Решение по делу № 2-2608/2015 ~ М-2266/2015 от 30.04.2015

        Р Е Ш Е Н И Е

        ИФИО1

        <Дата обезличена>                 Свердловский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Смирновой Т.В., при секретаре ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <Номер обезличен> по заявлению Усов ВА о признании незаконным отказа Правительства Иркутской области в предоставлении в собственность земельного участка, обязании устранить допущенные нарушения,

        У С Т А Н О В И Л:

        В Свердловский районный суд г. Иркутска обратился Усов В.А. с заявлением о признании отказа Правительства Иркутской области в предоставлении земельного участка по адресу: <адрес обезличен>А, в собственность незаконным; обязании устранить нарушение права. В обоснование заявления указано, что согласно договору дарения от <Дата обезличена> и свидетельства о праве на наследство по закону от <Дата обезличена>, заявитель является собственником брусчатого жилого дома, состоящего из ....-комнат, общей площадью .... кв.м., в том числе жилой .... кв.м., расположенного по адресу: <адрес обезличен> .... кадастровый номер ..... Для оформления земельного участка, на котором расположен жилой дом по адресу: <адрес обезличен> ...., в собственность, в .... года, были проведены кадастровые работы участка: проведены геодезические и землеустроительные работы, в результате чего данный участок был поставлен на кадастровый учет. <Дата обезличена> истец обратился в Министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером ...., площадью .... кв.м., адрес <адрес обезличен> ...., для эксплуатации жилого дома. В письме от <Дата обезличена> министерство имущественных отношений Иркутской области сообщило, что отказывает в предоставлении в собственность земельного участка для эксплуатации жилого дома и предлагает приобрести указанный земельный участок в аренду. Согласно заключения службы по охране культурного наследия Иркутской области от <Дата обезличена>, указанный участок расположен в границах объекта археологического наследования ....». Так же в письме указано, что в случае проведения спасательных работ и выявления факта отсутствия предмета охраны при наличии соответствующего заключения Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области, Правительством Иркутской области будет рассмотрен вопрос о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность. Истец считает отказ Правительства Иркутской области о предоставлении ему в собственность земельного участка с кадастровым номером ...., площадью .... кв.м., по адресу: <адрес обезличен> А, незаконным и необоснованным, нарушающим права и законные интересы. Согласно кадастровому паспорту земельного участка <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, данный участок имеет следующие характеристики: кадастровый номер ...., площадью ...., местоположение: <адрес обезличен>А. В связи с чем, Усов В.А. просит суд признать незаконным отказ Правительства Иркутской области в предоставлении земельного участка по адресу: ...., в собственность; обязании предоставить в собственность земельный участок.

        В судебное заседание заявитель Усов В.А. не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.

        Представитель заявителя ФИО5, действующий на основании доверенности от <Дата обезличена>, в судебном заседании требования Усова В.А. поддержал по доводам заявления, дополнительно пояснил, что расположение земельного участка в границах объекта археологического наследия не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, поскольку в соответствии с действующим законодательством РФ объект археологического наследия и земельный участок находятся в гражданском обороте раздельно и Земельным кодексом РФ не запрещено такой земельный участок предоставлять в собственность. Правительство Иркутской области, утверждая о том, что спорный земельный участок в собственность предоставлять запрещено, а в аренду можно, само опровергает свои же возражения на заявление. Тем самым, отказ Правительства Иркутской области предоставить заявителю в собственность спорный земельный участок является незаконным и нарушает исключительное право Усова В.А. на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему на праве собственности жилой дом. Просил суд удовлетворить заявление в полном объеме.

        Представитель Правительства Иркутской области ФИО6, действующая на основании доверенности от <Дата обезличена>, в судебном заседании против удовлетворения заявления возражала, поддержав письменный отзыв. Суду пояснила, <Дата обезличена> заявитель обратился в Правительство Иркутской области через министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: ...., для эксплуатации индивидуального жилого дома. <Дата обезличена> министерством имущественных отношений Иркутской области в адрес заявителей был направлен ответ, в котором сообщалось, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах объекта археологического наследия «.... в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности. На основании статьи 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, занятые объектами археологического наследия, ограничены в обороте и не предоставляются в частную собственность. Учитывая изложенное, в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность было отказано. Оформление земельного участка с кадастровым номером .... возможно в арендное пользование с ограничением в его использовании. Также в указанном письме сообщалось, что в случае проведения спасательных работ и выявления факта отсутствия предмета охраны (археологического материала), при наличии соответствующего заключения службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области, Правительством Иркутской области будет рассмотрен вопрос о предоставлении указанного земельного участка в собственность. Согласно статье 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: 1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах; 2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных; 3) условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности; 4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами. В соответствии с частью 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Частью 5 стать 27 Земельного кодекса РФ установлено, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе земельные участки, занятые объектами археологического наследия. В письме службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области от <Дата обезличена> сообщалось, что земельный участок с кадастровым номером .... расположен в границах объекта археологического наследия «Кузьмиха 1». Частью 3 статьи 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлено, что границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения – органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального значения) – в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с Режимами использования земель и градостроительные регламенты в границах зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории города Иркутска, утвержденными постановлением администрации Иркутской области от ...., в границах объекта археологического наследия «....», запрещаются все виды строительных, земляных работ и хозяйственной деятельности до выполнения спасательных археологических работ. Территории ограничены в использовании и обременены требованием выполнения спасательных археологических работ. После выполнения спасательных работ разрешается хозяйственное освоение земельного участка строго в границах выполненных археологических работ. Таким образом, предоставление земельного участка с кадастровым номером .... в собственность до проведения спасательных археологических работ и выявления факта отсутствия предмета охраны (археологического материала) не представляется возможным. Соответственно, отказ в предоставлении земельного участка с кадастровым номером ...., выраженный в письме министерства имущественных отношений Иркутской области от <Дата обезличена> <Номер обезличен> является законным и обоснованным. В связи с чем, просила в удовлетворении заявления отказать.

        Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области своего представителя в судебное заседание не направила. В представленном отзыве указано, что земельный участок по адресу: ...., с кадастровым номером .... расположен в границах объекта археологического наследия «....». Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральным законом. Согласно п.п.4 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ, находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, занятые объектами археологического наследия, ограничиваются в обороте. В вязи с чем, полагает заявление не подлежащим удовлетворению.

        С учетом мнения лиц участвующих в деле суд полагает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст.167 ГПК РФ.

        Суд, заслушав пояснения лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

        В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

        В своем разъяснении Пленум ВС РФ от 10 февраля 2009 года указал, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

        имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

        соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

        соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

        По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

        Согласно п. 10 ст. 4 Закона Иркутской области от 21.12.2006г. № 99-оз «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области» к полномочиям Правительства Иркутской <адрес обезличен> относится распоряжение земельными участками, находящимися на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена.

        В соответствии с п. 29 Положения о Министерстве имущественных отношений Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от ...., Министерство имущественных отношений Иркутской области осуществляет от имени Правительства Иркутской области в соответствии с законодательством необходимые действия, связанные с распоряжением земельными участками, находящимися на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе принятие решений об отказе в предоставлении земельных участков.

        Усову В.А. принадлежит на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: ..... данное обстоятельство подтверждается договором дарения от <Дата обезличена>; свидетельством о праве на наследство по закону от <Дата обезличена>. Право собственности Усова В.А. зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <Дата обезличена>.

        В судебном заседании установлено, что Усов В.А. <Дата обезличена> обратился в министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером ...., площадью .... кв.м., расположенного по адресу: ...., под эксплуатацию индивидуального жилого дома. Данное обстоятельство подтверждается распиской-извещением о приеме документов, ответом от <Дата обезличена>.

        В письме <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, адресованном представителю заявителя, министерство имущественных отношений Иркутской области указало, что согласно заключению Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области от <Дата обезличена>...., указанный земельный участок расположен в границах объекта археологического наследия «Кузьмиха 1». На основании ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, занятые объектами археологического наследия, ограничены в обороте и не предоставляются в частную собственность. Учитывая вышеизложенное Правительство Иркутской области отказывает заявителю в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером ...., площадью .... кв.м., расположенного по адресу: .... для эксплуатации жилого дома и предлагает приобрести указанный земельный участок в аренду. Дополнительно сообщено, что в случае проведения спасательных работ и выявления факта отсутствия предмета охраны (археологического материала), при наличии соответствующего заключения Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области Правительством Иркутской области будет рассмотрен вопрос о предоставлении земельного участка в собственность.

        Изучив указанный ответ, суд не принимает довод представителя Правительства Иркутской области о том, что данным письмом заявителю не отказано, а разъяснено право как на заключение договора аренды, так и проведение спасательных работ по результата которого участок может быть предоставлен. По мнению суда из содержания письма <Номер обезличен> от <Дата обезличена> однозначно следует, что Правительством Иркутской области в лице Министерства имущественных отношений Иркутской области принято решение об отказе в предоставлении в собственность заявителю испрашиваемого им земельного участка.

        Обсуждая доводы о законности указанного отказа в предоставлении в собственность Усову В.А. земельного участка по адресу: .... в связи с нахождением его в границах объекта археологического наследия, суд приходит к следующему выводу.

         Факт нахождения спорного земельного участка по адресу: <адрес обезличен>А в охраняемой зоне подтвержден письменным отзывом Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области, а также письмом указанной Службы от <Дата обезличена>.

        Из письма Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области от <Дата обезличена> <Номер обезличен> следует, что Служба, рассмотрев материалы по земельному участку, расположенному по адресу: .... сообщает, что земельный участок расположен в границах объекта археологического наследия «....». На основании ст.27,56 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, занятые объектами археологического наследия ограничены в обороте и не предоставляются в частную собственность, а также ограничены в использовании.

        Постановлением Администрации Иркутской области от ...., утверждены границы зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории города Иркутска, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон.

         Согласно постановлению Администрации Иркутской области от <Дата обезличена> N ...., утверждающему границы зон охраны объектов культурного наследия и режимы использования земель, ....» - территория в границах объектов археологии- памятников, ансамблей. Данным постановлением установлены охранная зона и режим использования земель указанного объекта археологического наследия.

        Как следует из текста указанного постановления, в отношении территории памятника, ансамбля «....» установлен такой режим территории, при котором запрещаются все виды строительных, земляных работ и хозяйственной деятельности до выполнения спасательных археологических работ; территории ограничены в использовании и обременены требованием выполнения спасательных археологических работ.

        Согласно кадастровому паспорту земельного участка <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, земельный участок по адресу: <адрес обезличен>, поставлен на кадастровый учет, ему присвоен номер: .... с площадью .... кв.м.; разрешенное использование – под существующий индивидуальный дом.

        В соответствии с ч 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

        Одним из оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, указанный в п. 6, ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, является указание в заявлении о предоставлении земельного участка являющегося изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.

        Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п.2 ст.27 Земельного кодекса РФ).

        Согласно ст.5 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия) земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и данным Законом.

        Исходя из ст.ст. 94,99 Земельного кодекса РФ земли историко-культурного назначения, в том числе занятые объектами археологического наследия, являются землями особо охраняемых территорий. Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством. На отдельных землях историко-культурного назначения может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.

        Согласно подпункту 4 п.5 ст. 27 Земельного кодекса РФ находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, занятые объектами археологического наследия, ограничиваются в обороте.

        Согласно статье 49 Закона об объектах культурного наследия, объекты археологического наследия находятся в государственной собственности; гражданский оборот такого объекта и земельного участка, в пределах которого он располагается, осуществляется раздельно. Собственник либо пользователь земельного участка, в пределах которого имеется объект археологического наследия, владеет, пользуется и распоряжается этим земельным участком с соблюдением условий, установленных названным Законом для обеспечения сохранности объекта культурного наследия.

        Порядок использования объекта археологического наследия и земельного участка, в пределах которого он располагается, определяется в соответствии со статьями 48 - 56 Закона об объектах культурного наследия.

        Объекты культурного наследия, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, памятники и ансамбли, включенные в Список всемирного наследия, историко-культурные заповедники, объекты культурного наследия, предоставленные в установленном порядке государственным музеям-заповедникам, объекты археологического наследия отчуждению из государственной собственности не подлежат (ч. 1 ст. 50 Закона об объектах культурного наследия).

        Пунктом 2 статьи 49 Закона об объектах культурного наследия установлено, что объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которого она располагается, находятся в гражданском обороте раздельно.

        Таким образом, законодатель предусмотрел возможность приобретения земельного участка в собственность граждан либо юридических лиц, в пределах которого расположен объект археологического наследия.

        Согласно ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

        С учетом понятий земельного участка в совокупности со ст. 49 Закона об объектах культурного наследия, наличие археологического слоя не исключает возможность использования спорного земельного участка, поскольку в данном случае культурный слой представляет собой скрытые под землей напластования земли.

        В соответствии со ст. 48 Федерального закона Об объектах культурного наследия, при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия, собственник принимает на себя являющиеся ограничениями права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению, требования к условию доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.

        Таким образом, возможность обеспечения сохранности археологического наследия, расположенного непосредственно под частью земной поверхности спорного участка закреплена законодателем и не исключает использования спорного участка с определенными ограничениями.

        Ни Земельный кодекс РФ, ни Закон об объектах культурного наследия не относят земельные участки в границах территорий объектов археологического наследия к объектам, изъятым из оборота, и не содержат запрета на их предоставление в собственность граждан, имеющих право на приобретение земельных участков в соответствии с Земельным кодексом РФ.

         Из постановления администрации Иркутской области от <Дата обезличена> N ...., предусматривающего охранные зоны объекта археологического наследия – «.... следует, что спорный земельный участок из хозяйственного использования не изъят, так как земельный участок расположен в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, то есть только имеет установленные ограничения в использовании.

        Суду Правительством Иркутской области не представлено каких-либо доказательств того, что спорный земельный участок относятся к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ, является памятником и ансамблем, включенным в список всемирного наследия, и иным объектам, упомянутых в ч. 1 ст. 50 Закона об объектах культурного наследия.

        Кроме того, суд принимает во внимание, что на спорном земельном участке по адресу: ...., расположен жилой, принадлежащий на праве собственности Усову В.А., что также свидетельствует о том, что земельный участок не был изъят из хозяйственного использования.

         Суд учитывает, что сам объект археологического наследия может находиться только в федеральной собственности, но, как указано в ст. 49 Закона об объектах археологического наследия, объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которого он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно. Данная норма действует вне зависимости от вида и индивидуальных особенностей объекта археологического наследия.

        В данном конкретном случае в собственность граждан передается не непосредственно сам объект археологического наследия, а земельный участок, то есть часть поверхности.

        Факт невозможности использования спорного земельного участка как части земной поверхности без повреждений памятника археологического наследия, Правительством Иркутской области не представлено.

        Доказательств того, что спорный земельный участок по каким-то основаниям ограничен в обороте, суду в соответствии со ст.56 ГПК РФ не представлено.

        Суд полагает, что указанное Постановлением Администрации Иркутской области от ...., которым утверждены границы зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории города Иркутска, какие-либо ограничения в обороте соответствующих земельных участков не устанавливает, так как в силу ст.129 Гражданского кодекса РФ, ст.27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков может регулироваться только законами.

         На испрашиваемом земельном участке расположен объект недвижимости, принадлежащий заявителю на праве собственности, земельный участок находится в охранной зоне объекта культурного наследия.

         В связи с чем, Усов В.А. как пользователь земельного участка и собственник объекта недвижимости, правомерно обратился в Правительство Иркутской области для приобретения права собственности на указанный земельный участок.

         Исходя из статей 27, 94, 99 Земельного кодекса РФ, статей 5, 48 - 56 Закона об объектах культурного наследия нахождение земельного участка, не изъятого из хозяйственного использования, в охранной зоне объекта археологического наследия, по мнению суда, не препятствует переходу права собственности на данный земельный участок.

         При этом, суд учитывает и то, что одним из принципов земельного законодательства, закрепленных в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных законом.

        Суд полагает, что в условиях отсутствия доказательств изъятия спорного земельного участка из хозяйственного использования, исходя из установленных фактических обстоятельств, свидетельствующих о том, что спорный земельный участок занят заявителем и используется им под эксплуатацию индивидуального жилого дома, при этом действующее законодательство Российской Федерации не содержит запрет на оборот таких земельных участков, Правительство Иркутской области необоснованно отказало в передаче в собственность Усову В.А. спорного земельного участка по указанному выше основанию.

        Тем самым, суд приходит к убеждению в том, что отказ Правительства Иркутской области предоставить Усову В.А. земельный участок с кадастровым номером ...., площадью ....., расположенный по адресу: <адрес обезличен>А, в собственность под эксплуатацию индивидуального жилого дома является незаконным и препятствует реализации Усовым В.А. права на приобретение данного земельного участка в собственность.

        В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

        На основании ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

             нарушены права и свободы гражданина;

             созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

             на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

        В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

        Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.

        Согласно части 3 указанной статьи решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 настоящего Кодекса.

        Частью 2 статьи 206 ГПК РФ предусмотрено, что в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

        На основании изложенного, исходя из приведенных норм ГПК РФ, суд полагает правильным обязать Правительство Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя Усова В.А. и рассмотреть его заявление о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером .... площадью .... кв.м., расположенного по адресу: <адрес обезличен>А, в течение двух недель со дня вступления решения суда в законную силу.

                  Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 254-258 ГПК РФ, суд

        Р Е Ш И Л:

        Заявление Усов ВА удовлетворить.

        Признать незаконным отказ Правительства Иркутской области, выраженный в письме <Номер обезличен> от ..... предоставить Усов ВА в собственность земельный участок с кадастровым номером .... площадью .... кв.м., расположенный по адресу: <адрес обезличен>А для эксплуатации существующего индивидуального жилого дома.

        Обязать Правительство Иркутской области устранить в полном объеме допущенные нарушения и рассмотреть заявление Усов ВА о предоставлении в собственность в установленном законом порядке земельного участка с кадастровым номером .... площадью .... кв.м., расположенный по адресу: <адрес обезличен>А для эксплуатации существующего индивидуального жилого дома в течение двух недель со дня вступления решения суда в законную силу.

        Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд города Иркутска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

    ....

....

....

....

    Судья                                      Смирнова Т.В.

2-2608/2015 ~ М-2266/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Усов Вячеслав Александрович
Ответчики
Правительство Иркутской области
Суд
Свердловский районный суд г. Иркутска
Судья
Смирнова Татьяна Викторовна
Дело на странице суда
sverdlovsky--irk.sudrf.ru
30.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.04.2015Передача материалов судье
30.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.04.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.05.2015Судебное заседание
26.05.2015Судебное заседание
27.05.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.06.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее