№ 10RS0012-01-2019-000533-87 Дело № 2-386/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 декабря 2019 года г. Питкяранта
Питкярантский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Халецкой Ю.Г.,
при секретаре Шиловской М.Н.,
рассмотрев гражданское дело по заявлению администрации Питкярантского муниципального района о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь,
установил:
администрация Питкярантского муниципального района обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на объект недвижимости – церковь Николая Чудотворца с кадастровым номером 10:05:0060103:146, расположенной по адресу: Питкярантский район, пос. Салми, в районе шоссе Коверское. Из заявления следует, что 28.08.2018 указанный объект принят на учет Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия в качестве бесхозяйного, в течение года со дня постановки объекта на учет никто не заявлял о своих правах на него, в связи с чем заявитель просит признать право муниципальной собственности Питкярантского муниципального района на данный объект недвижимости.
В судебном заседании представитель заявителя, администрации Питкярантского муниципального района, действующий на основании доверенности Бердников В.Г., заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, действующий на основании доверенности Ильин А.А., в судебном заседании заявление поддержал.
Представители заинтересованных лиц, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, Управления по охране объектов культурного наследия Республики Карелия, Межрегионального территориального управления Росимущества в Мурманской области и Республики Карелия в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Статьей 33 указанного Федерального закона определено, что объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В силу п. 1 ст. 48 названного Федерального закона объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Согласно п. 3 разделу 1 приложения № 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации относятся исключительно к федеральной собственности.
В судебном заседании установлено, что на территории Салминского сельского поселения находится объект культурного наследия - церковь Николая Чудотворца, 1824 года постройки с кадастровым номером 10:05:0060103:146.
Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 № 176 «Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» утвержден Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, в состав которого церковь Николая Чудотворца не включена.
Постановлением председателя Правительства Республики Карелия от 08.08.1995 № 654 «О включении отдельных объектов в государственный список недвижимых памятников истории и культуры Республики Карелия местного значения» указанный объект поставлен на государственную охрану, как памятник архитектуры с наименованием «Церковь». 1824-1926 г.г., является объектом культурного наследия регионального значения, зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Российской Федерации за № 101 6104436900058.
В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (ч. 3 ст. 225 ГК РФ).
Судом установлено, что 28.08.2018 указанный объект принят на учет в качестве бесхозяйного по заявлению администрации Салминского сельского поселения от 15.08.2018. С момента постановки на учет прошло более года, собственника объект не имеет.
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения относится к вопросам местного значения городского поселения.
В силу ч. 3 указанной статьи к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.
Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи) (часть 3 статьи 14 Закона № 131-ФЗ).
Законом Республики Карелия от 22.12.2014 № 1852-ЗРК «О закреплении за сельскими поселениями в Республике Карелия вопросов местного значения» за сельскими поселениями в Республике Карелия закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 5, 8, 33.1 части 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ).
Частью 4 статьи 14 указанного Федерального закона установлено, что иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Таким образом, суд приходит к выводу, что сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории поселения относится к вопросу местного значения муниципальных районов, в связи с чем заявление администрации Питкярантского муниципального района подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд
решил:
заявление удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности за Питкярантским муниципальным районом Республики Карелия на объект недвижимости – церковь Николая Чудотворца с кадастровым номером 10:05:0060103:146, расположенного по адресу: Республика Карелия, Питкярантский район, п. Салми, в районе шоссе Коверское.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца через Питкярантский городской суд Республики Карелия.
Судья Ю.Г. Халецкая
Мотивированное решение вынесено 20 декабря 2019 года.