РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Гурьяновой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Замальдинова Гамиля Рафаилевича об оспаривании решения Департамента управления имуществом г.о. Самара,
Руководствуясь ст.ст.194, 196-198, 258 ГПК РФ, суд
решил:
Признать не соответствующим закону отказ Департамента управления имуществом г.о. Самара в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории от ДД.ММ.ГГГГ №.
Обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя, повторно рассмотрев вопрос об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес>, площадью 467,80 м2, занимаемого нежилым административным зданием с территорией, необходимой для его использования, на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.Ю. Болочагин
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Гурьяновой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Замальдинова Гамиля Рафаилевича об оспаривании решения Департамента управления имуществом г.о. Самара,
установил:
Замальдинов Г.Р. обратился в Ленинский районный суд <адрес> с заявлением об оспаривании решения Департамента управления имуществом г.о. Самара. В обоснование заявления указывает, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в Министерство имущественных отношений <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 467,80 м2, занимаемого нежилым административным зданием с территорией, необходимой для его использования. Министерством имущественных отношений <адрес> в адрес Департамента управления имуществом г.о. Самара было направлено обращение об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ им получены письма департамента №, выражающие отказ в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, ввиду того, что согласно заключению Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара испрашиваемый земельный участок расположен в зоне среднеэтажной жилой застройки (Ж-3). Использование испрашиваемого земельного участка под нежилое административное здание с территорией необходимой для его использования, в соответствии с градостроительным регламентом указанной зоны, не соответствует видам разрешенного использования земельных участков, установленным для данной территориальной зоны. Считает отказ незаконным, поскольку несоответствие вида разрешенного использования назначению законно расположенного на данном участке объекта недвижимости в виде нежилого административного здания, право на который зарегистрировано в установленном порядке, не может служить препятствием для приобретения права собственности на испрашиваемый земельный участок, занятый этим объектом, в порядке статьи 36 ЗК РФ. Правовой режим указанного земельного участка обусловлен назначением объекта, расположенного на нем. Просит признать незаконным отказ Департамента управления имуществом г.о. Самара в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 467,80 м2, занимаемого нежилым административным зданием с территорией, необходимой для его использования, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара устранить допущенные нарушения путем утверждения схемы расположения указанного земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Некрасова М.А. заявленные требования поддержала.
Департамент управления имуществом г.о. Самара в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте разбирательства дела заблаговременно извещен (л.д. 23), отзыва на иск не представил.
Представитель Министерства имущественных отношений <адрес> по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № Жалнин С.Н. в судебном заседании полагал заявление Замальдинова Г.Р. подлежащим удовлетворению, отказ Департамента управления имуществом г.о. Самара в утверждении схемы расположения указанного земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории – незаконным по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 24-27).
Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте разбирательства дела заблаговременно извещен (л.д. 22), отзыва на иск не представил.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно п.1 ст.254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение органа местного самоуправления, должностного лица, если считает, что эти решением нарушены его права и свободы.
В соответствии с п.1 ст.27, ст.29 ЗК РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Согласно п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Пунктом 2 ст.5.<адрес> «О земле» установлено, что распоряжение расположенными в городском округе Самара земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет уполномоченный <адрес> исполнительный орган государственной власти <адрес>. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, согласно которому граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают заявление о предоставлении земельного участка в Министерство имущественных отношений <адрес>.
Пунктами 2.4, 2.5 названного Порядка предусмотрено, что министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. В месячный срок с момента поступления указанного обращения министерства, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территорий утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с названным Порядком направляет ее в министерство либо в адрес лица, которое обратилось в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.
Согласно постановлению Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в отношении земельных участков, на которых располагаются здания, строения, сооружения, находящиеся на каком-либо праве у граждан и юридических лиц, отнесено к компетенции Департамента управления имуществом г.о. Самара.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Замальдинов Г.Р. обратился в Министерство имущественных отношений <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 467,80 м2 под нежилое административное здание по адресу: <адрес>. Замальдинов Г.Р. является собственником вышеуказанного здания на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17, 31-33).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений <адрес> обратилось в Департамент управления имуществом г.о. Самара с обращением об утверждении схемы расположения испрашиваемого Замальдиновым Г.Р. земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории. ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства имущественных отношений <адрес> Департаментом управления имуществом г.о. Самара было направлено письмо № о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого Замальдиновым Г.Р. земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории в связи с выявленным несоответствием заявленной цели использования испрашиваемого земельного участка градостроительным регламентам. В письме указывается, что согласно заключению Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №<адрес>-0-1, испрашиваемый земельный участок находится в зоне среднеэтажной жилой застройки 3-6 этажей (Ж-3) в соответствии с Правилами застройки и землепользования в <адрес>. Использование земельного участка под нежилое административное здание не соответствует видам разрешенного использования земельных участков, установленным для данной территориальной зоны.
Замальдинов Г.Р. обратился в суд с заявлением об оспаривании заключения Департамента управления имуществом г.о. Самара об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ДД.ММ.ГГГГ, т.е. заведомо до истечения трехмесячного срока со дня получения письма Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № с копией оспариваемого заключения. Доказательств того, что заявителю об оспариваемом им отказе Департамента управления имуществом г.о. Самара было известно ранее, суду не представлено.
Отказ Департамента управления имуществом г.о. Самара создает Замальдинову Г.Р. препятствия в приобретении в собственность земельного участка, в связи с чем может быть им оспорен в судебном порядке.
В соответствии с п.1 ст.36 ЗК РФ, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Согласно ст.85 ЗК РФ, правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Вместе с тем, п.4 ст.85 ЗК РФ установлено отступление от принципа обязательности градостроительных регламентов территориальных зон – разрешается продолжать использование земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости, не соответствующих установленному градостроительному регламенту, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. По смыслу данной правой нормы в её связи с п.3 ст.85 ЗК РФ, речь идет об использовании, начавшемся до установления градостроительных регламентов.
Также, согласно п.8 ст.36 ГрК РФ, земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Из технического паспорта здания (л.д. 38-46) усматривается, что объект недвижимости был возведен до 1917 г., т.е. задолго до введения в действие того правового регулирования, на которое в обоснование своего решения сослался Департамент управления имуществом г.о. Самара.
Градостроительные регламенты в <адрес> установлены Правилами застройки и землепользования от ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, использование земельных участков и расположенного на нем нежилого здания, принадлежащего в настоящее время заявителю, осуществлялось задолго до установления градостроительных регламентов, соответственно, использование здания заявителем может продолжаться в прежнем объеме.
Таким образом, отказ Департамента управления имуществом г.о. Самара в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории не соответствует закону.
Вид разрешенного использования земельного участка, занятого объектом недвижимости, право на который возникло в установленном законом порядке, определяется исключительно исходя из назначения такого объекта недвижимости.
Изложенные в отказе доводы Департамента управления имуществом г.о. Самара о том, что градостроительное законодательство не предусматривает возможности «оформления прав» на земельный участок без приведения его использования в соответствие с градостроительным регламентом, не могут быть приняты судом, поскольку градостроительное законодательство вообще не регулирует отношения, связанные с приобретением прав на земельные участки.
Реализация собственником объекта недвижимости предусмотренного ст.36 ЗК РФ исключительного права на приватизацию земельного участка (либо приобретения права аренды земельного участка), занятого объектом недвижимости и необходимого для его использования не обусловлена законодателем приведением цели использования земельного участка в соответствие градостроительным регламентам.
В соответствии со ст.258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.
По смыслу закона, целью процедуры утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории является проверка возможности формирования земельного участка с учетом существующих планировочных ограничений, правил формирования земельных участков, границ ранее сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков. Применительно к предоставлению земельных участков в порядке ст.36 ЗК РФ, при утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории должно также проверяться соответствие границ формируемого земельного участка принципу необходимости для использования соответствующего объекта недвижимости (п.1 ст.36 ЗК РФ). Между тем, как следует из текста отказа Департамента управления имуществом г.о. Самара, названный орган местного самоуправления, по сути, уклонился от рассмотрения указанных выше вопросов, безосновательно сославшись на невозможность формирования земельного участка. При таких обстоятельствах, орган местного самоуправления, исходя из ст.258 ГПК РФ, должен быть понужден к устранению нарушений прав заявителя путем рассмотрения по существу обращения Министерства имущественных отношений <адрес> об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории с учетом выводов, изложенных в настоящем судебном решении. Требование Замальдинова Г.Р. обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории на основе представленного заявителем проекта (л.д. 36-37) в настоящее время не может быть удовлетворено, поскольку вышеуказанные вопросы установления границ земельного участка органом местного самоуправления г.о. Самара при рассмотрении обращения Министерства имущественных отношений <адрес> не исследовались. По этой причине удовлетворение заявления Замальдинова Г.Р. в настоящий момент могло бы привести к нарушению прав и законных интересов смежных землепользователей, а также к постановлению неисполнимого решения в случае, если имеет место пересечение границ формируемого земельного участка с границами существующих земельных участков. Разрешение указанных вопросов, связанных с установлением границ, в компетенцию суда не входит. В судебном порядке может быть проверена законность решения органа местного самоуправления по указанным вопросам.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 196-198, 258 ГПК РФ, суд
решил:
Признать не соответствующим закону отказ Департамента управления имуществом г.о. Самара в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории от ДД.ММ.ГГГГ №.
Обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя, повторно рассмотрев вопрос об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес>, площадью 467,80 м2, занимаемого нежилым административным зданием с территорией, необходимой для его использования, на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья (подпись) В.Ю. Болочагин
Копия верна
Судья Секретарь