Дело № 2-1028\2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Собинка 28 ноября 2014 года
Собинский городской суд Владимирской области в составе:
судьи Кондратьевой И.В.,
при секретаре судебного заседания Демидовой И.А.,
с участием представителя заявителя помощника Собинского межрайонного прокурора Дядькиной А.О.,
представителя Администрации МО Толпуховское сельское поселение, действующей по доверенности Кравченко Г.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Собинского межрайонного прокурора, выступающего в интересах неопределенного круга лиц – жителей Толпуховского сельского поселения, в том числе Бубы С.А. о признании незаконным бездействия администрации Толпуховского сельского поселения, возложении обязанности инициировать проведение Межведомственной комиссией оценку состояния многоквартирного дома,
УСТАНОВИЛ:
Собинский межрайонный прокурор, выступающий в интересах неопределенного круга лиц – жителей Толпуховского сельского поселения, в том числе Бубы С.А., обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Толпуховского сельского поселения, обязании инициировать проведение Межведомственной комиссией оценку состояния многоквартирного дома. Указал в заявлении, что в ходе проверки заявления Бубы С.А. по вопросу предоставления ему жилого помещения по договору социального найма, было установлено, что в соответствии с техническим паспортом на <...>, указанный дом является восьмиквартирным одноэтажным. Квартиры № NN, NN, NN указанного дома являются муниципальной собственностью и предоставлены гражданам по договору социального найма. Квартира № NN в указанном <...>, была предоставлена Буба С.А. по договору социального найма № NN от ДД.ММ.ГГГГ. Указанный многоквартирный жилой дом сгорел ДД.ММ.ГГГГ. Решением жилищной комиссии администрации Толпуховского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ Буба С.А. и другие жители дома поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако, до настоящего времени жилое помещение не было признано непригодным для проживания. Признание помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях. Создание межведомственной комиссии для оценки жилых помещений относится к компетенции органов местного самоуправления. Несмотря на то, что после пожара в ДД.ММ.ГГГГ не установлено состояние несущих конструкций и фактический износ здания, администрация Толпуховского сельского поселения до настоящего времени не произвела обследование дома на предмет соответствия жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, не приняла решение о статусе дома, расположенного на территории сельского поселения. Указанное бездействие по вопросу использования и сохранности жилищного фонда нарушает права неопределенного круга лиц – жителей Толпуховского сельского поселения, ставит под угрозу их жизнь и здоровье. Без проведения обследования невозможно установить юридический факт признания занимаемого жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания для определения наличия (отсутствия) права Бубы С.А. на меру социальной поддержки в виде обеспечения муниципальным жильем по договору социального найма. Истец просит суд признать незаконным бездействие администрации Толпуховского сельского поселения, выразившееся в необеспечении контроля за исполнением жилищного законодательства, соответствием жилых помещений многоквартирного <...>, установленным санитарным и техническим правилам и нормам. Просят суд обязать администрацию Толпуховского сельского поселения инициировать проведение Межведомственной комиссией по оценке соответствия помещений дома, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года, требованиям, и признанию жилых помещений <...>, пригодным (непригодным) для проживания, признании многоквартирного <...> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В судебное заседание заявитель Буба С.А. не явился. Надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела телефонограммой.
Представитель заявителя, помощник Собинского межрайонного прокурора Дядькина А.О. настаивала на удовлетворении заявленных требований. Пояснила в суде, что дом сгорел в ДД.ММ.ГГГГ, однако до настоящего времени статус дома не определен. Не создавалась комиссия по признанию дома аварийным и непригодным для проживания. Три квартиры в доме муниципальные и являются собственностью Толпуховского сельского поселения. Именно Администрация должна создавать комиссию по признанию дома аварийным и непригодным для проживания. Нарушаются права жителей дома, которые не могут получить квартиры. Просила удовлетворить требования в полном объеме.
Представитель Администрации МО Толпуховское сельское поселение, действующая по доверенности Кравченко Г.Э., возражала против указанного заявления. Полагает, что не доказан факт бездействия Администрации, поскольку всем погорельцам оказана материальная помощь. Кроме того, Администрация МО Толпуховское сельское поселение и Администрация Собинского района обращались в областную администрацию о выделе денежных средств на строительство нового жилья для погорельцев, однако им было отказано, поскольку данный факт не признан чрезвычайной ситуацией. Администрация все возможные действия предприняла. Кроме того, полагает, что поскольку в Положении прописан порядок признания дома непригодным для проживания, а следовательно, поскольку квартиры предоставлены гражданам по договору социального найма, не было ни одной свободной квартиры, то обращение в Комиссию мог инициировать любой гражданин, проживающий в данном доме. Никто по данному вопросу не обращался.
Суд, выслушав доводы участников процесса, изучив письменные материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению.
К данному выводу суд пришел на основании изучения комплекса правовых норм, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно ст.ст.15,18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Статьей 255 ГПК РФ предусмотрено, что к решениям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственного и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
На основании положений статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Указанное обращение прокурора в суд связано с защитой права Буба С.А. на обеспечение его жильем.
Судом установлено, что в соответствии с данными технического паспорта, жилой <...>, является одноэтажным восьмиквартирным домом, имеющим кирпичный фундамент, бревенчатые стены, деревянные перекрытия, шиферную крышу, дощатый пол. Общая площадь квартир составляет 239,1 кв.м. (л.д.12-16).
Из содержания постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ около 05 часов 25 минут в восьмиквартирном доме по адресу: <...> произошел пожар. В результате пожара дом и имущество уничтожены. Дознание считает, что очаговая зона пожара находилась в большой комнате квартиры № NN или на чердачном помещении дома. Принимая во внимание показания очевидцев, отсутствия фактов неосторожного обращения с огнем и иными источниками повышенной опасности, поджога, дознание считает, что причиной пожара послужила неисправность электрооборудования в чердачном помещении дома либо аварийный режим работы электросети, электрооборудования в комнате квартиры № NN. Учитывая условия, способствовавшие развитию пожара, а именно значительное удаление жилого дома от пожарной части, позднее сообщение о пожаре, строительные конструкции и электрооборудование дома уничтожены полностью. Установить конкретную неисправность электрооборудования либо факт нарушения Правил устройства электроустановок, правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением правительства № 390 от 25.04.2012 года, не представляется возможным (л.д.17-18).
Таким образом, из содержания постановления об отказе в возбуждении уголовного дела следует, что дом был уничтожен в результате пожара, однако до настоящего времени указанный дом не признан аварийным и непригодным для проживания в установленном законом порядке.
Квартиры №№ NN,NN,NN указанного <...> являются муниципальной собственностью муниципального образования Толпуховское сельское поселение Собинского района Владимирской области и предоставлены гражданам по договорам социального найма, что подтверждается Составом имущества муниципальной казны муниципального образования Толпуховское сельское поселение и выписками из реестра муниципальной собственности (л.д.19-30, 36-40).
Ранее указанные квартиры являлись муниципальной собственностью Собинского района, однако в соответствии с Постановлением Губернатора Владимирской области от 15.12.2008 года № 886 «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Собинский район и муниципальным образованием Толпуховское сельское поселение» были переданы в муниципальную собственность муниципального образования Толпуховское сельское поселение.
Между Администрацией Собинского района и Буба С.А. ДД.ММ.ГГГГ был заключен Договор социального найма № NN, в соответствии с которым Буба С.А. была передана за плату в бессрочное владение и пользование однокомнатная квартира, общей площадью 22,9 кв.м. по адресу: <...> (л.д.31-35).
После пожара решением жилищной комиссии Администрации МО Толпуховское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ Буба С.А. был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (л.д.41-42). До настоящего времени Буба С.А. зарегистрирован по указанному адресу в сгоревшем доме, то есть по адресу: <...> (л.д.11).
В соответствии с ч.7 ст.34 Устава муниципального образования Толпуховское сельское поселение Собинского района Владимирской области, в ведении администрации МО Толпуховское сельское поселение находятся, в том числе, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в муниципальном образовании Толпуховское сельское поселение и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Жилищный кодекс РФ предусматривает, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией муниципальный жилищный контроль (ст. 2); жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (ст. 10); к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля (ст. 14); жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (ст. 15); вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (ст. 57); если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Пунктами 2 и 7 Положения N 47 установлено, что действие настоящего положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации. Решение указанных вопросов о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции возложено на межведомственную комиссию, создаваемую в этих целях органом местного самоуправления, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в названном Положении требованиям.
В соответствии с постановлением Главы муниципального образования Толпуховское сельское поселение Собинского района Владимирской области № 11 от 19.02.2010 года, было утверждено Положение о межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования Толпуховское сельское поселение Собинского района Владимирской области. Также был утвержден состав межведомственной комиссии.
Таким образом, Межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции создана и действует на территории МО Толпуховское сельское поселение Собинского района Владимирской области
Согласно пункту 42 Положения N 47, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с п.44 Положения, к заявлению прикладываются еще и обосновывающие документы.
По смыслу пункта 42 Положения основанием для проведения межведомственной комиссией оценки соответствия помещения установленным требованиям является либо заявление собственника помещения (в данном случае администрации муниципального образования), либо заявление гражданина (нанимателя), либо заключение органов государственного контроля и надзора.
Аналогичные положения содержатся в п.3.3. Положения о межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования Толпуховское сельское поселение Собинского района Владимирской области, утвержденного постановлением главы МО Толпуховское сельское поселение от 19.02.2010 года № 1.
Администрация МО Толпуховское сельское поселение Собинского района Владимирской области не инициировала проведение оценки соответствия помещения установленным требованиям, то есть не обратилась с соответствующим заявлением в межведомственную комиссию. Доказательств обратного суду не представлено.
Суд критически относится к пояснениям представителя Администрации МО Толпуховское сельское поселение о том, что любой гражданин, проживавший в указанном доме мог обратиться в комиссию с соответствующим заявлением, поскольку Положение, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.01.2006 года № 47, предусматривает альтернативную основу к обращению, однако это не освобождает Администрацию МО Толпуховское сельское поселение, как собственника муниципального жилья, обратиться с указанным заявлением в межведомственную комиссию.
Пожар указанного многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...> имел место в ДД.ММ.ГГГГ, соответственно жильцы дома не проживают в нем с указанного времени, однако до настоящего времени не установлено являются ли жилые помещения данного многоквартирного дома пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также является ли указанный многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, что препятствует гражданам – жителям указанного многоквартирного дома реализовывать свои жилищные права.
Согласно пункту 47 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Администрация обязана обеспечивать сохранность жилых помещений, контролировать и обеспечивать их пригодность для проживания, создавать условия для осуществления прав нанимателей на жилище соответствующее требованиям жилищного законодательства. При этом как собственник муниципальных жилых помещений, администрация входит в число лиц, предусмотренных пунктом 42 Положения N 47, по заявлениям которых межведомственная комиссия проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирный дом аварийным. Администрация также должна обращаться с такими заявлениями в межведомственную комиссию в целях защиты прав граждан на жилище, соответствующее установленным требованиям.
Таким образом, администрация в пределах своих полномочий не обеспечила контроль за сохранностью помещений, собственником которых является, их соответствием установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, неправомерно бездействуя, не обращалась в межведомственную комиссию по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу с соответствующим заявлением, на основании которого данная комиссия, орган местного самоуправления принимают решения, связанные с признанием жилого помещения непригодным для проживания, дома аварийным и подлежащим сносу, дальнейшим использованием помещения, сроках отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу, и которые являются основанием для реализации прав этих лиц на предоставление вне очереди других благоустроенных жилых помещений по договору социального найма.
С учетом установленных обстоятельств и приведенных выше правовых норм суд признает незаконным бездействие администрации МО Толпуховское сельское поселение, выразившееся в неосуществлении контроля за сохранностью муниципального жилого фонда по адресу: <...>
Оказание погорельцам материальной помощи и попытка разрешить вопрос со строительством нового жилья для погорельцев, о чем говорила в судебном заседании представитель Администрации, не свидетельствует о действиях Администрации МО Толпуховское сельское поселение, направленных на осуществление контроля за сохранностью муниципального жилищного фонда, а является мерой компенсации причиненного погорельцам ущерба.
Администрация МО Толпуховское сельское поселение, оценку соответствия жилого дома установленным требованиям до настоящего времени не провела, с соответствующим заявлением администрация в межведомственную комиссию не обращалась. Данное бездействие со стороны администрации следует признать недопустимым, поскольку установлено, что дом сгорел, и граждане в указанном доме не проживают в связи с его уничтожением. Суд полагает необходимым обязать Администрацию МО Толпуховское сельское поселение Собинского района Владимирской области инициировать процедуру оценки состояния жилых помещений и самого указанного многоквартирного дома.
В силу ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, которые могут быть совершены только им, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Поскольку в силу положений п.42 и п.44 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2008 года № 47 требуется предоставление в комиссию не только заявления, но и обосновывающих документов, сбор которых требует время, суд полагает достаточным установить срок для обращения в Межведомственную комиссию в течение месяца с даты вступления в законную силу решения суда.
Учитывая вышеизложенное, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 257, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Собинского межрайонного прокурора, выступающего в интересах неопределенного круга лиц – жителей Толпуховского сельского поселения, в том числе Бубы С.А. о признании незаконным бездействия администрации Толпуховского сельского поселения, возложении обязанности инициировать проведение Межведомственной комиссией оценку состояния многоквартирного дома удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Муниципального образования Толпуховское сельское поселение, по неосуществлению контроля за исполнением жилищного законодательства в части установления соответствия жилых помещений многоквартирного жилого <...>, Толпуховского сельского поселения, установленным санитарным и техническим правилам и нормам.
Обязать Администрацию МО Толпуховское сельское поселение инициировать процедуру, установленную Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 47 от 28 января 2006 года, путем направления в межведомственную комиссию, действующую на территории муниципального образования Толпуховское сельское поселение Собинского района Владимирской области в течение месяца с даты вступления в законную силу решения суда соответствующего заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов о проведении обследования многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...> на предмет пригодности (непригодности) для проживания, аварийности, необходимости сноса или реконструкции.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья: /подпись/ И.В.Кондратьева