Судья Мишарина И.С. Дело № 21-560/2021 (Дело № 12-1438/2021)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Машкина И.М.,
При секретаре Сакеновой К.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании 08 декабря 2021 года в городе Сыктывкаре Республики Коми жалобу защитника Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми Черкасовой О.В. постановление врио начальника Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми Шангиной Е.В. от 21 июля 2021 года № 11022/21/568 и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30 сентября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми,
установил:
постановлением ... от 21 июля 2021 года <Номер обезличен> Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Решением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30 сентября 2021 года приведенное постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения.
В жалобе, поданной защитником Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми Черкасовой О.В. в Верховный Суд Республики Коми, ставится вопрос об отмене вынесенных по делу актов в связи с их незаконностью и необоснованностью.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание Верховного Суда Республики Коми не явилось, ходатайств об отложении рассмотрения дела не направило.
Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми Стрекалова А.В., полагала, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, явка которых обязательной не признана.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, заслушав представителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ наступает за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона состава данного административного правонарушения характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу 09 октября 2019 года решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 03 сентября 2019 года по гражданскому делу № 2-5314/2019 Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми (в настоящее время - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми) и ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» обязано в срок до 01 сентября 2020 года организовать мероприятия по приведению автомобильной дороги «Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар» на участке Сыктывкар-Ухта в пределах Княжпогостского района в соответствии с техническим регламентом и нормативными документами – провести работы по обустройству.
На основании указанного судебного акта и исполнительного листа серии <Номер обезличен>, выданного 11 ноября 2019 года, постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми от 17 сентября 2020 года в отношении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми возбуждено исполнительное производство <Номер обезличен>. Должнику предложено исполнить требования исполнительного документа в течение пяти дней со дня получения копии постановления. Указанное постановление получено должником 18 сентября 2020 года, однако в приведенный срок судебное решение не исполнено.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми от 16 декабря 2020 года, в связи с неисполнением исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей, установлен новый срок для исполнения судебного решения – до 01 марта 2021 года. Это постановление и требование об исполнении судебного решения в срок до 01 марта 2021 года вручено Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми 17 декабря 2020 года.
Неисполнение требований исполнительного документа в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, явилось основанием для привлечения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вынесении обжалуемого постановления.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от 12 июля 2021 года № 568/21/11022-АП, исполнительным листом серии ФС № 029776634 от 11 ноября 2019 года, постановлением о возбуждении исполнительного производства от 17 сентября 2020 года, постановлением о взыскании исполнительского сбора от 16 декабря 2020 года, требованием, объяснениями защитника Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми от 12 июля 2021 года, материалами исполнительного производства № 50208/20/11022-ИП, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее неисполнение требований исполнительного документа во вновь установленный срок, после взыскания исполнительского сбора, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем, обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 указанного Кодекса.
Доводы жалобы об отсутствии у Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми достаточного финансирования для исполнения судебного решения, со ссылкой на положения, регламентирующие процедуру межбюджетных трансфертов для обустройства спорного участка дороги, не влекут отмену постановления должностного лица и судебного акта.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» на судебного пристава-исполнителя возложена обязанность принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как было указано ранее, судебным решением Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми было обязано организовать мероприятия по приведению автомобильной дороги «Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар» на участке Сыктывкар-Ухта в пределах Княжпогостского района в соответствии с техническим регламентом и нормативными документами – провести работы по обустройству в срок до 01 сентября 2020 года.
В последующем, в ходе исполнения судебного решения данный срок продлен до 23 сентября 2020 года (с учетом дня вручения постановления), а затем до 01 марта 2021 года.
Вместе с тем, до настоящего времени исполнительное производство не окончено, требования исполнительного документа не исполнены.
Иных доказательств исполнения судебного решения, помимо заключения 27 июля 2020 года контракта на выполнение инженерных взысканий и работ по подготовке проектной и рабочей документации по капитальному ремонту спорного участка дороги, а также переписки о выделении соответствующего финансирования (три обращения <Номер обезличен> от 10 марта 2020 года, <Номер обезличен> от 20.08.2020, <Номер обезличен> от 26.04.2021), либо иных обстоятельств, препятствующих исполнению исполнительного документа и законного требования судебного пристава-исполнителя, при рассмотрении настоящего дела не усматривается.
Вместе с тем, недостаточное финансирование не является основанием, исключающим административную ответственность Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми в совершении вменяемого административного правонарушения.
То обстоятельство, что финансирование Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми является длительным и трудоемким процессом, урегулированным положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, не свидетельствует об отсутствии в действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ни должностному лицу, ни суду не представлено безусловных и бесспорных доказательств того, что в настоящее время предпринимаются фактические меры, либо используются иные организационно-правовые механизмы, направленные на получение денежных средств с целью исполнения приведенного выше решения суда в полном объеме.
Порядок и срок давности привлечения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено с учетом требований статей 3.1, 3.2, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 и в минимальных размерах санкции части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи городского суда, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Коми
решил:
постановление ... от 21 июля 2021 года <Номер обезличен> и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30 сентября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, оставить без изменения, жалобу защитника Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми Черкасовой О.В. - без удовлетворения.
Судья - И.М. Машкина