Решение по делу № 2-757/2015 ~ М-611/2015 от 16.06.2015

Дело №2-757/2015                                                                           

Решение

Именем Российской Федерации

г. Няндома                                                                                                                      24 августа 2015 г.

Няндомский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Воропаева Е.Н.,

при секретаре Яковлевой С.М.,

с участием представителя истца Шерстянниковой А.В.,

представителя ответчика товарищества собственников жилья «Дружба» Карпова А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Няндомского районного суда Архангельской области гражданское дело по иску Плесецкого территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области к администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» о возложении обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов от жилого дома,

установил:

Плесецкий территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (далее – Роспотребнадзор) обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район», обществу с ограниченной ответственностью «Век-Сервис» об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства по сбору и вывозу бытовых отходов.

В обоснование иска указав, что Роспотребнадзором в связи с поступившим в феврале 2015 года заявлением жителя дома №46 по ул. П. Морозова в г. Няндома о ненадлежащем предоставлении услуг по содержанию жилого дома, несвоевременном вывозе твердых и жидких бытовых отходов, было проведено административное расследование в отношении ООО «Век-Сервис», в ходе которого были выявлены нарушения санитарного законодательства к удалению бытовых отходов от указанного жилого дома. На месте помойниц у жилого дома образовалась мусорная свалка бытовых отходов, не организован вывоз жидких бытовых отходов, выгреб от туалета дома переполнен бытовыми отходами. Сбор твердых бытовых отходов осуществляется в деревянный мусоросборник, расположенный за домом, который переполнен, на его месте образовалась свалка. Администрацией МО «Няндомский муниципальный район» не организован надлежащим образом сбор и вывоз бытовых отходов и мусора от дома №46 по ул. П. Морозова, в результате чего происходит засорение и загрязнение природной среды. В адрес администрации направлялось письмо «О санитарной очистке г. Няндома» с предложениями по организации сбора и вывоза бытовых отходов, в том числе в неблагоустроенном и частично благоустроенном секторе города, которое было оставлено без ответа. Просит обязать администрацию МО «Няндомский муниципальный район» устранить нарушения п.п.2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», организовать надлежащим образом сбор и вывоз бытовых отходов от жилого дома №46 по ул. П. Морозова в г. Няндома Архангельской области, утвердить на территории МО «Няндомское» в г. Няндома для дома №46 по ул. П. Морозова место для временного хранения твердых бытовых отходов, организовать вывоз жидких бытовых отходов из выгреба дома №46 по ул. П. Морозова в г. Няндома, вывоз твердых бытовых отходов из мусоросборника дома №46 по ул. П. Морозова в г. Няндома; обязать ООО «Век-Сервис» осуществлять вывоз твердых бытовых отходов от жилого дома №12 по ул. Советская г. Няндома в холодное время года (при температуре -5 гр. и ниже) 1 раз в 3 дня, в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5 гр.) ежедневный вывоз, осуществлять очистку от жидких бытовых отходов выгреба дома №46 по ул. П. Морозова в г. Няндома не реже 1 раза в полгода, установить дворовую помойницу с водонепроницаемым выгребом для сбора жидких бытовых отходов от дома №46 по ул. П. Морозова г. Няндома, наземная часть которого должна быть оборудована крышкой и решеткой для отделения твердых фракций, передняя стенка помойницы должна быть съемной для удобства очистки решетки, в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Определением суда от 14 июля 2015 года к участию в деле в качестве соответчика было привлечено ТСЖ «Дружба».

В судебном заседании представитель истца Роспотребнадзора, по доверенности Шерстянникова А.В., исковые требования к ООО «Век-Сервис» и ТСЖ «Дружба» не поддержала. Просила обязать администрацию МО «Няндомский муниципальный район» устранить нарушения п.п.2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», организовать надлежащим образом сбор и вывоз бытовых отходов от жилого дома №46 по ул. П. Морозова в г. Няндома Архангельской области, утвердить на территории МО «Няндомское» в г. Няндома для дома №46 по ул. П. Морозова место для временного хранения твердых бытовых отходов, организовать вывоз жидких бытовых отходов из выгреба дома №46 по ул. П. Морозова в г. Няндома, вывоз твердых бытовых отходов из мусоросборника дома №46 по ул. П. Морозова в г. Няндома, в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование привела доводы, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации МО «Няндомский муниципальный район» в судебное заседание не явился. В представленном отзыве на исковое заявление указал, что администрация с иском не согласна. Администрацией неоднократно направлялись запросы в ООО «Век-Сервис» о предоставлении информации о проведенных мероприятиях по вывозу бытовых отходов по ул. П. Морозова д. 46. Представитель общества пояснил, что вывоз мусора не осуществляется, поскольку договор на аренду спецтехники для вывоза мусора заключен с 01 августа 2015 года. Имеется уведомление от государственной жилищной инспекции об отказе в предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами ООО «Век-Сервис». ТСЖ «Дружба» рекомендовано расторгнуть договор управления в ООО «Век-Сервис». Полагает, что администрация является ненадлежащим ответчиком. Просил отказать в удовлетворении иска, рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель ответчика ТСЖ «Дружба» Карпов А.С. в судебном заседании пояснил, что обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов от жилого дома №46 по ул. П. Морозова в г. Няндома должно выполнять ООО «Век-Сервис».

Представитель ответчика ООО «Век-Сервис» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело при сложившейся явке.

Выслушав пояснения лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ст.51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ главные государственные санитарные врачи и их заместители имею право предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.

Под защитой неопределенного круга лиц следует понимать защиту общих интересов физических лиц, права которых нарушены, когда персонифицировать их как до начала судебного разбирательства, так и после окончания, привлечь в процесс в качестве сторон, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела не представляется возможным.

Суд полагает, что в данном случае круг лиц не определен, поскольку нарушение санитарных правил содержания территории населенных мест влечет нарушение прав граждан, проживающих в доме №46 по ул. П. Морозова в г. Няндома на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, численность и состав которых может изменяться во времени.

Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу ст.ст.8, 11, 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст.ст.23, 24 указанного закона содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам. При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.

Согласно ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.

В судебном заседании установлено, что в ходе обследования, проведенного специалистом-экспертом Роспотребнадзора 05 марта 2015 года выявлено, что сбор жидких бытовых отходов осуществляется в общий туалет дома №46 по ул. П. Морозова. Выгреб туалета полностью засорен, очистка не проведена. Со слов квартиросъемщиков бегают крысы. Сбор твердых бытовых отходов осуществляется в деревянный мусоросборник, расположенный за домом. Вывоз твердых бытовых отходов не осуществляется. На месте мусоросборника образовалась свалка бытовых отходов. Данное обстоятельство подтверждается протоколом осмотра №4 от 05 марта 2015 года (л.д. 19).

Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области» от 18 марта 2015 года в доме №46 по ул. П. Морозова в г. Няндома выявлены нарушения п.п.2.3.3, 2.3.4, 2.2.1 «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест», п.3.4 СанПиН 3.5.2.1376-03. «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», ст.ст.23, 24 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (л.д. 22).

Из имеющихся в материалах дела заявлений, объяснительных жителя дома №46 по ул. П. Морозова К. следует, что туалет дома, помойница не вычищались в течение 10 лет, работа по уничтожению крыс не проводилась (л.д. 10, 17).

Из материалов дела следует, что в администрации МО «Няндомский муниципальный район» нет утвержденного акта по согласованию места временного хранения отходов у дома №46 по ул. П. Морозова в г. Няндома (л.д. 27).

Согласно письму Роспотребнадзора №280 от 05 мая 2015 года «О санитарной очистке г. Няндома» администрации МО «Няндомский муниципальный район» было предложено организовать должным образом сбор и вывоз бытовых отходов, составить договор с управляющими компаниями или перевозчиками по содержанию контейнерных площадок, уборке территории у контейнерных площадок, организовать ремонт ограждения контейнерных площадок и замену изношенных контейнеров, усилить контроль за деятельностью управляющих компаний за своевременным вывозом твердых и жидких бытовых отходов, проводить объезды придомовых территорий, предоставить график вывоза бытовых отходов от неблагоустроенного и частично-благоустроенного жилого фонда, согласовать с Роспотребнадзором размещение мест временного хранения бытовых отходов от жилых домов, в том числе от дома №46 по ул. П. Морозова (мусоросборник переполнен бытовыми отходами), предоставить сведения о разработке генеральной схемы санитарной очистки г. Няндома, в срок до 01 июня 2015 года (л.д. 28-30).

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В пп. 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указано, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения.

На основании ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аналогичные требования содержатся в статье 7 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статье 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Согласно ст. 8, ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к полномочиям поселений в области обращения с отходами, захоронение отходов на территориях поселений запрещается.

В соответствии с п.п.2.2.1, 2.3.1, 2.3.3, 2.3.4 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Дворовая уборная должна иметь надземную часть и выгреб. Надземные помещения сооружают из плотно пригнанных материалов (досок, кирпичей, блоков и т.д.). Выгреб должен быть водонепроницаемым, объем которого рассчитывают исходя из численности населения, пользующегося уборной. Глубина выгреба зависит от уровня грунтовых вод, но не должна быть более 3 м. Не допускается наполнение выгреба нечистотами выше чем до 0,35 м от поверхности земли. Выгреб следует очищать по мере его заполнения, но не реже одного раза в полгода. Для сбора жидких отходов в неканализованных домовладениях устраиваются дворовые помойницы, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. Для удобства очистки решетки передняя стенка помойницы должна быть съемной или открывающейся. При наличии дворовых уборных выгреб может быть общим.

В соответствии с п.п.3.7.1, 3.7.3, 3.7.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года №170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории; проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории. Временные мусоросборники должны быть плотными, а стенки и крышки - окрашены стойкими красителями. Сбор твердых бытовых отходов в неканализированных домовладениях следует производить отдельно в малые (металлические) емкости, которые должны выноситься жильцами в установленное время к месту остановки мусоровоза. В случае трудности эксплуатации металлических мусоросборников при минусовых температурах допускается применение съемных деревянных ящиков без дна вместимостью до 1 м, устанавливаемых на бетонированной или асфальтированной площадке. Для сбора жидких бытовых отходов и помоев на территории неканализованных домовладений следует устраивать помойницы, как правило, объединенные с дворовыми уборными общим выгребом.

Согласно п.3.4 "СанПиН 3.5.2.1376-03. 3.5.2. Дезинсекция. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 04.06.2003, не допускается образование свалок бытового и крупногабаритного мусора на дворовых территориях, открытых участках территории населенных пунктов и участках открытой природы, прилегающих к населенным пунктам.

В силу п.8.2.4 "СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64 контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрацией МО «Няндомский муниципальный район» не организован надлежащим образом сбор и вывоз бытовых отходов от жилого дома №46 по ул. П. Морозова в г. Няндома, а поскольку организация в границах поселения сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений по решению вопросов местного значения, то при таких обстоятельствах суд полагает необходимым обязать администрацию муниципального образования «Няндомский муниципальный район» обеспечить надлежащую организацию сбора и вывоза бытовых отходов от дома №46 по ул. П. Морозова в г. Няндома.

При этом требования истца о возложении обязанности по устранению нарушений п.п.2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», по утверждению на территории МО «Няндомское» в г. Няндома для дома №46 по ул. П. Морозова места для временного хранения твердых бытовых отходов, по организации вывоза жидких бытовых отходов из выгреба дома №46 по ул. П. Морозова в г. Няндома, охватываются полномочиями органа местного самоуправления по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Кроме того, согласно статье 12 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Деятельность органов местного самоуправления осуществляется на основе определенных методов управления, имеющих универсальное значение и применяемых для достижения поставленных целей, надлежащего исполнения обязанностей, возложенных на них законом. Таким образом, способы, средства и приемы, направленные на организацию надлежащего сбора и вывоза бытовых отходов от вышеуказанного жилого дома, администрация муниципального образования «Няндомский муниципальный район» избирает самостоятельно.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление Плесецкого территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области к администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» о возложении обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов от жилого дома удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Няндомский муниципальный район» организовать сбор и вывоз бытовых отходов от дома №46 по ул. П. Морозова в г. Няндома Архангельской области, в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Няндомский районный суд.

Мотивированное решение составлено 31 августа 2015 года.

Судья                                                               Е.Н. Воропаев

2-757/2015 ~ М-611/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Плесецкий ТОУ Роспотребнадзора по АО
Ответчики
ТСЖ "Дружба"
Администрация МО "Няндомский муниципальный район"
ООО "Век-Сервис"
Другие
Конкурсный управляющий ТСЖ "Дружба" Карпов Александр Сергеевич
Суд
Няндомский районный суд Архангельской области
Судья
Воропаев Е.Н.
Дело на странице суда
nyandomasud--arh.sudrf.ru
16.06.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.06.2015Передача материалов судье
19.06.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.06.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.06.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.07.2015Судебное заседание
24.07.2015Судебное заседание
24.08.2015Судебное заседание
31.08.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.10.2015Дело оформлено
01.10.2015Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее