Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2180/2019 ~ М-1931/2019 от 09.04.2019

РЕШЕНИЕ

(резолютивная часть)

Именем Российской Федерации

30 мая 2019 г.                            г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Шахбановой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-2180/19 по иску Ю, об оспаривании решения Департамента управления имуществом г.о. Самара,

Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд

решил:

Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Ю. распоряжение Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ .

Обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявительницы, приняв решение по её заявлению от 3.12.2018 г. №СП-9/5499 о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, а также сообщить об исполнении решения в тот же срок в Ленинский районный суд г. Самары.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                В.Ю. Болочагин

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 мая 2019 г.                            г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Шахбановой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-2180/19 по иску Ю. об оспаривании решения Департамента управления имуществом г.о. Самара,

установил:

Ю.. обратилась в Ленинский районный суд г. Самары с административным исковым заявлением об оспаривании решения Департамента управления имуществом г.о. Самара. В обоснование заявления указывает, что распоряжением Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ было предварительно согласовано предоставление в собственность за плату Б.. земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, по адресу: <адрес>, Девятая просека, жилой комплекс 12, <адрес>. 14.07.2017 г. жилой дом на указанном земельном участке был продан ей. 27.04.2018 г. она обратилась в Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлением №15-01-22/5407 о предварительном согласовании предоставления в собственность вышеуказанного земельного участка. Распоряжением Департамента управления имуществом г.о. Самара от 8.06.2018 г. №408 ей было отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка в связи с тем, что Распоряжение Департамента управления имуществом г.о. Самара от 01.03.2017 г. №366 не отменено. Распоряжением Департамента управления имуществом г.о. Самара от 11.07.2018 г. №493 отменено распоряжение Департамента управления имуществом г.о. Самара от 1.03.2017 г. №366. 9.08.2018 г. она вновь обратилась в Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлением №15-01-22/9994 о предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка. Распоряжением Департамента управления имуществом г.о. Самара от 10.10.2018 г. №723 ей было отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, на основании пп.1 п.8 ст.39.15, пп.3 п.16 ст.11.10, п.1 ст.11.9 ЗК РФ. 6.12.2018 г. и 15.01.2019 г. ей были поданы заявления №15-01-22/15367 и №15-07-07/267 о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка. Распоряжением Департамента управления имуществом г.о. Самара от 22.01.2019 г. №24 ей было отказано в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, поскольку предельный минимальный размер земельного участка, установленный градостроительным регламентом зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), составляет 300,00 м2. Однако на земельном участке указанном размещён жилой дом, не предназначенный для раздела на квартиры, имеющий несколько общих стен с соседними жилыми домами (количеством этажей не более чем три, при общем количестве совмещенных домов не более десяти, и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проёмов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), что подтверждается схемой расположения земельных участков на кадастровом плане территории, экспертным заключением и фотоматериалами. Минимальный размер земельного участка для блокированной жилой застройки равен нулю. Просит признать распоряжение Департамента управления имуществом г.о. Самара от 22.01.2019 г. незаконным обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара предварительно согласовать предоставление в аренду без проведения торгов ей земельного участка площадью 281,00 м2 для блокированной жилой застройки по адресу: <адрес>, Девятая просека, жилой комплекс 12, <адрес>, на территории кадастрового квартала , в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель заявительницы по доверенности от 1.04.2019 г. Виноградов Я.В. заявленные требования поддержал.

Представитель ответчика по доверенности от 28.12.2018 г. №556 Ткаченко И.В. в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 89-92).

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что истице принадлежит на праве собственности жилой дом площадью 267,6 м2 по адресу: <адрес>, 9 просека, жилой комплекс 12, <адрес>, кадастровый (л.д. 11-14).

Из технического паспорта дома (л.д. 21-39) усматривается, что дом трёхтажный, имеет общие стены с соседними жилыми домами без проёмов с ними, имеет выход на территорию общего пользования, т.е. удовлетворяет понятию части дома блокированной жилой застройки.

Согласно заключению ООО «Экспертпроектстрой» от 22.05.2019 г. №52 (л.д. 54-88) принадлежащий истице жилой дом является частью дома блокированной жилой застройки.

3.12.2018 г. истица обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением №СП-9/5499 о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, занимаемого жилым домом блокированной застройки, без проведения торгов (л.д. 96-97). Испрашиваемый земельный участок имеет площадь 281 м2, адрес: <адрес>, 9 просека, жилой комплекс , <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ заявление Ю.. передано на рассмотрение ответчику.

Распоряжением от 22.01.2019 г. №24 Департамент управления имуществом г.о. Самара отказал истице в предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка на основании пп.1 п.8 ст.39.15 ЗК РФ, со ссылкой п.1 ст.11.9, пп.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ – схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена, поскольку разработана с нарушением установленных требований к образованию земельных участков, а именно размер образуемого земельного участка меньше предельного минимального размера земельного участка, который для территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами (зона Ж-1) составляет 300 м2 (л.д. 18).

Отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка очевидным образом затрагивает законные интересы заявительницы, в связи с чем может быть оспорен ею в порядке, установленном гл.22 КАС РФ.

В соответствии с п.1 ст.39.14 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утверждён проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст.39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

В соответствии с п.4, 9 ст.11.10 ЗК РФ, подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа. В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.

Согласно п.12 ст.11.10 ЗК РФ, форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе и требования к подготовке схемы расположения земельного участка.

Согласно п.13 ст.11.10 ЗК РФ, схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками.

В соответствии с п.1 ст.39.15 ЗК РФ, в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка.

Таким образом, при предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, предварительного утверждения схемы расположения земельного участка не требуется. Заявитель обязан осуществить подготовку такой схемы и приложить её к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка. При одобрении заявления уполномоченный орган одновременно принимает решение о предварительном согласовании земельного участка и утверждении схемы его расположения.

Схема расположения испрашиваемого истицей земельного участка, как усматривается из её заявления, была ранее подготовлена, но не утверждена.

Соответственно, подача истцом ответчику заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка представляла собой реализацию второго этапа вышеописанной процедуры.

В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции. Согласно п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», руководитель Департамента градостроительства наделён полномочиями по приёму заявлений граждан и юридических лиц в адрес Главы Администрации г.о. Самара о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в г.о. Самара (во всех случаях, пп.1 п.1 указанного постановления). Руководитель Департамента управления имуществом г.о. Самара наделён полномочиями по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направления принятого решения заявителю, утверждения схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или отказа в её утверждении в случаях, предусмотренных ст.39.20 ЗК РФ (пп.3 п.2 указанного постановления).

Следовательно, ответчик был компетентен рассмотреть заявление истицы о предварительном согласовании предоставления земельного участка и принять решение по существу заявления.

Специальной процедуры принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка закон не устанавливает.

В соответствии с пп.1 п.8 ст.39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п.16 ст.11.10 ЗК РФ.

Согласно пп.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.

Согласно п.1 ст.11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Испрашиваемый истицей земельный участок расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (зона Ж-1) в соответствии с картой правового (градостроительного) зонирования, являющейся частью Правил застройки и землепользования в г. Самаре, утверждённых постановлением Самарской городской думы от 26.04.2001 г. №61.

В соответствии с п.5 ст.30 Правил застройки и землепользования в г. Самаре предельный минимальный размер земельных участков в территориальной зоне Ж-1 для размещения жилых домов блокированной жилой застройки (код вида разрешённого использования земельных участков 2.3 согласно Классификатору видов разрешённого использования земельных участков, утверждённому приказом Министерства экономического развития РФ от 1.0.2014 г. №540), равен нулю.

Следовательно, оспариваемое решение не соответствует закону, поскольку минимальный размер земельного участка для размещения части дома блокированной жилой застройки не установлен, нарушения требований к образуемым земельным участкам при разработке схемы расположения испрашиваемого земельного участка не допущено.

В соответствии с пп.1 п.3 ст.227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом. Суд считает, что предусмотренный законом месячный срок исполнения решения является в данном случае разумным, поскольку он равен установленному п.7 ст.39.15 ЗК РФ сроку рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельных участков.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

решил:

Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Ю, распоряжение Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ .

Обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявительницы, приняв решение по её заявлению от 3.12.2018 г. №СП-9/5499 о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, а также сообщить об исполнении решения в тот же срок в Ленинский районный суд г. Самары.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 4.06.2019 г.

Судья                (подпись)            В.Ю. Болочагин

Копия верна

Судья

Секретарь

2а-2180/2019 ~ М-1931/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Юртаева З.С.
Ответчики
Департамент управления имуществом г.о. Самара
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Болочагин В. Ю.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
09.04.2019Регистрация административного искового заявления
09.04.2019Передача материалов судье
12.04.2019Решение вопроса о принятии к производству
12.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.04.2019Подготовка дела (собеседование)
23.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.04.2019Судебное заседание
07.05.2019Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
23.05.2019Судебное заседание
30.05.2019Судебное заседание
04.06.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.06.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.07.2019Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее