Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1942/2017 ~ М-1915/2017 от 03.10.2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тольятти 17.10.2017 года

Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе судьи Винтер А.В., при секретаре Усмановой Ю.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1942/2017 года по административному исковому заявлению ЛАШМАНОВОЙ Т.А. к Администрации г.о. Тольятти о признании незаконным постановления об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель и обязании заключить соглашение о перераспределении земельного участка в соответствии со схемой кадастрового инженера,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Лашманова Т.А. обратилась в суд с административным иском кадминистрации г.о. Тольятти о признании незаконным постановления об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель и обязании заключить соглашение о перераспределении земельного участка в соответствии со схемой кадастрового инженера, мотивируя свои требования тем, что является собственником земельного участка площадью ... кв.м., расположенного по адресу: ...., с/т «......», ... садовый участок ... (кадастровый номер земельного участка ..., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для дальнейшей эксплуатации садового участка). ... Лашманова Т.А. обратилась в администрацию г.о. Тольятти с заявлением о заключении соглашения перераспределении земель. ... постановлением администрации г.о. Тольятти ...-п/1 административному истцу было отказано в заключении соглашения о перераспределении земель со ссылкой на пп. 11 п. 9 ст. 39.23, пп. 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, указано, что требования п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ при разработке схемы расположения земельного участка, а именно образование земельных участков не должно приводить к изломанности границ. Лашманова Т.А. считает, данный отказ необоснованным, нарушающим ее право на приобретение в собственность за плату земли, предусмотренное пп. 3 п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ.

В судебном заседании представитель административного истца Василенко Ю.Ю. поддержала административные исковые требования в полном объеме, доводы, изложенные в иске, поддержала и дала пояснения, аналогичные установочной части решения, дополнив, что как следует из схемы расположения земельного участка, образуемый участок с южной и восточной сторон окружен существующим кадастровым учетом других земельных участков, с западной и северной – землями общего пользования садового товарищества «...», следовательно, земельный участок не может быть образован в других границах, и его имеющаяся конфигурация продиктована объективными причинами. Фактически на местности, в образуемых границах земельный участок существует более 30 лет. Просила административный иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика Данилов С.Г. в судебном заседании административный иск не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве, полагает, что обжалуемое постановление является обоснованным и законным, не создает каких-либо препятствий к осуществлению прав, свобод и законных интересов истца.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему:

В ст. 46 Конституции Российской Федерации закреплено право гражданина на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Исходя из содержания п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", а также в силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, то есть действия могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Таким образом, по смыслу указанных выше норм права необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.

Из материалов дела следует и установлено, судом, что административный истец Лашманова Т.А. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ..., реестровый номер ... является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для дальнейшей эксплуатации садового участка, общая площадь ... кв.м., адрес (местонахождение) объекта ...., с/т «...», по ..., садовый участок ... (л.д. 7).

... Лашманова Т.А. обратилась в департамент по управлению муниципальным имуществом администрации г.о. Тольятти с заявлением о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности на основании пп.3 п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса (л.д. 8).

Администрацией г.о. Тольятти ... принято постановление ...-... об отказе Лашмановой Т.А. а заключении соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности, имеющего кадастровый ... (л.д. 9).

Основанием для отказа являются пп.11 п. 9 ст. 39.29, пп. 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам, а именно: образование земельных участков не должно приводить к изломанности границ.

Административный истец с данным отказом не согласилась и обратилась в суд с настоящим иском.

Из ч. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ следует, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно ст. 11.7 Земельного кодекса РФ перераспределение земельных участков перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 (ст.ст. 39.27 - 39.29) настоящего Кодекса.

Статья 39.1 Земельного кодекса РФ содержит перечень оснований возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Согласно п. 2 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.

В обобщенном виде перераспределение можно охарактеризовать как совокупность действий, направленных на преобразование смежных земельных участков, осуществляемых на основании соглашения между правообладателями данных объектов, в результате которых образуются один или несколько других смежных земельных участков, но с иными индивидуализирующими признаками (площадью, границами).

Анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что перераспределение земель является способом образования земельных участков, но не отнесено законодателем к самостоятельным основаниям для предоставления земельного участка и не заменяет порядка и оснований их предоставления.

В соответствии с п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ;

2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;

3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен п. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса РФ и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;

4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте;

5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;

6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с п. 19 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;

7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;

8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;

9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с пп. 1 и 4 п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ;

10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п. 16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ;

12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.

В соответствии с п. 1 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Исходя из анализа п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ можно сделать вывод о том, что одним из принципов перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, является приведение границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ и чересполосицы.

Согласно п. 1 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим, препятствующим рациональному использованию и охране земель, недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами.

Кроме того, п. 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

В соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Пунктом 8 ст. 28 Федерального закона 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлено, что отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).

В соответствии с пп. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).

Из схемы расположения спорных земельных участков (л.д. 11) следует, что границы образуемого земельного участка пересекают земли общего пользования, то такой земельный участок не подлежит предоставлению в собственность граждан в силу прямого запрета, установленного законодателем.

Доводы представителя административного истца о том, что присоединяемый земельный участок не граничит с землями общего пользования, о чем в схеме сделана отметка председателя СНТ, объективными и достоверными доказательствами не подтвержден, границы СНТ не определены.

В соответствии с пп. 1 и 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п. 12 настоящей статьи и разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам.

Изломанность границ образуемого земельного участка, а также несоответствие схемы расположения образуемого земельного участка, требованиям ст. 11.10 Земельного кодекса РФ являются безусловными основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, на что обоснованно указано в оспариваемом Лашмановой Т.А. отказе администрации г.о. Тольятти.

Представленный административным истцом проект схемы расположения земельного участка, образование в соответствие с ним новых земельных участков путем перераспределения будет нарушать названные выше принципы земельного законодательства, что недопустимо.

Кроме того, доказательств того, что границы планируемого к образованию земельного участка, подлежащего передаче в собственность Лашмановой Т.А., обоснованно установлены, в том числе по отношению к выбранной увеличивающейся площади, а способ увеличения земельного участка путем перераспределения избран в соответствии с положениями земельного законодательства, в материалах дела не имеется.

В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В ходе судебного разбирательства не установлено не соответствие оспариваемого решения требованиям закона, а также не выявлено обстоятельств, свидетельствующих о наличии нарушений прав и законных интересов административного истца, который не обосновал, какие неблагоприятные последствия возникли у нее в результате принятия оспариваемого решения.

Руководствуясь ст.ст. 177, 227-228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление ЛАШМАНОВОЙ Т.А. к Администрации г.о. Тольятти о признании незаконным постановления об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель и обязании заключить соглашение о перераспределении земельного участка в соответствии со схемой кадастрового инженера, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 20.10.2017 года.

Судья А.В. Винтер

2а-1942/2017 ~ М-1915/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Лашманова Т.А.
Ответчики
Администрация г.о.Тольятти
Другие
Василенко Ю.Ю.
Суд
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Винтер (Гросул) А. В.
Дело на странице суда
komsomolsky--sam.sudrf.ru
03.10.2017Регистрация административного искового заявления
05.10.2017Передача материалов судье
05.10.2017Решение вопроса о принятии к производству
05.10.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.10.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.10.2017Судебное заседание
20.10.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.01.2018Дело оформлено
23.10.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее