Судья Краснов В.Б. Дело № 12-332/2018
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного суда Республики Коми Машкина И.М.,
при секретаре Буткиной А.В.,
рассмотрев 17 октября 2018 года в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре Республики Коми жалобу старшего инспектора отдела по вопросам миграции УМВД России по городу Сыктывкару Черноус И.В. на постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 августа 2018 года,
установил:
Постановлением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29.08.2018 прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 18.19 КоАП РФ, в отношении ФГБОУ ВО "СГУ им. Питирима Сорокина", за отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением, старший инспектор отдела по вопросам миграции УМВД России по городу Сыктывкару Черноус И.В. обратился в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит постановление судьи Сыктывкарского городского суда отменить, указывая на то, что выводы суда об отсутствии с действиях ФГБОУ ВО "СГУ им. Питирима Сорокина" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18.19 КоАП РФ, являются ошибочными.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения защитника образовательной организации, должностного лица административного органа, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельства каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а так же выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 2 статьи 18.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неуведомление образовательной организацией органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в образовательную организацию, о предоставлении иностранному гражданину или лицу без гражданства академического отпуска, о завершении или прекращении обучения иностранного гражданина или лица без гражданства в образовательной организации либо о самовольном убытии иностранного гражданина или лица без гражданства из образовательной организации, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, либо нарушение образовательной организацией установленного порядка подачи такого уведомления.
Таким образом, нарушение правил уведомления уполномоченных государственных органов об обучении или о прекращении обучения иностранных граждан и лиц без гражданства в образовательных организациях влечет административную ответственность.
Согласно пункту 3 статьи 17 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) образовательная организация, пригласившая иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях обучения:
Гарантирует иностранному гражданину возможность получения образования в данной образовательной организации, обеспечивает его своевременную постановку на миграционный учет по месту пребывания, обращение с ходатайством о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации на период обучения, а также обеспечивает его выезд из Российской Федерации по завершении или прекращении обучения, за исключением случаев продолжения обучения иностранным гражданином в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
В течение трех рабочих дней со дня прибытия иностранного гражданина в данную образовательную организацию направляет информацию об этом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования.
В течение трех рабочих дней со дня установления факта самовольного убытия иностранного гражданина из данной образовательной организации направляет информацию об этом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности.
Также согласно пункту 5 статьи 17 Федерального закона N 115-ФЗ образовательная организация обязана уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, о предоставлении иностранному гражданину академического отпуска и о завершении или прекращении обучения иностранного гражданина или лица без гражданства в данной образовательной организации.
Указанные обязательства закреплены за образовательной организацией в отношении иностранных граждан, приглашенных на въезд в Российскую Федерацию в целях обучения.
Вместе с тем, согласно пункту 7 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ образовательная организация, в которой обучается иностранный гражданин, указанный в абзаце первом, втором, третьем или пятом пункта 7 указанной статьи, обязана уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о завершении или прекращении обучения данного иностранного гражданина в указанной образовательной организации в течение трех рабочих дней с даты его отчисления. Форма и порядок подачи уведомления устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Указанная обязанность закреплена за образовательной организацией в отношении всех обучающихся в ней иностранных граждан.
Кроме того, согласно пункту 19 статьи 13.4 Федерального закона N 115-ФЗ образовательная организация, в которой по очной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, обучается иностранный гражданин, осуществляющий трудовую деятельность на основании разрешения на работу, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 6 и 7 пункта 4 статьи 13 Федерального закона N 115-ФЗ, обязана уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования, о завершении или прекращении обучения данного иностранного гражданина в указанной образовательной организации или о предоставлении данному иностранному гражданину академического отпуска. Форма и порядок подачи указанного уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции. Форма и порядок подачи указанного уведомления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Как видно из материалов дела основанием для привлечения ФГБОУ ВО "СГУ им. Питирима Сорокина" к административной ответственности послужили, выявленные в результате проведенной 01.08.2018 инспектором ОВМ УМВД России по г. Сыктывкару в отношении указанного юридического лица проверки, нарушения требований пункта 19 статьи 13.4 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", выразившиеся в том, что ФГБОУ ВО "СГУ им. Питирима Сорокина", находящееся по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, Октябрьский проспект, д. 55, не уведомило Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми об отчислении гражданина Г.Н.Н. из образовательного учреждения в трехдневный срок с момента издания приказа об отчислении.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 18.19 КоАП РФ, в отношении ФГБОУ ВО "СГУ им. Питирима Сорокина" судья исходил из того, что в действиях указанной образовательной организации отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18.19 КоАП РФ, поскольку гражданин Украины Гладкий Н.Н. обучался в ФГБОУ ВО "СГУ им. Питирима Сорокина" по заочной форме, сведений о приглашении учебным заведением гражданина Г.Н.Н. в целях обучения в материалах дела не имеется.
Оснований не согласиться с такими выводами судьи городского суда не имеется, поскольку пункт 19 статьи 13.4 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Приказ Минобрнауки России от 28.07.2014 № 838, нарушение которых вменяется юридическому лицу, предусматривают обязанность образовательной организации направлять в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования, уведомление о прекращении обучения иностранного гражданина (лица без гражданства) при условии обучения его в этой образовательной организации по очной форме по основной профессиональной образовательной программе и при осуществлении им трудовой деятельности на территории Российской Федерации на основании разрешения на работу.
При отсутствии совокупности таких условий, и принимая во внимание, что нарушение иных норм Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", как это следует из протокола об административном правонарушении, в силу которых за образовательной организацией закреплена обязанность уведомить соответствующий уполномоченный государственный орган о прекращении обучения в отношении всех обучающихся в ней иностранных граждан, не вменяются юридическому лицу, вывод судьи об отсутствии в действиях ФГБОУ ВО "СГУ им. Питирима Сорокина" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18.19 КоАП РФ, является правильным.
Вопреки доводам жалобы судья городского суда обоснованно прекратил производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 18.19 КоАП РФ, в отношении ФГБОУ ВО "СГУ им. Питирима Сорокина", за отсутствием состава административного правонарушения.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом норм указанного Кодекса и законодательства, подлежащих применению в данном деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не является.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь 30.7 КоАП Российской Федерации,
решил:
Постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 августа 2018 года оставить без изменения, жалобу старшего инспектора отдела по вопросам миграции УМВД России по городу Сыктывкару Черноус И.В. - без удовлетворения.
Судья .
.