Мотивированное решение по делу № 02а-0412/2022 от 24.02.2022

Дело 2а-412/2022

УИД 77RS0027-02-2022-003673-29

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 

22 ноября 2022 года                                                               адрес

 

Тверской районный суд адрес 

в составе председательствующего судьи  Молитвиной Т.А.,

при секретаре фио,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Голуба Артема Андреевича к Генеральной прокуратуре РФ, и.о. заместителя начальника кассационно-надзорного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации фио о признании незаконными бездействия,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Голуб А.А. обратился в суд с иском к Генеральной прокуратуре РФ, и.о. заместителя начальника кассационно-надзорного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации фио о признании действий незаконными, обязании устранить допущенные нарушения.

В обоснование указал, что в июле 2021 г. он подал в Генеральную прокуратуру Российской Федерации жалобу на нарушения, допущенные по уголовному делу. Однако по результатам ее рассмотрения меры реагирования не приняты, 23.07.2021 дан формальный, немотивированный ответ.

Административный истец в судебном заседании участвует посредством системы видеоконференц-связи из ФКЛПУБ-18 УФСИН России по адрес.

Представители административного ответчика Генеральной прокуратуры РФ, и.о. заместителя начальника кассационно-надзорного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации фио   в судебное заседание  не явились, извещены, представлен письменный отзыв на иск.

В порядке ст. 226 КАС РФ суд рассматривает дело в отсутствие ответчика.

Выслушав истца, поддержавшего доводы иска, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 КАС  Российской Федерации  граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п.9 ст. 226 КАС РФ  если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:  нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с п.10 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В судебном заседании установлено, что Сыктывкарским городским судом адрес 28.11.2017 фио осужден по ч. 3 ст. 30, п.п. «а», «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ с применением ст. 64 УК РФ к 7 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Судом установлено, что Голуб А.А. в целях сбыта наркотика в составе организованной преступной группы, получил информацию о местонахождении тайника с наркотическим средством, однако при попытке его забрать был задержан сотрудниками полиции, которые ранее заменили этот наркотик на муляж.

Решение о законности приговора и отсутствии оснований для принятия мер прокурорского реагирования принято заместителем Генерального прокурора Российской Федерации, которым Голубу А.А. 20.01.2021 дан ответ об отсутствии оснований для принятия мер прокурорского реагирования.

17.06.2021 Голуб А.А. направил в Генеральную прокуратуру РФ обращение, в котором утверждал о фальсификации доказательств по его уголовному делу. Заявитель, настаивая на том, что в ходе оперативно-розыскного мероприятия «оперативное внедрение» использовался телефон осужденного по этому же делу Дегтяренко, указывал, что на момент проведения мероприятия этот телефон уже был изъят и передан на исследование. В подтверждение своих доводов заявитель ссылался на приговор Сыктывкарского городского суда от 19.10.2016 в отношении его соучастника фио, который, по мнению фио, имеет преюдициальное значение, и подтверждает его версию о фальсификации результатов оперативно-розыскной деятельности.

Поскольку в поступившем в Генеральную прокуратуру Российской Федерации обращении от 17.06.2021 Голуб А.А. не привел новых доводов, требующих дополнительной проверки, и.о. заместителя начальника кассационно-надзорного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации фио заявителю дан ответ от 23.07.2021, в котором до Голуба А.А. еще раз доведена позиция руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации об отсутствии оснований для принятия мер прокурорского реагирования.

Указанные фактические обстоятельства дела установлены в судебном заседании, подтверждаются письменными материалами дела и сторонами не оспариваются.

Статьей 33 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан на обращение лично, а также направлять индивидуальные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

Данная конституционная норма воспроизведена в части 1 статьи 2 Федерального закона от 2.05.2006 года  59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В соответствии со статьей 8  Федерального закона от 2.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

Статьей 10 Федерального закона от 2.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" регламентировано, что государственный орган или должностное лицо обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.

В силу пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 2.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 2.05.2006 года  59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 02.05.2006  59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственные органы и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.

Согласно пунктам 1, 2, 3 статьи 10 Федерального закона от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

Как следует из статей 5, 10, 22 - 25, 25.1, 27, 28 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться (либо не применяться) прокурором по своему усмотрению, основанному на исследовании доводов жалобы заявителя и материалах проверки. В случае непринятия прокурором мер реагирования на заявление лица дальнейшая защита предполагаемого нарушенного права лица производится в судебном или ином предусмотренном законом порядке.

В целях установления в системе прокуратуры Российской Федерации единого порядка рассмотрения обращений и организации приема граждан приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года  45, изданным в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 17 января 1992 года  2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», утверждена и введена в действие Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации.

Положения Инструкции согласуются с вышеназванными нормами Закона  59-ФЗ.

В силу п. 3.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.

Кроме того, согласно п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

На основании статьи 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечить защиту прав, свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений их прав прокурор обязан принять меры реагирования с целью их устранения.

Таким образом, выбор конкретных мер прокурорского реагирования, если имеются к тому основания, равно как и отказ в применении этих мер, относится к усмотрению органов прокуратуры и не входит в компетенцию суда.

При этом орган прокуратуры самостоятельно определяет порядок разрешения обращений, а суд не вправе обязать прокурора принять по итогам проверки то или иное конкретное решение, которое, по мнению административного истца, представляется правильным. Иное означало бы лишение органов прокуратуры самостоятельности в решении подведомственных им вопросов согласно положениям Закона о прокуратуре.

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет административное исковое заявление о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Как установлено судом и усматривается из заявления административного истца, обращение Голуба А.А. в соответствии с требованиями  вышеуказанных нормативных актов рассмотрено, заявителю дан ответ.

Содержание ответа каких-либо неясностей не имеет. Факт его получения истец не оспаривает.

Оценив представленные материалы, суд приходит к выводу, что должностными лицами Генеральной прокуратуры Российской Федерации не было совершено каких-либо неправомерных действий, либо бездействия, нарушающих права административного истца, указанных в статье 218 КАС РФ, следовательно, административное исковое заявление  Голуба А.А. не может быть признано обоснованным, в связи с чем в удовлетворении административного искового заявления надлежит отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

 

РЕШИЛ:

  

В удовлетворении иска Голуба Артема Андреевича к Генеральной прокуратуре РФ, и.о. заместителя начальника кассационно-надзорного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации фио о признании незаконными бездействия - отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца.

Апелляционная жалоба подается через Тверской районный суд адрес.

 

Судья                    фио

 

 

Решение принято в окончательной форме 27.12.2022 г.

 

02а-0412/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отказано в удовлетворении, 22.11.2022
Истцы
Голуб А.А.
Ответчики
Генеральная прокуратура Россискйо Федерации
Суд
Тверской районный суд
Судья
Молитвина Т.А.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
27.12.2022
Мотивированное решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее