Решение по делу № 2-2258/2020 ~ М-1675/2020 от 03.07.2020

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 ноября 2020 г. №2-2258/2020

г.Дмитров 50RS0005-01-2020-003401-85

Дмитровский городской суд Московской области в составе судьи Пресниковой И.А., при секретаре Колодкиной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета лесного хозяйства <адрес> к Ананьеву ФИО8 о возмещении ущерба, с участием представителя истца по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Самусенкова ФИО9,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском о возмещении ущерба, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ. государственным лесным инспектором <адрес> Ермолаевым А.А. при патрулировании лесного участка в составе земель лесного фонда в выделе 2 <адрес> был выявлен факт нарушения лесного законодательства, по утверждению представителя истца, ответчик допустил уничтожение лесных ресурсов на площади 470 кв.м. Представитель истца просит суд взыскать с ответчика в счет возмещения ущерба <данные изъяты>

Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, допрошенный в предыдущих судебных заседаниях с иском не согласился, письменные возражения представлены на л.д.60.

Суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В силу статьи 100 Лесного кодекса РФ возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в ним природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства осуществляется добровольно или в судебном порядке. Размер возмещения имущественного вреда, причиненного лесным участкам и имущественным правам, возникающим при использовании лесов, определяется на основе оценки лесов, осуществляемой в соответствии со статьей 95 настоящего Кодекса. Размер возмещения вреда, причиненного лесам как экологической системе, определяется исходя из присущих лесам природных свойств (уникальности, способности к возобновлению, местоположения и других свойств) в порядке, предусмотренном ФЗ от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются правительством РФ.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 35 Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012г. «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» разъяснено, что в соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса РФ и статьей 77 Закона «Об окружающей среды» вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению виновным лицом независимо от того, причинен ли он в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности.

Согласно пункту 1 статьи 77 Федерального закона «Об окружающей среде» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017г. «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей вреде», возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, ст.78 Закона об охране окружающей среды). При этом выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 2,3,7 приведенного выше Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017г. согласно статье 75 Закона об охране окружающей среды за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Непривлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде. Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред. С требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, вправе обратиться уполномоченные органы государственной власти РФ, субъектов РФ, прокурор, граждане, общественные объединения и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды (статьи 45,46 ГПК РФ, статья 53 АПК РФ, статьи 5,6,11,12,66 Закона об охране окружающей среды), а также органы местного самоуправления, с учетом того, что абзацем шестым статьи 3 Закона об охране окружающей среды на них возложена ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. По смыслу статьи 1064 ГК РФ, статьи 77 Закона об охране окружающей среды лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.

В силу пункта 2 статьи 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в т.ч. упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Из материалов, представленных в дело следует, что ДД.ММ.ГГГГ. при патрулировании территории лесного фонда по маршруту , государственным лесным инспектором <адрес>, был произведен осмотр лесного участка в квартале 100 Краснополянского участкового лесничества <данные изъяты>. В ходе осмотра инспектором было установлено, что земли Краснополянского участкового лесничества представлены защитными лесами, категория защитных лесов 1 и 2 пояса зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. В квартале <данные изъяты> был обнаружен экскаватор без номеров САТ, вблизи экскаватора находились люди, в т.ч. и ответчик, экскаватором переложены плиты бетонные, находившиеся в выделе 24 на лесной участок в выдел <данные изъяты> сдвинуты в правую и левую стороны от дороги (<данные изъяты>.), т.е. <данные изъяты>, площадь самовольно занятия и использования лесного участка. В выделе 2 лесной участок поврежден экскаватором, вспахавшим лесную подстилку глубиной свыше <данные изъяты> площадь уничтоженного напочвенного покрова составила 470 кв.м., о чем составлен акт от 31.07.2019г. (л.д.16), изложенное в акте подтверждается представленной в материалы дела фототаблицей (л.д.18-20).

Из письменных объяснений ответчика, полученных УУП Крюковского ОП капитаном полиции ФИО7 (л.д.21) следует, что ответчик по собственной инициативе проводил в указанный истцом период времени, ремонтные работы по восстановлению дороги, которая проходит через лесной массив Краснополянского участкового лесничества в квартале 100. Постановлением Комитета лесного хозяйства М.О. от 29.10.2019г. ответчик был признан виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, предусмотренного ч.2 ст.8.26 КоАП РФ, т.е. ответчик допустил уничтожение лесных ресурсов на площади 470 кв.м., чем причинил ущерб лесному фонду в размере 3338587 руб. и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 750 руб. (л.д.28). Данное постановление ответчиком не обжаловано.

Таким образом, суд из представленных истцом доказательств делает вывод о том, что ответчиком в отсутствие разрешения на проведение каких-либо работ на территории лесного участка, был уничтожен напочвенный покров площадью 470 кв.м., чем причинен ущерб лесному фонду, поэтому имеются основания для возмещения ответчиком ущерба в порядке статьи 77 ФЗ «Об окружающей среде» и статьи 100 Лесного кодекса РФ.

Расчет ущерба представителем истца представлен на л.д.11, рассчитан на основании Постановления Правительства РФ от 29.12.2018г. «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства» - приложение , п.6 : самовольное снятие, уничтожение или порча почв – 4-х кратная наибольшая ставка платы за единицу объема древесины : основной лесообразующей породы в субъекте РФ, которой является ель на территории <адрес>, т.е. 187.92 руб. за 1кбм., с учетом п.8 размер такс подлежит увеличению в 5 раз при определении размера вреда, причиненного в связи с нарушением лесного законодательства в лесах, расположенных в особо охраняемых природных территориях. Особо охраняемая территория подтверждается представленными в материалы дела постановлением от 23.09.2016г. (л.д.73). Коэффициенты к ставкам платы применены истцом на основании Постановления Правительства РФ от 11.11.2017г. , в 2019г. он составлял 1.89, расчет ущерба составил :470кв.м.х187.92х4х5х1.89=3338586 руб. 72 коп. Суд соглашается с представленным истцом расчетом ущерба, поскольку он основан на положениях приведенного выше законодательства, ответчиком данный расчет не оспорен.

Доводы ответчика о том, что истец не имеет право на обращение в суд в защиту прав и законных интересов РФ в области лесных отношений, суд находит не состоятельными.

В соответствии с пунктами 1,10, 11, 14.5 Положения о Комитете лесного хозяйства <адрес>, утв. Постановлением <адрес> от 26.06.2012г. Комитет лесного хозяйства <адрес> является центральным исполнительным органом государственной власти <адрес> специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений. Комитет создан для реализации государственной политики <адрес> в области лесных отношений.

Основными задачами Комитета являются: охрана, защита и воспроизводство лесов, улучшения их качества, а также повышение продуктивности лесов ; осуществление контроля и надзора в области лесных отношений ; оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области лесных отношений. Комитет в целях реализации полномочий имеет право: обращаться в установленном порядке в суд, арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных законодательством. Таким образом, суд считает, что истец обладает правом на обращение в суд с иском о возмещении ущерба, причиненного лесному фонду.

Ответчик полагает, что истцом не доказана его вина в причинении ущерба, при этом ответчик ссылается на положения п.41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012г. Однако, ссылки ответчика на указанный пункт Постановления Пленума Верховного Суда РФ суд находит не состоятельными, поскольку данный пункт утратил силу в связи с принятием Постановления Пленумом Верховного Суда РФ от 30.11.2017г., положения которого приведены выше. Истцом в исполнение требований статьи 56 ГПК РФ представлены доказательства наличия вины ответчика в причинении ущерба лесному фонду, ответчиком доказательств, опровергающих доводы истца, в судебное заседание не представлено. Расчет ущерба ответчиком не опровергнут, судом разъяснялось ответчику право на представление доказательств в подтверждение своих возражений, в т.ч. и на заявление ходатайства о назначении судебной экспертизы, однако, ответчик и его представитель в судебное заседание 18.11.2020г. не явились, доказательств в обоснование своих возражений суду не представили, ходатайство о назначении судебной экспертизы не заявили, суд рассмотрел дело по представленным истцом доказательствам.

В соответствии с положениями статьи 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления – вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

По смыслу приведенных выше норм закона, общими условиями применения гражданско-правовой ответственности является наличие состава правонарушения, включающего наличие самих убытков, противоправного поведения и вины причинителя вреда, причинной связи между противоправным поведением причинителя вреда и наступившими убытками. Исходя из установленного нормами пунктов 1 и 2 статьи 1064 ГК РФ порядка распределения обязанности по доказыванию, по искам о возмещении ущерба истец должен доказать незаконность действия (бездействия) ответчика, а ответчик – отсутствие своей вины в причинении ущерба истцу, т.к. в данном случае действует презумпция виновности причинителя вреда. В пунктах 6,7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017г., приведенного выше, указано, что основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (ст.ст.1,77 Закона об охране окружающей среды). Факт нарушения ответчиком требований лесного законодательства, в результате которого лесному фонду причинен ущерб, нашел свое подтверждение в судебном заседании, ответчиком доказательств в подтверждение своих доводов в суд не представлено, суд, оценивая в совокупности все обстоятельства дела, положения закона, представленные сторонами доказательства, требования истца находит законными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.1064 ГК РФ, ст.100 ЛК РФ, ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Комитета лесного хозяйства <адрес> – удовлетворить.

Взыскать с ФИО3 в пользу Комитета лесного хозяйства <адрес> в счет возмещения ущерба 3338587 руб.

Взыскать с ФИО3 госпошлину в доход государства в размере 24892 руб. 93 коп.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца через Дмитровский городской суд.

СУДЬЯ:

2-2258/2020 ~ М-1675/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Комитет лесного хозяйства Московской области
Ответчики
Ананьев Сергей Евгеньевич
Суд
Дмитровский городской суд Московской области
Судья
Пресникова Инна Александровна
Дело на странице суда
dmitrov--mo.sudrf.ru
03.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.07.2020Передача материалов судье
06.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.07.2020Подготовка дела (собеседование)
21.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.08.2020Судебное заседание
09.09.2020Судебное заседание
24.09.2020Судебное заседание
14.10.2020Судебное заседание
29.10.2020Судебное заседание
13.11.2020Судебное заседание
18.11.2020Судебное заседание
18.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее