Гр.дело № 2-6458/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 ноября 2014 года гор.Улан-Удэ
Судья Советского районного суда гор.Улан-Удэ Наумова А.В.
при секретаре Тагласовой Б.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Брянского В.И., представляющего интересы Шалыгина ... о признании незаконным отказа Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ в предоставлении права на оформление земельного участка
у с т а н о в и л:
В суд обратился Брянский В.И. в интересах Шалыгина В.А. с названной жалобой, указав, что Шалыгин В.А. с 1996 г. является владельцем недвижимого имущества: жилого дома, площадью 38,3 кв.м. и земельного участка, расположенного по адресу: .... Имуществом владеет открыто, непрерывно, добросовестно. Комитетом по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ отказано в оформлении права на земельный участок. Полагает, что данный отказ вынесен незаконно. В соответствии с Законом Республики Бурятия от 16.10.2002 N 115-III «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности» предусмотрено право получения бесплатных земельных участков для тех лиц, которые не смогли зарегистрировать право собственности до 1990 г., то есть до вступления в силу закона СССР от 06 марта 1990 г. № 1305-1 «О собственности в СССР», при условии, что земельный участок находится вне зон ограничения жилищного строительства. Правила землепользования и застройки г. Улан-Удэ приняты без учета фактической застройки территории «Левого берега». В государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения по описанию местоположения границ зон ограничения (зоны затопления и подтопления), а также сведения о постановке на учет зоны, предназначенной исключительно для сельскохозяйственного использования. В соответствии со ст. 61.1 Водного кодекса РФ границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Заявитель Шалыгин В.А. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя Брянского В.И.
Представитель Шалыгина В.А. Брянский В.И. доводы заявления поддержал в полном объеме, просил его удовлетворить, полагая, что зона ограничения жилищного строительства в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» считается сформированной с момента внесения указанных сведений в государственный кадастр недвижимости. Поскольку сведения о таких зонах отсутствуют, отказ Комитета является незаконным. Правила направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.02.2014 N 71.
Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ в лице представителя Урмаевой М.Ю. заявленные требования не признала, пояснив, что отказ вынесен законно и обоснованно.
В соответствии с ч. 1 ст. 83 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Согласно ч. 1 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. В силу абз. 2 ч. 2 ст. 85 ЗК РФ Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). В соответствии с ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Согласно ч. 3 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Согласно карте градостроительного зонирования г. Улан-Удэ (приложение 1 к решению Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.03.2008 г. № 817-82 «О правилах землепользования и застройки городского округа «город Улан-Удэ») испрашиваемый земельный участок входит в зону сельскохозяйственного использования. Статьей 14 Решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.03.2008 N 817-82 «О Правилах землепользования и застройки городского округа "город Улан-Удэ" (далее - Правила землепользования и застройки г. Улан-Удэ) установлен градостроительный регламент зоны сельскохозяйственного использования (зона СХ), которым не предусмотрено размещение индивидуальных жилых домов.
Согласно Генерального плана г. Улан-Удэ (утв. Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.03.2008 N 816-82) испрашиваемый земельный участок, входит в зону затопления 1 % паводка. В соответствии с ч. 2 ст. 67.1 Водного кодекса РФ размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются. Комитет уведомил о невозможности предоставления земельного участка в рамках Закона Республики Бурятия от 16.10.2002 г. №115- III «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», которым предусматривается возможность приобретения земельных участков гражданами, чьи права на объекты индивидуального жилищного строительства в установленном законом порядке не оформлены. При этом п. «д» ч. 1 ст.1 названного закона предусматривает возможность приобретения прав гражданами на земельные участки, расположенные вне зон ограничения жилищного строительства. Таким образом, при применении в совокупности ст. 67.1 Водного кодекса, п. «д» ч.1 ст. 1 Закона РБ от 16.10.2002 Г. №115-Ш следует, что предоставление земельных участков в данном случае является не только невозможным, но и противоречащим требованиям закона.
Довод относительно отсутствия в государственном кадастре сведений является необоснованным, поскольку государственный кадастр недвижимости несет в себе информационную функцию, отсутствие сведений о тех или иных зонах не свидетельствуют об их отсутствии, поскольку границы, как территориальных зон, так и зон затопления установлены муниципальными нормативными правовыми актами, которые в установленном порядке не были признанными недействительными и подлежат исполнению всеми участниками земельных правоотношений на территории г. Улан-Удэ.
В качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены Управление Росреестра по РБ (определение от 30.10.2014 г.), Комитет по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ (определение от 24.10.2014 г.).
Управление Росреестра по РБ в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещались судом надлежащим образом. Доказательств уважительности причин неявки суду не представлено, ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие также не поступало, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Комитет по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ в лице представителя Урмаевой М.Ю. возражал против удовлетворения заявления, полагая, что решение вынесено Комитетом законно и обоснованно.
Выслушав участников процесса, заслушав свидетеля ..., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ предусмотрена возможность бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан и юридических лиц в случаях предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом «д» ст. 1 Закона Республики Бурятия от 16.10.2002 N 115-III «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности» предусмотрено, что бесплатно предоставляются в собственность земельные участки гражданам, имеющим в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, созданными до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 года N 1305-1 "О собственности в СССР", права на которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, находящиеся вне зон ограничения жилищного строительства в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации и свободные от прав третьих лиц, при наличии документов, установленных ч. 4.1 ст. 1.2. указанного Закона.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством регламентирован ст. 34 Земельного кодекса РФ.
Согласно положениям п.4 данной нормы предоставление земельных участков для указанных целей осуществляется с учетом зонирования территорий, что обусловлено одним из основных принципов земельного законодательства - делением земель по целевому назначению на категории (пп.8 п.1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации). Указанный принцип означает, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п.2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Названным нормам корреспондируют положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, определяющие правила зонирования территорий, подлежащих застройке.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
Статья 85 Земельного кодекса РФ предусматривает, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (ч.ч.1,2 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Правила землепользования и застройки городского округа «Улан-Удэ» утверждены решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.03.2008 № 817-82.
Согласно ст. 10 указанных Правил границы территориальных зон установлены на карте градостроительного зонирования города Улан-Удэ.
Исходя из исследованной судом карты градостроительного зонирования территории земельный участок по адресу: ... расположен в зоне сельскохозяйственного использования (СХ). Основные виды использования в данной зоне: - территории, занятые многолетними насаждениями, садами, виноградниками и другими;
- объекты инженерной инфраструктуры (Таблица 12 Правил).
Указанные положения Правил землепользования и застройки городского округа соотносятся с нормами п.11 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации и ч. 9 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации о предназначении земельных участков в составе зон сельскохозяйственного использования.
Кроме того, установлено, что решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.03.2008 г. № 816-82 утвержден Генеральный план городского округа «город Улан-Удэ» который является документом территориального планирования.
Согласно исследованного судом плана современного использования территории Генерального плана городского округа «город Улан-Удэ» испрашиваемый земельный участок находится в зоне 1 % паводка.
Федеральным законом от 21.10.2013 г. года в Водный кодекс РФ введена ст. 67.1, часть 4 которой предусматривает, что границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем, данная норма не отменяет ранее установленные документы территориального планирования муниципального образования «город Улан-Удэ».
Согласно ч. 3 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, со дня утверждения.
Поскольку на момент рассмотрения отсутствуют сведения об определении Федеральным агентством водных ресурсов границ зон затопления, подтопления, суд полагает, что к рассматриваемым правоотношениям подлежит применению Генеральный план городского округа «город Улан-Удэ», утвержденный решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.03.2008 г. № 816-82.
Доводы представителя заявителя о том, что в связи с отсутствием в государственном кадастре сведений по описанию местоположения границ зон ограничения (зоны затопления и подтопления), зоны, предназначенной для сельскохозяйственного использования они сформированными не являются, не могут быть приняты во внимание.
Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Таким образом, государственный кадастр недвижимости является техническим документом, носящим информационный характер. Неполнота и недостоверность сведений Государственного кадастра недвижимости, равно как и ненадлежащее межведомственное взаимодействие при внесении в него сведений, не могут служить основанием для игнорирования законно установленных и объективно существующих территориальных зон и зон с особыми условиями использования территорий.
Земельный участок, который Шалыгин В.А. просит предоставить в собственность, относится к категории земель населенных пунктов, но находится в зоне сельскохозяйственного назначения и в зоне 1 % паводка, то есть в зоне ограничения жилищного строительства, а потому не может быть предоставлен на основании Закона Республики Бурятия от 16.10.2002 N 115-III.
При указанных обстоятельствах, учитывая приведенные нормы права, суд приходит к выводу, о правомерности отказа в предоставлении Шалыгину В.А. земельного участка Комитетом по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ, решение принято в пределах предоставленной компетенции, в связи с чем, суд считает необходимым в удовлетворении требований Шалыгина В.А. отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 257 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Жалобу Шалыгина ... к Комитету по управлению имуществом и землепользованию администрации г. Улан-Удэ о признании незаконным отказа в предоставлении права на оформление земельного участка, расположенного по адресу: 670023, ... оставить без удовлетворения
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 30 дней путем подачи апелляционной жалобы.
Копия верна:
Судья: А.В. Наумова
...
...
...