Судья Сахошко М.Г. |
№ 12-83/2021 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
28.04.2021 |
г. Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в г. Костомукша, Муезерском, Калевальском районах на постановление судьи Костомукшского городского суда Республики Карелия от 15.02.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении Брызгаловой В. В.,
установил:
постановлением судьи Костомукшского городского суда Республики Карелия от 15.02.2021 прекращено возбужденное должностным лицом ТО Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в г. Костомукша, Муезерском, Калевальском районах производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении Брызгаловой В. В. в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
С постановлением не согласен специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в г. Костомукша, Муезерском, Калевальском районах (...) в поданной жалобе просит его отменить и возвратить дело на новое рассмотрение. Указывает, что действия Брызгаловой В.В. нарушили п. 1 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.10.2020 (далее - Постановление от 16.10.2020), в связи с чем с учетом ст.ст. 6, 10, 44, 49 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ в ее действиях содержится состав вменяемого правонарушения. Руководящее разъяснение Верховного Суда РФ от 21.04.2020 относительно квалификации подобных деяний издано ранее принятия Постановления от 16.10.2020. В связи с этим в действиях Брызгаловой В.В. имеется состав вменяемого ей правонарушения.
На рассмотрение дела по указанной жалобе Брызгалова В.В. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просит рассмотреть жалобу в ее отсутствие.
Проверив дело, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ невыполнение в установленный срок выданного в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно ст. 31 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее – Закон) порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Статьей 10 Закона установлена обязанность граждан выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Согласно п. 1 Постановления Главного государственного санитарного врача от 16.10.2020 № 31 лицам, находящимся на территории РФ, необходимо обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах.
Действительно, согласно подп. 6 п. 1 ст. 51 Закона главные государственные санитарные врачи и их заместители при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах.
Вместе с тем, в силу ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.
В силу ст.ст. 10 и 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон) Правительство РФ устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Граждане РФ обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты РФ и субъектов РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности.
Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (далее - Правила).
Органы государственной власти субъектов РФ принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта РФ или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подп. "а.2" п. "а" ст. 10 Закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подп. "б" п. 6 ст. 4.1, п. "а", "у", "ф" ч. 1 ст. 11 Закона.
В развитие приведенных норм в субъектах РФ приняты правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Распоряжением Главы Республики Карелия от 12.03.2020 № 127-р (далее - Распоряжение) в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции с 12.03.2020 введен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Карелия.
Пунктом 8.4.1 Распоряжения в редакции, действовавшей на день совершения правонарушения, введено обязательное использование средств индивидуальной защиты - масок при нахождении при посещении торговых центров, магазинов, аптек, медицинских организаций, мест размещения иных организаций независимо от форм собственности.
Распоряжение, содержащее требование режима повышенной готовности на территории Республики Карелия является непосредственно действующим, в том числе в части требования о ношении масок. После принятия Постановления от 16.10.2020 указанное требование не исключено из Распоряжения.
Таким образом, действия гражданина по общему правилу квалифицируются по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ за нарушение обязательных для исполнения гражданами правил поведения при введении на территории субъекта РФ режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, в том числе, выражающиеся в нахождении в общественном транспорте без маски.
В случае нарушения требования по изоляции в домашних условиях, требований о временном приостановлении посещения гражданами территорий общегородского значения, допущенное лицом, прибывшим на территорию РФ из иностранного государства, такие действия необходимо квалифицировать по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, которая является специальной (Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020).
По смыслу приведенных норм и их толкования действия гражданина могут быть квалифицированы по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, если он не выполнил специально обращенное к нему или к соответствующей категории лиц предписание или иное требование органа санитарно-эпидемиологического надзора, в то время как имеются объективные основания полагать, что данный гражданин может представлять угрозу для санитарно-эпидемиологического благополучия, в том числе, прибыл из неблагополучной в данном отношении страны, либо является носителем инфекции и уклоняется от соблюдения режима самоизоляции и т.п.
Невыполнение требования о ношении маски гражданином, в отношении которого не вынесено конкретное требование органа санитарно-эпидемиологического надзора, и отсутствуют объективные основания полагать о перенесении им инфекционного заболевания, само по себе не может являться достаточным основанием для квалификации данного нарушения по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
В соответствии с протоколом об административном правонарушении Брызгаловой В.В. вменялись в вину те обстоятельства, что она 17.12.2020 в 15.16 час. в помещении туристической базы (...) в нарушение п. 1 Постановления от 16.10.2020 находилась в данном общественном месте без использования гигиенической маски.
Судья при рассмотрении дела пришел к выводу о том, что вменяемые Брызгаловой В.В. действия не охватываются диспозицией ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в связи с чем прекратил производство по делу.
К настоящему времени срок давности привлечения к административной ответственности за указанное административное правонарушение, подлежащее квалификации по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, истек.
Исходя из положений ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, по истечении установленного срока давности вопрос об административной ответственности, в том числе о наличии либо отсутствии состава административного правонарушения в действиях лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может, так как это ухудшит положение лица, привлекаемого к ответственности.
Доводы жалобы должностного лица по существу сводятся к утверждению о наличии в действиях Брызгаловой В.В. состава административного правонарушения и направлены на переоценку доказательств по делу, что в силу вышеизложенного недопустимо.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного постановления, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Костомукшского городского суда Республики Карелия от 15.02.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении Брызгаловой В. В. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Судья |
С.В. Щепалов |