№ 5-64/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
р.п. Голышманово 03 марта 2022 года
Судья Голышмановского районного суда Тюменской области Шустова Ю.Н.,
с участием ведущего специалиста – эксперта Территориального управления Роспотребнадзора по Тюменской области в Голышмановском, Аромашевском, Армизонском, Омутинском районах Марениной С.В.,
представителя ИП А.И.С. – У.А.В., действующего на основании доверенности
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 ч.2 КоАП РФ, в отношении
Индивидуального предпринимателя А.И.С., <данные изъяты>,
УСТАНОВИЛ:
Что индивидуальным предпринимателем А.И.С. при осуществлении деятельности по адресу: <адрес> магазине <данные изъяты>, были допущены нарушения санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, совершенных в период угрозы распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), представляющей опасность для населения, в том числе в период введенного в Тюменской области режима повышенной готовности, что является нарушением требований Постановления Главного государственного санитарного врача по Тюменской области № 5 от 11 апреля 2020 года «О дополнительных мерах по недопущению распространения новой корона вирусной инфекции (COVID-19), а именно в период проведения обследования 26.01.2022 года:
- в магазине не обеспечено проведение ежедневной (ежесменной) влажной уборки служебных помещений и мест общественного пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетных комнат) с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия согласно рекомендациям Роспотребнадзора по проведению дезинфекционных мероприятий по профилактике заболеваний, вызываемых коронавирусами (N 02/770-2020-32 от 23.01.2020), на момент проверки не ведется журнал дезинфекционного режима, отсутствует инструкция по применению дезинфицирующих средств, отсутствует мерный стакан для приготовления раствора. Дезинфекцию пола проводят средством «Luscan», которое в соответствии с инструкцией на емкости используется для мытья ламината, кафеля, линолеума, дерева. Для дезинфекции рук используется гель с антибактериальным эффектом «Antivirus septic» (объемом 0,1 л) без инструкции. В момент проведения проверки гель был перелит в емкость с распылителем. Пятидневный запас дезинфицирующих средств отсутствует. Не проводится ежедневный перед началом рабочей смены контроль температуры тела сотрудников. Отсутствует термометр для измерения температуры тела сотрудников. Не ведется журнал температурного режима. Отсутствует разметка социальной дистанции. Отсутствует бактерицидный облучатель. Отсутствует план неотложных мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции. Отсутствует наглядная информация для покупателей о способах защиты, профилактики ОРВИ.
В судебном заседании представитель ИП А.И.С. – У.А.В. вину в совершении административного правонарушения не признал, суду показал, что доказательств совершения данного правонарушения не представлено, на момент проведения проверки соблюдались требования действующего законодательства. Полагает, что ведение указанных журналов носит рекомендательный, а не обязательный порядок, как и присутствие запаса дезинфицирующих средств. Температуру сотрудники магазина измеряют дома и ежедневно отчитываются работодателю, так как бесконтактные термометры имеют большую погрешность, а хранение ртутных термометров в магазине запрещено. Бактерицидный облучатель заказан, но еще не установлен. Просил исключить из числа доказательств чек-лист и назначить наказание ниже минимального размера, предусмотренного санкцией данной статьи
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 715 (ред. от 31.01.2020) «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» новая коронавирусная инфекция (nCoV-2019, она же COVID-19) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Согласно п. 5 гл. 2 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 4 (далее по тексту - СП 3.3686-21) в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должно обеспечиваться выполнение установленных санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов биологических факторов (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные) среды обитания человека и условий его жизнедеятельности (труда, проживания, воспитания, обучения, питания), а также должны своевременно и в полном объеме проводиться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан.
На основании п. 10 гл. 2 СП 3.3686-21 санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
В силу статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Согласно статье 29 Федерального закона № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1). Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия подлежат включению в разрабатываемые федеральные целевые программы охраны и укрепления здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункт 2). Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 названного Федерального закона (пункт 3).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02 марта 2020 года № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» постановлено высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV); с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия.
Постановлением Правительства Тюменской области № 120-п от 17 марта 2020 года с 18 марта 2020 года на территории Тюменской области введен режим повышенной готовности.
Пунктом 5.1 указанного Постановления на работодателей независимо от их организационно-правовых форм собственности, осуществляющим деятельность в Тюменской области, возложены обязанности: организовать возможность обработки работниками и посетителями рук с кожными антисептиками, предназначенными для этих целей (в том числе с помощью установленных дозаторов), или дезинфицирующими салфетками; осуществлять контроль температуры тела работников при входе работников в здание работодателя и в течение рабочего дня (по показаниям) с обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте работников с повышенной температурой тела и с признаками инфекционного заболевания; оказывать содействие в соблюдении работниками режима самоизоляции на дому; ограничить направление работников в командировки, особенно за пределы территории РФ, кроме важных, срочных, не подлежащих отмене или переносу на иной период; приостановить проведение корпоративных мероприятий, участие работников в иных массовых мероприятиях; проводить рабочие встречи, совещания и иные подобные мероприятия посредством видео-конференц-связи (при наличии технической возможности); руководствоваться рекомендациями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по профилактике новой коронавирусной инфекции.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона № 52-ФЗ Главным государственным санитарным врачом Тюменской области издано Постановление № 5 от 11 апреля 2020 года «О дополнительных мерах по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на предприятиях и в организациях Тюменской области».
Исследовав и оценив представленные материалы, суд приходит к выводу, что вина индивидуального предпринимателя А.И.С. в нарушении санитарных правил при оказании розничной торговли в период угрозы распространяя заболевания новой коронавирусной инфекции является доказанной, его действия квалифицируются по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ - нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Невыполнение ИП А.И.С. вышеуказанных противоэпидемических мероприятий полностью нашли подтверждение в материалах дела: в протоколе об административном правонарушении (л.д. 7-12); в протоколе осмотра от 26.01.2022 года (магазин <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>) и Акте санитарно-эпидемиологического обследования, проведенных на основании приказа начальника территориального отдела, Главного государственного врача в Голышмановском, Армизонском, Аромашевском, Омутинском районах от 26.01.2022 года № 5-сэр (л.д. 2, 3, 4-5), выписке из ЕГРИП (л.д. 16-19 об).
В судебном заседании представителем ИП А.И.С. было заявлено ходатайство об исключении из числа доказательств чек-листа, однако данное ходатайство подлежит отклонению. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает исключение из числа доказательств процессуальных документов, притом что оценка допустимости названных доказательств будет дана судьей дана при вынесении постановления.
В силу примечания к ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если указанным Кодексом не установлено иное.
Учитывая изложенное, полагаю подлежащими применению положения ч.ч. 2.2, 2.3 ст.4.1 КоАП РФ при разрешении вопроса о назначении административного наказания ИП А.И.С.
Частью 2.2 ст. 4.1 названного кодекса предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
При этом согласно части 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 названной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II указанного Кодекса.
Как следует из материалов дела, ИП А.И.С. осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ранее к административной ответственности не привлекался, в связи с чем полагаю возможным назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, а именно, в размере 25 000 рублей
На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Индивидуального предпринимателя А.И.С. признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 ч.2 КоАП РФ и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей.
Разъяснить А.И.С., что административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, по следующим реквизитам: <данные изъяты>.
В соответствии с ч.1 ст.20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до 50 часов.
Постановление может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 суток с момента получения копии постановления.
Мотивированное постановление составлено 03 марта 2022 года.
Судья Ю.Н. Шустова