Дело № 2-4270/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 декабря 2018 года город Пермь
Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Пепеляевой И.С.,
при секретаре Вегелиной Л.Р.,
с участием истца Протасовой Л.Б.,
представителя ответчика Кусакиной Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Протасовой Ларисы Борисовны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Мотовилихинским районе г. Перми о возложении обязанности включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости соответствующие периоды, возложении обязанности назначить пенсию,
у с т а н о в и л:
Протасова Л.Б. (истица) обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Мотовилихинском районе г. Перми (ответчик), в котором просила признать незаконным решение Управление Пенсионного фонда РФ в Мотовилихинском районе г. Перми от 28.09.2018 №, возложить обязанность включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости соответствующие периоды, возложения обязанности назначить пенсию, взыскать расходы по оплате госпошлины. В обоснование заявленных требований истец указала на то, что 21.05.2018 истец, полагая, что имеет право на досрочную страховую пенсию по старости, поскольку ее специальный педагогический стаж составляет более 25 лет, обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400 ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия 25-летнего специального стажа педагогической деятельности.
В специальный стаж Протасовой Л.Б. для назначения пенсии не был включен период ее работы в должности воспитателя детского комбината №393 с 03.08.1990 по 01.06.1997 со ссылкой на то, что детские комбинаты не поименованы в Списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность в которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №643, и в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781.
Оспаривая законность принятого пенсионным органом решения, Протасова Л.Б. указала, что такие обстоятельства, как невключение в названные Списки детского комбината и отсутствие, не должны лишать ее права на досрочное пенсионное обеспечение.
Истец Протасова Л.Б. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Кусакина Л.А. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении требований истцу отказать. Представила письменные возражения, указав, что поскольку детские комбинаты не поименованы в Списке профессий и должностей, педагогическая деятельность в которых дает право на пенсию за выслугу лет, то оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
Выслушав лиц участвующих в судебном заседании, опросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что 21.05.2018 Протасова Л.Б. обратилась в ГУ УПФ РФ в Мотовилихинском районе г. Перми с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением комиссии по назначению пенсии за № от 28.09.2018 в специальный стаж истца включены периоды, в соответствии с которыми стаж составил 18 лет 11 месяцев 3 дня.
Не включен в стаж период работы истца:
03.08.1990 – 01.06.1997 (06-09-29) в должности воспитателя в детском комбинате № 393 Пермского завода «Машиностроитель», наименование учреждения не поименовано Списками.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В силу части 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. «м» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1067, с применением положений абзаца 3 пункта третьего указанного постановления – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №463, с применением положений пункта 2 указанного постановления – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» (действовал в спорный период работы) в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитывались все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). В соответствии с указанным Списком в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитывалась работа в должности – воспитатель в Детских дошкольных учреждениях всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли).
Согласно ст. 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Применительно к данному случаю это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав лиц, занимающихся педагогической деятельностью в учреждениях для детей, не зависимо от того, какое наименование и организационно правовую форму имеет учреждение, где они работают.
Суд считает, что выводы комиссии об отказе истцу в назначении пенсии за выслугу лет в связи с отсутствием требуемого 25-летнего педагогического стажа являются необоснованными.
Период работы истца Протасовой Л.Б. в должности воспитателя детского комбината №393 с 03.08.1990 по 01.06.1997 следует включить в специальный стаж для назначения пенсии за выслугу лет по следующим основаниям.
Действительно действующее законодательство в области пенсионного обеспечения не предусматривает такого учреждения или структурного подразделения как детский комбинат.
Вместе с тем разрешая спор, суд исходит из указаний, содержащихся в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 21.05.1959 № 558 «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» было проведено объединение детских яслей и детских садов в единые дошкольные учреждения, которым дали бытовое название – детские комбинаты. Независимо от ведомственной принадлежности созданные детские комбинаты регистрировались в районном отделе народного образования с присвоением порядкового номера детского дошкольного учреждения и наделялись правами юридического лица.
В Общесоюзном классификаторе «Отрасли народного хозяйства», утвержденном 01.01.1976 и действовавшем до 01.01.2003, содержался перечень наименований учреждений дошкольного образования, в которых могла осуществляться педагогическая деятельность, которая служит основанием для назначения досрочной трудовой пенсии. Разделом № Общесоюзного классификатора к учреждениям дошкольного воспитания относятся детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки.
Таким образом, наименование учреждения «детский комбинат» соответствовало и приравнивалось к наименованию учреждения «ясли-сад», выполняющего те же функции и задачи, что и «ясли-сад».
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что согласно записям в трудовой книжки, Протасова Л.Б. с 03.08.1990 принята на работу в детский сад №, в должности воспитатель, приказ № к от 30.07.1990, и была уволена по переводу в МУ «Фонд дошкольного воспитания «п. 5 ст. 29 КЗОТ РФ» с 02.06.1997, приказ № от 03.06.1997 (л.д.12-14).
Согласно справке № от 26.10.2018 ПЗ «Машиностроитель», Протасова Л.Б., 19.08.1973 года рождения, работала на «Пермском заводе «Машиностроитель» с 03.08.1990 – отдел № (д/сад №) воспитатель (приказ № к от 30.07.1990)., уволена по переводу в МУ «Фонд дошкольного воспитания «п. 5 ст. 29 КЗОТ РФ» с 02.06.1997 (приказ № от 03.06.1997) – л.д.15.
В соответствии с приказом Пермского завода «Машиностроитель» № от 08.08.2000, переименование учреждений было обусловлено тем, что в период с 1971 года по 1997 год детские учреждения необоснованно именовались детскими комбинатами, в результате сотрудники теряют право выхода на пенсию по выслуге лет. Всем сотрудникам указанных детских учреждений ПЗ «Машиностроитель» произвести соответствующие изменения в трудовых книжках с указанием наименования детского учреждения «ясли-детский сад» (л.д.16).
Из сообщения № от 18.04.2002, следует, что наименование детских дошкольных учреждений, построенных и введенных в эксплуатацию отделом капитального строительства с 1974 года по 1987 год Детский сад-ясли на 280 мест <адрес>», Акт госкомиссии от 30.06.1984, функционирует, как детский сад-ясли (л.д.17).
Следовательно, истец, находясь в должности воспитателя, выполняла работу, связанную с осуществлением педагогической деятельности в детском дошкольном учреждении, при этом название учреждения «детский комбинат» не изменило характера педагогической деятельности истца.
Так, согласно показаниям свидетеля ФИО1, истец Протасова Л.Б. в настоящее время работает логопедом в детском саду. Работают они вместе с 1994 года, кроме как ухода в декрет истец не прерывала свою рабочую деятельность, ранее работала воспитателем, работала с детьми. Представила для обозрения фотографии.
Из показаний свидетеля ФИО2, следует, она работала в детском саду с 1988 году, вместе с истцом. Протасова Л.Б. пришла работать воспитателем в детский сад, совсем молодой, место работы она не меняла, работала с детьми.
Таким образом, из представленных доказательств следует, что истец принималась на работу в дошкольное учреждение, которое функционировало как детский сад-ясли, то есть фактически истец в спорный период времени работала воспитателем в детском дошкольном учреждении, при этом истец занималась именно педагогической деятельностью, поскольку воспитательный процесс был связан с детьми дошкольного возраста. Используемое работодателем истца наименование детского учреждения как Детский комбинат, не упомянутый в Списке учреждений и должностей, дающих право на назначение досрочной пенсии за выслугу лет, по мнению суда, не может умалять право истца на включение спорного периода в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости.
В силу ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации новые нормы должны применяться в том объеме, в каком они не отменяют ранее предоставленные права и льготы, не ухудшают положение пенсионеров.
Согласно ст. 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
Судом установлено, что 21.05.2018 истец обратилась в УПФ по Мотовилихинскому району г. Перми с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии, на момент обращения истца в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной пенсии специальный стаж работы, учтенный комиссией по назначению пенсии, составлял 18 лет 11 месяца 3 дня, и учитывая включение спорного периода в стаж истца на соответствующих видах работ составил более требуемых законом 25 лет, в связи с чем, на ответчика следует возложить обязанность назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 «О страховых пенсиях в Российской Федерации» с 21.05.2018.
В соответствии с положениями статьи 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе г. Перми от 28.09.2018 № в части отказа Протасовой Ларисе Борисовне во включении в специальный стаж периода работы в должности воспитателя Детского комбината 393 Пермского завода «Машиностроитель» с 03.08.1990 по 01.06.1997, незаконным.
Включить Протасовой Ларисе Борисовне, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период ее работы в должности воспитателя Детского комбината 393 Пермского завода «Машиностроитель» с 03.08.1990 по 01.06.1997.
Признать за Протасовой Ларисой Борисовной право на назначение досрочной пенсии по старости с 21.05.2018.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе г. Перми в пользу Протасовой Ларисы Борисовны расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня составления мотивированной части решения.
Судья (подпись) И.С. Пепеляева
Копия верна. Судья:
Решение не вступило в законную силу.
Секретарь: