Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-835/2020 ~ М-291/2020 от 23.01.2020

РЕШЕНИЕ

(резолютивная часть)

Именем Российской Федерации

12 марта 2020 г.                            <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Снежковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело а-835/2020 по иску Люлиной Т. И. об оспаривании решения Департамента управления имуществом г.о. Самара,

Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                В.Ю. Болочагин

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                            <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Снежковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело а-835/2020 по иску Люлиной Т. И. об оспаривании решения Департамента управления имуществом г.о. Самара,

установил:

Люлина Т.И. обратилась в Ленинский районный суд <адрес> с административным исковым заявлением об оспаривании решения Департамента управления имуществом г.о. Самара. В обоснование заявления указывает, что является собственницей жилого дома по адресу: <адрес>. Она обратилась в Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлением о предоставлении земельного участка по домом в собственность, основываясь на том, что она имеет исключительное право на приобретение земельного участка как собственница расположенного на нём здания. В удовлетворении заявления было отказано. Просит (в принятой к производству редакции исковых требований) признать незаконными приказ Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ и решение Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ .

В судебном заседании представитель истицы по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Марьина Е.А. заявленные требования поддержала.

Представитель ответчика по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Ткаченко И.В. в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 29-36).

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Истица утверждает, что ей принадлежит на праве собственности жилой дом по адресу: <адрес>, Ремонтный пер, <адрес>. Никаких доказательств данного обстоятельства суду не представлено.

ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением №СП-9/2927 о предоставлении в собственность возмездно земельного участка с кадастровым номером 63:01:0106004:805, занимаемого жилым домом, без проведения торгов (л.д. 45-47).

ДД.ММ.ГГГГ заявление истицы было передано на рассмотрение Департамента управления имуществом г.о. Самара.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 40-42) Департамент управления имуществом г.о. Самара отказал истице в предоставлении земельного участка по основаниям, предусмотренным пп.6, 7, 17 ст.39.16 ЗК РФ (земельный участок изъят из оборота или ограничен в обороте, земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения). Решение доведено до заявительницы письмом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5-7)

Отказ в предоставлении земельного участка очевидным образом затрагивает законные интересы заявительницы, в связи с чем может быть оспорен ею в порядке, установленном гл.22 КАС РФ.

В соответствии с п.1 ст.39.14 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст.39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Соответственно, подача истицей ответчику заявления о предоставлении земельного участка представляла собой реализацию шестого этапа вышеописанной процедуры.

В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции. Согласно п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», руководитель Департамента управления имуществом г.о. Самара наделён полномочиями по принятию решений об отказе в предоставлении земельных участков без проведения торгов в случаях, предусмотренных ст.39.20 ЗК РФ (пп.4 п.2 указанного постановления).

Следовательно, ответчик был компетентен рассмотреть заявление истицы о предоставлении земельного участка и принять решение по существу заявления.

Специальной процедуры принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка закон не устанавливает.

В соответствии с п.5 ст.39.17 ЗК РФ в срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в его предоставлении, предусмотренных ст.39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст.39.16 ЗК РФ, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Согласно пп.6 ст.39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если земельный участок изъят из оборота или ограничен в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.

Согласно пп.7 ст.39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд (за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования).

В соответствии с пп.13 п.5 ст.27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

Таким образом, положения пп.7 ст.39.16 ЗК РФ, по существу, дублируют положения пп.6 ст.39.16 ЗК РФ, поскольку резервирование земель для государственных или муниципальных нужд влечёт ограничение его оборотоспособности.

В соответствии с п.2 ст.27 ЗК РФ земельные участки, отнесённые к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Федеральный закон, разрешающий приватизацию земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, отсутствует.

Из материалов дела усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:0106004:805 находится в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд приказом Министерства транспорта и автомобильных дорог <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 48-49, 54-74).

Следовательно, испрашиваемый заявительницей земельный участок ограничен в обороте и не может быть предоставлен ей на праве собственности.

Если заявительница действительно является собственницей расположенного на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0106004:805 строения, то реализовать своё предусмотренное ст.39.20 ЗК РФ право она может лишь в форме аренды земельного участка, занимаемого домом и прилегающей территорией.

Следует, однако, отметить, что ссылка ответчика в оспариваемом решении на пп.17 ст.39.16 ЗК РФ неосновательна, поскольку наличие утверждённой градостроительной документации само по себе не является препятствием для предоставления уже сформированного земельного участка (оно препятствует предварительному согласованию предоставления несформированного земельного участка). В указанной норме закона говорится о невозможности предоставления стороннему заявителю такого земельного участка, который в соответствии с градостроительной документацией предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. В настоящем деле этого не имеет места, земельный участок с кадастровым номером 63:01:0106004:805 для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения утверждённой градостроительной документацией не предназначен.

Также следует указать, что расположение земельного участка в пределах красных линий не тождественно отнесению его к территориям общего пользования. Если на земельном участке действительно располагается находящееся в частной собственности строение, этот земельный участок никак не может быть признан территорией общего пользования.

Однако поскольку одно из оснований оспариваемого решения нашло подтверждение в ходе разбирательства дела и оно действительно является препятствием в приватизации испрашиваемого земельного участка, в целом оспариваемое решение является законным.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                (подпись)            В.Ю. Болочагин

Копия верна

Судья

Секретарь

2а-835/2020 ~ М-291/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Люлина Т.И.
Ответчики
Департамент управления имуществом г.о.Самара
Другие
Марьина Е.А.
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Болочагин В. Ю.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
23.01.2020Регистрация административного искового заявления
23.01.2020Передача материалов судье
27.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
17.02.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
17.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.03.2020Подготовка дела (собеседование)
03.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.05.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
15.05.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
22.05.2020Судебное заседание
16.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее