Дело №
УИД: №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Селемджинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Комаровой Н.Г.,
при секретаре Муратовой Е.В.,
с участием истца Шатровой Н.М.,
представителя истца Лемасовой Л.Б.,
представителя ответчика администрации Селемджинского района Амурской области Соколюк О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шатровой Нины Михайловны к администрации Селемджинского района Амурской области о признании незаконным распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении размера пенсии за выслугу лет на муниципальной службе Н.М. Шатровой» и обязании устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод путём перерасчёта пенсии за выслугу лет, начиная с ДД.ММ.ГГГГ,
У С Т А Н О В И Л:
Шатрова Н.М. обратилась в суд с настоящим иском к администрации Селемджинского района Амурской области, мотивируя его тем, что ответчиком вынесено неправомерное распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении размера пенсии за выслугу лет на муниципальной службе Н.М.Шатровой», о котором ей стало известно ДД.ММ.ГГГГ. Данное распоряжение, по мнению истца, не соответствует п. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 (ред. от 29.12.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.03.2021); гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; п. 12 ст. 20.1 муниципальные социальные гарантии лицу, замещающему (замещавшему) муниципальную должность района (Устав муниципального образования Селемджинского района) - в случае замещения нескольких муниципальных должностей района периоды замещения суммируются, а пенсия за выслугу лет рассчитывается исходя из размера денежного вознаграждения по выбору лица, замещавшего муниципальную должность, при условии замещения данной должности не менее одного года.
Полагает, что данным распоряжением нарушены её права.
В соответствии со ст. 1 Устава муниципального образования Селемджинского района, настоящий Устав является основным нормативным правовым актом Селемджинского района, имеет высшую юридическую силу по отношению к другим правовым актам органов и должностных лиц местного самоуправления Селемджинского района, принимается Селемджинским районным Советом народных депутатов и применяется на всей территории Селемджинского района (далее - Устав района). В соответствии с ч. 2 ст. 6 Устава района в границах Селемджинского района расположены муниципальные образования: рабочие поселки: Коболдо, Огоджа, Токур, Февральск. Экимчан.
В соответствии с постановлением № 285 от 03 мая 2017 года «О внесении изменений в постановление администрации Селемджинского района от 09.12.2013 № 1493 «Об утверждении Положения «О порядке назначения, выплаты и перерасчёта пенсии за выслугу лет муниципальным служащим района и лицам, замещавшим муниципальные должности района» п. 3.5 раздела III «порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет» изложить в следующей редакции «3.5 Лицу, замещавшему муниципальную должность, пенсия за выслугу лет в связи с выходом на пенсию устанавливается в следующем размере: при замещении муниципальной должности района сроком от пяти до десяти лет - 55 процентов базового денежного вознаграждения по соответствующей должности; при замещении муниципальной должности района сроком свыше десяти лет 5 процентов базового денежного вознаграждения по соответствующей должности».
В соответствии с Уставом пгт. Токур выборным должностным лицом местного самоуправления Токурского городского поселения является председатель поселкового Совета народных депутатов (в редакции решения Токурского поселкового Совета народных депутатов Селемджинского района Амурской области от 05.08.2008 №4/16; в редакции решения Токурского поселкового Совета народных депутатов Селемджинского района Амурской области от 17.10.2019 № 13).
Истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ была избрана председателем Токурского поселкового Совета народных депутатов, общий стаж по выборной должности составляет 4 года 3 месяца 28 дней; ДД.ММ.ГГГГ избрана председателем Селемджинского районного Совета народных депутатов, общий стаж по выборной должности составил 3 года 11 месяцев 17 дней. Итого общий стаж - 8 лет 3 месяца 15 дней.
Поскольку в случае замещения нескольких муниципальных должностей района периоды замещения суммируются, перерасчёт муниципальной пенсии имеет следующие показатели: 46.528 руб. - денежное вознаграждение председателя районного Совета народных депутатов в соответствии с постановлением Селемджинского районного Совета народных депутатов от 20 июня 2020 года № 20/18 «О решении «О внесении изменений в решение «О Положении «О регулировании отдельных вопросов, связанных с осуществлением деятельности лиц, замещающих муниципальные должности Селемджинского района»; стаж лица, замещавшего муниципальную должность :в структуре Селемджинского района - 8 лет 03 месяца 15 дней; 55% - процент пенсии от среднемесячного денежного содержания; 1,7 - районный коэффициент. Таким образом, размер муниципальной пенсии за выслугу лёт составляет 46.528 х 55% х 1,7 = 46.308,68 руб.
На основании изложенного, просит суд признать незаконным распоряжение администрации Селемджинского района № от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении размера пенсии за выслугу лет на муниципальной службе Н.М.Шатровой»; обязать администрацию Селемджинского района Амурской области устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод истца путём перерасчёта пенсии за выслугу лет, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Шатрова Н.М. и её представитель Лемасова Л.Б. в судебном заседание исковые требования поддержали в полном объёме, просили их удовлетворить по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Соколюк О.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования истца не признала, поддержала позицию ответчика, изложенную в отзыве, в котором указывается следующее.
Распоряжением Главы Селемджинского района ДД.ММ.ГГГГ № истцу была назначена муниципальная пенсия за выслугу лет на муниципальной службе в размере 29.778 руб. Выплата указанной пенсии продолжалась до ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением Главы Селемджинского района № от ДД.ММ.ГГГГ выплата пенсии прекращена в связи с назначением Шатровой Н.М. на муниципальную должность до оставления муниципальной должности. ДД.ММ.ГГГГ Шатрова Н.М. подала заявление о возобновлении выплаты муниципальной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в связи с выходом на пенсию. Протоколом заседания комиссии по вопросам муниципальной службы № от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение возобновить выплату муниципальной пенсии как муниципальному служащему в размере 35.878,81 руб. Распоряжением администрации Селемджинского района от ДД.ММ.ГГГГ № на основании вышеуказанного протокола была возобновлена выплата муниципальной пенсии Шатровой Н.М. ДД.ММ.ГГГГ Шатрова Н.М. подаёт заявление о недействительности заявления от ДД.ММ.ГГГГ о возобновлении выплаты муниципальной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в связи с выходом на пенсию. ДД.ММ.ГГГГ подаёт заявление о назначении ей пенсии, как лицу, замещающему выборные муниципальные должности района. На основании данного заявления был произведён расчёт специалистами администрации, включив весь указанный в заявлении стаж (9 лет 4 месяца и 18 дней) как стаж лица, замещающего выборные муниципальные должности района. Для расчёта был взят размер денежного вознаграждения в размере 45%, как лицу, замещающему муниципальные должности сроком семь лет и более, и размер пенсии составил 27.626,44 руб.
На основании данного расчёта, распоряжением администрации Селемджинского района были внесены изменения в распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №, и Н.М. Шатровой с ДД.ММ.ГГГГ выплачивалась пенсия в размере 27.626,44 руб. В дальнейшем она индексировалась, повышалась и на момент проверки КСП составляла 36.786 руб. в месяц. Согласно данным КСП переплата из бюджета района только за ДД.ММ.ГГГГ составила 190.126,65 руб.
В соответствии с актом контрольно-счётной палаты Селемджинского района от ДД.ММ.ГГГГ № было установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ Шатровой Н.М. была назначена пенсия за выслугу лет, как лицу, замещающему выборную муниципальную должность района. Пенсия была назначена на основании заявления Шатровой Н.М., в котором был указан стаж 9 лет 4 месяца 18 дней: председатель Токурского поселкового Совета народных депутатов (стаж 5 лет 5 месяцев 8 дней) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; глава местного самоуправления п. Токур с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; замещение муниципальной должности района в качестве председателя Селемджинского районного Совета народных депутатов - (стаж 3 года 11 месяцев 18 дней) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
На момент возобновления выплаты муниципальной пенсии ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время отсутствуют правовые основания для включения в расчёт для исчисления муниципальной пенсии за выслугу лет в муниципальном образовании Селемджинский район следующего стажа: председателя Токурского поселкового Совета народных депутатов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; и главы местного самоуправления п. Токур с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, стаж для исчисления муниципальной пенсии за выслугу лет в Селемджинском районе как лицу, замещающему выборную муниципальную должность района, Шатровой Н.М. составил 3 года 11 месяцев 18 дней по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и, следовательно, расчёт пенсии должен производится исходя из денежного вознаграждения в размере 25% (замещение муниципальной должности от 3 до 5 лет).
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Устава Селемджинского района, действовавшего на момент назначения муниципальной пенсии за выслугу лет в 2013 году, лицами, замещающими муниципальные должности района являются: глава района - выборное должностное лицо местного самоуправления, наделённое собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и исполняющий полномочия главы районной администрации; председатель районного Совета, замещающий муниципальную должность на постоянной (оплачиваемой) основе.
В данном перечне отсутствуют такие должности, как председатель Токурского поселкового Совета народных депутатов или глава местного самоуправления п. Токур.
Так, согласно ч.ч. 6, 9, 10 ст. 22 Устава Селемджинского района, действующего на момент назначения пенсии в 2013 году, лицо, замещавшее муниципальную должность района, имеет право на пенсию за выслугу лет за счёт средств районного бюджета, исходя из размера денежного вознаграждения с учётом срока замещения муниципальной должности района. Установление размера и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, производятся в порядке, установленном для муниципальных служащих района, исходя из размера денежного вознаграждения с учётом срока замещения муниципальной должности и иных особенностей назначения пенсии за выслугу лет в соответствии нормативно правовым актом районного Совета.
В случае замещения нескольких муниципальных должностей района периоды замещения суммируются, а пенсия за выслугу лет рассчитывается исходя из размера денежного вознаграждения по выбору лица, замещавшего муниципальную должность, при условии замещения данной должности не менее одного года.
Нормативно-правовым актом Селемджинского районного Совета народных депутатов является Решение Селемджинского района «О положении «О порядке установления пенсии за выслугу лет муниципальным служащим района и лицам, замещавшим муниципальные должности района» от 25.03.2010 № 15-Р, и Постановление Селемджинского районного Совета народных депутатов от 24.03.2010 года № 17/27.
В соответствии с п. 3.2 и п. 3.3 данного Положения лицу, замещавшему муниципальную должность, пенсия за выслугу лет в связи с выходом на пенсию устанавливается в следующем размере:
- при замещении муниципальной должности сроком от трех до пяти лет - 25 процентов денежного вознаграждения по соответствующей должности;
- при замещении муниципальной должности сроком от пяти до семи лет - 35 процентов денежного вознаграждения по соответствующей должности;
- при замещении муниципальной должности сроком семь и более лет- 45 процентов денежного вознаграждения по соответствующей должности.
Пункт 3.3 в случае замещения нескольких муниципальных должностей периоды замещения суммируются, а пенсия за выслугу лет рассчитывается исходя из размера денежного вознаграждения по выбору лица, замещавшего муниципальную должность, при условии замещения данной должности неменее одного года.
Считает ошибочным доводы истца о том, что расположение иных муниципальных образований, указанных в ч. 2 ст. 3 Устава района и находящихся на территории Селемджинского района, в т.ч. пгт. Токур, позволяет отнести выборные должности этих образований (председатель Токурского поселкового Совета народных депутатов или глава местного самоуправления п. Токур) к муниципальными выборными должностями Селемджинского района, т.к. ч. 1 ст. 21 Устава Селемджинского района содержит исчерпывающий перечень лиц, замещающими муниципальные должности района.
Так же, несостоятельными считает ссылки истца на Постановление № 285 от 03.05.2017 «О внесении изменений в постановление администрации Селемджинского района от 09.12.2013 № 1493 «Об утверждении Положения «О порядке назначения, выплаты и пересчёта пенсии за выслугу лет муниципальным служащим района и лицам, замещавшим муниципальные должности района», поскольку эти нормативные акты были приняты после назначения муниципальной пенсии Шатровой Н.М. ДД.ММ.ГГГГ. Действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрен перерасчёт ранее назначенных пенсий в связи с изменением, нормативных правовых актов.
Пункт 5 ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением, граждан за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Особенности организации муниципальной службы в Амурской области и правовое положение муниципальных служащих Амурской области урегулированы Законом Амурской области от 30 июня 2008 года № 71-0З «О некоторых гарантиях депутатам представительных органов муниципальных образований и лицам, замещающим муниципальные должности в Амурской области». В соответствии со ст.ст. 4 и 5 названного областного закона условия предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Финансирование пенсий за выслугу лет муниципальным служащим осуществляется за счёт средств местных бюджетов.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 53 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Статьёй 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счёт собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Из приведённых положений нормативных правовых актов следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счёт средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лег муниципальных служащих осуществляется за счёт собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учётом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
У муниципального образования пгт. Токур предусмотрено пенсионное обеспечение своих выборных должностей. Истец не лишен права выбрать орган местного самоуправления, в котором он замещал муниципальные должности, и обратиться за назначением пенсии за выслугу лет в это муниципальное образование, в частности пгт. Токур, отказавшись от муниципальной пенсии Селемджинского района.
Пунктом 5 статьи 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166- ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрено, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате пенсии, производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление пенсии в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии в связи с отсутствием права на неё вводится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Ответчик считает действия по изменению размера пенсии правомерными и на основании вышеизложенного просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объёме.
Свидетель ФИО7 в судебном заседании пояснил, что в период с ДД.ММ.ГГГГ он был председателем Совета народных депутатов Селемджинского района. Советом народных депутатов было принято Положение «О порядке установления пенсии за выслугу лет муниципальным служащим района и лицам, замещавшим муниципальные должности». Пункт 3.3 данного Положения говорит о том, что в случае замещения нескольких муниципальных должностей периоды замещения суммируются, а пенсия за выслугу лет рассчитывается исходя из размера денежного вознаграждения по выбору лица, замещавшего муниципальную должность, при условии замещения данной должности не менее одного года. Так как бюджет района консолидированный, в него входит и бюджет п. Токур. Если выплата производится из одного консолидированного бюджета, то эти периоды суммируются. При этом претендующий на получение пенсии может выбрать, с какой зарплаты будет производиться расчёт. Согласно протоколам заседания комиссии по вопросам муниципальной службы и установлению стажа муниципальной службы муниципальных служащих и лиц, замещавших муниципальные должности района, Шатровой Н.М. в 2008 году была назначена пенсия в размере 75%. Позже в соответствии с Уставом Селемджинского района, Положением, областными и федеральными законами был сделан перерасчёт; общий стаж суммировали и назначена пенсия в размере 45%. Считает, что администрация Селемджинского района, внося в декабре 2020 года изменения в размер пенсии Шатровой Н.М., необоснованно ссылается на акт контрольно-счётной палаты, поскольку в федеральном законодательстве чётко прописано, что разъяснения по нормативно-правовым актам официально может давать только тот, кто их принимал либо издавал; контрольно-счётная палата не является законодательным органом.
Свидетель ФИО8 суду показала, что ранее она работала начальником отдела экономики и прогноза администрации Селемджинского района. В ДД.ММ.ГГГГ муниципальной комиссией по вопросам муниципальной службы и установлению стажа муниципальной службы муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности администрации Селемджинского района, в соответствии с Положением № 17/27 от 24 марта 2010 года «О порядке установления пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и лицам, замещающим муниципальные должности района» и Порядком, разработанным администрацией Селемджинского района, об установлении и начислении перерасчётов лицам, замещающих муниципальные должности района, и муниципальным служащим, Шатровой Н.М. была установлена муниципальная пенсия; было установлено, что Шатрова Н.М. занимала муниципальные должности сроком более 7 лет и в соответствии с этим была установлена пенсия в размере 45% денежного содержания. Был составлен протокол комиссии, на основании которого отдел экономики и прогноза администрации Селемджинского района рассчитал пенсию. На основании протокола, Положения, Постановления и был произведён расчёт. Они консультировались по этому вопросу с областью, смотрели своё Положение, согласно п. 3.3 которого, в случае замещения нескольких муниципальных должностей периоды замещения суммируются, а пенсия за выслугу лет рассчитывается исходя из размера денежного вознаграждения по выбору лица, замещающего муниципальную должность. Поэтому Шатровой Н.М. стаж председателя Токурского поселкового совета, главы местного самоуправления пгт. Токур был засчитан и плюс стаж председателя районного совета. В п. 6.1 Положения № 17/27 2010 года указано, что пенсия за выслугу лет устанавливается по заявлению лица, претендующего на неё, распоряжением главы района на основании решения комиссии по вопросам муниципальной службы; состав и положение о комиссии утверждаются постановлением главы района; в состав комиссии кроме представителей администрации района включается представители других органов местного самоуправления района. Если бы стаж не суммировался, тогда в составе комиссии не нужны были бы представители других органов местного самоуправления. Если есть спорные вопросы, в состав комиссии включаются именно специалисты того или иного органа. В Уставе Селемджинского района написано, что в состав района входят все поселения района, в том числе и п. Токур.
Свидетель ФИО9 суду показала, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время она является начальником отдела экономики и прогноза администрации Селемджинского района. Она, как должностное лицо, осуществляет перерасчёт и расчёт пенсии. В расчёте пенсии Шатровой Н.М. она не участвовала. ДД.ММ.ГГГГ на основании представления Контрольно-счётной палаты Селемджинского района от ДД.ММ.ГГГГ №, которое было выставлено администрации района в результате проверки, было принято решение о перерасчёте пенсии Шатровой Н.М., о чём администрацией района вынесено распоряжение №. Считает, что ранее была допущена счётная ошибка при установлении стажа Шатровой Н.М., а именно, неверно был посчитан стаж замещения должности муниципальной службы Селемджинского района; к расчёту должен был быть принят стаж только за те должности, которые Шатрова Н.М. замещала непосредственно в администрации Селемджинского района, то есть 3 года 11 месяцев; остальной стаж должен быть засчитан в общий трудовой стаж.
Изучив доводы искового заявления, письменный отзыв ответчика, выслушав позицию сторон, показания свидетелей, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Шатровой Н.М. в полном объёме.
Согласно ст. 5 Федерального закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: 1) пенсия за выслугу лет; 2) пенсия по старости; 3) пенсия по инвалидности; 4) пенсия по случаю потери кормильца; 5) социальная пенсия.
Пунктом 2 ст. 3 ФЗ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрено, что гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом. Аналогичные положения были закреплены в ст.ст. 4, 5 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», действовавшего до 01 января 2015 года, и закреплены в ст.ст. 5, 6 ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ (в ред. от 22.10.2013, действующей на момент назначения истцу муниципальной пенсии, как лицу, замещавшему выборную муниципальную должность района) «О муниципальной службе в Российской Федерации» в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на: 1) должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы); 2) муниципальных должностях; 3) государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации; 4) должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы); 5) иных должностях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации
Порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачёта в него иных периодов трудовой деятельности помимо указанных в ч. 1 настоящей статьи устанавливается законом субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 22.10.2013).
Стаж муниципальной службы муниципального служащего приравнивается к стажу государственной гражданской службы государственного гражданского служащего. Время работы на должностях муниципальной службы засчитывается в стаж государственной гражданской службы, исчисляемый для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу (ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 22.10.2013).
Согласно ст. 22 Закона Амурской области от 31 августа 2007 года № 364-ОЗ (ред. от 26.04.2013) «О муниципальной службе в Амурской области» (принят Амурским областным Советом народных депутатов 23.08.2007) (вместе с «Реестром должностей муниципальной службы в Амурской области», «Типовыми квалификационными требованиями для замещения должностей муниципальной службы в Амурской области», «Типовым положением о проведении аттестации муниципальных служащих», «Типовым положением о присвоении квалификационных разрядов») в стаж муниципальной службы включаются периоды работы, указанные в Федеральном законе «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также засчитываются иные периоды работы (службы), засчитываемые в стаж государственной гражданской службы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.
В стаж муниципальной службы на основании решения представителя нанимателя (работодателя) могут засчитываться периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы муниципальным служащим для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией муниципального служащего. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пяти лет.
В сфере пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объёме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законом области о государственной гражданской службе (ч. 1 ст. 21 Закона Амурской области от 31.08.2007 № 364-ОЗ (ред. от 26.04.2013) «О муниципальной службе в Амурской области»).
В соответствии с абз. 3 ч. 2 ст. 21 указанного закона субъекта установление и выплата пенсии за выслугу лет производятся в порядке, определённом муниципальными правовыми актами, с учётом порядка, предусмотренного для государственных гражданских служащих, и настоящей статьи.
Согласно ч. 2 ст. 22 Устава муниципального образования «Селемджинский район» (далее – Устав) (в редакции 2013 года) период замещения муниципальной должности района засчитывается в общий трудовой стаж, а также в стаж муниципальной службы.
Установление размера и выплата пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, производятся в порядке, установленном для муниципальных служащих района, исходя из размера денежного вознаграждения с учётом срока замещения муниципальной должности и иных особенностей назначения пенсии за выслугу лет в соответствии нормативно правовым актом районного Совета (ч. 9 ст. 22 Устава).
Постановлением Селемджинского районного Совета народных депутатов Амурской области № 17/27 от 24 марта 2010 года принято решение «О Положении «О порядке установления пенсии за выслугу лет муниципальным служащим района и лицам, замещавшим муниципальные должности района» (далее-Положение).
В силу п. 3.3 Положения в случае замещения нескольких муниципальных должностей периоды замещения суммируются, а пенсия за выслугу лет рассчитывается исходя из размера денежного вознаграждения по выбору лица, замещавшего муниципальную должность, при условии замещения данной должности неменее одного года.
Согласно п. 6.1 Положения пенсия за выслугу лет устанавливается по заявлению лица, претендующего на неё, распоряжением главы района на основании решения комиссии по вопросам муниципальной службы; состав Комиссии и Положение о Комиссии утверждаются постановлением главы района; в состав Комиссии кроме представителей администрации района включаются представители других органов местного самоуправления района по согласованию.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец Шатрова Н.М. замещала муниципальные должности председателя Токурского поселкового Совета народных депутатов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (стаж составил 5 лет 5 месяцев 8 дней), главы местного самоуправления п. Токур с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; председателя Селемджинского районного Совета народных депутатов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (стаж - 3 года 11 месяцев 18 дней).
Согласно распоряжению Главы Селемджинского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ за № Шатровой Н.М. была назначена муниципальная пенсия за выслугу лет на муниципальной службе в размере 29.778 рублей. Указанные обстоятельства отражены в решении Комиссии по вопросам муниципальной службы № об установлении Шатровой Н.М. пенсии за выслугу лет от ДД.ММ.ГГГГ; в протоколе заседания комиссии по вопросам муниципальной службы и установлению стажа муниципальной службы муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности категории «А», администрации Селемджинского района № от ДД.ММ.ГГГГ; в представлении о назначении пенсии за выслугу лет.
Выплата указанной пенсии продолжалась до ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением Главы Селемджинского района № от ДД.ММ.ГГГГ выплата пенсии прекращена в связи с назначением Шатровой Н.М. на муниципальную должность до оставления муниципальной должности.
ДД.ММ.ГГГГ Шатровой Н.М. подано заявление о возобновлении выплаты муниципальной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в связи с выходом на пенсию.
Согласно протоколу заседания Комиссии по вопросам муниципальной службы и установлению стажа муниципальной службы муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности, администрации Селемджинского района № от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о возобновлении выплаты муниципальной пенсии Шатровой Н.М. как муниципальному служащему в размере 35.878 руб. 81 коп.
Распоряжением администрации Селемджинского района от ДД.ММ.ГГГГ №-к возобновлена выплата муниципальной пенсии Шатровой Н.М.
ДД.ММ.ГГГГ Шатрова Н.М. обращается с заявлением в администрацию района о недействительности заявления от ДД.ММ.ГГГГ о возобновлении выплаты муниципальной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в связи с выходом на пенсию, а также подаёт заявление о назначении ей пенсии, как лицу, замещающему выборные муниципальные должности района.
Согласно представленному ответчиком расчёту, произведённому на основании заявления Шатровой Н.М. о назначении ей пенсии, как лицу, замещающему выборные муниципальные должности района, от ДД.ММ.ГГГГ, размер пенсии Шатровой Н.М. за выслугу лет составил 27.626 руб. 44 коп.
Распоряжением администрации Селемджинского района № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №, постановлено выплачивать Шатровой Н.М. ежемесячно пенсию за выслугу лет в размере 27.626 руб. 44 коп. без вычета пенсии по старости (инвалидности).
Согласно пояснениям ответчика, в дальнейшем размер выплаты Шатровой Н.М. муниципальной пенсии за выслугу лет индексировался и на момент проведения контрольного мероприятия Контрольно-счётной палаты Селемджинского района составил - 36.786 руб. в месяц.
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.
В Акте № от ДД.ММ.ГГГГ Контрольно-счётной палаты Селемджинского района отражено, что получателю пенсии за выслугу лет Шатровой Н.М. пенсия назначена до принятия администрацией района Положения о порядке назначения пенсии №; пенсия была назначена как муниципальному служащему; затем выплата была приостановлена и возобновлена в ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Шатровой Н.М. как лицу, замещавшему выборную муниципальную должность; при этом, протокол по установлению стажа выборной муниципальной должности отсутствует; стаж установлен по заявлению Шатровой Н.М. - 9 лет; в стаж лица, замещавшего муниципальной должности района, включён стаж по должности главы пгт. Токур; правовые основания для включения данного стажа отсутствуют; стаж при замещении муниципальной должности района составляет 4 года; в связи с чем, муниципальная пенсия в размере 45% денежного вознаграждения по должности председателя районного Совета народных депутатов установлена не верно. В соответствии с п. 3.5 Положения о порядке назначения пенсии № при замещении муниципальной должности сроком от трёх до пяти лет устанавливается размер 25% должностного вознаграждения по соответствующей должности. При назначении пенсии установлен районный коэффициент в размере 1,7. Подтвердить правильность применения районного коэффициента не представляется возможным, в деле отсутствуют документы, подтверждающие факт прописки. Нормами п. 3.5 Положения о порядке назначения пенсии № не установлен порядок применения районного коэффициента для выборных должностных лиц. Размер пенсии за выслугу лет установлен не верно. В ДД.ММ.ГГГГ выплата составила 427.779 руб. Сумма переплаты в ДД.ММ.ГГГГ составила 190.126 руб. 65 коп.
ДД.ММ.ГГГГ контрольно-счётным органом муниципального образования главе Селемджинского района Амурской области внесено представление №, в котором указано на нарушения и недостатки, выявленные при проведении контрольного мероприятия по теме «Соблюдение порядка назначения и выплаты муниципальной пенсии за выслугу лет», а также предложено устранить выявленные нарушения, в том числе провести перерасчёт пенсии за выслугу лет Шатровой Н.М.
На основании данного представления ДД.ММ.ГГГГ Шатровой Н.М. произведён перерасчёт муниципальной пенсии за выслугу лет в соответствии с решением Селемджинского районного Совета народных депутатов Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ №. В расчёте применены следующие показатели: 46.528руб. - денежное вознаграждение председателя районного Совета народных депутатов, в соответствии с постановлением Селемджинского районного Совета народных депутатов от 20 июня 2020 года № 20/18 «О решении «О внесении изменений в решение «О Положении «О регулировании отдельных вопросов, связанных с осуществлением деятельности лиц, замещающих муниципальные должности Селемджинского района»; стаж лица, замещавшего муниципальную должность в структуре Селемджинского района - 3 года 11 месяцев 17 дней (заявление от ДД.ММ.ГГГГ вх. №); 25% - процент пенсии от среднемесячного денежного содержания (в соответствии с абз. 2 п. 3.5 Положения); 1,7 - районный коэффициент (п. 3 ст. 4 Положения). Размер муниципальной пенсии за выслугу лет лицу, замещавшему должность председателя районного Совета народных депутатов, Шатровой Н.М. составил 21.049 руб. 40 коп.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Селемджинского района вынесено оспариваемое распоряжение № «Об изменении размера пенсии за выслугу лет на муниципальной службе Н.М. Шатровой». ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в адрес Шатровой Н.М. направлено уведомление о произведённом перерасчёте муниципальной пенсии за выслугу лет.
Как установлено в судебном заседании Шатрова Н.М. замещала должности председателя Токурского поселкового Совета народных депутатов, главы местного самоуправления и председателя Селемджинского районного Совета народных депутатов.
В соответствии с Указами Президента РФ от 19 ноября 2007 года № 1532 «Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации» и от 20 сентября 2010 года № 1141 «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих» с 01 января 1992 г. до введения в действие сводного перечня государственных должностей Российской Федерации, утверждённого Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации», Реестра государственных должностей федеральных государственных служащих, утверждённого Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. № 33 «О Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих», перечней государственных должностей федеральной государственной службы, которые считались соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации, и реестров (перечней) государственных должностей государственной службы субъектов Российской Федерации в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются) периоды замещения должностей руководителей, специалистов и служащих, включая замещение на постоянной основе выборных должностей, а также должности руководителей, специалистов и служащих, включая выборные должности, замещаемые на постоянной основе, в органах местного самоуправления, соответственно.
Согласно положениям Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Реестру должностей муниципальной службы в Амурской области, установленному Законом Амурской области от 31 августа 2007 года № 364-ОЗ (ред. от 26.04.2013) «О муниципальной службе в Амурской области» указанные замещаемые Шатровой Н.М. должности относятся к муниципальным должностям, и в соответствии с п. 3.3 Решения Селемджинского районного Совета народных депутатов Амурской области «О Положении «О порядке установления пенсии за выслугу лет муниципальным служащим района и лицам, замещавшим муниципальные должности района» № 17/27 от 24 марта 2010 года, действовавшего на момент назначения Шатровой Н.М. пенсии, как лицу, замещающему выборные муниципальные должности района, периоды замещения указанных муниципальных должностей суммируются.
Доводы ответчика об обратном основаны на неверном толковании норм материального права.
В обоснование заявленных требований Шатрова Н.М. указала, что оспариваемое распоряжение администрации Селемджинского района № от ДД.ММ.ГГГГ ограничивает предусмотренное федеральным законом её право на пенсионное обеспечение за выслугу лет.
Согласно доводам ответчика, на момент возобновления выплаты муниципальной пенсии Шатровой Н.М. ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время отсутствуют правовые основания для включения в расчёт для исчисления муниципальной пенсии за выслугу лет в муниципальном образовании Селемджинский район следующего стажа: председателя Токурского поселкового Совета народных депутатов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; главы местного самоуправления п. Токур с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в связи с чем, стаж для исчисления муниципальной пенсии Шатровой Н.М. за выслугу лет в Селемджинском районе как лицу, замещающему выборную муниципальную должность района, составляет 3 года 11 месяцев 18 дней по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и, следовательно, расчёт пенсии должен производится исходя денежного вознаграждения в размере 25% (замещение муниципальной должности от 3 до 5 лет).
Вместе с тем, такое условие предоставления права на пенсию за выслугу лет Шатровой Н.М., согласно которому предоставление этого права поставлено в зависимость от её стажа по замещению муниципальной должности непосредственно в органах местного самоуправления определённого муниципального образования, противоречит нормативным правовым актам.
Пенсионное обеспечение муниципальных служащих и лиц, замещавших муниципальные должности, регулируются едиными федеральными законами.
Актами органов местного самоуправления могут определяться дополнительные условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим, лицам, замещавшим муниципальные должности, за счёт средств местных бюджетов. Однако при этом нельзя устанавливать зависимость стажа для целей назначения пенсии муниципальной службой исключительно в органах местного самоуправления конкретного муниципального образования (п. 2 ст. 5, п.п. 1, 2, 4 ст. 7 Закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ; Приложение 2 к Закону № 166-ФЗ; п. 42 Обзора, утверждённого Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019).
Из анализа вышеприведенного федерального законодательства не следует, что стаж замещения муниципальной должности, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, должен быть получен исключительно в органах определённого муниципального образования, поскольку федеральный законодатель такого условия для предоставления права на пенсию за выслугу лет не устанавливает, получение такого стажа исключительно в органах определённого муниципального образования не оговаривает.
Не установлено таких условий и законодательством Амурской области.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 4 Закона Амурской области от 30 июня 2008 года № 71-ОЗ (в ред. от 08.10.2012) «О некоторых гарантиях депутатам представительных органов муниципальных образований и лицам, замещающим муниципальные должности в Амурской области» (принят Законодательным Собранием Амурской области 19 июня 2008 года) лица, замещавшие муниципальные должности, имеют право на получение пенсии за выслугу лет в порядке и на условиях, установленных уставом муниципального образования.
Установление и выплата пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, производятся в порядке, утверждённом для муниципальных служащих, исходя из размера денежного вознаграждения с учётом срока замещения муниципальной должности и иных особенностей назначения пенсии за выслугу лет.
В силу п. 3.3 Положения «О порядке установления пенсии за выслугу лет муниципальным служащим района и лицам, замещавшим муниципальные должности района» от 24 марта 2010 года в случае замещения нескольких муниципальных должностей периоды замещения суммируются, а пенсия за выслугу лет рассчитывается исходя из размера денежного вознаграждения по выбору лица, замещавшего муниципальную должность, при условии замещения данной должности не менее одного года.
Таким образом, учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что право Шатровой Н.М. на получение муниципальной пенсии за выслугу лет производно от её предшествующей трудовой деятельности, в том числе и по замещению муниципальных должностей.
Поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость приобретение права на пенсию за выслугу лет муниципальных служащих, и лиц, замещающих муниципальные должности, от осуществления ими деятельности в конкретных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, и данная деятельность может осуществляться указанными лицами на территории всей Российской Федерации, а не только отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образований, соответственно стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, должен учитываться на территории всей Российской Федерации в совокупности, а не только отдельных субъектов Российской Федерации в частности, то есть суммироваться.
В связи с изложенным, принятое ответчиком распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении размера пенсии за выслугу лет на муниципальной службе Н.М. Шатровой» нельзя признать законным.
С учётом выше установленных по делу обстоятельств, суд полагает, что нарушенное право Шатровой Н.М. должно быть восстановлено на условиях произведённого отделом экономики и прогноза администрации Селемджинского района расчёта пенсии за выслугу лет, на основании которого впоследствии администрацией района принято Распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ, с учётом последующих индексаций, поскольку ранее принятые решения муниципальной Комиссии по вопросам муниципальной службы и установлению стажа муниципальной службы муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности администрации Селемджинского района, об установлении, о назначении (ДД.ММ.ГГГГ.), о возобновлении (ДД.ММ.ГГГГ с внесёнными изменениями) Шатровой Н.М. пенсии, определении её размера и стажа приняты правомочным органом, в соответствии с требованиями действующими на тот момент федеральным законодательством, законами субъекта и нормативно-правовыми актами муниципального образования.
При этом суд отмечает, что применение при расчёте пенсии 55% от среднемесячного денежного содержания, о чём указывает в исковых требованиях Шатрова Н.М., в данном случае недопустимо, поскольку Постановление № 285 от 03 мая 2017 года «О внесении изменений в постановление администрации Селемджинского района от 09 декабря 2013 года № 1493 «Об утверждении Положения «О порядке назначения, выплаты и пересчёта пенсии за выслугу лет муниципальным служащим района и лицам, замещавшим муниципальные должности района» было принято после назначения муниципальной пенсии Шатровой Н.М., а перерасчёт ранее назначенных пенсий в связи с изменением нормативных правовых актов законом и нормативно-правовыми актами муниципального образования не предусмотрен.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Шатровой Нины Михайловны к администрации Селемджинского района Амурской области – удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение администрации Селемджинского района № от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении размера пенсии за выслугу лет на муниципальной службе Н.М.Шатровой».
Обязать администрацию Селемджинского района Амурской области устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод Шатровой Нины Михайловны путём перерасчёта пенсии за выслугу лет на муниципальной службе, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
На решение сторонами может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Селемджинский районный суд, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Н.Г. Комарова