РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Сергиевск Самарской области “31” января 2017 года
Сергиевский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Воложанинова Д.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело № 2А-102/2017 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к Мельниковой ФИО3 о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № по <адрес> обратилась в суд с административным иском к Мельниковой С.А., в котором просит признать причину пропуска срока уважительной и восстановить срок подачи административного искового заявления, взыскать с административного ответчика задолженность в общем размере <данные изъяты>., из них: по земельному налогу – <данные изъяты>
В обоснование заявленных требований указала, что на основании ст. 32 НК РФ в адрес ответчика было направлено налоговое уведомление №, содержащее сведения об объектах налогообложения, налоговой базе, доли собственности, налоговых ставках, количестве месяцев в году, в течение которых у налогоплательщика сохранялось право собственности на объект, сумме налоговых льгот и результате полученной сумме налога, подлежащей уплате за соответствующий налоговый период.
У Мельниковой С.А. возникла обязанность уплаты земельного налога в размере <данные изъяты>., которую она в установленный срок не исполнила.
В связи с чем налоговым органом в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности в размере <данные изъяты>
В установленный ст. 70 НК РФ срок налоговый орган направил в адрес должника требования об уплате налога от ДД.ММ.ГГГГ за №, от ДД.ММ.ГГГГ за №, от ДД.ММ.ГГГГ за №, от ДД.ММ.ГГГГ за № с предложением добровольно погасить недоимку, которое она в установленный срок не исполнила.
Исследовав письменные доказательства, суд считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В ч. 1 ст. 48 НК РФ закреплено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает <данные изъяты>, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Согласно абз.3 п.2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила <данные изъяты> налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Судом установлено, что поскольку сумма задолженности в рассматриваемом случае не превысила <данные изъяты>., налоговый орган имел право обратиться за взысканием недоимки в течение шести месяцев после истечения трехлетнего срока, исчисляемого со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога № от ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ Следовательно, трехлетний срок истек ДД.ММ.ГГГГ, а шестимесячный срок для обращения в суд сохранялся до ДД.ММ.ГГГГ
Поскольку с иском в Сергиевский районный суд налоговый орган обратился ДД.ММ.ГГГГ, суд делает вывод о пропуске срока подачи заявления.
Как установлено судом, налоговый орган ранее ДД.ММ.ГГГГ обращался с заявлением о выдаче судебного приказа, однако определением мирового судьи судебного участка N 161 Исаклинского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в принятии заявления отказано в связи с наличием спора о праве.
Определением Исаклинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ определение мирового судьи судебного участка № Исаклинского судебного района <адрес> от 19.05.2016г. об отказе в принятии заявления Межрайонной ИФНС России № по <адрес> о вынесении судебного приказа о взыскании с Мельниковой С.А. обязательных платежей и санкций оставлено без изменения, а частная жалоба Межрайонной ИФНС России № по <адрес> - без удовлетворения.
Определением судьи Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ в передаче кассационной жалобы Межрайонной ИФНС России № по <адрес> на определение мирового судьи судебного участка № Исаклинского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение Исаклинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по материалу Межрайонной ИФНС России № по <адрес> о выдаче судебного приказа о взыскании с Мельниковой Светланы Александровны задолженности по земельному налогу и пени, для рассмотрения в судебном заседании Президиума Самарского областного суда - отказано.
ДД.ММ.ГГГГ Межрайонная ИФНС России № по <адрес> обратилась с настоящим административным исковым заявлением в Исаклинский районный суд <адрес>.
Определением судьи Исаклинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ настоящее административное исковое заявление возвращено Межрайонной ИФНС России № по <адрес> в связи с неподсудностью дела этому суду.
Своевременное обращение налогового органа с заявлением к мировому судье о выдаче судебного приказа, а также последующее обжалование определения об отказе в его выдаче, обращение с настоящим иском в суд с нарушением правил подсудности в целом свидетельствует о том, что срок подачи рассматриваемого административного искового заявления, установленный ст. 48 НК РФ, пропущен административным истцом по уважительной причине, который суд считает возможным восстановить.
Согласно ч.1 ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В ст. 388 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В ст.75 НК РФ предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что административный ответчик Мельникова С.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровой стоимостью с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>., с ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>., категории: для ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии с п.4.1 Положения о земельном налоге на территории сельского поселения Серноводск, утвержденного Решением Собрания представителей сельского поселения Серноводск от ДД.ММ.ГГГГ №, ст. 1 Положения о земельном налоге на территории сельского поселения Серноводск, утвержденного Решением Собрания представителей сельского поселения Серноводск от ДД.ММ.ГГГГ №, налоговые ставки установлены в размере 0,3 процента в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № по <адрес> направила Мельниковой С.А. налоговые уведомления от ДД.ММ.ГГГГ за №, от ДД.ММ.ГГГГ за №, от ДД.ММ.ГГГГ за №, от ДД.ММ.ГГГГ за № об уплате земельного налога ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме <данные изъяты>., пени в размере <данные изъяты> до настоящего времени административным ответчиком не исполнены.
Административным истцом представлен расчет суммы пени за несвоевременную уплату Мельниковой С.А. земельного налога в общем размере <данные изъяты>., который является арифметически правильным.
Доказательств того, что земельный налог и пени рассчитаны административным истцом неправильно, суду не представлено.
Согласно материалам дела налоговые уведомления и требования были направлены административному ответчику Мельниковой С.А. не по месту ее регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>, а по другому адресу предыдущей регистрации: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Суду не представлено доказательств, что в Межрайонную МИФНС России N 17 по <адрес> во исполнение требований статьи 85 НК РФ поступили данные о смене места жительства Мельниковой С.А.
В соответствии с ч. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В силу ст. 52 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
При этом налогоплательщики имеют право: получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения, требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков (ст. 21 НК РФ);
Также налогоплательщики обязаны: уплачивать законно установленные налоги; вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах (ст. 23 НК РФ).
Кроме того, в соответствии с ч. 2.1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.
Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В части 3.1 указанной статьи указано, что налогоплательщики помимо обязанностей, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, обязаны уведомлять налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства физического лица в порядке и сроки, предусмотренные статьей 25.14 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 5 ст. 23 НК РФ за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В статье 32 НК РФ указаны обязанности налоговых органов представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа. Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам передается (направляется) указанному лицу (его представителю) в течение пяти дней, справка об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов - в течение десяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего запроса.
Анализ приведенных норм материального права, имеющихся в деле доказательств и установленных по делу обстоятельств, показывает, что административным ответчиком в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанного объекта налогообложения – земельного участка не исполнены обязанности по сообщению в налоговый орган о наличии у нее объекта недвижимого имущества – земельного участка.
Тем самым налоговым органом соблюдена процедура исчисления земельного налога, направления уведомлений и требований, а административным ответчиком допустимых доказательств в подтверждение оснований для освобождения от уплаты земельного налога не представлено.
При таких обстоятельствах требования административного истца о взыскании с административного ответчика задолженности по земельному налогу и пени подлежат удовлетворению, поскольку административным ответчиком каких-либо доказательств, подтверждающих своевременную их уплату, не представлено.
В соответствии с ч.1 ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, подлежит взысканию с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований в размере, установленном ст. 333.19 НК РФ, в сумме <данные изъяты>
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290, 293-294 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к Мельниковой ФИО4 о взыскании обязательных платежей и санкций, - удовлетворить.
Взыскать с Мельниковой ФИО5, проживающей по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России № по <адрес> задолженность по земельному налогу в общем размере <данные изъяты>.
Взыскать с Мельниковой ФИО6 государственную пошлину в доход федерального бюджета в сумме <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сергиевский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий судья: Д.В. Воложанинов