Дело № 2-506/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июня 2012 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Муковкиной Т.И.,
при секретаре Денисенко А.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.С. в интересах Ипатковой Е.В. к Администрации по жилищному спору,
установил:
Прокурор обратился в суд с иском к ответчику по тем основаниям, что Ипаткова В.Е. (до брака - Егорова) является выпускницей ДД. Постановлением Администрации от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О закреплении жилой площади за несовершеннолетними Егоровым Д.Е. и Егоровой В.Е.» за Егоровым Д.Е. и Егоровой В.Е. было закреплено жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен>, в связи с тем, что в связи с тем, что на тот момент несовершеннолетние находились на попечении государства и находились в ДД. Решением Сортавальского городского суда от <Дата обезличена> Постановление Администрации от <Дата обезличена> <Номер обезличен> признано незаконным с момента его издания. Таким образом, в настоящее время закрепленного жилья Ипаткова В.Е. не имеет, иное жилое помещение ей также не предоставлялось. Разрешение вопросов социальной поддержки детей сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п.п 24 п. 2 ст. 26.3 ФЗ № 184-ФЗ от 06.10.1999 отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Прокурор ссылается на положения Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, указывая, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ, одним из принципов деятельности которых в силу п.п. "ж" п. 1 ст. 1 ФЗ № 184-ФЗ от 06.10.1999 является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий. Таким образом, обеспечение данной категории лиц вне очереди жилыми помещениями может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом № 131-ФЗ. Статья 1 закона РК от 28.11.2005 г. № 921-ЗРК «О государственном обеспечении социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что обеспечение жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного за ними жилого помещения, является расходным обязательством Республики Карелия. Наличие данных расходных обязательств Республики Карелия подтверждается также и законом РФ от 03.03.2009 № 1270-ЗРК, которым внесены изменения в закон № 921-ЗРК от 28.11.2005 и Законом Республики Карелия от 22.12.2010 N 1452-ЗРК "О бюджете Республики Карелия на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов". Как следует из вышеприведенных нормативных актов, основанием для разрешения вопроса о предоставлении жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является отсутствие у данной категории граждан закрепленного за ними в установленном законом порядке жилого помещения. При этом, в соответствии со ст. 2 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Ипаткова В.Е. является лицом, из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, была определена в ДД, в настоящий момент является выпускницей данного учреждения, и не обеспечена жилым помещением. После определения истицы в детское учреждение в <Дата обезличена> за ней было закреплено жилое помещение по адресу <Адрес обезличен>, постановление о закреплении жилого помещения признано незаконным с момента его издания в связи с непригодность данного дома для проживания еще до закрепления жилья. Следовательно жилищные права Ипатковой В.Е. органом местного самоуправления были нарушены, и восстановление данного права возможно путем признания их гражданами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющими закрепленного за ними жилого помещения. Получение такого статуса позволит Ипатковой В.Е. реально обеспечить свое право на получение жилого помещения за счет субвенций, поступающих в бюджет муниципального района из республиканского бюджета.
Согласно ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Прокурор ссылается на ст. 45 ГПК РФ, указывает о том, что обращается в защиту жилищных прав Ипатковой В.Е. Прокурор просит признать Ипаткову В.Е. лицом из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и обязать Администрацию включить Ипаткову В.Е. в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Судом по ходатайству прокурора с согласия истца и ответчика к участию в деле в качестве третьего лица привлечен ОП
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные исковые требования, по основаниям, указанным в исковом заявлении.
В судебном заседании Ипаткова В.Е. также поддержала иск прокурора.
Представитель Администрации Кузнецова М.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась. Пояснила, что поскольку Постановление Администрации <Номер обезличен> от <Дата обезличена> признано незаконным с момента его издания, а иного жилья, пригодного для проживания истец не имеет, ответчик не возражает против признания Ипатковой В.Е. лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и включения его в список лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и не возражают против включения ее в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Представитель ОП в суд не явился, извещен своевременно, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя ОП, исковые требования поддерживают.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно абз. 3 п. 1 ст. 8 данного закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 5 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из п. 1 ст. 8 ФЗ во взаимосвязи с другими приведенными нормативными актами следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ, одним из принципов деятельности которых, в силу п.п. "ж" п. 1 ст. 1 ФЗ № 184-ФЗ от 06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий. Таким образом, обеспечение данной категории лиц вне очереди жилыми помещениями может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном ФЗ № 131-ФЗ.
Статьей 1 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 № 921-ЗРК (в ред. от 20.12.2011 N 1573-ЗРК) «О государственном обеспечении социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что обеспечение жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного за ними жилого помещения, является расходным обязательством Республики Карелия. Согласно п. 6 ст. 3 данного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного за ними жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ. Часть 1 статьи 4 указанного закона РК предусматривает, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями Республики Карелия: в том числе, по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного за ними жилого помещения (далее - государственные полномочия). Согласно ч. 3 ст. 4 Закона финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики Карелия. Расчет общего объема субвенций на исполнение расходных обязательств муниципальных образований и нормативов для определения указанного объема субвенций осуществляется в процессе составления проекта бюджета Республики Карелия.
Как следует из вышеприведенных нормативных актов, основанием для разрешения вопроса о предоставлении жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является отсутствие у данной категории граждан закрепленного за ними в установленном законом порядке жилого помещения.
Судом установлено из пояснений сторон, материалов дела, что Ипаткова (до брака Егорова) В.Е. является лицом, из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в <Дата обезличена> была определена в ДД, находилась на полном государственном обеспечении с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, в настоящий момент является выпускницей данного учреждения, что следует из справки МКОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей СМР Республики Карелия от <Дата обезличена> <Номер обезличен>.
После определения Ипатковой В.Е. в детское учреждение за ней было закреплено жилое помещение по адресу <Адрес обезличен> постановлением Администрации от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О закреплении жилой площади за несовершеннолетними Егоровым Д.Е. и Егоровой В.Е.» в связи с тем, что на тот момент несовершеннолетние находились на попечении государства и находились в МОУ Представитель Администрации MP PK Детский дом.
Решением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 29.08.2011 удовлетворены требования прокурора г.С., обратившегося в защиту интересов Егорова Д.Е., Ипатковой В.Е. об оспаривании указанного Постановления, Постановление Администрации признано незаконным с момента его издания. Решение мотивировано тем, что закрепленное за Егоровым Д.Е. и Ипатковой (Егоровой) В.Е. жилое помещение в <Дата обезличена> было признано непригодным для проживания. Судебное решение является вступившим в законную силу.
Как следует из пояснения сторон, предоставленных материалов дела, Ипаткова В.Ф. в настоящее время не обеспечена жилым помещением, согласно уведомлению УФС от <Дата обезличена> <Номер обезличен> регистрации права собственности на жилое помещение за истцом не имеется, из справки ГЦ также следует, что право собственности за Ипатковой В.Е. на объекты недвижимости не зарегистрировано. Также данные обстоятельства не оспариваются ответчиком.
Таким образом, учитывая признание незаконным Постановления о закреплении за несовершеннолетним жилой площади, суд приходит к выводу, что Ипаткова В.Е. является лицом, жилищные права которого нарушены, и восстановление данного права, возможно, путем признания ее лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющими закрепленного за ними жилого помещения. Получение такого статуса позволит Ипатковой В.Е. в соответствии с положениями вышеуказанного ФЗ и закона РК № 921-ЗРК реально обеспечить свое право на получение жилого помещения за счет субвенций, поступающих в бюджет муниципального района из республиканского бюджета.
Полномочия по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан являются расходными обязательствами субъекта РФ, субвенции, направляемые субъектом для исполнения обязательств поступают в бюджет муниципального района и расходуются им, списки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и не имеющих закрепленного жилого помещения формируются АСМР как получателем денежных средств по расходным обязательствам субъекта РФ, в связи с чем, суд считает, что Администрация является надлежащим ответчиком по заявленному требованию. Постановлением Администрации <Номер обезличен> от <Дата обезличена> утверждено Положение «О порядке предоставления жилой площади детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, которым установлен порядок предоставления жилья детям указанных категорий, согласно п. 1.3 Положения жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учете в органе опеки и попечительства районного комитета образования СР, в соответствии с п. 2.2. орган опеки и попечительства устанавливает очередность детей-сирот на получение жилой площади в той же хронологической последовательности, в какой каждый из них был поставлен на учет.
Ответчик и ОП согласились с заявленными требованиями, поэтому суд приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению и следует признать Ипаткову В.Е. лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, и обязать Администрацию включить Ипаткову В.Е. в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить.
Признать Ипаткову В.Е., <Дата обезличена> года рождения, лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, и обязать Администрацию включить Ипаткову В.Е., <Дата обезличена> года рождения в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Муковкина Т.И.