Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2040/2021 ~ М-1565/2021 от 07.06.2021

Дело № 2-2040/2021

УИД №34RS0006-01-2021-002972-86

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волгоград 06 июля 2021 года

Советский районный суд города Волгограда

в составе судьи                                 Лазаренко В.Ф.

при секретаре                                 Архипове Е.Ю.,

с участием:    

истца Илясовой Т.А.,

представителя истца Илясовой Т.А

по устному ходатайству Фроловой Е.В.,

представителя ответчика

Комитету здравоохранения Волгоградской области

по доверенности от 21.01.2019г.             Андреева К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Илясовой Татьяны Алексеевны в интересах ребенка-инвалида Ф.И.О.1 к Комитету здравоохранения Волгоградской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Илясова Т.А., в интересах ребенка-инвалида Ф.И.О.1, обратилась в суд с иском к ОБЛЗДРАВ, в котором просит обязать организовать обеспечение ребенка-инвалида Ф.И.О.1, дата года рождения, медицинским препаратом: Окревус (Окрелизумаб) 600 мг в/в капельно 2раза в год длительно в соответствии с медицинскими показаниями и рекомендациями врачей.

В обоснование заявленных требований истец указала, что Ф.И.О.1, дата года рождения, имеет статус ребенок-инвалид с диагнозом: рассеянный склероз рецидивирующее-ремитирующее течение с частыми обострениями. Ф.И.О.1 в настоящее время находится на диспансерном учете в детской поликлинике №адрес. На основании сформированной детской поликлиникой №адрес формы 01-ФР истица включена в Федеральный регистр больных «злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей» и с января 2018г. получает ПИТРС инфа бета-1а 44 мг ПГ 3 раза в неделю. Учитывая неуклонно прогрессирующее течение заболевания, ежегодно отмечается не менее трех клинических обострений, оценка неврологического статуса по шкале EDSS 3 балла, была оформлена квота для подбора терапии в Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова, где консилиум врачей от 28.01.2021г. пришел к выводу, что наблюдающееся прогрессирование заболевания может создать угрозу жизни пациента, а возможности стандартной (предшествующей) терапии Пульс-терапия кортикостероидами, курсы ВВИГ, Интерферон бета-1а 44 мг п/к 3 раза в неделю к настоящему моменту исчерпаны. По данным медицинской документации ребенка, результатов обсуждения, с учетом тяжести и характера заболевания, неэффективности предшествующего лечения, у пациента имеются показания к назначению ему лекарственного препарата Окревус (Окрелизумаб) по показаниям, не упомянутым в инструкции по применению (Off-Laber-Use), но доказавшего свою клиническую эффективность применения у детей при данной патологии за рубежом и в условиях РДКБ, и в соответствии с пунктами 6, 30 приказа Минздрава РФ от 14.01.2019г. №4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов форм рецептурных бланков на лекарственные препараты порядка оформления указанных бланков их учета и хранения». Также учитывая тяжелое состояние пациента, неэффективность (отсутствия стандартного лечения, непереносимость) предшествующей терапии и наличие данных по эффективности применения препарата Окревус (Окрелизумаб) у детей с диагнозом рассеянный склероз рецидивирующее-ремитирующее течение с частыми обострениями, отсутствии у пациента выявленных противопоказаний к приему данного препарата, а также тот факт что предполагаемая польза от применения препарата у данного ребенка значительно превышает возможность развития побочного эффекта, о которых законные представители ребенка предупреждены, консилиум врачей постановил: разрешить к индивидуальному применению по жизненным показаниям лекарственного средства по показаниям, не упомянутым в инструкции по применению, Окревус (Окрелизумаб) 600 мг в/в капельно 2 раза в год длительно пациенту Ф.И.О.1 по жизненным показаниям. Назначение препарата имеет экономическую целесообразность, обусловленную отсутствием обращений и госпитализаций в связи с заболеванием, снижением затратности реабилитации ребенка и возможностью его последующей социализации. Приобрести препарат Окревус (Окрелизумаб) для очередного введения Комитет здравоохранения Волгоградской области отказался.

Истец Илясова Т.А. в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме по основаниям, указанным в иске.

Представитель истца Илясовой Т.А. по устному ходатайству Фролова Е.В. настаивала на удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме. Просила суд, учесть тот факт, что данные лекарственные препараты жизненно необходимы истцу.

Представитель ответчика К омитета здравоохранения Волгоградской области (ОБЛЗДРАВ) по доверенности Андреев К.С. в судебном заседании исковые требования не признал, просит отказать в их удовлетворении. Комитет не производит закупку лекарственных препаратов.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными в связи с чем, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.6 Конституции РФ каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.15 Конституции РФ Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

В силу ч.1 ст.17 в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии ч.ч.1,2 ст.46 Конституции РФ:

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу п. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В силу ч. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН от 10.12.1948г., каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

По смыслу ст. 10 Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006г. и ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от 03.05.2012г. № 46-ФЗ, государства-участники подтверждают неотъемлемое право каждого человека на жизнь и принимают все необходимые меры для обеспечения его эффективного осуществления инвалидами наравне с другими.

Исходя из ст. 25 Конвенции о правах инвалидов, государства-участники признают, что инвалиды имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности. Государства-участники принимают все надлежащие меры для обеспечения доступа инвалидов к услугам в сфере здравоохранения, учитывающим гендерную специфику, в том числе к реабилитации по состоянию здоровья. В частности, государства-участники: предоставляют те услуги в сфере здравоохранения, которые необходимы инвалидам непосредственно по причине их инвалидности, включая раннюю диагностику, а в подходящих случаях — коррекцию и услуги, призванные свести к минимуму и предотвратить дальнейшее возникновение инвалидности, в том числе среди детей и пожилых; не допускают дискриминационного отказа в здравоохранении или услугах в этой области.

Согласно ст. 6 правила 2 Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых Генеральной Ассамблеей ООН от 20.12.1993г., государствам следует обеспечить, чтобы инвалиды имели доступ к любым видам постоянного лечения и получали лекарственные препараты, которые могут им потребоваться для поддержания или повышения уровня их жизнедеятельности.

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

На основании ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 5 ст. 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ, стандарт медицинской помощи является основным ориентиром, определяющим, какие лекарственные препараты должны использоваться при оказании медицинской помощи согласно номенклатуре. В случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) и по решению врачебной комиссии допускается использование иных лекарственных препаратов чем те, которые включены в стандарт.

В соответствии со ст. 6.1, 6.2 Закона РФ от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды. В состав предоставляемых социальных услуг включено обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача необходимыми лекарственными препаратами.

Распоряжением Правительства РФ от 23 ноября 2020 г. № 3073-р утверждены изменения, которые внесены в распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 г. № 2406-р.

Перечнем групп населения и категорий заболеваний при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", предусмотрен бесплатный, за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации отпуск всех лекарственных средств больным детям-инвалидам в возрасте до 18 лет – все лекарственные средства.

В соответствии с ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в РФ", при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежит оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

В силу ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в обществе.

Согласно п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, принимать соответствующие меры.

Федеральный закон № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» устанавливает право граждан на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, гарантированный объем которой предоставляется в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ). Указанный принцип в соответствии со ст. 8 названного федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

В целях обеспечения конституционных прав граждан РФ на получение бесплатной медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. № 2299 утверждена программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов”

Из положений раздела V указанной федеральной программы следует, что финансовое обеспечение закупок лекарственных препаратов, в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Распоряжением Правительства РФ от 23.11.2020г. №3073-р препарат Окрелизумаб включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019г. №2406-р.

В силу ч.3 ст. 80, ч.2 ст.83 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.

Финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет: средств обязательного медицинского страхования и бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах.

В соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения, лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», группы населения, в том числе дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, обеспечиваются бесплатно всеми лекарственными средствами по медицинским показаниям.

Этим же постановлением закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч.1 ст. 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан»).

Законом Волгоградской области от 26.12.2020г. №130-ОД утверждена территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Волгоградской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.

Согласно приложению 5 которой препарат Окревус (Окрелизумаб) включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и медицинских изделий, необходимых для оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы.

На основании п. 2.1.17, п. 2.1.39, п. 2.1.45 постановления губернатора Волгоградской области от 24 ноября 2014 г. № 152 «Об утверждении Положения о комитете здравоохранения Волгоградской области», комитет здравоохранения Волгоградской области организует на территории Волгоградской области в соответствии с действующим законодательством обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания; осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, субсидий и субвенций федерального бюджета, выделяемых на решение вопросов, отнесенных к ведению комитета; создает в необходимых случаях совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы) для рассмотрения вопросов, входящих в компетенцию Комитета.

Согласно п. 2 постановления администрации Волгоградской области от 17 июня 2011 г. № 290-п «Об утверждении Порядка лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области, при оказании им медицинской помощи в амбулаторных условиях», комитету здравоохранения Волгоградской области постановлено организовать лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области, при оказании им медицинской помощи в амбулаторных условиях.

Согласно ст. 3 Закона Волгоградской области от 21 декабря 2008 г. N 1837-ОД "Об охране здоровья граждан в Волгоградской области", органы исполнительной власти Волгоградской области в сфере охраны здоровья граждан осуществляют контроль в сфере охраны здоровья граждан в порядке, установленном действующим законодательством.

В соответствии с положением о комитете здравоохранения Волгоградской области, утвержденным постановлением Губернатора Волгоградской области от 24 ноября 2014 г., комитет здравоохранения в соответствии с возложенной на него задачей организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, осуществляет ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных комитету государственных учреждений здравоохранения, в том числе их оснащение оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья, посредством осуществления полномочий, предусмотренных действующим законодательством, а также является главным распорядителем и получателем средств областного бюджета.

Согласно п. 2 постановления администрации Волгоградской области от 17 июня 2011 г. N 290-п "Об утверждении порядка лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области, при оказании им медицинской помощи в амбулаторных условиях", комитету здравоохранения Волгоградской области постановлено организовать лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области при оказании им медицинской помощи в амбулаторных условиях.

В соответствии с п. 11.6 порядка, утвержденного постановлением администрации Волгоградской области от 17 июня 2011 г. N 290-п, к функциям комитета здравоохранения Волгоградской области относится, в том числе, контроль за обеспечением инвалидов лекарственными препаратами.

Порядок обеспечения граждан-инвалидов лекарственными препаратами за счет средств бюджета предполагает обеспечение препаратами на основании рецепта, выданного лечащим врачом, с учетом нуждаемости и объема необходимого инвалиду лекарственного препарата.

Обязанность по бесплатному обеспечению инвалида лекарственными препаратами возникает у комитета здравоохранения Волгоградской области только при наличии у него выписанного в установленном законом порядке лечащим врачом рецепта на получение бесплатного лекарственного препарата. Рецепт является подтверждением назначения врачом необходимого лекарственного препарата, его дозировки и количества.

Как следует из материалов дела, что несовершеннолетняя Ф.И.О.1, дата.р. является ребенком-инвалидом, с диагнозом: рассеянный склероз рецидивирующее-ремитирующее течение с частыми обострениями.

Ф.И.О.1 28.01.2021г. в институте педиатрии ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России консилиумом врачей номер несовершеннолетней назначен препарат Окревус (Окрелизумаб) 600 мг в/в капельно 2 раза в год длительно по жизненным показаниям.

09.04.2021г. ГУЗ «Детская поликлиника номер» в целях обеспечения лекарственным препаратом Ф.И.О.1 в комитет здравоохранения Волгоградской области направлены соответствующие документы.

Однако данный лекарственный препарат не выдан.

Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела, исследованными в судебном заседании.

Таким образом, в нарушение п. 11.6 порядка, утвержденного постановлением администрации Волгоградской области от 17 июня 2011 г. N 290-п, комитет здравоохранения Волгоградской области ненадлежащим образом осуществил контроль за обеспечением граждан-инвалидов лекарственными препаратами за счет средств бюджета.

На момент принятия решения судом лечение несовершеннолетней Ф.И.О.1 лекарственным препаратом Окревус (Окрелизумаб) не было начато.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о бездействии ответчика и снижении уровня государственных гарантий оказания несовершеннолетней Ф.И.О.1, нуждающейся в вышеуказанном препарате по жизненным показаниям, бесплатной медицинской помощи.

Суд, руководствуясь нормами международного права, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09 августа 2005 года № 494, Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 года и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2017 года № 1492, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Волгоградской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной Законом Волгоградской области от 26.12.2020г. №130-ОД, приходит к выводу о том, что Ф.И.О.1 имеет право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом Окревус (Окрелизумаб) 600 мг по жизненным показаниям, обязанность по обеспечению которым лежит на Комитете здравоохранения Волгоградской области.

Именно в связи с этим заболеванием Ф.И.О.1 установлена инвалидность. Вследствие этого Ф.И.О.1, как ребенок-инвалид, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890, а также Федеральной и Территориальной программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи имеет право на обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджета Волгоградской области Комитетом здравоохранения Волгоградской области всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе указанным в иске лекарственным препаратом, входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.

Право Ф.И.О.1 на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом Окревус (Окрелизумаб) 600 мг, назначенным ей в установленном законом порядке по жизненным показаниям, подтверждено материалами дела.

Поскольку в силу вышеуказанных норм материального права комитет здравоохранения Волгоградской области является уполномоченным органом исполнительной власти Волгоградской области в сфере охраны здоровья граждан на территории Волгоградской области, суд полагает, необходимым возложить на комитет обязанность организовать обеспечение ребенка-инвалида Ф.И.О.1, дата года рождения, медицинским препаратом: Окревус (Окрелизумаб) 600 мг в/в капельно 2раза в год длительно в соответствии с медицинскими показаниями и рекомендациями врачей, и до изменения медицинских показаний.

Согласно ч.1 ст.212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Право на жизнь – основа человеческого существования, источник всех других основных прав и свобод и высшая социальная ценность, право на охрану здоровья представляет собой высшее для человека благо, без которого могут утратить значение многие другие блага (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 2009 года № 816-О-О).

Согласно статье 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, оказываемую гражданам в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатно.

Применяя указанные законоположения во взаимосвязи с нормами действующего в Российской Федерации законодательства в сфере охраны здоровья граждан, а также с нормами международного права – Конвенции о правах ребенка и Конвенции о правах инвалидов, устанавливающими, что государствами-участниками конвенций, к которым относится и Российская Федерация, принимаются все необходимые меры для обеспечения детям права на жизнь и на охрану здоровья, первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка-инвалида, учитывая наличие у несовершеннолетней Ф.И.О.1 редкого заболевания, статуса ребенка-инвалида, наличие у Комитета здравоохранения Волгоградской области обязанности обеспечить Ф.И.О.1 лекарственным препаратом Окревус (Окрелизумаб) 600 мг по жизненным показаниям в соответствии с заключением консилиума врачей, в том числе и потому, что указанный дорогостоящий лекарственный препарат является единственным средством лечения ребенка от редкого прогрессирующего заболевания, приведшего к инвалидности ребенка, развитие которого без оказания срочной медицинской помощи создает угрозу жизни Ф.И.О.1

Судом учитываются характер и динамика имеющегося у несовершеннолетней Ф.И.О.1 заболевания, наличие реальной угрозы её жизни вследствие утраты возможности своевременного лечения дорогостоящим лекарственным препаратом, являющимся единственным средством оказания медицинской помощи ребенку.

С учетом характера заболевания Ф.И.О.1 промедление исполнения решения суда может привести к ухудшению её состояния здоровья, в связи с чем суд полагает необходимым обратить решение о возложении обязанности обеспечить Ф.И.О.1 необходимым препаратом Окревус (Окрелизумаб) 600 мг к немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Илясовой Татьяны Алексеевны в интересах ребенка-инвалида Ф.И.О.1 к Комитету здравоохранения Волгоградской области (ОБЛЗДРАВ) о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами– удовлетворить.

Возложить на Комитет здравоохранения Волгоградской области обязанность организовать обеспечение ребенка-инвалида Ф.И.О.1, дата года рождения, медицинским препаратом: Окревус (Окрелизумаб) 600 мг в/в капельно 2раза в год длительно в соответствии с медицинскими показаниями и рекомендациями врачей, и до изменения медицинских показаний.

Решение суда в части возложения обязанности организовать обеспечение лекарственными препаратами подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца после изготовления решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г. Волгограда.

Судья                                    В.Ф. Лазаренко

Мотивированное решение изготовлено 09 июля 2021 года.

Судья                                    В.Ф. Лазаренко

2-2040/2021 ~ М-1565/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Илясова Татьяна Алексеевна
Ответчики
Комитет здравоохранения Волгоградской области
Другие
Фролова Елена Викторовна
Суд
Советский районный суд г. Волгограда
Судья
Лазаренко Владимир Федорович
Дело на странице суда
sov--vol.sudrf.ru
07.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.06.2021Передача материалов судье
11.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.07.2021Судебное заседание
09.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.08.2022Дело оформлено
05.08.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее