Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
14 декабря 2023 года
Сызранский ФИО1 суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Зининой А.Ю.,
при секретаре ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № ***а-4815/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № *** по Самарской области к ФИО3 о взыскании задолженности,
у с т а н о в и л:
Административный истец обратился в суд к административному ответчику и с учетом уточнения просит взыскать с ФИО3 в пользу государства в лице Межрайонной ИФНС России № *** по Самарской области задолженность в общем размере 857, 10 руб., в том числе: налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов налог в размере 825,88 руб., из которых: налог за 2014 год в размере 54,88 руб. по требованию № *** от <дата>, налог за 2019 год в размере 534 руб. по требованию № *** от <дата>, налог за 2015 год в размере 237 руб. по требованию № *** от <дата>, пени в размере 31,22 руб. В случае утраты возможности взыскания по требованиям, просит рассмотреть вопрос о признании задолженности безнадежной к взысканию.
В обоснование своих требований административным истцом указано, что административный ответчик является налогоплательщиком и в соответствии с п. 1 ст. 23 НК РФ обязан уплачивать налоги. К налогам, обязанность уплаты которых возложены на налогоплательщика – физических лиц относится транспортный налог (гл. 28 НК РФ). Административный ответчик являлся налогоплательщиком указанных налогов в рассматриваемых налоговых периодах, в связи с наличием объектов налогообложения. В связи с чем, в адрес налогоплательщика были направлены налоговые уведомления. В связи с неуплатой налогов позднее в адрес налогоплательщика были направлены требования об уплате налогов. В связи с неисполнением требований, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, вынесенный судебный приказ был отменен определением мирового судьи в связи с поступившими возражениями должника.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от <дата> № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № *** по Самарской области не явился, в заявлении просит рассмотреть дело без участия представителя.
Административный ответчик ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещался судом надлежащим образом, судебная повестка возвращена по истечении срока хранения, в силу ст. 96, 100, 150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело без участия административного ответчика.
Проверив дело, исследовав письменные материалы, материалы административного дела № ***а-3585/2022, суд считает заявленный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в части по следующим основаниям.
В силу ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В соответствии со ст. 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с ч. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ.
В силу ч. 1, 2 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, федеральной территории "Сириус") следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение. В целях настоящей главы дома и жилые строения, расположенные на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.
Согласно ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
В силу п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В силу ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Судом установлено, что ФИО3 является налогоплательщиком налога на имущество в связи с наличием у него в собственности в указанный период квартиры с КН 63:08:0113010:2335 по адресу: Самарская область г. Сызрань <адрес> (регистрация права с <дата> по настоящее время).
В адрес ФИО3 было направлено налоговое уведомление № *** от <дата> о начислении налога на имущество за 2015-2016 годы в размере 237 руб.
В связи с неуплатой начисленного налога, налоговый орган выставил ФИО3 требование № *** от <дата> об уплате налога на имущество за 2015-2016 годы в общем размере 237 руб., пени в размере 13,55 руб., в срок уплаты до <дата>.
Расчет начисленных пени по требованиям подтверждается операциями в КРСБ и расчетом пени, представленным налоговым органом.Также в адрес ФИО3 было направлено налоговое уведомление № *** от <дата> о начислении налога на имущество за 2019 г. в размере 534 руб.
В связи с неуплатой начисленного налога, налоговый орган выставил ФИО3 требование № *** от <дата> об уплате налога на имущество за 2019 г. в общем размере 534 руб., пени в размере 16,45 руб., в срок уплаты до <дата>.
Расчет начисленных пени по требованиям подтверждается операциями в КРСБ и расчетом пени, представленным налоговым органом.
Налогового уведомления и требования об уплате налога за 2014 год, а также доказательств их направления налоговым органом не представлено.
Судебный приказ № ***а-3585/2022 вынесенный мировым судьей судебного участка № *** судебного района г. Сызрань Самарской области <дата> о взыскании с ФИО3 недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог в размере 825,88 руб., пени в размере 31,22 руб., а всего взыскать 857,1 руб., отменен определением мирового судьи судебного участка № *** судебного района г. Сызрани Самарской области от <дата> в связи с поступившими возражениями должника.
Судом также установлено, что сумма задолженности по налогу на имущество частично погашена, а именно по требованию № *** от <дата> налог за 2014 год погашен частично <дата> в размере 115,56 руб., <дата> пени уменьшены в размере 31,22 руб.
До настоящего времени уплата налогов и пени за 2015-2016 г., 2019 г. ФИО3 не произведена, в связи с чем, <дата> Межрайонная ИФНС России № *** по Самарской области обратилась в Сызранский ФИО1 суд с настоящим административным иском к ФИО3 о взыскании задолженности по налогам в общем размере 857,10 руб.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежной к взысканию признается задолженность, числящаяся за налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом и повлекшая формирование отрицательного сальдо единого налогового счета такого лица, погашение и (или) взыскание которой оказались невозможными, в случаях: в том числе принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания задолженности в связи с истечением установленного срока ее взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании задолженности.
В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 59 НК РФ органами, в компетенцию которых входит принятие ФИО1 о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании, являются: в том числе налоговые органы.
В силу п. 4 ст. 59 НК РФ суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации, признаются безнадежными к взысканию и списываются в соответствии с настоящей статьей в случае, если на момент принятия ФИО1 о признании указанных сумм безнадежными к взысканию и их списании соответствующие банки ликвидированы.
В силу п. 5 ст. 59 НК РФ Порядок списания задолженности, признанной безнадежной к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).
В соответствии с названными положениями Законом Самарской области от <дата> N 32-ГД "О дополнительных основаниях признания безнадежными к взысканию недоимки по региональным налогам, задолженности по пеням и штрафам по этим налогам" установлены дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки по региональным налогам, задолженности по пеням и штрафам по этим налогам.
Согласно статье 2 названного Закона безнадежными к взысканию признаются недоимки по региональным налогам, задолженность по пеням и штрафам по этим налогам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными при наличии следующих оснований:
1) задолженности физических лиц по транспортному налогу, исчисленному по утилизированным транспортным средствам;
2) задолженности организаций и индивидуальных предпринимателей по отмененным региональным налогам, в отношении которой истек срок взыскания, установленный законодательством Российской Федерации.
ФИО1 <адрес> Самара от <дата> N 146 "О дополнительном основании признания безнадежными к взысканию недоимки по местным налогам, задолженности по пеням и штрафам по этим налогам" установлено, что дополнительным основанием признания безнадежными к взысканию недоимки по местным налогам, задолженности по пеням и штрафам по этим налогам является задолженность отдельных налогоплательщиков по отмененным местным налогам, в отношении которой истек срок взыскания, установленный законодательством Российской Федерации.
Перечень документов, подтверждающих дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки по региональным налогам, задолженности по пеням и штрафам по этим налогам, устанавливается Правительством Самарской области.
Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от <дата> № ЕД-7-8/1131@ утвержден Порядок списания задолженности, признанной безнадежной к взысканию, и перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания задолженности безнадежной к взысканию
По смыслу положений ст. 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм п. 5 п. 3 ст. 44 и пп. 4 п. 1 ст. 59 Кодекса исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.
Согласно ст. 47.2 БК РФ платежи в бюджет, не уплаченные в установленный срок (задолженность по платежам в бюджет), признаются безнадежными к взысканию в случае: принятия судом акта, в соответствии с которым администратор доходов бюджета утрачивает возможность взыскания задолженности по платежам в бюджет в связи с истечением установленного срока ее взыскания (срока исковой давности), в том числе вынесения судом определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании задолженности по платежам в бюджет.
Согласно Приказу Минфина России от <дата> № ***н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» администратором поступления налогов, сборов, пени, штрафа является Федеральная налоговая служба (код 182), следовательно, Межрайонная ИФНС вправе обращаться в суд с исковыми требованиями о признании задолженности безнадежной.
Межрайонная ИФНС России № *** по Самарской области осуществляет функции по взысканию задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пени, штрафам, процентам в отношении всех налогоплательщиков, состоящих на налоговом учете в Самарской области в соответствии с пунктами 3, 6.2 Положения об Инспекции, утвержденным Приказом УФНС России по Самарской области от <дата> № ***.
С учетом всех обстоятельствах по делу, суд считает необходимым административный иск Межрайонной ИФНС России № *** по Самарской области к ФИО3 о взыскании задолженности по налогам в общем размере 857,10 руб. оставить без удовлетворения, поскольку судом установлено, что Межрайонная ИФНС России № *** по Самарской области обратилась к мировому судье <дата> за пределами установленного законом шестимесячного срока, установленного ст. 48 НК РФ, поскольку требованием № *** от <дата> установлен срок оплаты налога до <дата>, требованием № *** от <дата> установлен срок оплаты налога до <дата>, уважительные причины пропуска административным истцом шестимесячного срока для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением отсутствуют.
Каких-либо других доводов в обоснование своих требований и уважительности пропуска срока обращения административным истцом не представлено.
Вместе с тем, суд считает возможным удовлетворить требования Межрайонной ИФНС России № *** по Самарской области о признании безнадежной ко взысканию указанной выше суммы задолженности, поскольку налоговый орган утратил возможность взыскания задолженности в связи с истечением установленного срока ее взыскания.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск Межрайонной ИФНС России № *** по Самарской области к ФИО3 о взыскании задолженности удовлетворить частично.
Признать безнадежной к взысканию с ФИО3, <дата> года рождения, уроженца с. ФИО2 <адрес>, зарегистрированного по адресу: Самарская область г. Сызрань <адрес>, паспорт серии № *** № *** выдан <дата> УВД г. Сызрани Самарской области, код подразделения № ***, ИНН № ***, о взыскании в пользу государства в лице Межрайонной ИФНС России № *** по Самарской области задолженности в общем размере 857, 10 руб., в том числе: налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов налог в размере 825,88 руб., из которых: налог за 2014 год в размере 54,88 руб. по требованию № *** от <дата>, налог за 2019 год в размере 534 руб. по требованию № *** от <дата>, налог за 2015 год в размере 237 руб. по требованию № *** от <дата>, пени в размере 31,22 руб.
В остальной части требований – отказать.
ФИО1 может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский ФИО1 суд в течение месяца со дня изготовления ФИО1 в окончательной форме.
Судья: Зинина А.Ю.
Мотивированное ФИО1 изготовлено <дата>.
Судья: Зинина А.Ю.