Дело №а-2289/2022
(УИД 73RS0001-01-2022-005242-86)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июня 2022 года город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Усовой В.Е.,
при секретаре Яргункиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Бочкова Дениса Евгеньевича к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным отказа в заключении дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка и возложении обязанности по заключению дополнительного соглашения,
У С Т А Н О В И Л:
Бочков Д.Е. обратился в суд с административным иском к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным отказа в заключении дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка и возложении обязанности по заключению дополнительного соглашения, указав следующее.
Он является арендатором земельного участка с кадастровым номером 73:24:021010:5409, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, р-н Заволжский, юго-западнее жилого дома № 33 по пр-ту. Авиастроителей, категория земель: земли населенных пунктов, разрешённое использование: под размещение объекта социального и коммунально-бытового назначения, площадью 1301 кв.м, на основании Дополнительного Соглашения от 10.12.2021 года к Договору аренды земельного участка от 06.02.2017 года № АТ 2017/24/02-9. Срок аренды земельного участка установлен с 06.02.2017 года по 06.02.2022 года. На названном земельном участке расположен объект незавершенного строительства с кадастровым номером 73:24:021010:5724, принадлежащий истцу на праве собственности, что подтверждается записью в ЕГРН от 08.11.2021 года № 73:24:021010:5724-73/049/2021-3. 23.03.2022 он обратился в Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области с заявлением о заключении дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка. 25.03.2022 административный ответчик отказал истцу в заключении Дополнительного соглашения, указав, что внесение изменений в договор аренды земельного участка (в части срока) возможно только до окончании срока его действия. Считает данный отказ незаконным, так как имеются необходимые условия, предусмотренные законом для продления договора аренды. Действиями административного ответчика нарушаются его права, свободы и законные интересы. Просил признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области от 25.03.2022 № 73-ИОГВ-08-03.04/4835 в заключении дополнительного соглашения к договору аренды № АТ 2-17/24/02-9 от 06 февраля 2017 года земельного участка с кадастровым номером 73:24:021010:5409 и обязать Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области заключить дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия договора на три года.
Административный истец Бочков Д.Е. в судебном заседании административный иск поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в нем.
Представитель административного истца Бочкова Д.Е. – Курбаналиев Р.Р. в судебном заседании административный иск поддержал в полном объеме по доводам, изложенным своим доверителем. Дополнительно пояснил суду, что, несмотря на окончание срока договора аренды 06.02.2022 года, договор является действующим, так как ни одна из сторон не заявила о его расторжении, истец вносит арендную плату, которая принимается административным ответчиком. С иском о возврате земельного участка ответчик в суд не обращался. Просил иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области Борисова А.О. в судебном заседании административные исковые требования не признала и пояснила суду, что 25.03.2022 Министерством в адрес истца направлен отказ в заключении дополнительного соглашения к договору ввиду истечения срока действия договора аренды. Министерство считает, что срок договора аренды 06.02.2017 № АТ 2017/24/02-9 окончен и поскольку данный договор заключен по результатам проведения торгов, в силу положений ст. 448 ГК РФ не допускается внесение изменений в условия договора, если таковые имели существенное значение для определения цены на торгах. Просила в иске отказать.
Выслушав пояснения административного истца Васильевой Т.В., исследовав письменные материалы административного дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 8, 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что при проверке законности указанных решений, действий (бездействия) суд выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
В соответствии со ст. 2 Закона Ульяновской области от 03.07.2015 № 85-ЗО «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципального образования «город Ульяновск» Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области» уполномоченный орган в течение неограниченного срока осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципального образования «город Ульяновск» по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Днем начала осуществления уполномоченным органом указанных в части 1 настоящей статьи полномочий органов местного самоуправления является 1 января 2016 года, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.
Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области является уполномоченным лицом в части разрешения вопросов по распоряжению в пределах муниципального образования «город Ульяновск» земельными участками, на которые государственная собственность не разграничена.
Как следует из материалов дела, 06.02.2017 между Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области и Обществом с ограниченной ответственностью «Аурум» заключен договор аренды № АТ 2017/24/02-9 земельного участка с кадастровым номером 73:24:021010:5409 площадью 1301 кв.м, расположенный по адресу: г. Ульяновск, Заволжский р-н, юго-западнее дома № 33 по пр-ту Авиастроителей, цель использования: под размещение объекта социального и коммунально-бытового назначения, сроком до 06.02.2022 на основании протокола заседания комиссии по проведению аукциона по продаже земельных участков либо на право заключения договоров аренды земельных участков от 26.01.2017 № 02.04-14/2016.
10.12.2021 между Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области и истцом заключено дополнительное соглашение к договору аренды от 06.02.2017 № АТ2017/24/02-9 о замене стороны арендатора с ООО «Аурум» на Бочкова Д.Е.
Согласно п. 2 дополнительного соглашения от 10.12.2021 к Договору истец принимает на себя все права и обязанности по договору с 08.11.2021.
23.03.2022 истец обратился в Министерство строительства отношений и архитектуры Ульяновской области с заявлением о заключении дополнительного соглашения к договору аренды от 06.02.2017 № АТ 2017/24/02-9 о продлении срока действия договора на основании ст. 8 Федерального закона от 14.03.2022 № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
25.03.2022 письмом № 73-ИОГВ-08-03.04/4835 Министерство строительства и архитектуры Ульяновкой области отказало истцу в заключении дополнительного соглашения к договору ввиду истечения срока действия договора аренды, срок действия которого истек 06.02.2022 года.
Не согласившись с отказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области, Бочков Д.Е. обратился в суд с настоящим административным иском.
14 марта 2022 года был принят Федеральный закон № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Названный Федеральный закон был опубликован 14.03.2022 года и согласно ст. 10 настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона № 58-ФЗ от 14.03.2022 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 марта 2023 года арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия данного договора аренды, независимо от оснований заключения данного договора аренды, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате при условии, что:
1) на дату обращения арендатора с указанным требованием срок действия договора аренды земельного участка не истек либо арендодателем не заявлено в суд требование о расторжении данного договора аренды;
2) на дату обращения арендатора с указанным требованием у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
Срок, на который увеличивается срок действия договора аренды земельного участка в соответствии с дополнительным соглашением, указанным в части 3 настоящей статьи, не может превышать три года. При этом положения пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации не применяются.
Арендодатель обязан без проведения торгов заключить соглашение, указанное в части 3 настоящей статьи, в срок не позднее пяти рабочих дней со дня обращения арендатора с требованием о его заключении».
Как установлено при рассмотрении дела, все необходимые условия, предусмотренные вышеприведенным законом для продления договора аренды земельного участка, заключенного с Бочковым Д.Е., имеются.
При этом суд соглашается с доводами административного истца о том, что договор аренды от 06.02.2017 № АТ 2017/24/02-9 является действующим в силу следующего.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Договор аренды заключается на срок, определенный договором. Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок (пункты 1 и 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).
Применительно к земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что договор аренды такого земельного участка заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в частности в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи (подпункт 10 пункта 2 указанной статьи).
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта:
1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
2) собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
Истец является собственником объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 73:24:021010:5724, расположенного на спорном земельном участке, что подтверждается записью в ЕГРН от 08.11.2021 года № 73:24:021010:5724-73/049/2021-3, ни одна из сторон в период действия договора аренды об его расторжении не заявляла, такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта, истец своевременно и в полном размере вносит арендную плату.
Все вышеизложенные обстоятельства в их совокупности позволяют суду сделать вывод о том, что срок действия договора аренды земельного участка с кадастровым номером 73:24:021010:5409, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, р-н Заволжский, юго-западнее жилого дома № 33 по пр-ту. Авиастроителей, на дату обращения Бочкова Д.Е. в Министерство не истек; арендодателем не заявлено требование о расторжении такого договора аренды; информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в материалах дела отсутствует.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что у Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области отсутствовали правовые основания для отказа Бочкову Д.Е. в заключении дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка.
Доводы административного ответчика об обратном основаны на неверном толковании норм материального права.
В связи с изложенным, нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца Бочкова Д.Е. действиями административного ответчика нашло свое подтверждение в судебном заседании.
В связи с этим отказ Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области (в настоящее время Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области) от 25.03.2022 № 73-ИОГВ-08-03.04/4835 в заключении дополнительного соглашения к договору аренды № АТ 2-17/24/02-9 от 06 февраля 2017 года земельного участка с кадастровым номером 73:24:021010:5409 следует признать незаконным и административные исковые требования в данной части подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 22 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Обращаясь в суд с данным иском, административный истец Бочков Д.Е. просил обязать ответчика Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области заключить с ним дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка, предусматривающее увеличение срока действия договора на три года.
Поскольку отказ административного ответчика в заключении с Бочковым Д.Е. дополнительного соглашения признан судом незаконным не по процессуальным основаниям, а по существу рассматриваемого вопроса, суд полагает необходимым с целью восстановления нарушенных прав административного истца, обязать Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области заключить с Бочковым Д.Е. дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка № АТ 2-17/24/02-9 от 06 февраля 2017 года, предусматривающее увеличение срока действия на срок три года, то есть до 06.02.2025 года.
Руководствуясь ст.ст.177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 25 ░░░░░ 2022 ░░░░ № 73-░░░░-08-03.04/4835 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ № ░░ 2017/24/02-9 ░░ 06 ░░░░░░░ 2017 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 73:24:021010:5409.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 30 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ № ░░ 2017/24/02-9 ░░ 06 ░░░░░░░ 2017 ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░░░░, ░░ ░░░░ ░░ 06.02.2025 ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29.06.2022.