дело № 2-1386/2022
72RS0013-01-2021-013928-41
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тюмень 25 февраля 2022 года
Калининский районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Зарецкой О.Ф.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения <адрес> «Тюменский специализированный дом ребенка» о признании незаконным приказа об отстранении от работы, взыскании заработной платы за время отстранения от работы, компенсации морального вреда, судебных расходов,
у с т а н о в и л :
ФИО2 обратилась в суд с иском к ГБУЗТО «Тюменский специализированный дом ребенка» о признании незаконным приказа об отстранении от работы, взыскании заработной платы за время отстранения от работы, компенсации морального вреда, судебных расходов. Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ ответчиком издан приказ №-ос об отстранении ФИО2 от работы без сохранения заработной платы в связи с тем, что работник не прошел в установленном порядке обязательную вакцинацию против новой коронавирусной инфекции и отказался от ее прохождения. Истец ФИО2 считает приказ незаконным по следующим основаниям. Ответчик ссылается на постановление главного государственного санитарного врача по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении профилактических прививок от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям в <адрес>», которым предусмотрено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) категориям (группам) граждан, подлежащим обязательной вакцинации, указанным в постановлении. Деятельность в области здравоохранения не входит в Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, истец ФИО2 работает в должности уборщика служебных помещений, которая отсутствует в перечне. Кроме того, работодатель не имеет полномочий обязать своих работников пройти профилактические прививки, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 5, ч. 2 ст. 11 Закона №157-ФЗ граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок, профилактические прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина, работодатель не наделен полномочиями обязать своих работников сделать профилактические прививки, иммунопрофилактика граждан является добровольной. В связи с тем, что основания для отстранения ее от работы отсутствуют, ФИО2 с учетом заявления об увеличении исковых требований просит приказ №-ос от ДД.ММ.ГГГГ об отстранении ее от работы без сохранения заработной платы признать незаконным; взыскать заработную плату за период отстранения от работы в размере 62 160,45 рублей, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, судебные расходы по оплате юридических услуг в размере 5 000 рублей.
В судебном заседании истец ФИО2 и ее представитель ФИО5 исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просили принять заявление об увеличении исковых требований в части размера заработной платы за период отстранения от работы (на дату вынесения решения) в размере 62 160,45 рублей, взыскания судебных расходов по оплате юридических услуг в размере 5 000 рублей.
Представитель ответчика ГБУЗТО «Тюменский специализированный дом ребенка» ФИО6 в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в информации по гражданскому делу.
Суд, заслушав объяснения лиц, присутствующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, находит исковые требования неподлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено следующее.
ГБУЗТО «Тюменский специализированный дом ребенка» является юридическим лицом, видами деятельности которого являются деятельность больничных организаций, деятельность, связанная с оборотом психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), медицинская деятельность, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 21-23).
Истец ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ состоит в трудовых отношениях с ГБУЗТО «Тюменский специализированный дом ребенка», с ДД.ММ.ГГГГ в должности уборщика служебных помещений, что подтверждается приказом о приеме на работу №-к от ДД.ММ.ГГГГ, приказом о переводе работников на другую работу №-к от ДД.ММ.ГГГГ, трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 ознакомлена с приказом ГБУЗТО «Тюменский специализированный дом ребенка» №/адм от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО7 главная медицинская сестра назначена ответственной за организацию прохождения вакцинации и предоставления сведений о прохождении вакцинации сотрудников в ежедневном режиме, в том числе, ФИО2
Заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированными работодателем, ФИО2 отказалась от вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Ранее, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 отказалась от всех прививок.
ДД.ММ.ГГГГ работодателем издан приказ №-ос, которым уборщик служебных и производственных помещений ФИО2 временно отстранена от работы с ДД.ММ.ГГГГ в связи с непрохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), на период отстранения: до издания Главным государственным санитарным врачом по <адрес> постановления об окончании периода эпидемиологического неблагополучия в регионе, до предоставления работником сертификата о вакцинации либо документа, подтверждающего наличие противопоказаний к вакцинации от COVID-19.
С данным приказом ФИО2 ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ. Факт непредоставления ФИО2 документа, подтверждающего проведение профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции, а также медицинских документов, подтверждающих наличие медицинских противопоказаний для вакцинации, как на дату издания приказа, так и на дату отстранения от работы подтверждается заявлениями ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ об отказе от вакцинации против новой коронавирусной инфекции и не оспаривается истцом ФИО2 в судебном заседании.
В соответствии со ст. 21 Трудового Кодекса РФ, работник имеет право на разрешение индивидуального спора в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
Вопросы вакцинации регулируются законодательством в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством об иммунопрофилактике.
В соответствии со ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Нормы ст. 10 Федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» устанавливают, что профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Согласно календарю профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, утвержденному Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н, действующему на момент отстранения истца от работы, вакцинации против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 подлежат категории граждан: к приоритету 1 уровня отнесены, в частности, взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям, в том числе работники медицинских организаций, организаций социального обслуживания.
В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются полномочиями при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № коронавирусная инфекция внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
ДД.ММ.ГГГГ Главным государственным санитарным врачом по <адрес> издано постановление №, согласно которому работники сферы услуг, учреждений образования, здравоохранения подвержены высокому риску заболевания новой коронавирусной инфекцией в силу особенностей профессиональной деятельности, связанной с общением с большим числом людей. Не имея специфической защиты от коронавирусной инфекции, в случае заболевания, они могут явиться источниками инфекции для лиц, пользующихся услугами данного учреждения, для обучающихся лиц.
Вышеуказанным постановлением предписано обеспечить с ДД.ММ.ГГГГ проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции гражданам в возрасте от 18 лет и старше, подлежащим обязательной вакцинации по эпидемическим показаниям, гражданам, работающим на основании трудового договора, служебного контракта, гражданско-правового договора в организациях (учреждениях) независимо от форм собственности, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, в частности в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания.
В пункте 2 Постановления предусмотрено, что пункт 1 настоящего Постановления не распространяется на граждан, имеющих медицинские противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с временными Методическими рекомендациями "Порядок проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19" (письмо Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 30-4/И/2-17927); на граждан, переболевших новой коронавирусной инфекцией в течение 6 последних месяцев и имеющих медицинские документы, подтверждающие факт перенесенного заболевания COVID-19.
Пунктом 7 Постановления установлено руководителям юридических лиц независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, индивидуальным предпринимателям: 1) организовать проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан, подлежащим обязательной вакцинации, указанным в п. 1 настоящего Постановления; 2) организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной в срок до ДД.ММ.ГГГГ; вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции - в срок до ДД.ММ.ГГГГ - с охватом в соответствии с планом не менее 80% от общей численности работников, сотрудников.
В пункте 7.2 Постановления на работодателя возложена обязанность обеспечить отстранение от работы с ДД.ММ.ГГГГ лиц, не имеющих ни одной прививки против новой коронавирусной инфекции, с ДД.ММ.ГГГГ - лиц, не имеющих законченного курса вакцинации, за исключением лиц, указанных в п. 2 настоящего Постановления.
Вместе с тем, статья 5 Трудового Кодекса РФ, определяет трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, регулирующие трудовые отношения. Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Порядок и основания отстранения работника от работы установлены в ст.76 Трудового Кодекса РФ.
Абзацем 8 части первой статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность работодателя по отстранению работника от работы в случаях, предусмотренных Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Часть 2 ст. 5 Федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» предусматривает, что отсутствие профилактических прививок влечет отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с Федеральным законом «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Перечень не содержит работу в медицинских организациях.
Пункт 3 ст.55 Конституции Российской Федерации предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения безопасности государства, федеральным законом.
Судом установлено, что работодателем ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 ознакомлена с приказом №/адм от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым в связи с принятием постановления Главного государственного санитарного врача по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, для истца, как работника медицинской организации и социальной сферы, вакцинация является обязательной. Заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 отказалась от вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
ДД.ММ.ГГГГ документы, подтверждающие прохождение вакцинации или документы, подтверждающие наличие медицинских противопоказаний к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции ФИО2 работодателю представлены не были.
Исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу, что ответчиком ГБУЗТО «Тюменский специализированный дом ребенка» отстранение ФИО2 от работы произведено в соответствии с положениями ст. 76 Трудового Кодекса РФ, ст. 5 Федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» во исполнение постановления Главного государственного санитарного врача по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем оснований для признания незаконным и отмене приказа ответчика №-ос от ДД.ММ.ГГГГ об отстранении истца от работы не имеется.
В судебном заседании установлено, что до истца была доведена необходимая информация, касающаяся необходимости предоставления документов о вакцинации, что подтверждается ее подписью об ознакомлении с приказом, ее заявлениями, адресованными руководителю ответчика о нарушении ее прав принуждением к медицинскому вмешательству и запрете передачи персональных данных.
Доводы иска о порядке проведения профилактических прививок суд не принимает во внимание, так как указанные нормы не регулируют правоотношения работника и работодателя. При этом, обеспечение прохождения вакцинации является выбором работника и не может быть возложено на работодателя. В связи с этим устранение обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы, предполагает ответственность работника.
Доводы истца о нарушении ее права на труд не могут быть приняты судом во внимание, так как в силу ч. 3 ст.55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения безопасности государства.
Норма ст. 76 ТК РФ предусматривает, что в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
Таким образом, факта незаконных действий работодателя при отстранении ФИО2 от работы не нашло подтверждения в ходе судебного заседания, отстранение от работы не влечет признания этого периода временем вынужденного прогула.
Иные требования истца о взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов по оплате юридических услуг являются производными от требований о признании приказа об отстранении от работы незаконным, основаны на факте неправомерных действий работодателя, наличие которых судом не установлено.
При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований ФИО2 надлежит отказать в полном объеме.
руководствуясь ст.ст. 17, 55 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 76, 237 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», ст.ст.12, 56, 67, 98, 100, 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №-░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░