г.Жигулевск 08 мая 2014 года
Жигулевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Перцевой Ю.В.,
при секретаре Логиновой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-784/2014 по заявлению ТСЖ «Дом-41» о признании незаконными действий государственной жилищной инспекции Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель – ТСЖ «Дом-41» обратилось в Жигулевский городской суд Самарской области с заявлением о признании незаконными действий государственной жилищной инспекции Самарской области по возврату уведомления о выборе способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, указав в обосновании заявленных требований, что решением общего собрания членов ТСЖ «Дом-41», оформленного протоколом общего собрания членов ТСЖ от ДД.ММ.ГГГГ., был выбран способ формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете. В установленный действующим законодательством срок, ТСЖ «Дом-41» своевременно представило в орган государственного жилищного надзора Самарской области уведомление о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копий протокола общего собрания членов ТСЖ о принятом решении, списка собственников, справки банка об открытии счета. ДД.ММ.ГГГГ. государственная жилищная инспекция Самарской области возвратила уведомление и отказала во включении в реестр уведомлений владельцев специальных счетов о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта и реестр специальных счетов, мотивируя свой отказ тем, что при проведении общего собрания членов ТСЖ не было кворума, что решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято решением общего собрания всех собственников жилых помещений в многоквартирном доме, в следствии чего проведенное собрание является неправомочным. Заявитель считает, что данное решение является незаконным, поскольку в компетенцию государственной жилищной инспекции Самарской области не входит признание решения общего собрания членов ТСЖ неправомочным либо недействительным. Решение общего собрания членов ТСЖ «Дом-41», оформленное протоколом общего собрания членов ТСЖ от ДД.ММ.ГГГГ. не признано недействительным в судебном порядке. Кроме того, по мнению заявителя, решение о выборе способа формирования фонда капитально ремонта относится именно к компетенции общего собрания членов ТСЖ, а не к компетенции общего собрания всех собственников жилых помещений в многоквартирном доме. На основании изложенного заявитель просит признать незаконными действия государственной жилищной инспекции Самарской области по возврату уведомления о выборе способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете; обязать государственную жилищную инспекцию Самарской области принять уведомление о выборе способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете; обязать государственную жилищную инспекцию Самарской области включить ТСЖ «Дом-41» в реестр уведомлений владельцев специальных счетов; взыскать с государственной жилищной инспекции Самарской области расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб. и расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> руб.
В судебном заседании представитель заявителя- Кирсанова И.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.6), поддержала доводы изложенные в заявлении в полном объеме, настаивала на удовлетворении заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица государственной жилищной инспекции Самарской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, до начала судебного заседания предоставил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствии и отзыв на заявление, в котором указал, что возражает против удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям. По результату проверки представленных товариществом пакета документов от ДД.ММ.ГГГГ вх.№ (уведомление б/нот ДД.ММ.ГГГГ о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта; протокол б/нот ДД.ММ.ГГГГ общего собрания собственников и членов ТСЖ «Дом-4l» (далее - Протокол); справка б/нот ДД.ММ.ГГГГ ОАО «<данные изъяты>» об открытии ТСЖ «Дом-4l» специального банковского счета; реестр собственников жилья по адресу: <адрес>) установлено, что, в соответствии с протоколом, ДД.ММ.ГГГГ проведено общее собрание собственников помещений в очно-заочной форме, на повестке которого, среди прочих, поставлен в частности вопрос о выборе способа формирования фонда капитального ремонта. По итогам голосования принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, принадлежащем ТСЖ «Дом-4l». Из смысла ст. 170 ЖК РФ следует, что обязанность выбора одного из указанных в законе способа формирования фонда капитального ремонта возлагается на собственника жилого помещения. Заявителем же было представлено решение общего собрания членов ТСЖ, а не решение общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома. При таких обстоятельствах, собственники жилых помещений, не являющиеся членами ТСЖ, не имели возможности выразить свое волеизъявление относительно вышеуказанных вопросов. Кроме того, в нарушение п.2 ч.5 ст.45 и ч.1 ст. 47 ЖК РФ, общее собрание проведено в очно-заочной форме, не предусмотренной действующим жилищным законодательством Российской Федерации.
Суд, выслушав пояснения заявителя, учитывая позицию заинтересованного лица, исследовав письменные материалы гражданского дела, находит заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 245 ГПК РФ установлено, что суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела.
Судом установлено, что решением общего собрания членов ТСЖ «Дом-41», оформленного протоколом общего собрания членов ТСЖ от ДД.ММ.ГГГГ., был выбран способ формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (л.д.7-10).
ДД.ММ.ГГГГ. ТСЖ «Дом-41» представило в государственную жилищную инспекцию Самарской области пакет документов от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: уведомление б/нот ДД.ММ.ГГГГ о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта; протокол б/нот ДД.ММ.ГГГГ общего собрания собственников и членов ТСЖ «Дом-4l»; справка б/нот ДД.ММ.ГГГГ ОАО «<данные изъяты>» об открытии ТСЖ «Дом-4l» специального банковского счета; реестр собственников жилья по адресу: <адрес>.
Письмом (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ.) государственная жилищная инспекция Самарской области возвратила уведомление и отказала во включении в реестр уведомлений владельцев специальных счетов о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта и реестр специальных счетов (л.д.12-13).
В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Согласно п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе. Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда. Принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Судом установлено, что заявитель обратился с заявлением о признании незаконным решения государственной жилищной инспекции Самарской области, в установленный законом срок, а именно ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены: размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта; сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта; владелец специального счета; кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
В соответствии со ст. 172 ЖК РФ владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 настоящего Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Самарской области от 12.12.2013г. №759 «Об утверждении порядка ведения органом государственного жилищного надзора Самарской области реестра уведомлений владельцев специальных счетов о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта и реестра специальных счетов» утвержден порядок ведения органом государственного жилищного надзора Самарской области реестра уведомлений владельцев специальных счетов о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта и реестра специальных счетов. Контроль за выполнением указанного постановления возложен на государственную жилищную инспекцию Самарской области.
Согласно п. 3 порядка владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета представляет в орган государственного жилищного надзора Самарской области уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта (далее - уведомление) по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
В уведомлении, форма которого утверждена и содержится в приложении №1 указано, что выбор способа формирования фонда капитального ремонта, осуществляется в соответствии со ст. 172 ЖК РФ общим собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 8 и п. 9 порядка в случае несоответствия уведомления установленным требованиям уведомление возвращается владельцу специального счета в течение пяти рабочих дней со дня регистрации уведомления с мотивированным письменным отказом в его приемке. Основаниями для возврата уведомления являются: несоответствие уведомления установленной форме; отсутствие приложений к уведомлению, установленных пунктом 6 настоящего Порядка; представление уведомления неуполномоченным лицом.
С учетом изложенного и представленных в материалах дела доказательств, суд считает установленным, что заявителем ТСЖ «Дом-41» не были представлены в государственную жилищную инспекцию Самарской области документы, предусмотренные действующим законодательством, а именно решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в связи с чем у заинтересованного лица- государственной жилищной инспекции Самарской области имелись законные основания для возврата ТСЖ «Дом-41» уведомления о выборе способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете.
Кроме того, суд учитывает, что не принятие участия собственников помещений в многоквартирном доме, не являющихся членами ТСЖ» в общем собрании, на котором решается вопрос о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, приведет к ущемлению их прав, предусмотренных действующим жилищным законодательством.
С учетом отказа ТСЖ «Дом-41» в удовлетворении заявленных требований, требования о взыскании с государственной жилищной инспекции расходов по оплате государственной пошлины и расходов по оплате услуг представителя, также не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 245, 249, 256, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований ТСЖ «Дом-41» о признании незаконными действий государственной жилищной инспекции Самарской области по возврату уведомления о выборе способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, оформленное письмом № от ДД.ММ.ГГГГ., отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течении месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Самарский областной суд через Жигулевский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 12 мая 2014г.
Судья Жигулевского
городского суда Ю.В. Перцева