РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ. Советский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Титовец М.В.,
при секретаре Кирилиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Бузиной ФИО6 к Администрации городского округа Самара о возложении обязанности направить проект договора купли-продажи земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Бузина Л.Н. обратилась в суд с заявлением к Администрации городского округа Самара об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка, в обосновании заявленных требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Департамент управления имуществом г.о.Самара с заявлением вх. № о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, площадью № кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №. К заявке были приложены необходимые документы для выделения земельного участка, указанные в перечне утвержденным Минэкономразвития России от 12.01.2015 г. № 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов». В соответствии со ст. 5 Земельного кодекса РФ границы земельного участка определены, земельный участок стоит на кадастровом учете, то есть объект правоотношений для целей приобретения в собственность существует. Истица фактически владеет и пользуется земельным участком. На испрашиваемом земельном участке также находится объект недвижимости (автозаправочная станция), принадлежащая истице на праве собственности.
В адрес ответчика помимо заявления о предоставлении земельного участка были направлены необходимые документы, в частности: свидетельство о государственной регистрации №, распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ об образовании земельных участков и утверждении схем расположения образованных земельных участков на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала №., кадастровый паспорт земельного участка, заключение кадастрового инженера. Однако испрашиваемый земельный участок за выкуп не предоставлен. Кроме того, ответчику был направлен проект договора купли-продажи земельного участка с предложением о его заключении по выкупной цене в размере 9 232 646 рублей 82 коп. Однако до нашего времени договор ответчиком не подписан. Истица считает, что ответчик необоснованно уклоняется от заключения договора купли-продажи земельного участка.
Истица просила суд обязать Администрацию городского округа Самара заключить с Бузиной ФИО6 договор купли-продажи земельного участка, общей площадью № кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, по выкупной цене в размере 9 232 646 рублей 82 коп.
В дальнейшем истица исковые требования уточнила. Просила суд обязать Администрацию городского округа Самара направить проект договора купли-продажи земельного участка, общей площадью № кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, по выкупной цене в размере 9 232 646 рублей 82 коп.
В судебном заседании представитель истицы – Миникаева Р. Р., действующая на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержала, просила суд удовлетворить их по изложенным в иске и письменных дополнениях основаниям.
Представитель ответчика Администрации г.о Самара и третьего лица –Департамента управления имуществом г.о Самара Симкина А.С., действующая на основании доверенностей, просила в удовлетворении требований отказать. Суду показала, что Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № Бузиной Л.Н. отказано в предоставлении в собственность за плату земельного участка, государственная собственности на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес> на основании п. 5 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, подпункта 5 пункта 2.14 Административного регламента в связи с тем, что на испрашиваемом земельном участке расположено сооружение (газоснабжение – газопровод подземный низкого давления, газопровод надземный низкого давления), являющееся муниципальной собственностью г.о Самара.
Представитель третьего лица ООО «Средневолжская газовая компания» филиал «Самарагаз» в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской, ходатайств об отложении судебного заседания и о рассмотрении дела в отсутствие его представителя не представил, о причинах неявки суду не сообщил.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 2 статьи 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно ст.39.1 ЗК РФ к числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, относит договор купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В силу пункта 6 части 2 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений осуществляется без проведения торгов.
Статьей 39.17 ЗК РФ установлен порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Названный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган обязан рассмотреть заявление, проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи или принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 указанного Кодекса, направить принятое решение заявителю. В названном решении должны быть указаны все основания отказа.
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного их которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, и не допускает возможности вольного толкования ее положений.
Пунктом 5 статьи 39.16 ЗК РФ предусмотрено, что основанием для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов является расположение здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Бузина Л.Н. обратилась в Департамент управления имуществом г.о Самара с заявлением вх. № о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, площадью № кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №. К заявлению были приложены необходимые документы для выделения земельного участка, указанные в перечне утвержденным Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов».
На испрашиваемом земельном участке также находится объект недвижимости - автозаправочная станция, площадью № кв.м., принадлежащая истице на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5).
В силу ст. 432 ГК РФ необходимым условием для заключения договора является направление другой стороне предложения о заключении договора (оферты). Офертой по смыслу ст. 445 ГК РФ является направленный другой стороне проект договора, содержащий все его существенные условия.
В соответствии с п. 1 ст. 435 ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.
Статья 160 ГК РФ предусматривает, что сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.
Согласно ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Бузина Л.Н. направила в Администрацию городского округа Самара проект договора купли-продажи земельного участка о его заключении по выкупной цене в размере 9 232 646 рублей 82 коп., что подтверждается квитанцией, описью вложения (л.д.37).
Согласно ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков находящихся в муниципальной собственности осуществляется органом местного самоуправления в пределах его компетенции.
В соответствии с постановлением Администрации г.о Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» руководитель Департамента строительства и архитектуры г.о Самара наделен полномочиями по приему заявлений граждан и юридических лиц в адрес Главы Администрации г.о Самара о предоставлении земельного участка, государственная собственность на которой не разграничена, в г.о Самара (во всех случаях), а также по подготовке проектов соответствующих распорядительных актов Администрации г.о Самара о предоставлении земельных участков.
В соответствии с п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Поскольку в рассматриваемом случае государственной кадастровый учет испрашиваемого земельного участка уже был осуществлён для приобретения прав на землю вышеописанная процедура должна начинаться с шестого пункта.
Согласно п. 3.5 ст. 39.17 ЗК РФ в течении 10 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям п. 1 ст. 39.17 ЗК РФ подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с п. 2 ст. 39.17 ЗК РФ. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
В срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований для предоставления земельного участка без проведения торгов и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 данной статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка.
Проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.
Таким образом, Администрация г.о Самара являясь уполномоченным на разрешения обращения заявителя органом была обязана либо возвратить заявление истице в течении 10 дней после его получения либо принять одно из указанных выше решений никак не позднее 30 дней.
Администрация городского округа Самара, рассмотрев заявление Бузиной Л.Н., постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ отказало Бузиной Л.Н. в предоставлении в собственность за плату земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес> на основании п. 5 ст. 39.16 ЗК РФ, подпункт 5 пункта 2.14 Административного регламента в связи с тем, что на испрашиваемом земельном участке расположено сооружение (газоснабжение – газопровод подземный низкого давления, газопровод надземный низкого давления), являющееся муниципальной собственностью г.о Самара (л.д.74).
В судебном заседании стороны не отрицали наличие на испрашиваемом земельном участке сооружения - газопровода надземного низкого давления.
Согласно Акту от ДД.ММ.ГГГГ газопровод низкого давления (инв. №) эксплуатируется ООО «СВГК» на основании права собственности, и в муниципальной собственности не находится. Также имеются технологические условия на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительству к газораспределительной сети, что подтверждается согласием ООО «СВГК» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.95).
Указанное обстоятельство влечет правовые последствия в виде распространения на испрашиваемый земельный участок, установленного п. 4 ст. 39.36 ЗК РФ режима повышенной правовой охраны, выражающегося в том, что газопровод подземный низкого давления, газопровод надземный низкого давления не подлежат принудительному сносу и демонтажу даже в том случае, если земельный участок, находящийся в публичной собственности, на котором или под поверхностью которого они расположены, предоставляется другим субъектам; установление сервитута, в отношении земельного участка на котором они расположены, не требуется; у собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов (п. 8 ст. 90 ЗК РФ (введен ФЗ от 21.07.20011 №257-ФЗ в ред. от 23.06.2014 №171-ФЗ), ст. 2 ФЗ от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», пункты 7,9,47 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 №878).
Однако данное ограничение не влечет оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату.
Таким образом, в отношении испрашиваемого земельного участка установлен режим в виде ограничения прав собственника. Охранная зона устанавливается вокруг объектов системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения (ст. 2 ФЗ от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»). При этом земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей, у их собственников, владельцев и пользователей не изымаются и могут быть использованы ими с учетом ограничений (обременении) (пункты 7, 9, 47 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 №878).
Нахождение объектов газоснабжения на части испрашиваемого земельного участка в силу закона ограничивает права собственника земельного участка, но не приводит к невозможности получения земельного участка в собственности за плату, и не исключает земельный участок из оборота.
Таким образом, Бузина Л.Н. как собственник автозаправочной станции, расположенной по адресу: <адрес> имеет право приобрести указанный земельный участок в собственность, путем выкупа, а именно заключив договор купли-продажи земельного участка, в связи с чем исковые требования Бузиной Л.Н. о возложении обязанности направить проект договора купли-продажи земельного участка подлежат удовлетворению.
Исковые требования о направлении проекта договора купли-продажи земельного участка в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу является обоснованными, правомерными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Бузиной ФИО6 к Администрации городского округа Самара о возложении обязанности направить проект договора купли-продажи земельного участка, удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа Самара направить в адрес Бузиной ФИО6 проект договора купли-продажи земельного участка, общей площадью № кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, по выкупной цене в размере 9 232646 рублей 82 коп., в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд гор. Самары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГг.