РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 августа 2014 года г. Уссурийск
Уссурийский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего - Аникиной О.Г.,
при секретаре - Дмитриевой С.С.,
с участием заявителя Гисматуллина М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в расположении гарнизонного военного суда гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части <данные изъяты> Гисматуллина <данные изъяты> об оспаривании действий командующего войсками Восточного военного округа, связанных с невыплатой дополнительного материального стимулирования,
установил:
Гисматуллин М.И. проходит военную службу по контракту в войсковой части № в должности <данные изъяты>
За 2013 год ему не было выплачено дополнительное материальное стимулирование в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года №1010.
Полагая, что этим нарушены его права, Гисматуллин М.И. обратился в военный суд с вышеуказанным заявлением, в котором просил суд обязать командующего войсками Восточного военного округа произвести ему данную выплату в размере 80000 рублей.
В судебном заседании Гисматуллин М.И., подтвердив основания и требования рассматриваемого судом заявления, пояснил, что на протяжении всего 2013 года он проходил военную службу по контракту в войсковой части № на воинской должности, не имел упущений по службе и нарушений воинской дисциплины. Командир войсковой части № ходатайствовал о выплате ему дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом МО РФ от 26 июля 2010 года № 1010, за 2013 год в размере 80000 рублей, однако, командующий войсками Восточного военного округа необоснованно установил ему данную выплату в размере 0 рублей.
Командующий войсками Восточного военного округа и привлеченный судом к участию в деле в качестве соответчика руководитель Федерального казённого учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации», надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыли, их представители ФИО1 и ФИО2, соответственно, каждый в отдельности, просили о рассмотрении дела без их участия.
Исследовав представленные доказательства, выслушав объяснения заявителя, военный суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований Гисматуллина М.И. по следующим основаниям.
В силу п.п. 2 и 34 ст.2 ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат. Кроме выплат, предусмотренных настоящей статьей, Президент Российской Федерации и (или) Правительство Российской Федерации могут устанавливать иные выплаты в зависимости от сложности, объема и важности задач, выполняемых военнослужащими.
Согласно п. 7 Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" Министру обороны РФ предоставлено право использовать разницу между средствами, выделяемыми из федерального бюджета на соответствующий год на денежное довольствие военнослужащих Вооруженных Сил РФ, и средствами федерального бюджета, предназначенными на содержание фактической численности указанных военнослужащих, имеющейся на 1 января соответствующего года, на материальное стимулирование военнослужащих в виде дополнительной выплаты наряду с дополнительными выплатами, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации Министром обороны РФ издан приказ от 26 июля 2010 года №1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации", которым утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала ВС РФ (далее - Порядок).
В силу п.п. 1,2,4,5,6 вышеназванного Порядка, дополнительные выплаты военнослужащим выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.
Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим.
Объемы бюджетных средств, направляемых на дополнительное материальное стимулирование, устанавливаются для непосредственно подчиненных воинских частей командующими объединениями, командирами соединений.
Доведение объемов бюджетных средств и утвержденной расчетной суммы осуществляется заместителем Министра обороны Российской Федерации по финансово-экономической работе - до распорядителей бюджетных средств с учетом численности личного состава, стоящего у них на финансовом обеспечении, и до каждого военного округа в части подчиненных им воинских частей, а командующими войсками военных округов - до подчиненных воинских частей.
Дополнительное материальное стимулирование личного состава воинской части производится на основании приказов командиров (начальников). Издание приказов производится на основании представляемых непосредственными командирами (начальниками, руководителями) рапортов.
Как усматривается из телеграмм заместителя Министра обороны РФ ФИО3 № 180/4/13696 от 18 декабря 2013 года и № 180/4/13912 от 24 декабря 2013 года на имя командующего войсками Восточного военного округа, 12 декабря 2013 года Министром обороны РФ принято решение о выделении фиксированного размера лимитов бюджетных обязательств для выплаты военнослужащим подчиненных командующему войсками Восточного военного округа воинских частей дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года №1010, за 2013 год, а также о формуле расчета предельной суммы бюджетных средств, подлежащих распределению конкретной воинской части - в размере объема бюджетных средств, доводимого на одного военнослужащего, в сумме 63000 рублей, умноженной на фактическую численность (без учета военнослужащих, находящихся в распоряжении) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Расчетная сумма установлена в размере 80000 рублей для офицерского состава и 45000 рублей для других категорий военнослужащих.
Согласно телеграмме командующего войсками Восточного военного округа № 25/3/459 от 19 декабря 2013 года, в срок до 20 декабря 2013 года командирам воинских частей округа предписывалось представить в управление кадров округа ходатайства на включение подчинённых военнослужащих в проект приказа командующего войсками ВВО на осуществление дополнительной выплаты. Максимальная сумма выплаты определена для офицерского состава в размере 80000 рублей, для других категорий военнослужащих, проходящих службу по контракту - 45000 рублей, а также доведена предельная сумма бюджетных средств, подлежащих распределению воинской части, в размере объема бюджетных средств, доводимого на одного военнослужащего, в сумме 63000 рублей, умноженной на фактическую численность (без учета военнослужащих, находящихся в распоряжении) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
В соответствии с исследованным проектом приказа и выпиской из журнала учёта служебных документов, командир войсковой части № ходатайствовал перед командующим войсками Восточного военного округа о выплате военнослужащим части дополнительного материального стимулирования за 2013 год. При этом, предельную сумму бюджетных средств, подлежащих распределению воинской части, установленную заместителем Министра обороны РФ ФИО3 и командующим войсками Восточного военного округа, командир части не превысил, а Гисматуллину М.И. им был определен размер выплаты 80000 рублей.
Из выписки из приказа командующего войсками Восточного военного округа № 468 от 25 декабря 2013 года следует, что заявителю установлен размер оспариваемой им выплаты за 2013 год - 0 рублей.
Конкретные размеры дополнительного материального стимулирования военнослужащим (за исключением командиров (начальников, руководителей) и их заместителей со штатным воинским званием по занимаемой воинской должности от генерал-лейтенанта, вице-адмирала и выше), согласно п.7 Порядка, определяются по результатам исполнения военнослужащим должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование, и не могут превышать пятикратного размера расчетной суммы исходя из объемов высвобождаемых денежных средств за квартал и численности личного состава.
В пункте 8 Порядка указано, что на дополнительное материальное стимулирование командиров (начальников, руководителей) и их заместителей используются денежные средства фонда денежного довольствия, выделенного на дополнительное материальное стимулирование с применением коэффициентов к расчетной сумме в зависимости от штатного воинского звания по занимаемой воинской должности.
Пунктом 11 Порядка установлен перечень оснований, при которых военнослужащие не представляются к дополнительному материальному стимулированию. Согласно этому перечню, к дополнительному материальному стимулированию не представляются: военнослужащие, получающие дополнительное денежное стимулирование в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год; военнослужащие, имеющие дисциплинарные взыскания за совершенные грубые дисциплинарные проступки в период, за который производится дополнительная выплата, а также имеющие неудовлетворительные результаты по профессионально-должностной (командирской) и физической подготовке; военнослужащие, допустившие нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекшие ущерб для Вооруженных Сил и отраженные в актах ревизии (проверок отдельных вопросов) финансово-экономической и хозяйственной деятельности, а также командиры (начальники, руководители), не принявшие решение по числящимся по учету нарушениям в указанной деятельности и мер к возмещению ущерба в соответствии с должностными полномочиями.
Как усматривается из копии послужного списка, справок войсковой части <данные изъяты> №№ 875, 876 от 6 августа 2014 года, копии служебной карточки заявителя, выписок из оценочных ведомостей управления войсковой части № по итогам сдачи контрольной проверки на зимний и летний период обучения 2013 года, Гисматуллин М.И. в 2013 году проходил военную службу по контракту в войсковой части № в должности начальника оперативного отделения - заместителя начальника штаба, и оснований для не представления его к дополнительному материальному стимулированию, установленных п.11 Порядка, не имеется.
Согласно телеграмме командующего войсками Восточного военного округа № 25/3/459 от 19 декабря 2013 года, предписывающей представить в управление кадров округа ходатайства на осуществление военнослужащим дополнительного материального стимулирования, названным должностным лицом прямо указан перечень оснований, при которых военнослужащие не представляются к этой выплате, полностью соответствующий положениям п.11 Порядка, а также определены основания для снижения размера такого стимулирования военнослужащим, имеющим неснятые дисциплинарные взыскания в 2013 году; военнослужащим, находящимся под следствием; военнослужащим, в отношении которых в 2013 году военными прокурорами округа применялись меры прокурорского реагирования, привлеченных к административной ответственности за управления транспортными средствами в состоянии опьянения, доставленных в медицинские учреждения округа в состоянии опьянения, а также военнослужащим, проходящим службу на должностях нижестоящего состава.
Воинским должностным лицом, чьи действия оспариваются заявителем, в нарушение ч.1 ст.249 ГПК РФ, не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии оснований для невыплаты либо снижения Гисматуллину М.И. размера дополнительного материального стимулирования за 2013 год.
В поступивших в суд письменных возражениях представитель командующего войсками Восточного военного округа ФИО1 указала лишь о подготовке проектов приказов и направлении их на подпись командующему войсками Восточного военного округа командирами воинских частей, а также на отсутствие у суда права предрешать вопросы, относящиеся к исключительной компетенции обязанного должностного лица.
Вместе с тем, в силу вышеуказанных положений Порядка, размер материального стимулирования, установленного приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года № 1010, определяется исполнением военнослужащим должностных обязанностей. Произвольное лишение военнослужащего указанной дополнительной выплаты действующим законодательством не предусмотрено. При этом, командиром части размер выплаты заявителю был определен 80000 рублей.
Как следует из расчетных листков на выплату денежного довольствия и выписки из лицевого счета Гисматуллина М.И., заявителюежемесячно в течение 2013 года в полном объеме выплачивалась премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, что свидетельствует о добросовестном исполнении им должностных обязанностей в указанный период, а данная премия, как и дополнительное материальное стимулирование, выплачивается военнослужащим на основании приказа командующего войсками военного округа.
Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства, исходя из содержания вышеуказанных норм материального права и фактических обстоятельств дела, учитывая, что командиром войсковой части № Гисматуллину М.И., с учетом оценки его фактической служебной деятельности, установлен размер дополнительного материального стимулирования, не превышающий расчетную сумму, определенную заместителем Министра обороны РФ Шевцовой, в рамках предоставленных ему командующим войсками Восточного военного округа полномочий в отношении размера выплаты офицерскому составу, а также в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели для конкретной войсковой части №, при отсутствии оснований для непредставления Гисматуллина М.И. к этой выплате либо снижения её размера, суд приходит к выводу о незаконности действий командующего войсками Восточного военного округа, связанных с установлением Гисматуллину М.И. размера оспариваемой им выплаты 0 рублей, и полагает требования заявителя о выплате ему дополнительного материального стимулирования в размере 80000 рублей обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Учитывая, что в соответствии с Временным порядком взаимодействия органов военного управления в ходе работ по обеспечению расчёта денежного довольствия, заработной платы в Едином расчётном центре Министерства обороны РФ, утверждённым Министром обороны РФ 23 июля 2011 года, границей ответственности Федерального казённого учреждения «Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации» определено выполнение централизованного своевременного расчёта денежного довольствия и заработной платы, для восстановления нарушенных прав заявителя суд полагает необходимым обязать командующего войсками Восточного военного округа внести изменения в его приказ от 25 декабря 2013 года № 468 в части, касающейся Гисматуллина М.И., а обязанность произвести ему выплату дополнительного материального стимулирования за 2013 год возложить на руководителя этого учреждения.
При этом суд полагает, что заявителем не пропущен предусмотренный ч.1 ст.256 ГПК РФ срок обращения в суд с рассматриваемым заявлением, поскольку в судебном заседании Гисматуллин М.И. пояснил, что об издании командующим войсками Восточного военного округа приказа об установлении ему материального стимулирования в размере 0 рублей ему известно не было, поскольку выписка из данного приказа в часть не поступала, несмотря на запросы об этом командования, и ознакомился он с ней лишь после обращения в суд.
Указанные заявителем обстоятельства подтверждаются телеграммой ОБК командира войсковой части № на имя начальника управления кадров Восточного военного округа от 9 апреля 2014 года № 185а, а также справкой войсковой части № от 11 августа 2014 года № 894.
Иных доказательств, подтверждающих более раннюю дату извещения заявителя о нарушении его прав командующим войсками Восточного военного округа, в суд не представлено.
На основании ст.98 ГПК РФ в пользу заявителя надлежит взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины, сумма которых подтверждается имеющейся в материалах дела и исследованной в ходе судебного разбирательства квитанцией.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, военный суд
решил:
Заявление Гисматуллина <данные изъяты> об оспаривании действий командующего войсками Восточного военного округа, связанных с невыплатой дополнительного материального стимулирования - удовлетворить.
Признать незаконными действия командующего войсками Восточного военного округа, связанные с установлением Гисматуллину М.И. размера дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года №1010, за 2013 год, в размере 0 рублей.
Обязать командующего войсками Восточного военного округа внести изменения в его приказ от 25 декабря 2013 года № 468, указав в нём о выплате Гисматуллину <данные изъяты> дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года №1010, за 2013 год в размере 80000 (восемьдесят тысяч) рублей.
Обязать руководителя Федерального казённого учреждения «Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации» произвести Гисматуллину <данные изъяты> выплату дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года №1010, за 2013 год в размере 80000 (восемьдесят тысяч) рублей.
Взыскать с Федерального казённого учреждения «Объединённое стратегическое командование Восточного военного округа» в пользу Гисматуллина <данные изъяты> судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины при подаче заявления в суд, в размере 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тихоокеанский флотский военный суд через Уссурийский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме, т.е. с 15 августа 2014 года.
Председательствующий