№2-1069/2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 мая 2013 года Кировский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего судьи Алиткиной Т.А.
при секретаре Балахниной О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Пожидаева С.А. к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Томску о взыскании излишне уплаченного земельного налога,
установил:
Пожидаев С.А. обратился в суд с иском к ИФНС России по г.Томску о взыскании излишне уплаченного земельного налога. В обоснование требований указал, что является владельцем земельного участка, расположенного по адресу: г.Томск, /________/, с кадастровым номером /________/, в связи с чем является плательщиком земельного налога. /________/ в соответствии с полученным от ответчика налоговым уведомлением /________/ от /________/ на уплату земельного налога за 2009 год, им (Пожидаевым С.А.) уплачен налог в размере /________/ рублей. Расчет земельного налога произведен ИФНС России по г.Томску в соответствии с постановлением администрации Томской области №/________/ от /________/, официально опубликованным в «Собрании законодательства Томской области» № 12(41) 31.12.2008, в связи с чем в силу ст.5 Налогового кодекса РФ могло применяться для исчисления земельного налога лишь за 2010 год и не могло распространяться на налоговый период 2009 года. Полагал, что земельный налог за 2009 год должен исчисляться исходя из ранее установленной кадастровой стоимости земельного участка в размере /________/ руб., в соответствии с постановлением главы администрации Томской области № 352 от 29.11.2002 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений» и подлежал уплате в размере /________/ руб.
Его (Пожидаева С.А.) заявление о возврате излишне уплаченного налога в размере /________/ руб. отставлено ответчиком без удовлетворения в связи с отсутствием переплаты.
Со ссылками на ст.ст.1, 3, 4, 7, 57 Конституции РФ, ст.ст.3, 5, 15, 78, 387-391, 393, 396 Налогового кодекса РФ просил возложить обязанность на ответчика возвратить ему излишне уплаченный земельный налог за 2009 год в сумме /________/ рублей.
В судебное заседание истец Пожидаев С.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель истца Семигук А.В., действующий на основании доверенности /________/ от /________/ (срок действия доверенности три года), исковые требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям. Дополнительно пояснил, что исчисление земельного налога предусматривает применение как налогового, так и земельного законодательства. Полагал, что с целью соблюдения гарантированных законодательством прав налогоплательщику, в части, предназначенной для налогообложения, постановление администрации должно действовать во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
Представитель ответчика ИФНС России по г.Томску Лазарев И.В., действующий на основании доверенности от /________/ (срок действия до /________/), исковые требования не признал, приведя в обоснование позиции по делу доводы, аналогичные изложенным в письменном отзыве на заявление. Ссылалась на п.п. «в» и «к» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации, п.3 ст.2, ст.66 Земельного кодекса РФ, ст.390, 389, 391 Налогового кодекса РФ, полагал, что в состав законодательства о налогах и сборах включаются законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Нормативно правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель регулируют земельные отношения и относятся к актам, содержащим нормы земельного права. Считал, что постановление администрации Томской области № 262а от 24.12.2008 касается вопросов оценки принадлежащих (находящихся в пользовании) граждан и юридических лиц земель и не регулирует правоотношений, указанных в ст.2 Налогового кодекса РФ, в связи с чем на них не распространяются нормы ст. 5 НК РФ. Указал, что законодатель установил в ст.396 Налогового кодекса РФ особые сроки доведения до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков, отличные от сроков согласно ст. 5 Налогового кодекса РФ, что также является доказательством того, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвердившие кадастровую стоимость земель, регулируют земельные отношения. Просил в удовлетворении иска отказать.
Выслушав представителей сторон, определив на основании ч.5 ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие истца, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковое заявление подлежит удовлетворению.
Конституция РФ в ст.57 закрепляет, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пп.1,2 ст.3 Налогового кодекса РФ, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Согласно ст.19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Использование земли в Российской Федерации является платным. Формы платы за пользование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливаются законодательством о налогах и сборах (ст. 65 ЗК РФ).
В соответствии с п.1 ст.388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 Налогового кодекса РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу п.1 ст.389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Судом установлено, что Пожидаев С.А. в 2009 году являлся субъектом права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка по адресу: г.Томск, /________/, кадастровый номер /________/, расположенного на землях населенного пункта для эксплуатации и обслуживания административно-производственных зданий, площадью /________/ кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии /________/, выданным Томским областным регистрационным центром /________/.
В силу п.1 ст.15 Налогового кодекса РФ земельный налог относится к местным налогам.
В соответствии с пп.1, 2 ст.387 Налогового кодекса РФ, земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Анализ ст.ст.15, 387 Налогового кодекса РФ указывает на то, что земельный налог является местным налогом и вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в порядке, установленном главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации. На территории г.Томска земельный налог введен Положением о взимании земельного налога на территории муниципального образования «город Томск», утвержденным решением Думы г. Томска № 320 от 31.10.2006.
Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (п.3 ст.396 Налогового кодекса РФ).
Налоговым органом Пожидаеву С.А. направлено уведомление /________/ от /________/ на уплату физическим лицом земельного налога за 2009 год в срок до /________/ в размере /________/ руб., исходя из кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: г.Томск, /________/ - /________/ рублей.
Указанная сумма налога уплачена истцом /________/ в полном объеме, что подтверждается сообщением ИФНС России по г.Томску /________/ от /________/.
В соответствии с п.6 ст.78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Истец Пожидаев С.А /________/ обратился в ИФНС России по г.Томску с заявлением о возврате излишне взысканного земельного налога за 2009 год в сумме /________/ руб., на что получил отказ.
Вместе с тем, в соответствии с п.1 ст.396 Налогового кодекса РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
В соответствии со ст.390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 ст.391 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговым периодом признается календарный год (п.1 ст.393 Налогового кодекса РФ).
Таким образом, земельный налог за 2009 год должен исчисляться исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2009 года.
В соответствии с п.3 постановления Правительства РФ от 25.08.1999 № 945 «О государственной кадастровой оценке земель» и п.10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316, результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости.
Согласно п.4 ст.391 Налогового кодекса РФ налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Земельный налог Пожидаеву С.А. исчислен на основании кадастровой стоимости его земельного участка согласно сведениям, представленным ФГУ «Земельная палата по Томской области». В свою очередь, кадастровая стоимость земельного участка ответчика на 2009 год исчислена ФГУ «Земельная палата по Томской области» на основании кадастровой оценки Земельных участков, утвержденной постановлением администрации Томской области № 262а от 24.12.2008.
В соответствии с правовой позиции, приведенной в Определении Конституционного Суда РФ от 03.02.2010 № 165-О-О и от 24.02.2011 № 156-О-О, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции РФ и получающих конкретизацию в действующим налоговом законодательстве, гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в которой они во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 Налогового кодекса РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе РФ.
Пунктом 1 ст.5 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления (п.5 ст.5 Налогового кодекса РФ)
Исходя из изложенного, постановление администрации Томской области № 262а от 24.12.2008, официально опубликованное в «Собрании законодательства Томской области» 31.12.2008, подлежит применению не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, т.е. могло применяться для исчисления земельного налога за 2010 год.
При таких обстоятельствах, земельный налог за налоговый период 2009 года Пожидаеву С.А. должен быть начислен по ранее установленной кадастровой стоимости, действующей на /________/, и сумма земельного налога за 2009 год составляет /________/ руб., исходя из кадастровой стоимости в размере /________/ руб., установленной постановлением главы администрации Томской области № 352 от 29.11.2002 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений», которое утратившим силу не признавалось.
Учитывая, что земельный налог за 2009 год уплачен истцом в соответствии с налоговым уведомлением в размере /________/ руб., сумма излишне уплаченного налога составила /________/ руб., в связи с чем, Пожидаеву С.А. подлежит возврату сумма излишне уплаченного земельного налога за 2009 год в размере /________/ руб. (/________/ руб. - /________/ руб.). Расчет, представленный истцом, стороной ответчика не оспорен, проверен судом и признан верным.
В соответствии с п.6 ст.78 Налогового кодекса РФ установлено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
На основании изложенного, суд считает необходимым установить срок для возврата истцу суммы излишне уплаченного земельного налога за 2009 год в течение месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения.
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные судебные расходы, к которым, в соответствии со ст.88 ГПК РФ, относится госпошлина.
Истцом при подаче иска уплачена государственная пошлина в размере /________/ руб., что подтверждается квитанцией от /________/.
Следовательно, в соответствии с требованиями абз. 5 п. 1 ч. 1 ст.333.19 НК РФ и учетом размера удовлетворенных судом требований с ответчика подлежат взысканию в пользу истца судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере /________/ руб. (/________/.).
Руководствуясь ст. ст.194,195, ч.1 ст. 196, 197, 198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Пожидаева С.А. к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Томску о возврате излишне уплаченного земельного налога за 2009 год удовлетворить.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы России по г. Томску возвратить Пожидаеву С.А. сумму излишне уплаченного земельного налога за 2009 год в размере /________/ рублей в течение месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Томску в пользу Пожидаева С.А. расходы по уплате государственной пошлины в /________/ рублей.
Решение суда может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Томский областной суд через Кировский районный суд г.Томска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: подпись Т.А.Алиткина
ВЕРНО.
Судья:
Секретарь: