УИД 63RS0027-01-2020-002193-84
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 сентября 2020 года г.Тольятти
Ставропольский районный суд Самарской области
в составе судьи Магда В.Л.,
с участием представителя истцов Рогожкина С.А.,
при секретаре Ефимовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1927/2020 по исковому заявлению Кутлаковой Оксаны Борисовны, Кутлакова Павла Борисовича к Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области об установлении наличия реестровой ошибки, исключении из состава сведения ЕГРН, установлении местоположения границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Истец предъявил в Ставропольский районный суд Самарской области исковое заявление к Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области об установлении наличия реестровой ошибки, исключении из состава сведения ЕГРН, установлении местоположения границ земельного участка, указав при этом следующее.
Истцам принадлежит на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1607 кв.м., с кадастровым номером №. На указанном земельном участке расположен жилой дом, площадью 204,9 кв.м, с кадастровым номером №
В октябре 2019 года специалистом Управления Росреестра по Самарской области – Главным государственным инспектором в г.о.Тольятти А.Н.Стребковым проведена проверка с целью осуществления контроля за исполнением требований земельного законодательства на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>
В результате проверки было выявлено, что имеется самовольное занятие земельного участка по вышеуказанному адресу.
По результатам проверки было составлено предписание об устранении выявленного нарушения.
Для определения границ земельного участка истцы обратились в ООО «Альянс», специалистами которого – кадастровым инженером Денисовой К.В. 16.06.2020г. был подготовлен межевой план. При подготовке данного межевого плана была выявлена реестровая ошибка.
В ходе проведения кадастровых работ в отношении жилого дома № с кадастровым номером № было выявлено, что граница земельного участка, на котором расположено здание, пересекает его границу. В связи с тем, что год завершения строительства 2002, то есть на момент изначального установления границы земельного участка дом уже существовал, подтверждается вероятность реестровой ошибки в определении границы участка в момент первого межевания.
Земельный участок, принадлежащий истцам, образовался в 2017 году, путем перераспределения частной и муниципальной собственности, то есть граница участка не уточнялась, а образовывалась, методом присоединения определенной части муниципальной земли с целью выкупа. Основанием таких работ была схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденная в установленном законом порядке. И граница земельного участка с кадастровым номером № полностью соответствует границе указанной в схеме. Однако в процессе работ устанавливалась конкретная граница с восточной стороны и не были затронуты остальные.
Таким образом, целесообразно рассматривать исходные материалы земельного участка №, с кадастровым номером №, который является предшествующим.
С целью устранения реестровой ошибки, кадастровым инженером были исследованы следующие материалы:
- договор купли продажи от 03.04.2003г. и договор дарения от 16.07.2003г., в составе которых имеется план на участок земли, составленный по материалам контрольного обмера 19.03.2002г., утвержденный 26.02.2003г.;
- технический паспорт на жилой дом от 27.01.2003г.;
- материалы инвентаризации 1994 года.
Кадастровым инженером в ходе анализа выявлено:
- граница земельного участка с кадастровым номером № полностью соответствовала границе, указанной в плане. Данный план является основанием постановки на кадастровый учет, в указной границе, участка;
- технический паспорт 27.01.2003г. подготовлен в отношении жилого дома – каменного, площадью 204,9 кв.м;
- на плане отражен деревянный дом, находящийся на участке, однако указанное здание не соответствует зданию, которое на момент его утверждения и далее межевания, уже существовало;
- по материалам инвентаризации площадь земельного участка составляет 2444 кв.м. на территории участка отражен деревянный жилой дом.
Таким образом, кадастровым инженером сделан вывод о том, что на момент межевания на территории участка уже стоял жилой дом площадью 204,9 кв.м. Именно этот дом был куплен 03.04.2003г., однако в плане, который утвержден 26.02.2003г., была отражена неверная информация, которая повлекла за собой ошибку в местоположении границы земельного участка. Даже при сопоставлении границы земельного участка по материалам инвентаризации в 1994 году, существующий дом попадает в границы участка. То есть на момент утверждения плана информация о строении была отражена, однако заборы были отражены не корректно.
Сопоставляя границу по техническому паспорту, которая приближенно соответствует фактической границе участка видно, что на момент межевания участка забор стоял на приблизительно 10 м ниже, чем есть по сведениям ЕГРН. Почему границу участка провели в плане именно в такой конфигурации, не известно – забор также не указан.
По материалам инвентаризации видно, что участок был в единой границе со смежным, однако позже был условно разделе и далее предоставлен в собственность.
В результате исследования установлено наличие реестровой ошибки в местоположении границы земельного участка с кадастровым номером №. И так как данный земельный участок является исходным для земельного участка №, реестровая ошибка продублировалась и на него.
Кадастровым инженером предлагается привести границу земельного участка в соответствие согласно сведения ЕГРН, его фактическому местоположению.
План, являющийся неотъемлемой частью договора купли-продажи, содержит в себе не корректную информацию, поэтому взять за основу для уточнения границ не представляется возможным.
Материалы инвентаризации не подтверждают фактическую границу земельного участка, так как участок имеет намного больше площадь.
Местоположение границы земельного кадастровым инженером определено на основании технического паспорта 2003 года, а также на основании схемы расположения земельного участка, утвержденной распоряжением от 29.07.2016г. №5376, в части присоединения муниципальной земли, так как она уже выкуплена.
Фактическая граница отличается от границы, установленной техническим паспортом, однако в такой конфигурации земельный участок существует уже давно. Таким образом, граница земельного участка проведена по фактическому ограждению.
Принимая во внимание, что у истца отсутствуют иная, внесудебная, возможность внести в государственный кадастр недвижимости сведения о фактическом местоположении границ своего участка, что существенно нарушает права и законные интересы, истцы были вынуждены обратиться в Ставропольский районный суд Самарской области с соответствующим исковым заявлением, в котором просят:
Установить наличие реестровой ошибки в сведениях о границах земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1607 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – индивидуальная жилая застройка, расположенный по адресу: <адрес>
Исключить из состава сведений Единого Государственного реестра недвижимости сведения об имеющихся координатах узловых и поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером № площадью 1607 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – индивидуальная жилая застройка, расположенный по адресу<адрес>
Установить местоположение границ и площадь земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1607 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – индивидуальная жилая застройка, расположенный по адресу: <адрес> принадлежащего Кутлакову Павлу Борисовичу и Кутлаковой Оксане Борисовне, в соответствии с характеристиками, указанными в межевом плане от 16.06.2020г., подготовленным кадастровым инженером Денисовой К.В.:
Обозначение характерных точек границы |
Координаты, м |
Описание закрепления точки | ||||
Существующие координаты, м |
Уточненные координаты, м |
погрешность | ||||
Х |
Y |
X |
Y |
|||
1 |
436910.27 |
1343249.41 |
436900.11 |
1343253.10 |
0.1 |
|
н2 |
- |
- |
436905.22 |
1343260.24 |
0.1 |
|
3 |
436926.40 |
1343270.37 |
436918.97 |
1343279.16 |
0.1 |
|
н4 |
- |
- |
436912.87 |
1343282.78 |
0.1 |
|
5 |
436890.33 |
1343297.21 |
436895.29 |
1343293.23 |
0.1 |
|
н6 |
- |
- |
436895.68 |
1343296.16 |
0.1 |
|
н7 |
- |
- |
436895.81 |
1343297.79 |
0.1 |
|
н8 |
- |
- |
436896.54 |
1343299.34 |
0.1 |
|
н9 |
436895.90 |
1343304.96 |
0.1 |
|||
10 |
436895.46 |
1343305.70 |
436895.46 |
1343305.70 |
0.1 |
|
11 |
436895.08 |
1343306.34 |
436895.08 |
1343306.34 |
0.1 |
|
12 |
436885.62 |
1343312.68 |
436885.62 |
1343312.68 |
0.1 |
|
13 |
436884.00 |
1343313.77 |
436884.01 |
1343313.78 |
0.1 |
|
14 |
436878.56 |
1343305.97 |
436876.75 |
1343303.48 |
0.1 |
|
н15 |
- |
- |
436874.61 |
1343305.03 |
0.1 |
|
16 |
436865.04 |
1343287.37 |
436860.66 |
1343285.87 |
0.1 |
|
17 |
436867.34 |
1343285.43 |
436865.43 |
1343285.02 |
0.1 |
|
н18 |
- |
- |
436876.32 |
1343274.48 |
0.1 |
|
н19 |
- |
- |
436888.57 |
1343265.51 |
0.1 |
|
н20 |
- |
- |
436886.65 |
1343262.83 |
0.1 |
|
1 |
436910.27 |
1343249.41 |
436900.11 |
1343253.10 |
0.1 |
Определением Ставропольского районного суда Самарской области от 21 августа 2020г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Филиал ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области.
Истцы в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом. При этом, воспользовались своим правом, предусмотренным ч.1 ст.48 ГПК РФ, на ведение дела через представителя.
В судебном заседании представитель истцов Рогожкин С.А., действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрация муниципального района Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, возражений относительно заявленных требований не представили.
Представители третьих лиц Филиал ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении, рассмотрении дела не просили, возражений не представили.
Третьи лица Коллеганова Т.В., Макаров Н.Н.., являющиеся смежными землепользователями, в судебное заседание не явились, согласно письменного заявления просили о рассмотрении без своего участия, об удовлетворении требований истца не возражали.
Представитель третьего Администрация с.<адрес> в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщили, возражений относительно заявленных требований не представили.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание отсутствие оснований для отложения судебного разбирательства по делу, которое может повлечь за собой нарушение сроков его рассмотрения, предусмотренных процессуальным законодательством, суд в соответствии с ч.ч. 4, 5 ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся представителя ответчика и представителей третьих лиц.
Выслушав представителя истца, изучив письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что истцам принадлежит на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, муниципальный район Ставропольский, сельское поселение Узюково, <адрес>, участок №, площадью 1607 кв.м., с кадастровым номером 63:32:1402007:5278. На указанном земельном участке расположен жилой дом, площадью 204,9 кв.м, с кадастровым номером 63:32:140207:5191.
Согласно положениям ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно статье 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
Статьей 15 ЗК РФ закреплено, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения
В силу п. 2 ст.60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно действующего земельного законодательства при проведении процедуры межевания вычисляются уникальные координаты угловых точек земельного участка, позволяющие однозначно определить их положение на местности.
Как следует из предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ, вынесенного специалистом Управления Росреестра по <адрес>, принятого на основании акта проверки от 16.10.2020г., установлено нарушение земельного законодательства, выразившееся в самовольном занятии земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, муниципальный район Ставропольский, сельское поселение Узюково, <адрес>, участок №, площадью 187 кв.м.
Для определения границ земельного участка истцы обратились в ООО «Альянс», специалистами которого – кадастровым инженером ФИО6 16.06.2020г. был подготовлен межевой план. При подготовке данного межевого плана была выявлена реестровая ошибка.
В проведения ходе кадастровых работ в отношении жилого <адрес> кадастровым номером 63:32:140207:5191 было выявлено, что граница земельного участка, на котором расположено здание, пересекает его границу. В связи с тем, что год завершения строительства 2002, то есть на момент изначального установления границы земельного участка дом уже существовал, подтверждается вероятность реестровой ошибки в определении границы участка в момент первого межевания.
Земельный участок, принадлежащий истцам, образовался в 2017 году, путем перераспределения частной и муниципальной собственности, то есть граница участка не уточнялась, а образовывалась, методом присоединения определенной части муниципальной земли с целью выкупа. Основанием таких работ была схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденная в установленном законом порядке. И граница земельного участка с кадастровым номером 63:32:1402007:5278 полностью соответствует границе указанной в схеме. Однако в процессе работ устанавливалась конкретная граница с восточной стороны и не были затронуты остальные.
Таким образом, целесообразно рассматривать исходные материалы земельного участка №, с кадастровым номером 63:32:1402007:11, который является предшествующим.
С целью устранения реестровой ошибки, кадастровым инженером были исследованы следующие материалы:
- договор купли продажи от 03.04.2003г. и договор дарения от 16.07.2003г., в составе которых имеется план на участок земли, составленный по материалам контрольного обмера 19.03.2002г., утвержденный 26.02.2003г.;
- технический паспорт на жилой дом от 27.01.2003г.;
- материалы инвентаризации 1994 года.
Кадастровым инженером в ходе анализа выявлено:
- граница земельного участка с кадастровым номером 63:32:1402007:11 полностью соответствовала границе, указанной в плане. Данный план является основанием постановки на кадастровый учет, в указной границе, участка;
- технический паспорт 27.01.2003г. подготовлен в отношении жилого дома – каменного, площадью 204,9 кв.м;
- на плане отражен деревянный дом, находящийся на участке, однако указанное здание не соответствует зданию, которое на момент его утверждения и далее межевания, уже существовало;
- по материалам инвентаризации площадь земельного участка составляет 2444 кв.м. на территории участка отражен деревянный жилой дом.
Таким образом, кадастровым инженером сделан вывод о том, что на момент межевания на территории участка уже стоял жилой дом площадью 204,9 кв.м. Именно этот дом был куплен 03.04.2003г., однако в плане, который утвержден 26.02.2003г., была отражена неверная информация, которая повлекла за собой ошибку в местоположении границы земельного участка. Даже при сопоставлении границы земельного участка по материалам инвентаризации в 1994 году, существующий дом попадает в границы участка. То есть на момент утверждения плана информация о строении была отражена, однако заборы были отражены не корректно.
Сопоставляя границу по техническому паспорту, которая приближенно соответствует фактической границе участка видно, что на момент межевания участка забор стоял на приблизительно 10 м ниже, чем есть по сведениям ЕГРН. Почему границу участка провели в плане именно в такой конфигурации, не известно – забор также не указан.
По материалам инвентаризации видно, что участок был в единой границе со смежным, однако позже был условно разделе и далее предоставлен в собственность.
В результате исследования установлено наличие реестровой ошибки в местоположении границы земельного участка с кадастровым номером 63:32:1402007:11. И так как данный земельный участок является исходным для земельного участка 63:32:1402007:5278, реестровая ошибка продублировалась и на него.
Кадастровым инженером предлагается привести границу земельного участка в соответствие согласно сведения ЕГРН, его фактическому местоположению.
План, являющийся неотъемлемой частью договора купли-продажи, содержит в себе не корректную информацию, поэтому взять за основу для уточнения границ не представляется возможным.
Материалы инвентаризации не подтверждают фактическую границу земельного участка, так как участок имеет намного больше площадь.
Местоположение границы земельного кадастровым инженером определено на основании технического паспорта 2003 года, а также на основании схемы расположения земельного участка, утвержденной распоряжением от 29.07.2016г. №, в части присоединения муниципальной земли, так как она уже выкуплена.
Фактическая граница отличается от границы, установленной техническим паспортом, однако в такой конфигурации земельный участок существует уже давно. Таким образом, граница земельного участка проведена по фактическому ограждению.
Межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат. Межевание проводится в том числе и как мероприятие по уточнению местоположения на местности границ объектов землеустройства при отсутствии достоверных сведений об их местоположении путем согласования границ на местности.
Межевой план специалиста ФИО6 научно-технически и нормативно обоснован, содержит логичные, последовательные и обоснованные выводы, четко изложены действия и этапы работ, которые провел кадастровый инженер по обоснованию границ земельного участка, выполнен в соответствии с нормами ст.22 ФЗ РФ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно ст.11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Обязательными признаками земельного участка как объекта права собственности являются его площадь и границы, определенные в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с п.7 ч.2 ст.14 ФЗ РФ от 13.07.2015г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
При этом, к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков.
Согласно ч.8 ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В соответствии с ч.10 указанной правовой нормы при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости предусмотрен ст. 61 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
По смыслу ст. 61 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации недвижимости» ошибки, в ЕГРН подразделяются на технические и реестровые.
Согласно ч. ч. 1, 3 ст. 61 от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом. выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Согласно ч.6 ст.61 ФЗ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки. Порядок и способы направления органом регистрации прав данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков.
Пункт 70 Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" указывает, что выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации.
При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
В целях разрешения подобных ситуаций, при отсутствии документов, прямо предусмотренных ч.10 ст.22 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" перечень документов, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании или подтверждающих фактическое местоположение границ земельного участка на местности 15 и более лет, не является исчерпывающим.
При подготовке графической части межевого плана могут быть использованы: землеустроительная документация; лесоустроительная документация, проектная документация лесных участков; документы градостроительного зонирования; документация по планировке территории (проекты межевания территорий); документация о территории объекта культурного наследия; документы территориального планирования; картографические материалы.
Согласно ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования:
Положениями ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» определено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В силу ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются:
сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков;
сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка;
новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Границы земельного участка не должны пересекать границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением случая образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов или случая выявления воспроизведенной в Едином государственном реестре недвижимости ошибки в определении местоположения границ территориальной зоны.
Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению: собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
В соответствии с абзацем вторым п.7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположений границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 43 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) уточнением границ земельного участка является государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах. Указанный государственный кадастровый учет осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона № 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Несоответствие указанным требованиям может выражаться в таких обстоятельствах, как:
отсутствие в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ, как правило, ранее учтенного земельного участка;
содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;
содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ЕГРН содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);
в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка содержится реестровая ошибка (выраженная, например, в виде пересечения границ земельных участков или несоответствия содержащегося в ЕГРН описания местоположения границ земельного участка правоустанавливающему документу, документу об образовании земельного участка или фактическому положению на местности при отсутствии нарушения земельного законодательства - самовольного занятия земель или земельных участков, и тому подобное).
Указанные обстоятельства являются основанием для уточнения местоположения границ земельного участка или земельных участков - выполнения соответствующих кадастровых работ и государственного кадастрового учета на основании подготовленных документов.
Аналогичная позиция отражена в письме Минэкономразвития России от 06.11.2018г. №32226-ВА/Д23и "Об уточнении границ земельных участков и применении части 2 статьи 43 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ"
В соответствии с ч.2 ст.43 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
В соответствии с частью 3 ст.39 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», местоположение границ земельных участков подлежит в установленном законом порядке обязательному согласованию и лицами, обладающими смежными земельными участками на предусмотренных земельным кодексом РФ видах прав на землю.
При разрешении межевого спора суд устанавливает фактическую и (или) юридическую границу смежных земельных участков, принимая во внимание в том числе сведения о местоположении границ таких участков и их согласовании на момент образования спорных участков (п.21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019).
По смыслу п. п. 2, 7 ст. 1, п. п. 1, 2 ст. 7, п. п. 3, 4 ст. 8, п. п. 8, 10 ст. 22, п. 9 ст. 29, пп. 3 п. 1 ст. 66 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сведения ЕГРН о границах земельных участков должны соответствовать их фактическому местоположению на местности.
В данном случае, граница проведена в соответствии с фактическим использованием, а так же с учетом сведений ЕГРН на смежные земельные участки, ранее поставленные на государственный кадастровый учет по материалам межевания.
В результате площадь земельного участка составила 1617 кв.м.
Площадь земельного участка по сведениям ЕГРН составляет 1607 кв.м.
Таким образом, разница между зарегистрированной и фактически используемой площадью составляет не более 10%, что не противоречит земельному законодательству.
Со смежными землепользователями дополнительно проведена процедура согласования местоположения границ. Также в материалы дела предоставлены письменные заявления собственников смежных участков Макарова Н.Н., Коллегановой Т.В., согласно которого они являются собственниками смежных земельных участков с участком, принадлежащим истцу, споров по границам земельных участков не имеет, не возражает против установления местоположения границ участка Кутлакова П.Б., Кутлаковой О.Б.
Требование (исковое требование) об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ. Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам поворотных точек или другим способом, предусмотренным законодательством. На основании судебного акта установленная граница вносится в ГКН (до 01.01.2017)/ЕГРН (с 01.01.2017).(Аналогичная позиция содержится в правообразующем решении Определение Верховного Суда РФ от 06.02.2017г. по делу N 310-ЭС16-10203, А23-5138/2014)
В соответствии с п.7 ч.2 ст.14 "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
Судом установлено, что во внесудебном порядке истец лишен возможности уточнения конфигурации, площади и координат земельного участка, споры о границах отсутствуют, границы на местности определены. Доказательства обратного не представлены.
Поскольку материалами дела подтверждено, что имеется расхождение между фактическими границами земельных участков сторон и координатами поворотных точек границ земельного участка в соответствии со сведениями ЕГРН, возникшее по причине неверного определения характерных точек при первоначальном проведении землеустроительных работ, суд приходит к выводу о необходимости исправления реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка, принадлежащего истцу.
На основании ст.304 ГК РФ, ст.60, 64 ЗК РФ, ФЗ РФ «О государственной регистрации недвижимости», руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Кутлаковой Оксаны Борисовны, Кутлакова Павла Борисовича к Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области об установлении наличия реестровой ошибки, исключении из состава сведения ЕГРН, установлении местоположения границ земельного участка – удовлетворить.
Установить наличие реестровой ошибки в сведениях о границах земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1607 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – индивидуальная жилая застройка, расположенный по адресу: <адрес>
Исключить из состава сведений Единого Государственного реестра недвижимости сведения об имеющихся координатах узловых и поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1607 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – индивидуальная жилая застройка, расположенный по адресу: <адрес>
Установить местоположение границ и площадь земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1607 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – индивидуальная жилая застройка, расположенный по адресу: <адрес> принадлежащего Кутлакову Павлу Борисовичу и Кутлаковой Оксане Борисовне, в соответствии с характеристиками, указанными в межевом плане от 16.06.2020г., подготовленным кадастровым инженером Денисовой К.В.:
Обозначение характерных точек границы |
Координаты, м |
Описание закрепления точки | ||||
Существующие координаты, м |
Уточненные координаты, м |
погрешность | ||||
Х |
Y |
X |
Y |
|||
1 |
436910.27 |
1343249.41 |
436900.11 |
1343253.10 |
0.1 |
|
н2 |
- |
- |
436905.22 |
1343260.24 |
0.1 |
|
3 |
436926.40 |
1343270.37 |
436918.97 |
1343279.16 |
0.1 |
|
н4 |
- |
- |
436912.87 |
1343282.78 |
0.1 |
|
5 |
436890.33 |
1343297.21 |
436895.29 |
1343293.23 |
0.1 |
|
н6 |
- |
- |
436895.68 |
1343296.16 |
0.1 |
|
н7 |
- |
- |
436895.81 |
1343297.79 |
0.1 |
|
н8 |
- |
- |
436896.54 |
1343299.34 |
0.1 |
|
н9 |
436895.90 |
1343304.96 |
0.1 |
|||
10 |
436895.46 |
1343305.70 |
436895.46 |
1343305.70 |
0.1 |
|
11 |
436895.08 |
1343306.34 |
436895.08 |
1343306.34 |
0.1 |
|
12 |
436885.62 |
1343312.68 |
436885.62 |
1343312.68 |
0.1 |
|
13 |
436884.00 |
1343313.77 |
436884.01 |
1343313.78 |
0.1 |
|
14 |
436878.56 |
1343305.97 |
436876.75 |
1343303.48 |
0.1 |
|
н15 |
- |
- |
436874.61 |
1343305.03 |
0.1 |
|
16 |
436865.04 |
1343287.37 |
436860.66 |
1343285.87 |
0.1 |
|
17 |
436867.34 |
1343285.43 |
436865.43 |
1343285.02 |
0.1 |
|
н18 |
- |
- |
436876.32 |
1343274.48 |
0.1 |
|
н19 |
- |
- |
436888.57 |
1343265.51 |
0.1 |
|
н20 |
- |
- |
436886.65 |
1343262.83 |
0.1 |
|
1 |
436910.27 |
1343249.41 |
436900.11 |
1343253.10 |
0.1 |
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда через Ставропольский районный суд Самарской области.
Мотивированное решение составлено 23 сентября 2020 года.
Судья В.Л.Магда