УИД: 34RUS0008-01-2021-003610-06
Дело № 2-3284/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Артеменко И.С.,
при секретаре судебного заседания Саиевой Б.Б.,
с участием истца Боева О.М., представителя МУП «Метроэлектротранс» Овчинникова Г.А., представителей ответчиков ООО Группа компаний «Дом науки и Техники» Улесикова М.С., Нечипурук Е.С., действующих на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании 01 июня 2021 в городе Волгограде гражданское дело по иску Боева О. М. к МУП «Метроэлектротранс», ООО Группа компаний «Дом науки и Техники» об оспаривании результатов специальной оценки труда, обязании провести специальную оценку труда,
УСТАНОВИЛ:
Боев О.М. обратился в суд с иском к МУП «Метроэлектротранс», ООО Группа компаний «Дом науки и Техники» об оспаривании результатов специальной оценки труда, обязании провести специальную оценку труда.
В обоснование иска указано, что Боев О.М. является работником МУП «Метроэлектротранс» в должности мастера по ремонту и эксплуатации тоннельных сооружений на основании трудового договора №... от ДД.ММ.ГГГГ с дополнительными соглашениями изменениями от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
Истец указывает, что в 2017 МУП «Метроэлектротранс» провел специальную оценку условий труда тоннельного рабочего и мастера участка по эксплуатации тоннельных и стационарных сооружений, работающих постоянно в ночное время в тоннелях и подземных сооружениях, поскольку итоговая оценка специальных условий труда была занижена.
Истец обратился в Федеральную службу по труду, в прокуратуру Волгоградской области, Волгоградскую областную организацию Общественного профессионального союза работников жизнеобеспечения, Комитет по труду и занятости населения Администрации Волгоградской области, Государственную инспекцию труда.
В результате неоднократных обращений истца, в октябре 2020 МУП «Метроэлектротранс» провело внеплановую проверку специальных условий труда, которая по мнению истца проведена с существенным нарушением: истец не присутствовал при проведении проверки.
Кроме того, истец согласен с результатами экспертизы, проведенной ООО Группа компаний «Дом науки и Техники», поскольку не были исследованы все вредные факторы: микроклимат в помещениях, световая среда (проводилась только в кабинете).
Считая свои права нарушенными, истец просит отменить результаты проведения специальных условий труда в октябре 2020, обязать МУП «Метроэлектротранс» провести специальную оценку условий труда.
В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика МУП «Метроэлектротранс» просил виске отказать, поскольку специальная оценка условий труда проведена в соответствии с требованиями закона.
Представители ответчика ООО Группа компаний «Дом науки и Техники» просили в иске отказать, поскольку требования завялены к ненадлежащему ответчику.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда, необходимые для осуществления трудовой деятельности.
Согласно абзацу 10 части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда» установлены правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определены правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда, а также внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, устанавливающие дифференцированный подход к определению вида и объема гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (статьи 92, 117, 147 Трудового кодекса Российской Федерации).
Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 3, части 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ обязанность по обеспечению проведения специальной оценки условий труда возложена на работодателя, при том, что специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Согласно части 3 статьи 8 указанного Федерального закона специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 33н утверждены Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению (далее - Методика).
В соответствии со статьей 24 указанного Федерального закона экспертиза качества специальной оценки условий труда осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в рамках государственной экспертизы условий труда, предусмотренной Трудовым кодексом Российской Федерации.
Экспертиза качества специальной оценки условий труда осуществляется:
1) по представлениям территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований настоящего Федерального закона, в том числе на основании заявлений работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков, организаций, проводивших специальную оценку условий труда;
2) по поданным непосредственно в орган, уполномоченный на проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда, в соответствии с частью 1 настоящей статьи заявлениям работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков, организаций, проводивших специальную оценку условий труда.
Разногласия по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласие заявителей, указанных в части 2 настоящей статьи, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Порядок проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда и порядок рассмотрения разногласий по вопросам проведения такой экспертизы устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Боев О.М. является работником МУП «Метроэлектротранс» в должности мастера по ремонту и эксплуатации тоннельных сооружений на основании трудового договора №... от ДД.ММ.ГГГГ с дополнительными соглашениями изменениями от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
В октябре 2020. в службе скоростного трамвая проведена внеплановая специальная оценка условий труда (СОУТ) - 6 рабочих мест, указанная проверка проведена ООО «Группа компаний «Дом науки и техники», с которой заключен договор №... от ДД.ММ.ГГГГ по итогам проведенного аукциона в электронной форме, согласно требованиям Федерального закона 223-ФЗ.
Перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов рабочих местах определяется экспертами организации, проводящей специальную оценку условий труда, в соответствии п.7, ст.10. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ.
Исследования и измерения проведены экспертом ООО «Группа компаний «Дом науки и техники» путем обследования рабочих мест, осмотра и ознакомления с работами, фактически выполняемыми работниками в режиме штатной работы, а также путем опроса работников и его непосредственных руководителей.
Организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включаются результаты проведения специальной оценки условий труда в соответствии ст.15. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ, в том числе карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах. Так по итогам внеплановой СОУТ, составлена Карта СОУТ №... от 23.12.2020г., которой установлен класс условий труда 3.1.
Истец ознакомлен с картой ДД.ММ.ГГГГ, при ознакомлении написал несогласие с результатами СОУТ.
Вместе с тем, результаты проведенной специальной оценки труда истцом в установленном порядке обжалованы, как это предусмотрено ст. 24 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда», не оспорены.
Впоследствии, Боев О.М. был уведомлен об изменении условий трудового договора, а именно: в связи с проведенной СОУТ будут установлены следующие гарантии и компенсации за работу во вредных условиях при итоговом классе З.1., в виде повышенного размера оплаты труда и проведение медицинских осмотров. ДД.ММ.ГГГГ Боев О.М. ознакомлен с указанным уведомлением и ДД.ММ.ГГГГ между ним и МУП «Метроэлектротранс» подписано дополнительное соглашение к трудовому договору №... от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Истец согласился с установленными гарантиями и компенсациями за работу во вредных условиях при итоговом классе 3.1 и продолжить трудовые отношения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к вводу, что пришел к выводу о законности проведённой специальной оценки условий труда, в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Боева О. М. к МУП «Метроэлектротранс», ООО Группа компаний «Дом науки и Техники» об оспаривании результатов специальной оценки труда, обязании провести специальную оценку труда, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья подпись Артеменко И.С.