Дело № 2-4323/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 мая 2016 года г. Ставрополь
Промышленный районный суд г. Ставрополя Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Степановой Е.В.
с участием:
представителя истца Фоминовой С.В. по доверенности Кутуков П.П.,
представителя ответчика ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю СК – Сластеновой С.В. по доверенности,
при секретаре Приходько Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Фоминовой С.В. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края о досрочном назначении страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Фоминова С.В. обратилась в Промышленный районный суд г. Ставрополя с исковым заявлением, впоследствии уточненным, к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что решением ГУ Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю № от дата Фоминовой С.В. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по пункту 20 части 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемого 30-летнего стажа лечебной деятельности.
Обосновывая отказ, должностные лица УПФ РФ по г. Ставрополю указывают на следующее.
Согласно Федерального закона № 400 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, осуществляется с применением Списка должностей и учреждений, работа в которых насчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 (Список № 781).
В соответствии с пунктом "б" пункта 5 Правил № 781 один год работы в структурных подразделениях (в том числе в отделениях хирургического профиля) учреждений здравоохранения по перечню согласно Приложению к Правилам № 781 в должностях врачей и среднего медицинского персонала засчитывается в стаж лечебной деятельности как год и шесть месяцев.
Пунктом 1 и 2 раздела «Наименование структурных подразделений» Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как год и шесть месяцев, отделения хирургического профиля стационаров, в том числе хирургическое отделение, отделения (группы, выездные бригады скорой помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии.
Пунктом 2 раздела "Наименование должностей" Перечня № 781 предусмотрены должности среднего медицинского персонала "медицинские сестры палатные" в том числе старшие, медицинские сестры-анестезисты в отделениях анестизиологии и реанимации.
Наименование структурного подразделения: отделение рентгенохирургических методов диагностики и лечения Перечнем № 781 не предусмотрено.
В связи с вышесказанным, в стаж лечебной деятельности Фоминовой С.В. засчитаны календарно следующие периоды работы:
- с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата.г. – в должности медицинской сестры-анестезиста отделения рентгенохирургических методов диагностики и лечения ГБУЗ СК "Ставропольская краевая клиническая больница".
Кроме этого, календарно засчитаны периоды:
- с дата по дата.г. – отпуск по беременности и родам при работе и должности медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии и реанимации акушерского корпуса МУЗ "Городская клиническая больница № 4";
- с дата по дата.г. – декретный отпуск, при работе в должности медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии и реанимации, реанимации и интенсивной терапии в МУЗ "Городская клиническая больница N" 4".
Не включены в стаж лечебной деятельности периоды:
- с дата по дата.г. – нахождение Фоминовой С.В. на курсах повышения квалификации при работе в должности медицинской сестры-анестезиста отделения реанимации и интенсивной терапии в Ставропольской городской Больнице № 4;
- с дата по дата.г. – работа в должности медсестры палатной отделения анестезиологии и реанимации;
- с дата по дата.г. – работа в должности медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии и реанимации ГБУЗ СК "Ставропольской краевой клинической больницы".
Фоминова С.В. считает отказ незаконным по следующим обстоятельствам.
Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом РФ и Постановлении Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 г. № 11-П в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть сущностно взаимообусловлены.
Согласно Положению об отделении рентгенохирургических методов диагностики и лечения основными задачами отделения ( в том числе) являются:
- оказание плановой специализированной, в том числе высоко технологичной, медицинской помощи больным сердечно-сосудистым заболеваниям в соответствии с приказом МЗ РФ №;
- оказание экстренной специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи больным с острым коронарным синдромом и с острым нарушением кровообращения в соответствии с приказом МЗ РФ №, приказом МЗ РФ №, приказом МЗ СК № от дата;
- оказание высокотехнологичной рентгенохирургической медицинской помощи больным по профилям: «Сердечно-сосудистая хирургия», «Нейрохирургия».
В состав отделения входят две операционные и к работе в отделении допускаются только врачи хирурги, врачи по рентгенэндоваскулярным методам диагностики, врачи анестезиологи-реаниматологи, имеющие соответствующую профессиональную подготовку.
Т.е. по всем критериям отделение относится к отделениям хирургического профиля.
Фоминова С.В. в спорный период выполняла обязанности по должности медицинской сестры-анестезиста отделения рентгенохирургических методов диагностики и лечения, которые тождественны должностным обязанностям медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии и реанимации. В этот же период ею подтверждалась квалификация медицинской сестры-анестезиста по выбранному профилю хирургического отделения.
В спорный период Фоминова С.В. неоднократно принимала участие в хирургических операциях, о чем свидетельствуют записи из операционных карт.
При таких обстоятельствах, спорный период работы Фоминовой С.В. в должности медсестры-анестезиста должен быть засчитан в стаж лечебной деятельности в льготном исчислении как год работы за один год и шесть месяцев.
Следуя правовой позиции Верховного Суда РФ, отпуска по беременности и родам в силу ст.255 Трудового кодекса Российской Федерации предоставляются женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности – 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложнения родов – 86, при рождении двух и более детей – 110) календарных дней после родов, с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном Федеральным законами размере.
Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 Федерального; закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановление Правительства РФ от 11.06.202г. № 516 (далее Правила № 516), в стаж включаются периоды получения пособия по социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодного основного и дополнительных оплачиваемых отпусков, С учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам предусмотренном ст. 255 ТК РФ, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, в случае предоставления женщинам отпусков по беременности и родам в период работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пепсин по старости и включаемой в специальный стаж на льготных условиях, периоды таких отпусков также подлежат включению в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначения трудовой пенсии по старости (Определение ВС РФ от 29.06.2915г. № 18-KT-57).
При таких обстоятельствах, периоды работы Фоминовой С.В.:
- с дата по дата.г. – отпуск по беременности и родам при работе в должности медицинской сестры-анестизиста отделения анестезиологии и реанимации акушерского корпуса МУЗ "Городская клиническая больница № 4";
- с дата по дата.г. – декретный отпуск при работе в должности медицинской сестры-анестизиста отделения анестезиологии и реанимации, реанимации и интенсивной терапии в МУЗ "Городская клиническая больница № 4" - должны быть засчитаны в стаж лечебной деятельности в льготном исчислении, как год работы за один год и шесть месяцев.
Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от производства за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Кроме того, для медицинских работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения лечебной работы. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом лечебной работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель производил отчисление со страховых взносов в ПФР.
Данные периоды подлежат включению в специальный стаж в силу положений ст. 173 ТК РФ и п.4 Правил № 516, в соответствии с которыми периоды нахождения в учебных отпусках являются периодами с сохранением заработной платы, с которых работодатель обязан производить отчисления в Пенсионный фонд РФ. Разъяснения по данному вопросу даны в п. 30 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 1 квартал 2006 года, утвержденного постановлением Президиума ВС РФ от 7 и 14 июля 2006 года.
В связи с вышесказанным, период с дата по дата гг. нахождения Фоминовой С.В. на курсах повышения квалификации при работе в должности медицинской сестры-анестезиста отделения реанимации и интенсивной терапии в Ставропольской городской больнице №4, должен быть включен в лечебный стаж.
Кроме этого, работниками Пенсионного фонда вообще не приняты во внимание дальнейшие периоды работы Фоминовой С.В.:
- с дата по дата.г. – работа в должности медсестры палатной отделения анестезиологии и реанимации;
- с дата по дата.г. – работа в должности медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии и реанимации ГБУЗ СК "Ставропольской краевой клинической больницы", которые должны быть включены в стаж лечебной деятельности (в календарном и льготном исчислении соответственно).
На день обращения Фоминовой С.В. в суд специальный стаж с учетом вышеуказанных периодов и периода доработки составляет более 30 лет.
Просит суд признать за Фоминовой С.В. право на досрочное назначение пенсии, в связи с наличием специального стажа врачебной деятельности и засчитать в ее стаж следующие периоды работы:
с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата подата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с 08.10 2011 по дата.г. – в должности медицинской сестры-анестезиста отделения рентгенохирургических методов диагностики и лечения ГБУЗ СК "Ставропольская краевая клиническая больница" как один год и шесть месяцев за один год работы,
- с дата по дата.г. – в должности медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии и реанимации ГБУЗ СК "Ставропольская краевая клиническая больница", как один год и шесть месяцев за один год работы;
- с дата по дата.г. – нахождение на курсах повышения квалификации при работе в должности медицинской сестры-анестезиста отделения реанимации и интенсивной терапии в Ставропольской городской больнице № 4, в календарном исчислении;
- с дата по дата.г. – работа в должности медсестры палатной отделения анестезиологии и реанимации ГБУЗ СК "Ставропольская краевая клиническая больница", в календарном исчислении.
Также просит суд обязать ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю СК назначить Фоминовой С.В. пенсию в соответствии с пунктом 20 части 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты обращения за ней в пенсионный орган, то есть с дата.
В судебном заседании представитель истица Фоминова С.В. по доверенности Кутуков П.П. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения, аналогичные изложенным в иске, и просил суд их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю СК – Сластенова С.В. по доверенности возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, просила суд в их удовлетворении отказать в полном объеме.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства по отдельности и в их совокупности, полагает необходимым исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.
Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствие со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (ст. 15 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В связи с этим любые нормативные акты, прямо или косвенно устанавливающие произвольное ограничение прав и свобод одной категории граждан по отношению к другой, не соответствуют Конституции РФ. Нормативные акты не применяются в части, не соответствующей Конституции РФ.
Статья 55 Конституции РФ определяет, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, умаляющие права и свободы человека и гражданина, а статья 115 Конституции РФ указывает, что Правительство РФ издаёт постановления на основе и во исполнение Конституции РФ и Федеральных законов. В связи с этим издание Постановления правительства №781 не сможет служить основанием и трактоваться в сторону ограничения установленных законом прав граждан.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995 г. № 8, судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.
В постановлении Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 г. № 11-П указывается, что определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).
Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации должны быть, по сути, взаимообусловлены.
Кроме того, как отмечается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Назначение пенсий, предусмотренных пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», осуществляется согласно Спискам соответствующих работ, профессий, должностей и учреждений. Указанная норма не является самостоятельной, а действует в системной связи с пунктом 2 статьи 30 названного Федерального закона, согласно которой законодатель делегировал право Правительству Российской Федерации утверждать Списки и Правила, регулирующие вопросы досрочного пенсионного обеспечения.
Следовательно, возникновение права на досрочное назначение страховой пенсии по старости законодатель связывает с осуществлением деятельности в соответствующих должностях и учреждениях (структурных подразделениях), а не только с определенным видом деятельности.
В соответствии со ст. 66 ТК РФ трудовая книжка является основным документом о трудовом стаже и трудовой деятельности работника.
Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости является трудовая книжка. Если в трудовой книжке работника содержатся все необходимые сведения о работе, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, то досрочно трудовая пенсия может назначаться без истребования дополнительных документов. Если для определения права на досрочное пенсионное обеспечение необходимы данные о характере и условиях труда, то эти обстоятельства должны подтверждаться соответствующими документами, содержащими необходимые сведения.
При отсутствии документального подтверждения соответствия характера и условий работ, выполняемых работником, характеру и условиям труда, дающим право на пенсионные льготы, законных оснований для досрочного назначения трудовой пенсии по старости не имеется.
В судебном заседании установлено, что истица Фоминова С.В. обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края по поводу назначения досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Федеральным законом от 17.12.2001 года № 173 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии.
Пенсионный фонд при рассмотрении документов, представляемых для назначения пенсии должен оценивать их полное соответствие требованием пенсионного законодательства, применять Федеральный закон от 17.12.2001 года № 173 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного законом срока, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Из материалов дела следует, что решением № от дата ответчик отказал истице в досрочном назначении пенсии. При подсчете продолжительности специального стажа не были приняты к зачету некоторые периоды работы Фоминовой С.В., в результате чего специальный стаж, принятый к зачету, составил 27 лет 4 месяца 11 дней, что не дает ей право на досрочное пенсионное обеспечение.
При подсчете продолжительности специального стажа не были приняты к зачету период с дата по дата.г. нахождения на курсах повышения квалификации при работе в должности медицинской сестры-анестезистки отделения реанимации и интенсивной терапии в Ставропольской городской больнице № 4 в календарном исчислении, а периоды с дата подата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата.г. в должности медицинской сестры-анестезиста отделения рентгенохирургических методов диагностики и лечения ГБУЗ СК "Ставропольская краевая клиническая больница" включены в стаж истицы календарно вместо одного года и шесть месяцев за один год работы.
Однако, суд полагает, что с данными выводами ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю СК согласиться нельзя по следующим основаниям.
Назначение пенсий, предусмотренных частью 1 статьи 30, осуществляется согласно Спискам соответствующих работ, профессий, должностей и учреждений. Указанная норма не является самостоятельной, а действует в системной связи с частью 2 статьи 30 названного Федерального закона, согласно которой законодатель делегировал право Правительству Российской Федерации утверждать Списки и Правила, регулирующие вопросы досрочного пенсионного обеспечения.
В стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, могут быть включены периоды осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения всех форм собственности, в том числе в учреждениях здравоохранения, не являющихся государственными или муниципальными.
Руководствуясь постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П, при определении права на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173- ФЗ, исчисление медицинского стажа за периоды работы до 01.11.1999 может производиться в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 и за периоды после 01.11.1999 - в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью и иной работой по охране здоровья населения и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066. С 12.11.2002 применяется Список № 781 и Правила № 781.
Назначение пенсий, предусмотренных пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», осуществляется согласно Спискам соответствующих работ, профессий, должностей и учреждений. Указанная норма не является самостоятельной, а действует в системной связи с пунктом 2 статьи 30 названного Федерального закона, согласно которой законодатель делегировал право Правительству Российской Федерации утверждать Списки и Правила, регулирующие вопросы досрочного пенсионного обеспечения.
Следовательно, возникновение права на досрочное назначение страховой пенсии по старости законодатель связывает с осуществлением деятельности в соответствующих должностях и учреждениях (структурных подразделениях), а не только с определенным видом деятельности.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правил № 781 один год работы в структурных подразделениях (в том числе в отделениях хирургического профиля) учреждений здравоохранения по перечню согласно приложению к Правилам № 781 в должностях врачей и среднего медицинского персонала засчитывается в стаж лечебной деятельности как год и шесть месяцев.
Из решения об отказе № от дата следует, что Списком № 781 и Правилами № 781 предусмотрена возможность включения в стаж лечебной деятельности периодов работы в должностях, предусмотренных Списком № 781 только в учреждениях здравоохранения.
Пунктом 1 и 2 раздела «Наименование структурных подразделений» Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев предусмотрены отделения хирургического профиля стационаров, в том числе отделение рентгенохирургических методов диагностики и лечения, отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии.
Пунктом 2 раздела «Наименование должностей» Перечня № 781 предусмотрены должности среднего медицинского персонала медицинские сестры палатные, в том числе старшие, медицинские сестры-анестезисты в отделениях анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии.
В соответствии с пунктом 4 Правил № 781 при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровы населения в учреждениях здравоохранения, начиная с 01.11.1999 засчитываются периоды работы при условии выполнения работы в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей.
Согласно пункту 2 Правил № 781 при исчислении периодов работ применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации: утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации с 11.07.2002 № 516.
П.п.3.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004г. №11-П предусматривает, что «по смыслу ст. 8 (часть 2), 19(части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции РФ форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях здравоохранения в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одни и тем же профессиях.
Данный вывод вытекает из правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в определении от 06.12.2001г. № 310-О. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения, и кому принадлежит закрепленное за ними имущество – государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий.
Таким образом, в постановлении Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 года № 11 - П указывается, что, определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).
Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19 части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустим, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации – быть, по сути, взаимообусловлены.
Таким образом, в стаж на соответствующих видах работ засчитывается работа на основании трудового договора по должности в соответствии со штатным расписанием, в том числе работа по совместительству, оформленная в соответствии с трудовым законодательством.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированною) учета содержатся неполные сведения о периодах работы, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются соответствующими документами, содержащими необходимые сведения.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Дата регистрации Фоминовой С.В. – дата.
Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что Пенсионный фонд необоснованно включил в страховой стаж истицы Фоминовой С.В. периоды работы с дата подата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата.г. в должности медицинской сестры-анестезистки отделения рентгенохирургических методов диагностики и лечения ГБУЗ СК "Ставропольская краевая клиническая больница" в календарном исчислении, вместо правильного включения указанных периодов как один год и шесть месяцев за один год работы, поскольку должность, занимаемая истицей в спорные периоды соответствует п.п. «б» п. 5 Правил № 781.
Анализируя вышеизложенное, суд также приходит к вывод, что в страховой стаж истицы Фоминовой С.В. подлежит включению период работы с дата по дата.г. в должности медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии и реанимации ГБУЗ СК "Ставропольская краевая клиническая больница", как один год и шесть месяцев за один год работы.
Судом также установлено, что Пенсионный фонд отказал истице Фоминовой С.В. в назначении пенсии и исключил из ее стажа период с дата по дата.г. нахождения на курсах повышения квалификации при работе в должности медицинской сестры-анестезиста отделения реанимации и интенсивной терапии в Ставропольской городской больнице № 4.
Ст. 2 Конституции РФ определяет: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Поэтому отказ государства от ранее принятых на себя обязательств перед гражданами дискредитирует само государство и противоречит п.3 ст. 55 и ст.64 Конституции РФ».
В соответствии с Тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) по должностям работников учреждений образования РФ (Приказ Минобразования России и Госкомвуза России от 31 августа 1995г. №463/1268 повышение квалификации является неотъемлемой частью должностных обязанностей всех педагогических работников.
В соответствии со ст. 26 ФЗ «Об образовании», принятого в 1996 году и действовавшего до 01.09.2013 г., дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.
В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 ст. 47, п. 7 ст. 48 действующего ФЗ «Об образовании в РФ», педагогические работники обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень.
Согласно статье 187 Трудового кодекса РФ при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством (средняя заработная плата по основному месту работы).
В судебном заседании установлено, что на курсы повышения квалификации истица Фоминова С.В. направлялась по приказу работодателя. Данные курсы являются трудовыми обязанностями работников, непосредственно связанными с их лечебной деятельностью.
Во время нахождения работника на курсах повышения квалификации трудовые отношения с ним не прекращаются, за ним сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы, перечисляются страховые взносы. Повышение квалификации является обязательным условием осуществления лечебной деятельности.
Гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем для повышения квалификации и при направлении в командировку, определены статьями 167 и 187 ТК РФ. Так, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы, так и в служебную командировку за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Следовательно, в соответствующие страховые фонды: пенсионный, социальный и другие, - работодателем делаются установленные законом отчисления из заработной платы работника.
С учетом приведенных положений закона, принимая во внимание, что при нахождении в учебном отпуске и курсах повышения квалификации истица Фоминова С.В. продолжала осуществлять трудовую деятельность, работа которой ответчиком зачтена в страховой стаж, дающий право на назначение пенсии, суд считает, что периоды нахождения истца на курсах усовершенствования подлежат включению в специальный стаж работы истца в календарном исчислении.
Если в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» основным принципом для включения в страховой стаж работника периодов работы и (или) иной деятельности является условие, связанное с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, то периоды повышения работником своей квалификации по направлению работодателя должны включаться в этот стаж, поскольку за работником на этот период в соответствии с действующим законодательством сохраняется средняя заработная плата, а, следовательно, уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Следовательно, у истицы Фоминовой С.В. возникло право на включение указанного периода в ее стаж для назначения страховой пенсии.
Также судом установлено, что ответчик необоснованно исключил из стажа истца Фоминовой С.В. период работы с дата по дата.г. в должности медсестры палатной отделения анестезиологии и реанимации ГБУЗ СК "Ставропольская краевая клиническая больница".
В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", предусмотрено, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Судом установлено, что, несмотря на то, что название должности, занимаемой истицей Фоминовой С.В. в спорный период, не соответствовало Списку №781, однако она осуществляла лечебную деятельность, а ее должностные обязанности соответствовали нормативным документам, установленным законодательством.
Должностные обязанности Фоминовой С.В. по спорному периоду работы остаются идентичными должности медицинского работника, деятельность которого связана с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. В связи с чем в спорный период работы истица Фоминова С.В. осуществляла лечебную деятельность.
Поэтому, суд полагает, что невключение указанного выше периода работы в льготный стаж, дающий истице Фоминовой С.В. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, по сути, является формой дискриминации конкретного человека перед Законом в зависимости от места работы и нарушает конституционное право на социальное обеспечение по возрасту.
Таким образом, суд приходит к выводу, что невключение указанных выше периодов работы в льготный стаж истицы Фоминовой С.В. нарушает ее конституционные права, так как ч. 2 ст. 8, ч. 1 и 2 ст. 19, ч. 1 ст. 35, ч. 1 и 3 ст. 37, ч. 1 и 2 ст. 39 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ наименование должности, как таковое, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения страховой пенсий по старости лицам, работающим в медицинских учреждениях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям и по одним и тем же профессиям.
Статьи Трудового Кодекса Российской Федерации регулируют трудовые отношения всех работников, что соответствует конституционным принципам иной защиты всех форм собственности.
Конституционный суд РФ от 03.07.2004 подчеркнул, что «в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующую защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо всего прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания».
Следовательно, суд приходит к выводу о необходимости включения указанных периодов работы в страховой стаж Фоминовой С.В. для назначения ей пенсии.
Обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, предполагающую установление такого правопорядка, который гарантировал бы каждому государственную защиту его прав и свобод.
Из пенсионного законодательства Российской Федерации, Конституции РФ следует, что право на получение пенсии носит заявительный характер, то есть гражданин должен заявить о своем желании получать пенсию. В данном случае такое право истцом Фоминовой С.В. реализовано путем подачи соответствующего заявления в Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю.
Как видно из материалов дела, а именно из копии трудовой книжки истицы Фоминовой С.В., должности в спорные периоды, в которых работала истица, наименование, должностные и профессиональные обязанности, а также суть выполняемой ею работы оставались неизменными.
В соответствии с пунктом 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 № 555 периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии со ст. 19 Конституции РФ (ч.1 и ч.2) все равны перед Законом и судом, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от должностного положения и других обстоятельств.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», судами при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.
В соответствии с Постановлением Министерства труда РФ от 17.10.2003 года № 70 «Об утверждении разъяснений «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий…» при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на досрочную трудовую пенсию в указанный стаж включаются все периоды работы, которые зачитывались в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действующему в период выполнения данной работы, с применением правил подсчета соответствующего стажа. Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от возраста) до дня отмены соответственного закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный стаж дающий право на пенсию по старости или за выслугу лет.
Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 предусмотрена возможность установления тождества профессий, должностей, организаций (структурных подразделений), предусмотренных ст.ст. 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.
Сроки назначения пенсии определены ст. 19 Закона "О трудовых пенсиях в РФ", в соответствии с которой трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Так, с учетом периодов, засчитанных пенсионным органом в бесспорном порядке, и периодов, засчитанных судом по данному делу, у истицы Фоминовой С.В. имеется необходимый специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи осуществлением лечебной деятельности, предусмотренный п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Доводы представителя ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю СК противоречат конституционным нормам о равенстве всех перед законом о праве на пенсию, поэтому исковые требования Фоминовой С.В. о включении вышеназванных периодов ее работы в льготный стаж подлежат удовлетворению.
С учетом достаточности стажа, требуемого для назначения истцу досрочной трудовой пенсии, суд считает необходимым обязать ответчика назначить Фоминовой С.В. досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения за ней в пенсионный орган, то есть с дата.
Таким образом, суд считает исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Фоминовой С.В. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края о досрочном назначении страховой пенсии по старости – удовлетворить.
Признать за Фоминовой С.В. право на досрочное назначение пенсии, в связи с наличием специального стажа врачебной деятельности.
Обязать Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю включить в медицинский стаж Фоминовой С.В., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, в соответствии с требованиями пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы:
- с дата подата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата.г. – в должности медицинской сестры-анестезиста отделения рентгенохирургических методов диагностики и лечения ГБУЗ СК "Ставропольская краевая клиническая больница" как один год и шесть месяцев за один год работы,
-- с дата по дата.г. – в должности медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии и реанимации ГБУЗ СК "Ставропольская краевая клиническая больница", как один год и шесть месяцев за один год работы;
- с дата по дата.г. – нахождение на курсах повышения квалификации при работе в должности медицинской сестры-анестезиста отделения реанимации и интенсивной терапии в Ставропольской городской больнице № 4, в календарном исчислении;
- с дата по дата.г. – работа в должности медсестры палатной отделения анестезиологии и реанимации ГБУЗ СК "Ставропольская краевая клиническая больница", в льготном исчислении как один год и шесть месяцев за один год работы.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края назначить Фоминовой С.В. досрочно страховую пенсию по старости по п.п.20 п.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты обращения за ней в пенсионный орган, то есть с дата.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Промышленный районный суд г. Ставрополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Степанова