дело № 2-96/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 мая 2012 года с. Шебалино
Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе
председательствующего судьи Битешева А.М.
при секретаре Даниловой Е.А.,
с участием прокурора Барсуковой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц с привлечением к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Администрации муниципального образования «Шебалинский район» к Чергинскому муниципальному унитарному предприятию «жилищно-коммунального хозяйства» об обязании оборудования площадок для временного хранения золошлаков котельных в соответствие с требованиями Санитарно – эпидемиологических правил и нормативов,
установил:
Горно-Алтайский природоохранный прокурор обратился в Шебалинский районный суд с требованием об обязании Чергинского муниципального унитарного предприятия «жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Чергинское МУП ЖКХ) оборудовать территорию площадок временного хранения золошлаков котельных, расположенных <адрес>: навесами для защиты хранящихся насыпью отходов от воздействия атмосферных осадков и ветров; поверхность площадок - искусственными водонепроницаемыми и химически стойкими покрытиями; по периметру площадок - обваловкой и обособленными сетями ливнестоков с автономными очистными сооружениями.
Требования мотивированы тем, что котельная <адрес> находится в собственности Администрации МО «Шебалинский район» и передана Чергинскому МУП ЖКХ на праве оперативного управления. Котельные <адрес> находятся в собственности Чергинского МУП ЖКХ. В ходе выездной проверки было установлено, что площадки для хранения золошлаков указанных котельных не отвечают требованиям, установленным действующим законодательством.
Так, в нарушение требований п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», на площадках для хранения золошлаков отсутствуют: навесы, искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие, обваловки по периметру и обособленные сети ливнестоков с автономными очистными сооружениями. Поскольку п.2.2.4 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Чергинским МУП ЖКХ с <данные изъяты>, предусмотрено, что арендатор обязуется не производить никаких изменений и улучшений имущества, вызываемых его потребностями, без письменного разрешения арендодателя, обязанность по переоборудованию площадок хранения золошлаков лежит на Чергинском МУП ЖКХ.
Несоблюдение Чергинским МУП ЖКХ требований СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7 может привести к загрязнению земли, водных объектов и атмосферного воздуха, тем самым нарушаются интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании помощник прокурора Шебалинского района РА Барсукова Г.В. поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика – начальник Чергинского МУП ЖКХ Берстенев Б.Г., действующий на основании Устава, в судебном заседании иск признал, однако пояснил, что раньше никто таких требований не предъявлял, а для устранения указанных в иске недостатков потребуются значительные денежные средства, которых у Чергинского МУП ЖКХ нет.
Представитель третьего лица - Администрации муниципального образования «Шебалинский район» Самойлова Н.А., действующая в пределах полномочий, указанных в доверенности, на судебное заседание не явилась и просила рассмотреть дело без её участия, что в силу ст. 167 ГПК РФ не является препятствием к рассмотрению дела.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований прокурора по следующим основаниям.
Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Основным законом гарантируется право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением (ст. 42).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. При этом негативное воздействие на окружающую среду определено как воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; загрязнение окружающей среды – как поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; вред окружающей среде – как негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов (ст. 1 Закона).
В судебном заседании из материалов дела установлено, что Чергинское МУП ЖКХ в качестве юридического лица осуществляет деятельность по эксплуатации жилищного фонда, котельных и инженерных коммуникаций, отоплению жилого фонда и объектов социальной сферы, водоснабжению, санитарной очистке, выполнению ремонтно-строительных работ, оказанию дополнительных услуг населению. Для целей отопления населения Чергинское МУП ЖКХ использует закрепленную за ним на праве оперативного управления котельную, расположенную в <адрес>, и переданные Чергинскому МУП ЖКХ котельные, расположенные <адрес>.
Из указанного следует, что Чергинское МУП ЖКХ является хозяйствующим субъектом, фактически осуществляющим в соответствии с целями и видами деятельности эксплуатацию источника выработки тепловой энергии – котельных, находящихся в его пользовании.
Статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) определено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Содержание территорий сельских поселений, промышленных площадок в соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона № 52-ФЗ должно отвечать санитарным правилам.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, являются отходами производства и потребления.
В процессе деятельности Чергинского МУП ЖКХ по эксплуатации котельных образуются отходы производства и потребления – золошлаки, которые складируются (накапливаются) и временно хранятся непосредственно около производственных зданий котельных навалом. Такое складирование (накопление) и временное хранение в соответствии со ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ подпадает под категорию обращения с отходами. Накопление отходов – это временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно п. 3.7. СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7 «Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 г., при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Выполнение данных требований санитарных правил и норм при эксплуатации котельных, расположенных <адрес>, не обеспечивается (акт проверки котельной от ДД.ММ.ГГГГ), что, безусловно, является нарушением действующего законодательства в области охраны окружающей среды и должно быть устранено.
Из смысла вышеуказанной ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ следует, что обязанность соблюдения экологических, санитарных и иных требований, установленных законодательством РФ в области охраны окружающей среды и здоровья человека, лежит на юридическом лице, осуществляющем непосредственную эксплуатацию предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанную с обращением с отходами.
Перечень действий, входящих в понятие деятельности по обращению с отходами, исчерпывающе определен статьей 1 Федерального закона № 89-ФЗ, в частности, в него включаются сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение отходов.
Факт того, что деятельность по эксплуатации котельных и обращению с отходами производства и потребления осуществляется фактически Чергинским МУП ЖКХ, подтверждается имеющимися в материалах дела документами – проектом нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу Чергинского МУП ЖКХ (л.д. 17-19), а также лимитами образования и размещения отходов в виде золошлаков от сжигания углей, утвержденных Чергинскому МУП ЖКХ приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Алтайскому краю и Республике Алтай от ДД.ММ.ГГГГ №.
Приказами Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 N 511 и от 02.12.2002 N 786 утверждены критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды и федеральный классификационный каталог отходов, согласно которым золошлаки от сжигания углей (код 31300200 01 00 0), отнесены к IV классу опасности (малоопасные).
В судебном заседании установлено, что фактическим руководителем и Чергинского МУП ЖКХ, и <данные изъяты>, которому передано в аренду имущество Чергинского МУП ЖКХ, является представитель ответчика Берстенев Б.Г.
Таким образом, суд приходит к выводу, что обязанность по оборудованию территории площадок временного хранения золошлаков вышеуказанных трех котельных, расположенных <адрес>, лежит на Чергинском МУП ЖКХ.
Кроме того, в соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Признание иска ответчиком может быть не принято судом, если это нарушает права третьих лиц или противоречит закону. Указанных обстоятельств по делу не установлено, в связи с чем суд принимает признание иска ответчиком.
В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд определяет срок для исполнения решения суда с учетом принципа разумности, объема, характера работ, и считает возможным установить срок для устранения нарушений требований санитарных правил и норм при эксплуатации котельных – до 01 октября 2013 года.
Разрешая вопрос о несении сторонами процесса судебных издержек, суд руководствуется нормой ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, согласно которой издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, на основании п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, ч. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ, с Чергинского МУП ЖКХ в доход бюджета муниципального образования «Шебалинский район» подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение судом искового заявления неимущественного характера в размере 200 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора к Чергинскому муниципальному унитарному предприятию «жилищно-коммунального хозяйства» об обязании оборудования площадок для временного хранения золошлаков котельных в соответствие с требованиями Санитарно – эпидемиологических правил и нормативов, удовлетворить.
Обязать Чергинское муниципальное унитарное предприятие «жилищно-коммунального хозяйства» в срок до 01 октября 2013 года оборудовать территорию площадок временного хранения золошлаков котельных, расположенных в <адрес>:
- навесом для защиты хранящихся насыпью отходов от воздействия атмосферных осадков и ветров;
- поверхность площадок - искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием;
- по периметру площадок - обваловкой и обособленной сетью ливнестоков с автономными очистными сооружениями.
Взыскать с Чергинского муниципального унитарного предприятия «жилищно-коммунального хозяйства» в доход бюджета муниципального образования «Шебалинский район» государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме через Шебалинский районный суд.
Судья А.М. Битешев
Мотивированное решение составлено 17 мая 2012 года