Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-368/2016 ~ М-343/2016 от 23.05.2016

Дело № 2-368/2016

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

23 июня 2016 года               город Полярный

Судья Полярного районного суда Мурманской области Зыкова Н.Д.,

при секретаре Масловой Е.В.,

представителя ответчика Военного комиссариата Мурманской области Хоцкиной А.И.,

представителя ответчика Отдела военного комиссариата Мурманской области по городам Полярный, Гаджиево и Снежногорск Хоцкиной А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Военному комиссариату Мурманской области и Отделу военного комиссариата Мурманской области по городам Полярный, Гаджиево и Снежногорск о взыскании премии, денежной компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Мурманской области и Отделу военного комиссариата Мурманской области по городам Полярный, Гаджиево и Снежногорск о взыскании невыплаченной премии по итогам первого квартала 2016 года в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года №1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» и компенсации морального вреда.

В обоснование иска указал, что в период с 03 июня 2013 года по 31 марта 2016 года находилась в трудовых отношениях с Военным комиссариатом Мурманской области в должности ***, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов. На основании приказа работодателя №... от <дата> уволена по ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации по собственному желанию. При увольнении истцу не произведена выплата премии, распределяемой по итогам 1 квартала 2016 года на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от <дата> №... «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации».

Полагает отказ Военного комиссариата Мурманской области в выплате премиальной выплате незаконным и противоречащим пункту 11 приказа Министра обороны Российской Федерации от <дата> №..., ссылаясь на то, что 1 квартал 2016 года отработала в полном объеме и не имела дисциплинарных взысканий.

ФИО1 просит взыскать с Военного комиссариата Мурманской области премию за 1 квартал 2016 года и компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть гражданское дело в ее отсутствие.

Представитель ответчиков Военного комиссариата Мурманской области ФИО4 и Отдела военного комиссариата Мурманской области по городам Полярный, Гаджиево и Снежногорск Хоцкина А.И. в судебном заседании исковые требования не признала, по доводам, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела, пояснив, что при увольнении ФИО1 выплачены все причитающиеся денежные средства. Приказ №... от <дата> о выплате дополнительного материального стимулирования гражданскому персоналу Отдела военного комиссариата Мурманской области по городам Полярный, Гаджиево и Снежногорск по итогам работы в первом квартале 2016 года издан в отношении лиц, состоящих с ним в трудовых отношениях на день вынесения приказа о выплате. Поскольку истец уволена 31 марта 2016 года и не состояла в штате военного комиссариата на момент выделения лимитов бюджетных обязательств за 1 квартал 2016 года и издания соответствующего приказа, то права на дополнительное материальное стимулирование у нее не имелось. Так как требование о взыскании денежной компенсации морального вреда производно от основного требования о взыскании премии, просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В соответствии с положениями части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.

Выслушав позицию представителя ответчиков, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Статьей 37 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на труд, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации.

В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет понятие заработной платы (оплаты труда работника) как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно частям 1, 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В силу статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.

Порядок оплаты труда гражданского персонала войсковых частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации регулируется приказом Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 года № 255, которым утверждены Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации и Порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.

Условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера предусмотрены пунктами 31, 32, 33 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, согласно которым гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются выплаты стимулирующего характера: за интенсивность и высокие результаты работы; за качество выполняемых работ; за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы.

Выплаты стимулирующего характера, зависящие от результата труда работника, устанавливаются ему с учетом показателей и критериев оценки эффективности деятельности.

Выплаты стимулирующего характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также настоящим Положением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

Основанием для осуществления выплат стимулирующего характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.

Военным комиссаром Мурманской области приказом от 23 апреля 2014 года №56 утверждено Положение об оплате труда работников военного комиссариата Мурманской области, пунктом 3.1.2.2 которого предусмотрено, что премии из экономии фонда заработной платы могут выплачиваться за месяц, квартал, год. Указанные премии выплачиваются после выплаты всех иных предусмотренных настоящим Положением доплат компенсационного и стимулирующего характера, выплачиваемых из средств экономии фонда заработной платы за те же расчетные периоды.

Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" установлено, что в целях повышения эффективного использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти при сокращении численности работников, лиц рядового и начальствующего состава размеры фондов оплаты труда и средств федерального бюджета на денежное довольствие, исчисленные на 1 января 2007 года в соответствии с пунктом 4 настоящего Указа, сохраняются на очередной и последующие годы. Средства фондов оплаты труда работников и гражданского персонала, а также средства федерального бюджета на денежное довольствие военнослужащих остаются в распоряжении руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти и они могут использоваться ими, в том числе на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам работы (службы).

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1459 Министром обороны Российской Федерации издан Приказ от 26 июля 2010 г. N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации", которым утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

Приказом Министра обороны Российской федерации от 26 июля 2010 года №1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

Согласно пункту 1 указанного Порядка дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.

Судом установлено, что 03 июня 2013 года между Военным комиссариатом Мурманской области и ФИО1 заключен трудовой договор №..., по условиям которого истец принята на должность *** Отдела военного комиссариата Мурманской области по городам Полярный, Гаджиево и Снежногорск.

Разделом 4 названного трудового договора определены условия оплаты труда работника, в соответствии с которыми ФИО1 установлен должностной оклад в размере 7431 рубль, процентная надбавка за работу в районе Крайнего Севера в размере 80%, районный коэффициент к заработной плате – 50%, месячная премия в соответствии с коллективным договором в размере 25% должностного оклада, единовременное денежное вознаграждение по итогам работы за год в размере до двух должностных окладов, а также другие стимулирующие надбавки и доплаты в соответствии с коллективным договором и локальными нормативными актами организации.

На основании личного заявления работника от 17 марта 2016 года, приказом работодателя №... от <дата> ФИО1 уволена на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, по собственному желанию, с 31 марта 2015 года.

При увольнении истцу произведена выплата единовременного денежного вознаграждения за добросовестное выполнение должностных обязанностей за январь-март 2016 года в сумме 9016 рублей и денежная компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 25,34 календарных дней за рабочий период с 03 июня 2015 года по 31 марта 2016 года.

Из материалов дела следует, что объемы бюджетных средств на дополнительное материальное стимулирование за первый квартал 2016 года доведены до начальников военного комиссариата Мурманской области <дата>, то есть после даты увольнения ФИО1

Приказом военного комиссариата Мурманской области №... от <дата> о премировании гражданского персонала военного комиссариата Мурманской области утвержден размер премии по итогам работы за 1 квартал 2016 года (с учетом применяемых к заработной плате районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям).

Приложением к названному приказу установлен список работников военного комиссариата, представленных к премированию по итогам первого квартала 2016 года исходя из фактической численности работающих, в котором истец ФИО1 не значится.

Порядок премирования гражданского персонала после их увольнения Приказом Министра обороны Российской федерации от 26 июля 2010 года №1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» не урегулирован.

Вместе с тем, в соответствии с пунктами 2, 3 Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской федерации от 26 июля 2010 года №1010 (далее - Порядок), расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.

Из приведенных выше норм следует, что дополнительное материальное стимулирование, установленное Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации", не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и осуществлялось только за счет высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счет экономии бюджетных средств в пределах, доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации, лимитов.

Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается.

Согласно пункту 7 Порядка конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование.

Размер дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала (за исключением командиров (начальников, руководителей) и их заместителей со штатным воинским званием по занимаемой воинской должности от генерал-лейтенанта, вице-адмирала и выше) не может превышать пятикратного размера расчетной суммы исходя из объемов высвобожденных денежных средств за квартал и численности личного состава.

Из анализа приведенных выше норм права следует, что к системе оплаты труда гражданского персонала отнесены выплаты стимулирующего характера, которые устанавливаются при формировании фонда оплаты труда учреждения, в том числе коллективными договорами и иными локальными нормативными актами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, кромке выплачиваемых за счет экономии годового фонда оплаты труда.

Материальное стимулирование в виде дополнительной премии, выплачиваемой гражданскому персоналу на основании приказа Министра обороны Российской федерации от 26 июля 2010 года №1010, не носит обязательный характер и не является гарантированной выплатой, осуществляется только за счет высвободивших должностей в результате сокращения численности, то есть экономии бюджетных средств, в пределах доводимых Министерством обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных средств, распределение экономии происходит централизованно и производится Министерством обороны Российской Федерации.

Таким образом, поскольку ФИО1 была уволена из военного комиссариата Мурманской области <дата> и не состояла в штате на момент выделения лимитов бюджетных обязательств за первый квартал 2016 года и издания приказа №... от <дата> о премировании гражданского персонала военного комиссариата Мурманской области, суд приходит к выводу, что права на получение дополнительного материального стимулирования у истца не имелось.

Выплата дополнительного материального стимулирования не является обязательной, не предусматривается ни трудовым договором, ни положениями об оплате труда работников военного комиссариата Мурманской области, в связи с чем, оснований для возложениями на ответчика обязанности по изданию приказа о премировании ФИО1 по итогам первого квартала 2016 года в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от <дата> №... «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» не имеется.

Согласно статье 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

Поскольку нарушение трудовых прав истца военным комиссариатом Мурманской области не допущено, правовых оснований для взыскания денежной компенсации морального вреда, не имеется.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении иска ФИО1 к Военному комиссариату Мурманской области и Отделу военного комиссариата Мурманской области по городам Полярный, Гаджиево и Снежногорск о взыскании невыплаченной премии по итогам первого квартала 2016 года в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года №1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» и компенсации морального вреда – отказать.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Мурманский областной суд через Полярный районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

В случае если стороны не воспользовались своим правом на апелляционное обжалование решения суда, они не вправе в дальнейшем обращаться с жалобой в порядке надзора в вышестоящий суд.

Председательствующий          Н.Д. Зыкова

2-368/2016 ~ М-343/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Яковлева Татьяна Васильевна
Ответчики
Военный комиссариат Мурманской области
Отдел Военного комиссариата Мурманской области по городам Полярный, Гаджиево и Снежногорск
Суд
Полярный районный суд Мурманской области
Судья
Зыкова Наталья Дмитриевна
Дело на сайте суда
pol--mrm.sudrf.ru
23.05.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.05.2016Передача материалов судье
25.05.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.05.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.06.2016Подготовка дела (собеседование)
03.06.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.06.2016Судебное заседание
23.06.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.06.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.09.2018Дело оформлено
21.09.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее