№ 21-212-2016
Р Е Ш Е Н И Е
г. Оренбург 1 апреля 2016 года
Судья Оренбургского областного суда Солопьев В.И. при секретаре Надергуловой Л.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Федорова А.В. на постановление заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по г. Орску № от 23 декабря 2015 года, решение судьи Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 2 февраля 2016 года, вынесенные в отношении Федорова А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.23 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
постановлением заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по г. Орску № от 23 декабря 2015 года, оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 2 февраля 2016 года,, Федоров А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.23 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, Федоров А.В. просит постановление заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по г. Орску № от 23 декабря 2015 года, решение судьи Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 2 февраля 2016 года, вынесенные в отношении него по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.23 КоАП РФ, отменить, считая их незаконными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, оснований для удовлетворения указанной жалобы не нахожу в связи со следующими обстоятельствами.
Согласно положениям части 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе, оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы).
Часть 1 статьи 11.23 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (тахографа), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации).
В соответствии с пунктом 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090, должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие государственный технический осмотр или технический осмотр.
Пунктом 7.4 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (приложения к указанным Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации), определен неработающий тахограф. По смыслу пункта 7.4 данного Перечня эксплуатация транспортных средств с отсутствующим (неустановленным) тахографом, тем более, запрещается.
Федоров А.В. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 11.23 КоАП РФ за то, что он, являясь должностным лицом – начальником автотранспортного цеха ЗАО ***, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств этого общества, расположенного по адресу: (адрес), в нарушение пункта 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения 17 ноября 2015 года в 8 часов 00 минут выпустил на линию грузовой автомобиль – самосвал ***, государственный регистрационный знак *** 56, предназначенный для перевозки грузов с разрешенной максимальной массой 22,4 тонны, не оборудованный средством контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства - тахографом.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.23 КоАП РФ, в отношении Федорова А.В. № от 22 декабря 2015 года, приказом о приеме Федорова А.В. на работу начальником автотранспортного цеха ЗАО ***, должностной инструкцией начальника автотранспортного цеха ЗАО «***, письменным объяснением Федорова А.В., выпиской из ЕГРЮЛ, карточкой учета транспортного средства, копиями протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.23 КоАП РФ, в отношении водителя ФИО № от 17 ноября 2015 года, письменного объяснения ФИО, путевого листа, свидетельства о регистрации транспортного средства, рапорта инспектора ДПС ГИБДД ФИО2, получившими оценку по правилам статьи 26.11 КоАП РФ в совокупности с другими материалами дела на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2012 года № 1213 "О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы" порядок оснащения указанными техническими средствами транспортных средств, находящихся в эксплуатации, определяется Министерством транспорта РФ.
Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, а также правила использования, обслуживания тахографов и контроля их работы утверждены Приказом Минтранса РФ от 13 февраля 2013 года № 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства" (далее – Приказ Минтранса РФ № 36).Согласно приложению № 2 к Приказу Минтранса РФ № 36 тахографами оснащаются транспортные средства, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации, используемые для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория № 3).
Как следует из свидетельства о регистрации транспортного средства, грузовой автомобиль – самосвал ***, государственный регистрационный знак ***, предназначен для перевозки грузов и имеет разрешенную максимальную массу 22,4 тонны, то есть относится к категории транспортных средств № 3.
Непринятие мер юридическим лицом к соблюдению положений вышеуказанных нормативных актов об оснащении тахографом принадлежащего ЗАО *** транспортного средства, осуществляющего перевозку грузов, не исключает ответственности начальника автотранспортного цеха общества Федорова А.В. за выпуск на линию этого транспортного средства.
Таким образом, действия Федорова А.В. правильно квалифицированы по части 1 статьи 11.23 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что грузовой автомобиль – самосвал *** государственный регистрационный знак ***, не относится к транспортным средствам, подлежащим оснащению тахографом, ввиду его оснащения подъемником с рабочей платформой, был предметом исследования суда первой инстанции и обоснованно отклонен.
Согласно техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» "специализированное транспортное средство" - транспортное средство, предназначенное для перевозки определенных видов грузов (нефтепродукты, пищевые жидкости, сжиженные углеводородные газы, пищевые продукты и т.д.); "специальное транспортное средство" - транспортное средство, предназначенное для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование (автокраны, пожарные автомобили, автомобили, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, автоэвакуаторы и т.д.).
Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 года № 301 в разделе 48 000 "Продукция строительного, дорожного и коммунального машиностроения" содержит перечень машин и механизмов, специально предназначенных для использования, в том числе в коммунальном хозяйстве.
Грузовой автомобиль – самосвал ***, государственный регистрационный знак ***, с максимальной массой 22.4 тонны является специализированным транспортным средством, по своим функциональным и техническим характеристикам предназначенным для перевозки определенных видов грузов (в данном случае зерна), и содержится в разделе 45 000 ОК 005-93 под кодом 45 1153 9, как автомобиль полной массой более 12 тонн, но не более 30 тонн.
Таким образом, данный автомобиль не относится к специальным транспортным средствам, предназначенным для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование (подъемники с рабочими платформами), в связи с чем, согласно приложению № 2 к Приказу Минтранса РФ от 13 февраля 2013 года № 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства" установка на нем тахографа является обязательной.
Внесенные Приказом Минтранса РФ от 28 января 2016 года № 16 в Приказ Минтранса РФ от 13 февраля 2013 года № 36 и вступившие в силу с 1 марта 2016 года изменения, согласно которым транспортные средства категорий № 2 и № 3, используемые сельскохозяйственными товаропроизводителями при осуществлении внутрихозяйственных перевозок (перевозка в пределах границ муниципального района, на территории которого зарегистрированы транспортные средства, а также граничащих с ним муниципальных районов), исключены из числа транспортных средств, подлежащих оснащению тахографами, основанием для пересмотра сделанного по настоящему делу указанного выше вывода не являются.
Не смотря на то, что ЗАО *** согласно выписке из ЕГРЮЛ, в том числе, осуществляет выращивание зерновых и зернобобовых культур и соответственно относится к сельскохозяйственным товаропроизводителям, тем не менее, в рассматриваемом случае это общество не подпадает под действие названных изменений, внесенных Приказом Минтранса РФ от 28 января 2016 года № 16, поскольку, как это следует из материалов настоящего дела, грузовой автомобиль – самосвал ***, государственный регистрационный знак ***, использовался для перевозки зерна из Кваркенского района Оренбургской области, находящегося за пределами границ Октябрьского района г. Орска Оренбургской области, на территории которого зарегистрировано это транспортное средство, и не граничащего с ним.
Административное наказание назначено Федорову А.В. в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 11.23 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств, предусмотренных статьей 4.1 КоАП РФ, соответствует содеянному и целям административного наказания, указанным в статье 3.1 КоАП РФ.
Административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 11.23 КоАП РФ, вопреки мнению заявителя, исходя из конструкции состава этого административного правонарушения, не является длящимся и считается оконченным в момент выпуска на линию транспортного средства для перевозки грузов без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации. Соответственно каждое такое действие является самостоятельным правонарушением, влекущим назначение отдельного административного наказания.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи районного суда, при производстве по делу не допущено.
Описание объективной стороны совершенного Федоровым А.В. административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении, постановлении по делу соответствует фактическим обстоятельствам дела, позволяет уяснить существо обвинения и вопреки мнению заявителя не повлекло нарушение его права на защиту.
С учетом изложенного обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи районного суда являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 30.6 – 30.9 КоАП РФ,
р е ш и л:
постановление заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по г. Орску № от 23 декабря 2015 года, решение судьи Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 2 февраля 2016 года, вынесенные в отношении Федорова А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.23 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу Федорова А.В. – без удовлетворения.
Судья Оренбургского
областного суда В.И. Солопьев