Судебный акт #1 (Решения) по делу № 3-69/2010 ~ М-67/2010 от 16.11.2010

Дело №3-69/2010

                                                       Р Е Ш Е Н И Е

                                    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Владимир                                                                          01 декабря 2010 года

        Владимирский областной суд в составе:

        председательствующего судьи                                       Завьялова Д.А.,

        при секретаре                                                                      Савельевой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Владимирской области о признании не соответствующими федеральному законодательству и недействующими с момента принятия последнего предложения абзаца 2 пункта 1 статьи 9, пункта 3 статьи 91.1, пункта 3 статьи 101.2 Закона Владимирской области от 13 февраля 2003 года №10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области», в редакции Закона Владимирской области от 13 мая 2010 года №42-ОЗ «О внесении изменений в Закон Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области»,

                                                  У С Т А Н О В И Л:

        Исполняющий обязанности прокурора Владимирской области обратился во Владимирский областной суд с указанным выше заявлением, уточнённым в ходе рассмотрения дела, ссылаясь на то, что оспариваемые нормы права не соответствуют федеральному законодательству, в связи с чем подлежат признанию недействующими с момента принятия по следующим основаниям.

        Последнее предложение абзаца 2 пункта 1 статьи 9 Избирательного кодекса Владимирской области, в редакции Закона Владимирской области от 13 мая 2010 года №42-ОЗ, предусматривающее назначение выборов более низкого уровня, если при совмещении дней голосования на выборах разного уровня избиратель будет иметь возможность проголосовать одновременно более чем по четырем избирательным бюллетеням (за исключением бюллетеней, выданных в связи с проведением досрочных, повторных или дополнительных выборов) выборы более низкого уровня назначаются на второе воскресенье октября года, в котором они должны были быть проведены, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва – на день голосования на указанных выборах либо на второе воскресенье марта года, следующего за годом, в котором они должны быть проведены, по мнению заявителя, противоречит требованиям пунктов 1,2 статьи 8, статье 9, пунктов 6,9 статьи 81.1, пункта 4 статьи 82 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №67-ФЗ), которыми предусмотрены исчерпывающие основания для изменения срока проведения выборов, продления срока полномочий выборных органов и депутатов, и к компетенции регионального законодателя решение данного вопроса не отнесено.

        Кроме того, прокурор считает, что ограничение, закреплённое в пункте 3 статьи 91.1 и пункте 3 статьи 101.2 Избирательного кодекса Владимирской области, в редакции Закона Владимирской области от 13 мая 2010 года №42-ОЗ, в отношении зарегистрированного кандидата, включенного в список кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов, который вправе участвовать в замещении (получении) депутатских мандатов не более двух раз, противоречит положениям пункта 3 статьи 1, пункта 1 статьи 39, пункта 6 статьи 70 Федерального закона №67-ФЗ, в соответствии с которыми установление дополнительных ограничений избирательных прав законами субъектов Российской Федерации федеральным законодательством не предусмотрено, нарушает как пассивное избирательное право данного кандидата, который обладает равными правами и несёт равные обязанности с другими кандидатами, за исключением случаев, установленных названным Федеральным законом, так и активное избирательное право избирателей.

        В судебном заседании прокурор Хромушин П.Н. поддержал заявленные требования.

        Представители администрации Владимирской области Лызлов Д.Н. и Зорина О.А., действующие по доверенностям, в судебном заседании согласились с заявлением прокурора, поддержав, письменный отзыв исполняющего обязанности губернатора Владимирской области, представленный в суд. Полагали, приводя в обоснование своей позиции в целом те же доводы, что и прокурор, что оспариваемые нормы противоречат требованиям Федерального закона №67-ФЗ.

        Представитель Законодательного Собрания Владимирской области по доверенности Казанская А.В. в судебном заседании просила оставить заявление прокурора без удовлетворения, придерживаясь позиции, изложенной в письменных возражениях, представленных в суд председателем Законодательного Собрания Владимирской области. Полагала, что оспариваемые положения Избирательного кодекса Владимирской области не противоречат федеральному законодательству, приняты в рамках полномочий, предоставленных органам законодательной и исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Последнее предложение абзаца второго пункта 1 статьи 9 Избирательного кодекса Владимирской области в редакции Закона Владимирской области от 13 мая 2010 года №42-ОЗ, устанавливающее порядок разрешения ситуаций, когда совмещение дней голосования приведёт к необходимости голосования более чем по четырём избирательным бюллетеням, не противоречит федеральному закону, так как указанный вопрос федеральным законодательством не урегулирован. Кроме того, оспариваемые нормы Избирательного кодекса, не содержат положений об изменении (продлении или сокращении) установленного срока, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты, и (или) срока полномочий органа местного самоуправления. Пункт 3 статьи 91.1 и пункт 3 статьи 101.2 Избирательного кодекса Владимирской области в названной редакции также не противоречат федеральному законодательству, поскольку федеральным законом не предусматривается возможность неоднократного участия зарегистрированных кандидатов в распределении депутатских мандатов. Более того, по мнению данного представителя, Избирательный кодекс Владимирской области, таким образом, предоставляет дополнительные гарантии для реализации избирательных прав, закрепляя положения, предусматривающие неоднократное участие зарегистрированных кандидатов в распределении депутатских мандатов и одновременно защищающие избирательное право граждан, находящихся в списке кандидатов после кандидата, отказавшегося от замещения депутатского мандата более двух раз.

        Выслушав объяснения представителей заявителя, администрации и Законодательного Собрания Владимирской области, исследовав и оценив материалы дела, в их совокупности, суд находит заявление исполняющего обязанности прокурора Владимирской области обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

        В соответствии с пунктом «б» статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе права избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, отнесена к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

        Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

        При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

        В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184 (с последующими изменениями) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственных власти субъектов Российской Федерации» (далее Федеральный закон №184-ФЗ) деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

        Исходя из положений пунктов 3,6 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ (с последующими изменениями) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №67-ФЗ) установление дополнительных ограничений избирательных прав граждан законами субъектов Российской Федерации не предусмотрено, поскольку федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться только гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом. При этом федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону, и при наличии таких противоречий, применяются нормы настоящего Федерального закона.

        Согласно пунктов 1 и 2 статьи 8 названного Федерального закона срок, на который избираются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, а также срок полномочий указанных органов и депутатов устанавливается соответственно конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Совмещение дней голосования на выборах разного уровня, в результате которого избиратель будет иметь возможность проголосовать одновременно более чем по четырём избирательным бюллетеням, за исключением бюллетеней, выданных в связи с проведением досрочных, повторных или дополнительных выборов, не допускается. Изменение (продление или сокращение) срока полномочий действующих органов или депутатов, указанных в пункте 1 статьи 8 настоящей статьи, не допускается, за исключением случая, установленного пунктами 6 и 9 статьи 81.1 и пунктом 4 статьи 82 настоящего Федерального закона.

        Кроме того, указанные выборы являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов (статья 9 Федерального закона №67-ФЗ).

        В соответствии с пунктом 1 статьи 39 и пунктом 6 статьи 70 этого же Федерального закона все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Соответствующая избирательная комиссия после определения результатов выборов извещает об этом зарегистрированного кандидата, избранного депутатом, выборным должностным лицом, после чего он обязан в пятидневный срок представить в соответствующую избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, выборного должностного лица, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей. Если зарегистрированный кандидат, признанный избранным по результатам голосования за список кандидатов, не выполнит указанное требование, он исключается из списка кандидатов, а его депутатский мандат передается другому зарегистрированному кандидату в порядке, предусмотренном законом. Если зарегистрированный кандидат, избранный депутатом по одномандатному (многомандатному) избирательному округу либо избранный выборным должностным лицом, не выполнит указанное требование, соответствующая избирательная комиссия отменяет своё решение о признании кандидата избранным.

        Исходя из положений Устава (Основного закона) Владимирской области (статьи 2,13,49), статус области основывается на принципах соответствия законодательства области федеральному законодательству. Законодательное собрание осуществляет законодательное регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации. Законом области в пределах полномочий, определённых федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории области. Областные законы не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

        В силу статьей 3,23,26 названного Устава губернатор Владимирской области, являясь высшим должностным лицом области, обнародует законы, удостоверяя их обнародование путём подписания, либо отклоняет законы, принятые Законодательным Собранием.

        Судом установлено, что Законодательным Собранием Владимирской области 29 января 2003 года принят и губернатором Владимирской области 13 февраля 2003 года подписан Закон Владимирской области №10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области», регулирующий отношения в сфере избирательного законодательства, которое в соответствии с Федеральным законом №67-ФЗ и Федеральным законом №184-ФЗ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

        Указанный Закон Владимирской области официально опубликован в издании «Владимирские ведомости» №58-61 18 марта 2003 года и введён в действие со дня его официального опубликования.

        На момент вынесения судом настоящего решения данный нормативный правовой акт действует с изменениями и дополнениями, последние из которых внесены Законом Владимирской области №105-ОЗ от 08 ноября 2010 года.

        27 апреля 2010 года Законодательным Собранием Владимирской области принят и губернатором Владимирской области 13 мая 2010 года подписан Закон Владимирской области №42-ОЗ «О внесении изменений в Закон Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области», которым в Закон Владимирской области от 13 февраля 2003 года №10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» внесены, в том числе следующие изменения:

        Второй абзац пункта 1 статьи 9 дополнен предложением следующего содержания: «Если при совмещении дней голосования на выборах разного уровня избиратель будет иметь возможность проголосовать одновременно более чем по четырем избирательным бюллетеням (за исключением бюллетеней, выданных в связи с проведением досрочных, повторных или дополнительных выборов), выборы более низкого уровня назначаются на второе воскресенье октября года, в котором они должны были быть проведены, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва – на день голосования на указанных выборах либо на второе воскресенье марта года, следующего за годом, в котором они должны были быть проведены.»;

        Статья 91.1 дополнена пунктом 3 следующего содержания: «3. Зарегистрированный кандидат, включенный в список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, вправе участвовать в замещении (получении) депутатских мандатов не более двух раз.»;

        Статья 101.2 дополнена пунктом 3 следующего содержания: «3. Зарегистрированный кандидат, включенный в список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, вправе участвовать в замещении (получении) депутатских мандатов не более двух раз.».

        Названный Закон Владимирской области официально опубликован в издании «Владимирские ведомости» №127 19 мая 2010 года и введён в действие через десять дней после его официального опубликования.

        Несмотря на то, что порядок принятия указанного нормативного правового акта в части его формы (вида), процедуры принятия, правил введения его в действие, в том числе правил его опубликования, не нарушен, что подтверждается исследованными судом письменными доказательствами и не оспаривалось при рассмотрении данного дела ни одним из участвующих в деле лиц, областной суд находит, что оспариваемые нормы противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, приняты областным законодателем с превышением предоставленных ему полномочий.

        Анализируя указанные изменения в Избирательный кодекс Владимирской области и вышеприведённые положения Федерального закона №67-ФЗ, суд приходит к выводу, что внесённые Законом Владимирской области №42-ОЗ от 13 мая 2010 года в Избирательный кодекс Владимирской области изменения в части последнего предложения абзаца 2 пункта 1 статьи 9, пункта 3 статьи 91.1, пункта 3 статьи 101.2 противоречат требованиям федерального законодательства.

        Последнее предложение абзаца 2 пункта 1 статьи 9 Закона Владимирской области от 13 февраля 2003 года №10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области», в редакции Закона Владимирской области от 13 мая 2010 года №42-ОЗ «О внесении изменений в Закон Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области», фактически определяет механизм переноса выборов более низкого уровня в случае, когда при совмещении дней голосования на выборах разного уровня избиратель будет иметь возможность проголосовать одновременно более чем по четырем избирательным бюллетеням (за исключением бюллетеней, выданных в связи с проведением досрочных, повторных или дополнительных выборов). Данная норма носит общий характер и распространяется на неопределённый круг лиц и ситуаций.

        Аналогичный механизм установлен пунктом 4 статьи 81.1 Федерального закона №67-ФЗ, но лишь при переносе даты выборов органов местного самоуправления в соответствии с пунктами 1,2 настоящей статьи (в отношении выборов органа государственной власти субъекта Российской Федерации, или органа местного самоуправления, или депутатов указанных органов, назначенных до 15 августа 2005 года, срок полномочий которых истекает в период с 1 ноября по 31 декабря или с 1 января по 31 марта после 15 августа 2005 года). При этом названный Федеральный закон не предоставляет субъекту Российской Федерации права дополнительного регулирования данного вопроса.

        Применение механизма, установленного последним предложением абзаца 2 пункта 1 статьи 9 Избирательного кодекса Владимирской области» в указанной редакции, переноса даты выборов приведёт к продлению срока полномочий органов местного самоуправления по основаниям, не предусмотренным статьёй 82 Федерального закона №67-ФЗ, закрепляющей исчерпывающий перечень случаев продления сроков полномочий органов местного самоуправления.

        Поскольку исключительные случаи продления срока полномочий действующих органов и депутатов предусмотрены только упомянутым Федеральным законом и к компетенции регионального законодателя решение данного вопроса не отнесено, суд полагает, что оспариваемая норма областного закона принята им с превышением пределов компетенции.

        Пункт 3 статьи 91.1 Закона Владимирской области от 13 февраля 2003 года №10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области», в редакции Закона Владимирской области от 13 мая 2010 года №42-ОЗ «О внесении изменений в Закон Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области», устанавливающий, что зарегистрированный кандидат, включённый в список кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов на выборах депутатов Законодательного Собрания Владимирской области, вправе участвовать в замещении (получении) депутатских мандатов не более двух раз и аналогичная норма, закреплённая в пункте 3 статьи 101.2 Избирательного кодекса в названной редакции, устанавливающая ограничения применительно к распределению депутатских мандатов на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, фактически ограничивают, как активное, так и пассивное избирательное право граждан.

        Вместе с тем, Федеральным законом №67-ФЗ (пункт 1 статьи 3) субъекту Российской Федерации не предоставлено полномочий по установлению дополнительных ограничений избирательных прав граждан. В соответствии с названной нормой законы субъектов Российской Федерации могут только дополнять гарантии, установленные Федеральным законом №67-ФЗ.

        А, исходя из положений пункта 6 статьи 1 указанного Федерального закона конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.

        Кроме того, следует отметить, что пунктом 6 статьи 70 этого же Федерального закона предусмотрено основание исключения зарегистрированного кандидата из списка кандидатов – в случае, если он в пятидневный срок не представит в соответствующую избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, выборного должностного лица, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей.

        Иных специальных оснований названным Федеральным законом не предусмотрено.

        В силу пункта 6 статьи 89 Избирательного кодекса Владимирской области представление зарегистрированным кандидатом заявления об отказе от получения депутатского мандата не влечёт за собой исключение такого зарегистрированного кандидата из списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов.

        Таким образом, оспариваемыми нормами, а именно пунктом 3 статьи 91.1 и пунктом 3 статьи 101.2 Избирательного кодекса Владимирской области нарушается принцип равенства прав и обязанностей кандидатов, закреплённый в пункте 1 статье 39 Федерального закона №67-ФЗ. Исключение из этого правила составляют только случаи, опять же установленные настоящим Законом.

        Изложенное подтверждается пояснениями представителей заявителя, администрации Владимирской области, частично пояснениями представителя Законодательного Собрания Владимирской области, письменными материалами дела, в том числе экспертным заключением на Закон Владимирской области от 13 февраля 2003 года №10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» (с последующими изменениями), представленным Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области, из которого также следует, что оспариваемые положения Избирательного кодекса Владимирской области не соответствуют федеральному законодательству.

        При таких обстоятельствах все доводы, изложенные, как в письменных возражениях председателя Законодательного Собрания Владимирской области, так и в пояснениях представителя данного органа законодательной власти в судебном заседании, относительно соответствия оспариваемых положений федеральному законодательству, принятых в пределах компетенции органов законодательной и исполнительной власти Владимирской области, в том числе со ссылкой на письмо Центральной Избирательной Комиссии Российской Федерации, не относящимся к нормативным правовым актам, являются неубедительными и не могут служить основаниями для отказа в заявлении прокурора.

        Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признаёт нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

        Поскольку оспариваемые нормы введены в действие Законом Владимирской области №42-ОЗ от 13 мая 2010 года, на их основании реализуются права граждан, суд находит возможным признать последнее предложение абзаца 2 пункта 1 статьи 9, пункт 3 статьи 91.1, пункт 3 статьи 101.2 Закона Владимирской области от 13 февраля 2003 года №10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области», в редакции Закона Владимирской области от 13 мая 2010 года №42-ОЗ, не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.

        Руководствуясь ст.ст.194,198,253 ГПК РФ, Владимирский областной суд

                                                        Р Е Ш И Л:

        заявление исполняющего обязанности прокурора Владимирской области удовлетворить.

        Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу последнее предложение абзаца 2 пункта 1 статьи 9, пункт 3 статьи 91.1, пункт 3 статьи 101.2 Закона Владимирской области от 13 февраля 2003 года №10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области», в редакции Закона Владимирской области от 13 мая 2010 года №42-ОЗ «О внесении изменений в Закон Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области».

        Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Владимирский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья

Владимирского областного суда                                                             Д.А.Завьялов

3-69/2010 ~ М-67/2010

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Владимрской области
Другие
Законодательное Собрание Владимирской области
администрация Владимирской области
Суд
Владимирский областной суд
Судья
Завьялов Дмитрий Анатольевич
Дело на странице суда
oblsud--wld.sudrf.ru
16.11.2010Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.11.2010Передача материалов судье
18.11.2010Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.11.2010Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.11.2010Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.11.2010Судебное заседание
01.12.2010Судебное заседание
06.12.2010Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.12.2010Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее