А.В. ссылался на то, что он является гражданином Российской Федерации, проживает на ее территории, предоставив в обоснование своей позиции документы, подтверждающие, что его выезд в Республику Украину носил непостоянный и вынужденный характер по семейным обстоятельствам ввиду тяжелой формы болезни его сына, там проживающего, а также, доказывающие, что какую-либо пенсию (пособие) истец в Украине не получает, гражданство России не утратил (л. д. 138-172 т. 1).
Установив изложенные обстоятельства, свидетельствующие о том, что Соляр А.В. до настоящего времени является гражданином России, имеет регистрацию по месту жительства в г. Орле, пенсионное обеспечение на территории Республики Украины не получает и на учете в пенсионном органе данного иностранного государства не состоит, а также то, что его выезды из Российской Федерации носили непостоянный и вынужденный характер, принимая во внимание, что изложенное было им сообщено ответчику с приложением вышеуказанных документов еще 14 ноября 2019 г., то есть обстоятельства, явившиеся основанием для приостановления выплаты пенсии, были устранены, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у ответчика законных оснований для прекращения выплаты пенсии истцу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы с выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласна.
На основании п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» указано, что местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
С учетом вышеприведенных правовых норм, принимая во внимание, что Соляр А.В. на момент возникновения спорных правоотношений и до настоящего времени является гражданином Российской Федерации, имеет место жительства на ее территории, гражданство не утрачивал, документирован соответствующим паспортом гражданина России (л. д. 147-148 т. 1), а также паспортом гражданина России, удостоверяющим личность гражданина за ее пределами (л. д. 150-172 т. 1), пенсионное обеспечение на территории Украины не получает (т. 1 л. д. 45), судебная коллегия приходит к выводу о несостоятельности довода апелляционной жалобы о законности прекращения выплаты пенсии по причине отсутствия Соляра А.В. по адресу регистрации места жительства и непроживания на территории России.
Отклоняется в силу своей недоказанности утверждение стороны ответчика, приведенное в обоснование доводов апелляционной жалобы, о том, что истец не предоставил в ФКУ «Военный комиссариат Орловской области» справку из пенсионного органа Республики Украины о неполучении пенсии на ее территории, поскольку опровергается материалами дела.
Так, на л. д. 29 т. 1 представлено заявление Соляра А.В. от 14 ноября 2019г., содержащее просьбу о возобновлении выплаты пенсии, а также указание на повторное направление в ФКУ «Военный комиссариат Орловской области» документов, в том числе, справки из Пенсионного Фонда Украины №1462/03 от 30 сентября 2019 г., копии паспорта, копии СНИЛС. Указанное заявление с приложением документов было принято ФКУ «Военный комиссариат Орловской области» в тот же день за вх. № 220, однако по неизвестным причинам не было представлено в личном деле пенсионера Соляра А.В. (л. д. 47-69 т. 1).
Таким образом, истец уведомил ответчика о своем местонахождении, гражданстве, неполучении выплат на территории Республики Украины, однако выплата пенсии неправомерно ему не была возобновлена.
Не влечет отмену по существу правильного решения суда, а также не свидетельствует о формальном подходе к разрешению спора судом и довод стороны ответчика относительно дублирования обжалуемым решением содержания решения суда от 27 декабря 2018 г. по иску Соляра А.В. к ФКУ «Военный комиссариат Орловской области» о восстановлении начисления и выплаты пенсии.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (ч. 1 ст. 196 ГПК РФ).
В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 3).
Таким образом, положенные в основу решения суда, в том числе, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Орла от 27 декабря 2018 г., не свидетельствуют о допущении судом первой инстанции каких-либо нарушений, поскольку это не противоречит действующим нормам права.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к выражению несогласия с толкованием судом норм действующего законодательства, а также с произведенной судом оценкой доказательств по делу, что, в силу положений ст.330 ГПК РФ, не может служить основанием для отмены или изменения судебного решения.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено, решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 30 ноября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Орловской области» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Щербина И.С. Дело № 33-1244/2021
№ 2-1687/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 мая 2021 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Корневой М.А.,
судей Хомяковой М.Е., Курлаевой Л.И.,
при секретаре Власовой Л.И.,
в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по иску Соляра Александра Владимировича к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Орловской области» о возобновлении выплаты пенсии,
по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Орловской области» на решение Советского районного суда г. Орла от 30 ноября 2020 г., которым постановлено:
«Исковые требования Соляра Александра Владимировича к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Орловской области» о принуждении к исполнению обязательств - удовлетворить.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Орловской области» возобновить выплату пенсии Соляру Александру Владимировичу с 01 сентября 2019 г.».
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Корневой М.А., объяснения представителя ответчика Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Орловской области» - Сапуновой Т.В., поддержавшей апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, возражения представителя истца Гусева В.В., считавшего решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Соляр А.В. обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению (далее по тексту – ФКУ) «Военный комиссариат Орловской области» о возобновлении выплаты пенсии.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации. Выплату пенсии за выслугу лет ему производил ответчик. Однако с 01 сентября 2019 г. выплата пенсии ему необоснованно прекращена.
Указывая на то, что он являлся и является гражданином Российской Федерации, на постоянное место жительства за ее пределы не выезжал, просил обязать ФКУ «Военный комиссариат Орловской области» возобновить ему выплату пенсии с 01 сентября 2019 г.
При рассмотрении дела судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Министерство обороны Российской Федерации, Главное финансово - экономическое управление Министерства обороны Российской Федерации, Департамент социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ФКУ «Военный комиссариат Орловской области» ставит вопрос об отмене судебного решения, как незаконного и необоснованного.
Считает, что у суда первой инстанции не имелось законных оснований для удовлетворения иска, поскольку прекращение выплаты пенсии было обусловлено отсутствием Соляра А.В. по адресу регистрации места жительства, что подтверждается актом обследования семейно-имущественного положения последнего.
Ссылается на то, что истец в своем обращении от 19сентября 2019 г. обязался предоставить в ФКУ «Военный комиссариат Орловской области» в течение двух недель справку из пенсионного органа Республики Украина о неполучении пенсии на ее территории, чего сделано не было, в то время как факт нахождения в указанном государстве Соляр А.В. не отрицает.
Полагает, что обжалуемое решение суда полностью дублирует по содержанию решение Советского районного суда г. Орла от 27 декабря 2018 г. с участием настоящих сторон, а также содержит ссылки на обстоятельства, которые не рассматривались судом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (ста. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, далее по тексту - ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии с п. 1 ст. 8 указанного Федерального закона пенсия за выслугу лет военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) назначается в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей» (далее по тексту - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1).
В соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, пенсионное обеспечение лиц, указанных в ст. 1 настоящего Закона, в зависимости от последнего места службы, в отношении военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.
Согласно ст. 50 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1, работа по пенсионному обеспечению лиц, указанных в ст. 1 настоящего Закона, осуществляется, в том числе, Министерством обороны Российской Федерации применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.
Назначение и выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению, к которым относится и пенсия за выслугу лет лицам, проходившим военную службу, производится по месту жительства лица, обратившегося за пенсией (п. 1 ст. 24 Федерального закона от 15 декабря 2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).
При смене пенсионером места жительства выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания на основании пенсионного дела и документов о регистрации, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.
Согласно ст. 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, указанных в статье 11 настоящего Закона, через публичное акционерное общество «Сбербанк России» путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи.
При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории РФ выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории РФ на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории РФ - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания (ч. 9 ст. 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1).
В соответствии со ст. 64 указанного закона вопросы пенсионного обеспечения лиц, указанных в ст. 1 настоящего Закона, и членов их семей, выехавших на постоянное жительство за границу, решаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией или бывшим Союзом ССР с другими государствами.
Отношения по пенсионному обеспечению бывших военнослужащих при переезде их на постоянное место жительства из одного государства - участника в другое государство - участник регулируются Соглашением стран СНГ от 15мая 1992 г. (решение Экономического суда СНГ от 06 февраля 2009 г. № 01-1/2-08 «О толковании применения ст. 7 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. и ст. 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 г»).
Республика Украина и Российская Федерация являются участниками данного Соглашения.
Пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены законодательством государств-участников, на территориях которых проживают указанные военнослужащие и их семьи (ст. 1 Соглашения от 15 мая 1992 г.).
Таким образом, в данной норме Соглашения от 15мая 1992 г. закреплен принцип территориальности, означающий осуществление пенсионного обеспечения военнослужащих по законодательству государства места постоянного жительства.
В силу ст. 7 Соглашения от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» при переселении пенсионера в пределах государств – участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Выезд гражданина Российской Федерации из Российской Федерации не влечет для него, его супруга или близких родственников каких-либо ограничений прав, гарантированных законодательством Российской Федерации и международными обязательствами Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»).
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела, Соляр А.В. является гражданином Российской Федерации, с 23 октября 2020 г. имеет регистрацию по месту жительства по адресу: г. Орёл, <адрес>. (л. д. 148 т. 1). До этого по указанному адресу истец был зарегистрирован по месту пребывания (т. 1 л. д. 7), а постоянную регистрацию имел по адресу: <адрес> (т. 1 л. д. 6).
Согласно военному билету Соляра А.В., с 1974 г. по 1976 г., с 1982 г. по 1998 г. (л. д. 8-11 т. 1) он проходил службу в рядах Вооруженных сил СССР и Российской Федерации, в связи с чем, 07 июня 1998 г. ему была назначена пенсия за выслугу лет (л. д. 12-26 т. 1).
С 01 февраля 2018 г. ФКУ «Военный комиссариат Орловской области» приостанавливало выплату пенсии Соляру А.В., с 01 августа 2018 г. – прекращало, однако указанные решения ответчика были признаны решением суда незаконными, выплаты возобновлены (л. д. 13-22 т. 1). 18 ноября 2019 г. взыскана с ФКУ «Военный комиссариат Орловской области» в пользу СоляраА.В. невыплаченная пенсия за период с 01 февраля 2018 по 01 августа 2018 г. (л. д. 23-27 т. 1).
26 августа 2019 г. представителями ФКУ «Военный комиссариат Орловской области» с участием представителя МВД (участкового) было осуществлено обследование семейно-имущественного положения пенсионера Соляр А.В., по результатам которого был сделан вывод о его отсутствии по месту регистрации (л. д. 48 т. 1).
По результатам проведенного обследования ФКУ «Военный комиссариат Орловской области» было принято решение о приостановлении выплаты пенсии истцу 01 сентября 2019 г. (а в последующем о ее прекращении) ввиду его не проживания на территории Орловской области (л. д. 49-50, 176-177).
02 октября 2019 г. в адрес ФКУ «Военный комиссариат Орловской области» поступило заявление Соляра А.В. от 19 сентября 2019 г., в котором он просил дать разъяснение по основаниям приостановления выплаты пенсии, а также в последующем направил письменные объяснения, в которых указал, что временно отсутствовал по адресу регистрации и пребывания, поскольку был вынужден выехать в Республику Украину к сыну по семейным обстоятельствам. Сообщил, что гражданство Республики Украины не принимал, вида на жительство не имеет, пенсию не получает и не получал. Обязался в течение 2-х недель предоставить соответствующую справку из Пенсионного Фонда Республики Украины (л. д. 51-52 т. 1).
Кроме того, не согласившись с принятым ответчиком решением, СолярА.В. неоднократно обращался в органы внутренних дел и прокуратуры с просьбой о проведении проверки обоснованности приостановления выплаты пенсии (л. д. 53-63 т. 1).
Согласно информации Военной прокуратуры Брянского гарнизона от 13марта 2020 г., полученной по результатам проверки на основании обращения Соляра А.В. деятельности должностных лиц ФКУ «Военный комиссариат Орловской области», проверка наличия заявителя по месту пребывания проведена формально, проверка по месту регистрации не проводилась вовсе. Решение о приостановлении заявителю пенсионного обеспечения принято преждевременно, в отсутствие предусмотренных законом документов (сведений). Поручено ответчику провести повторную проверку проживания Соляра А.В. по адресу регистрации места жительства, наличия гражданства иностранного государства, его регистрации на территории иностранного государства и получения им пенсии в иностранном государстве (л. д. 61-62 т. 1).
В связи с чем, по запросу ФКУ «Военный комиссариат Орловской области» администрацией Сабуровского сельского поселения Орловского района Орловской области была предоставлена справка от 14 апреля 2020 г., из содержания которой следует, что Соляр А.В., зарегистрированный по адресу: <адрес>, фактически проживает по адресу: Украина, Ровенская область, <адрес>, указан номер телефона (л. д. 65 т. 1).
11 августа 2020 г. ФКУ «Военный комиссариат Орловской области» в адрес начальника государственной миграционной службы Республики Украины, а также Военному комиссару г. Дубно Ровенской области были направлены обращения с просьбой о предоставлении сведений о регистрации Соляра А.В. на территории Республики Украины (л. д. 66-67 т. 1). Запрашиваемые сведения предоставлены не были (л. д. 173-175 т. 1).
Выплата пенсии истцу не была возобновлена, что послужило основанием для его обращения с настоящим иском в суд.
Заявляя исковые требования, Соляр А.В. ссылался на то, что он является гражданином Российской Федерации, проживает на ее территории, предоставив в обоснование своей позиции документы, подтверждающие, что его выезд в Республику Украину носил непостоянный и вынужденный характер по семейным обстоятельствам ввиду тяжелой формы болезни его сына, там проживающего, а также, доказывающие, что какую-либо пенсию (пособие) истец в Украине не получает, гражданство России не утратил (л. д. 138-172 т. 1).
Установив изложенные обстоятельства, свидетельствующие о том, что Соляр А.В. до настоящего времени является гражданином России, имеет регистрацию по месту жительства в г. Орле, пенсионное обеспечение на территории Республики Украины не получает и на учете в пенсионном органе данного иностранного государства не состоит, а также то, что его выезды из Российской Федерации носили непостоянный и вынужденный характер, принимая во внимание, что изложенное было им сообщено ответчику с приложением вышеуказанных документов еще 14 ноября 2019 г., то есть обстоятельства, явившиеся основанием для приостановления выплаты пенсии, были устранены, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у ответчика законных оснований для прекращения выплаты пенсии истцу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы с выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласна.
На основании п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» указано, что местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
С учетом вышеприведенных правовых норм, принимая во внимание, что Соляр А.В. на момент возникновения спорных правоотношений и до настоящего времени является гражданином Российской Федерации, имеет место жительства на ее территории, гражданство не утрачивал, документирован соответствующим паспортом гражданина России (л. д. 147-148 т. 1), а также паспортом гражданина России, удостоверяющим личность гражданина за ее пределами (л. д. 150-172 т. 1), пенсионное обеспечение на территории Украины не получает (т. 1 л. д. 45), судебная коллегия приходит к выводу о несостоятельности довода апелляционной жалобы о законности прекращения выплаты пенсии по причине отсутствия Соляра А.В. по адресу регистрации места жительства и непроживания на территории России.
Отклоняется в силу своей недоказанности утверждение стороны ответчика, приведенное в обоснование доводов апелляционной жалобы, о том, что истец не предоставил в ФКУ «Военный комиссариат Орловской области» справку из пенсионного органа Республики Украины о неполучении пенсии на ее территории, поскольку опровергается материалами дела.
Так, на л. д. 29 т. 1 представлено заявление Соляра А.В. от 14 ноября 2019г., содержащее просьбу о возобновлении выплаты пенсии, а также указание на повторное направление в ФКУ «Военный комиссариат Орловской области» документов, в том числе, справки из Пенсионного Фонда Украины №1462/03 от 30 сентября 2019 г., копии паспорта, копии СНИЛС. Указанное заявление с приложением документов было принято ФКУ «Военный комиссариат Орловской области» в тот же день за вх. № 220, однако по неизвестным причинам не было представлено в личном деле пенсионера Соляра А.В. (л. д. 47-69 т. 1).
Таким образом, истец уведомил ответчика о своем местонахождении, гражданстве, неполучении выплат на территории Республики Украины, однако выплата пенсии неправомерно ему не была возобновлена.
Не влечет отмену по существу правильного решения суда, а также не свидетельствует о формальном подходе к разрешению спора судом и довод стороны ответчика относительно дублирования обжалуемым решением содержания решения суда от 27 декабря 2018 г. по иску Соляра А.В. к ФКУ «Военный комиссариат Орловской области» о восстановлении начисления и выплаты пенсии.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (ч. 1 ст. 196 ГПК РФ).
В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 3).
Таким образом, положенные в основу решения суда, в том числе, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Орла от 27 декабря 2018 г., не свидетельствуют о допущении судом первой инстанции каких-либо нарушений, поскольку это не противоречит действующим нормам права.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к выражению несогласия с толкованием судом норм действующего законодательства, а также с произведенной судом оценкой доказательств по делу, что, в силу положений ст.330 ГПК РФ, не может служить основанием для отмены или изменения судебного решения.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено, решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 30 ноября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Орловской области» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи