Решение по делу № 33а-2243/2020 от 21.05.2020

Судья: Хохрякова М. В.            Дело № 2а-1193/2020 (1 инстанция)

                        18RS0002-01-2020-000020-32

                        № 33а-2243/2020 (2 инстанция)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи        Захарчука О. В.,

судей                            Багаутдиновой Г. Р.,

                            Машкиной Н. Ф.,

при секретаре                    Пенькиной Н. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики 15 июня 2020 года административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца К.О.П.Р.О.Н. на решение Первомайского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 05 февраля 2020 года, которым

административное исковое заявление К.О.П. к Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска об оспаривании решения органа местного самоуправления, возложении обязанности, оставлено без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Машкиной Н. Ф., изложившей обстоятельства дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам,

У С Т А Н О В И Л А:

К.О.П. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Главному Управлению Архитектуры и Градостроительства Администрации города Ижевска (далее по тексту - ГУАиГ Администрации г. Ижевска), в котором в окончательном варианте просит:

признать незаконным уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности от 10 декабря 2019 года № 97;

обязать устранить нарушением прав путем повторного рассмотрения уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 29 ноября 2019 года.

Свои требования мотивировала тем, что является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. 07 июня 2016 года выдано разрешение на строительство. На земельном участке в настоящее время возведен жилой дом. 10 декабря 2019 года в ее адрес направлено уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, ввиду несоблюдения минимальных отступов от границы участка по линии регулирования застройки по <адрес>. Считает, уведомление незаконным, поскольку противоречит действующему законодательству и нарушает права как собственника земельного участка. При возведении жилого дома получена вся разрешительная документация, введение в действие изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации по процедуре узаконения нового строения не может повлечь нарушение прав и законных интересов.

В судебном заседании представитель административного истца Ф.А.В. заявленные требования поддержал.

Представитель административного ответчика А.С.В. в судебном заседании заявленные требования не признал.

В судебное заседание административный истец К.О.П. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, дело по существу рассмотрено в отсутствие указанного лица.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель административного истца просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым административный иск удовлетворить, фактически приводит доводы аналогичные доводам административного искового заявления. Полагает, что судом неверно применены нормы материального и процессуального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующим выводам.

    Административное исковое заявление К.О.П. о признании незаконным уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности от 10 декабря 2019 года № 97 подано в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривают, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании незаконным решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Оспариваемый ненормативный акт вынесен 10 декабря 2019 года.

Административное исковое заявление подано в суд 09 января 2020 года (л. д. 31).

При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о соблюдении административным истцом процессуального срока, предусмотренного частью 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что К.О.П. является собственником земельного участка площадью 842 кв. м, кадастровый , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: эксплуатация и обслуживание жилого дома, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> (л. д. 8-11, 14).

07 июня 2016 года К.О.П. выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома для проживания одной семьи (при условии сноса существующего дома) (л. д. 12-13).

29 ноября 2019 года К.О.П. обратилась с уведомлением об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (л. д. 40-41).

Уведомлением от 10 декабря 2019 года ГУАиГ Администрации г. Ижевска сообщило К.О.П. о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства указанного в уведомлении и расположенного на земельном участке с кадастровыми номером <данные изъяты> по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> (л. д. 44).

Разрешая заявленный спор, оценив представленные сторонами доказательства, с учетом действующего нормативно-правового регулирования спорных правоотношений, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое решение не нарушает права и законные интересы административного истца, действия административного ответчика соответствуют закону.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Согласно пункту 2.7 Положения о Главном управлении архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска», утвержденного решением Городской думы города Ижевска от 06 июня 2006 года № 121, направление уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, расположенном на территории городского округа, и внесение в них изменений, отнесено к полномочиям ГУАиГ Администрации г. Ижевска.

Таким образом, оспариваемый ненормативный акт вынесен уполномоченным лицом.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя, таким образом, основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Следовательно, предметом судебной проверки могут являться лишь те основания и фактические обстоятельства, которые положены в основу оспариваемого отказа и отражены в его тексте.

Исходя из общих требований нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, уполномоченный орган должен установить и указать все основания, препятствующие удовлетворению заявления заинтересованного лица, обратившегося с данным вопросом.

Следовательно, в дальнейшем при проверке в судебном порядке законности принятого решения, уполномоченный орган не вправе ссылаться на иные основания, не приведенные в нем.

Такое право на указание новых оснований возникает у уполномоченного органа в случае повторного рассмотрения обращения.

Из письменного текста оспариваемого уведомления № 97 от 10 декабря 2019 года следует, что основаниями для выдачи вышеназванного уведомления послужило то обстоятельство, что сведения, указанные в техническом плане здания, не соответствуют параметрам, указанным в размерившие на строительство № 18-RU18303000-284-2016 от 07 июня 2016 года, а именно: не соблюдены минимальные отступы от границы участка по линии регулирования застройки по <адрес>, которые по санитарно-бытовым условиям составляют 3 м (пункт 1 статьи 8 Правил землепользования и застройки города Ижевска).

Рассматривая данное основание, судебная коллегия исходит из следующего.

Из положений частей 16, 19 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление об окончании строительства). Уведомление об окончании строительства должно содержать сведения, предусмотренные пунктами 1-5, 7 и 8 части 1 статьи 51.1 настоящего Кодекса, а также сведения о параметрах построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, об оплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, о способе направления застройщику уведомления, предусмотренного пунктом 5 части 19 настоящей статьи.

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства проводит проверку соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с частью 20 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется в том числе, в случае если параметры построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют указанным в пункте 1 части 19 настоящей статьи предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Исходя из положений подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации акты земельного законодательства основываются, в том числе на принципе деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

    Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

    В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент – это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, и др.

    Согласно статье 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

    Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Таким образом, названные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

    В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты (часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что предельные параметры разрешенного строительства могут включать в себя: предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь; минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений; максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка; иные показатели. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 настоящей статьи размеры и параметры, их сочетания (пункт 2). В пределах территориальных зон могут устанавливаться подзоны с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, но с различными предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и сочетаниями таких размеров и параметров (пункт 3).

Из системного толкования указанных выше норм федерального законодательства в их взаимосвязи следует вывод о том, что орган местного самоуправления, к компетенции которого отнесено утверждение правил землепользования и застройки, обязан устанавливать предельные параметры разрешенного строительства.

    Так, решением Городской думы города Ижевска от 27 ноября 2007 года № 344 утверждены Правила землепользования и застройки города Ижевска (далее по тексту – Правила землепользования и застройки города Ижевска).

    В статье 8 Правил землепользования и застройки г. Ижевска определено, что градостроительные регламенты предусматривают соблюдение действующих строительных, противопожарных, экологических, санитарных и иных норм и правил, требований технических регламентов, а также местных и республиканских нормативов градостроительного проектирования. Местные нормативы градостроительного проектирования утверждаются Администрацией города Ижевска.

Из анализа данной статьи следует, что по своей юридической конструкции она является бланкетной нормой, отсылающей к целому роду норм и правил, техническим регламентам, республиканским и местным нормативам градостроительного проектирования.

В указанной норме не установлены минимальные отступы от границы участка по линиям регулирования застройки, которые составляют по санитарно-бытовым условиям – 3 м.

В оспариваемом ненормативном акте отсутствуют ссылки на соответствующие санитарные нормы и правила, которые устанавливают требования к застройке территорий малоэтажного жилищного строительства.

Уведомление № 97 от 10 декабря 2019 года не основано на законе и нарушает права и законные интересы административного истца.

При таких данных у суда первой инстанции не было законных оснований для отказа в удовлетворении заявленных К.О.П. требований по основаниям правомерности обжалуемого ненормативного акта, так как в оспариваемом уведомлении не содержатся основания для принятия оспариваемого решения, предусмотренные нормативными правовыми актами и формой уведомления.

Выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела и основаны на неправильном применение норм материального права, что согласно пунктам 3 и 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.

В силу пункта 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

На основании изложенного, принимая во внимание допущенные судом существенные нарушения, судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований административного истца.

Судебная коллегия полагает, что в целях устранения нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца на основании пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует возложить на Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска обеспечить повторное рассмотрение в установленном законом порядке уведомление Куликовой О. П. об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительствам или садового дома от 29 ноября 2019 года.

Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Первомайского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 05 февраля 2020 года отменить, вынести по делу новое решение.

Признать незаконным уведомление Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности от 10 декабря 2019 года № 97.

Обязать Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска обеспечить повторное рассмотрение в установленном законом порядке уведомления К.О.П. от 29 ноября 2019 года об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дом.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий судья                    О. В. Захарчук

Судьи                                    Г. Р. Багаутдинова

                                        Н. Ф. Машкина

Копия верна: председательствующий судья

33а-2243/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Куликова О.П.
Ответчики
ГУАиГ Администрации г. Ижевска
Суд
Верховный Суд Удмуртской Республики
Судья
Машкина Наталья Федоровна
Дело на странице суда
vs.udm.sudrf.ru
15.06.2020Судебное заседание
25.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.06.2020Передано в экспедицию
15.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее