Мотивированное решение изготовлено 30 декабря 2014 года
Дело № 2-2471/2014
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАТО Североморск 26 декабря 2014 года.
Североморский районный суд Мурманской области в составе:
Председательствующего судьи Полозовой М.А.,
При секретаре Щитенко О.Н.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хоробрых Е.Е. к ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (в лице Отдела № 4 г. Североморск) о признании права на получение жилого помещения за счет средств федерального бюджета и принятии на учет,
УСТАНОВИЛ:
Парахонько В.Н., действуя в интересах Хоробрых Е.Е., обратилась в суд с иском к ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (в лице отдела № 4 г. Североморск) о признании права на получение жилого помещения за счет средств федерального бюджета и принятии на учет.
В обоснование исковых требований указала, что супруг истца *** проходил службу в Вооруженных Силах РФ. Согласно выписке из приказа № *** командира войсковой части *** от ***. календарная выслуга лет составила – 18 лет 6 месяцев, в льготном исчислении – 22 года 04 месяца. Супруг истца *** умер.
Письмом ответчика истцу отказано в обеспечении жилым помещением по линии Министерства обороны РФ.
С данным отказом истец не согласна.
Со ссылками на ФЗ «О статусе военнослужащих», Постановление Правительства РФ от 6 сентября 1998г. № 1054, указывает, что отказ в предоставлении жилого помещения противоречит положениям ст.ст. 55 и 56 ЖК РФ.
Считает, что отказ об отсутствии права на обеспечение жилым помещением по линии Министерства обороны неправомерен.
Просит признать истца и членов семьи военнослужащего *** нуждающимися в жилом помещении, признать отказ в предоставлении жилья незаконным и обязать ответчика предоставить (обеспечить) жилым помещением по линии Министерства обороны РФ по тем основаниям, что истец с семьей стоял на очереди предоставления жилья, как члены семьи военнослужащего, не обеспеченные жильем, обязать ответчика принять на учет (восстановить) в списках нуждающихся в жилом помещении по линии Министерства обороны РФ.
Истец в судебном заседании уточнила заявленные требования и просит признать незаконным отказ ответчика в постановке на учет для предоставления жилого помещения за счет средств федерального бюджета, признать за ней право на получение жилого помещения по договору социального найма и принять ее на учет нуждающихся в получении жилого помещения с учетом дочери Хоробрых С.В.
Представитель ответчика - ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (в лице отдела № 4 г.Североморск) в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомленный о месте и времени судебного заседания, мнение по иску не представил.
В связи с чем, суд рассматривает спор в отношении ответчика в порядке заочного производства в соответствии с положениями ст. 233 ГПК РФ, против чего истец не возражала.
Третье лицо - Хоробрых С.В., привлеченная к участию в деле определением суда от 10.12.2014 года, в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом уведомленной о месте и времени судебного заседания.
Заслушав истца, исследовав материалы дела, материалы учетного дела, материалы личного - пенсионного ***, суд находит исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом, ***. между истцом и *** был заключен брак. *** умер *** года.
Согласно приказа командира войсковой части *** № *** от *** года, ***. досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас по ст. 60 части 5 (в связи с незаключением контракта) (л.д. 11).
Из приказа командира войсковой части *** № *** от *** следует, что *** досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас по ст. 60 части 5 (в связи с незаключением контракта), направлен на учет в *** (л.д. 10).
Календарная выслуга лет на момент увольнения *** составила – 18 лет 6 месяцев, в льготном исчислении – 22 года 04 месяца.
Как установлено судом, истец обратилась к ответчику с заявлением, в котором просила принять её как вдову военнослужащего и членов ее семьи на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Одновременно к заявлению представлен ряд документов.
Из ответа начальника Отдела № 4 ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ № 08-12/14 от 09.01.2014 года следует, что в соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 № 189-ФЗ граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
В соответствии с п. 19 «Положения о льготах военнослужащих, уволенных с военной службы в отставку и их семей», утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 17.02.1981 года № 193, действовавшим на момент увольнения ***, военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, уволенные в запас или отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, обеспечиваются исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов жилой площадью (независимо от ее ведомственной принадлежности СССР и внутренних войск) в первую очередь, но не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранного с учетом существующего порядка прописки.
При этом обеспечение жилой площадью военнослужащих сверхсрочной службы, прапорщиков и мичманов в указанном порядке производится при условии, если они находились на действительной военной службе не менее 20 календарных лет.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части *** от *** на момент увольнения из Вооруженных Сил РФ *** ***, календарная выслуга лет составила – 18 лет 06 месяцев.
Отсутствие у *** *** необходимой общей продолжительности военной службы (20 лет), в силу п. 19 «Положения о льготах военнослужащих, уволенных с военной службы в отставку и их семей», утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 17.02.1981 года № 193, лишало его права нахождения на жилищном учете в органе местного самоуправления после увольнения с военной службы в связи с увольнением по ст. 60 ч. 5 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе».
Действующий в настоящее время Федеральный Закон «О статусе военнослужащих» не предполагает обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан уволенных с военной службы до 01.01.2005г. за счет средств федерального бюджета федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, так согласно п.2.1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
жилого помещения в собственность бесплатно;
жилого помещения по договору социального найма;
единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
С учетом изложенного, ответчик пришел к выводу, что оснований для обеспечения истца жилым помещением по линии военного ведомства не имеется.
Разрешая заявленные исковые требования, суд соглашается с доводами ответчика о том, что отсутствие у *** *** необходимой общей продолжительности военной службы (20 лет) лишало его права нахождения на жилищном учете в органе местного самоуправления после увольнения с военной службы в связи с увольнением по ч. 5 ст. 60 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе».
В соответствии с п. 3.1 ст. 24 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» за членами семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы или после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительности военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены законом о статусе военнослужащих, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Закона) к членам семей военнослужащих, на которых распространяются социальные гарантии и компенсации, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
На момент исключения *** из списков воинской части порядок обеспечения жильем в избранном постоянном месте жительства граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей регулировался законодательством СССР.
Согласно Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, их семей, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.02.1981 № 193, решение вопросов жилищного обеспечения военнослужащих сверхсрочной службы, прапорщиков, мичманов и лиц офицерского состава, уволенных в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, возлагалось на исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов.
При этом обеспечение жилой площадью военнослужащих сверхсрочной службы, прапорщиков и мичманов в указанном порядке производится при условии, если они находились на действительной военной службе не менее 20 календарных лет.
В соответствии с пунктом 14 статьи 15 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 года № 4338-1 «О статусе военнослужащих», обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретения жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанным гражданам и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
С 01 января 1998 года Закон Российской Федерации от 22 января 1993 года № 4338-1 «О статусе военнослужащих» утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27 мая 1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Аналогичная норма закреплена в пункте 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Порядок постановки на учет в органах местного самоуправления и порядок предоставления жилья указанной категории граждан (уволенных до 01.01.2005 года) были определены в Правилах учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 № 1054.
Согласно п. 4 указанных Правил вопросы постановки на очередь и предоставления жилья рассматривались в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам, решения которых являлись основанием для издания главами муниципальных образований соответствующих актов.
В соответствии с пп. «а» п. 6 Правил нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признавались граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям:
по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
по состоянию здоровья;
в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Пункт 7 Правил предусматривает основания признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, одним из которых является избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы.
Основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел - приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел.
Как следует из п. 9 Правил военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей:
не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства по основаниям, указанным в пункте 6 Правил, и уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению.
На основании статьи 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в пункт 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» внесены изменения, вступившие в силу с 01 января 2005 года, с указанной даты с органов местного самоуправления снята обязанность по предоставлению военнослужащим жилых помещений.
В этой связи абзацем 2 пункта 2 Федерального закона от 27 мая 1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 № 122-ФЗ) установлено, что обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилых помещений до 01 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76 «О статусе военнослужащих», согласно внесенным в указанную норму изменениям, действовавшим с 01 января 2005 года, обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществлялось в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.
С 01 января 2011 года абзац 2 пункта 2 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в приведенной выше редакции утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 08 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан».
В соответствии с названным законом статья 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» дополнена пунктом 2.1, согласно которому обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающими с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления другого жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
При этом пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 08 декабря 2010 года № 342-ФЗ предусмотрено, что порядок и условия обеспечения граждан, уволенных с военной службы и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», распространяются на следующие категории граждан, которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации: это граждане, уволенные с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащие обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.
В настоящее время на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 03 ноября 2010 года № 1455 «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» уполномоченным органом, который обладает правом принятия решения о принятии военнослужащих на учет и или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях наделен уполномоченный орган – Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющий свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в том числе через Федеральное государственное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании, на момент увольнения *** их Вооруженных Сил РФ календарная выслуга лет составляла 18 лет 06 месяцев, уволен в запас в связи с незаключением контракта.
Права члена семьи военнослужащего производны от права военнослужащего.
Поскольку у супруга истца на момент увольнения отсутствовала необходимая продолжительность военной службы (20 лет), которая позволяла бы ему быть обеспеченным жилой площадью, то оснований для удовлетворения иска не имеется.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из отсутствия условий, при наличии которых возникает право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета в силу действующего законодательства.
Иные доводы истца на существо принимаемого решения не влияют и судом не оцениваются.
На основании вышеизложенного, суд отказывает истцу в удовлетворении заявленных им требований.
Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом требований ст. 56 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске Хоробрых Е.Е. к ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (в лице Отдела № 4 г. Североморск) о признании права на получение жилого помещения за счет средств федерального бюджета и принятии на учет, - отказать.
Ответчики вправе в течение семи дней со дня вручения им копии решения направить в Североморский районный суд заявление об отмене заочного решения. Заявление об отмене заочного решения должно содержать обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки ответчиков в судебное заседание, о которых они не имели возможности своевременно сообщить суду и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Мурманский облсуд через Североморский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления.
Председательствующий М.А.Полозова