РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
14 июля 2020 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Ивановой А.И.
при секретаре Ахметовой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2125/2020 по административному исковому заявлению Мизюряева С.А. к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения,
установил:
Мизюряев С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным распоряжения Департамента градостроительства г.о. Самара об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
В обоснование заявления указано, что административный истец обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности, с кадастровым номером №. К заявлению приложил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно которой предполагается образование земельного участка площадью 978 кв.м в результате присоединения к земельному участку с кадастровым номером № прилегающего земельного участка площадью 290 кв.м. Распоряжением от 08.11.2019 ему отказано в заключение соглашения о перераспределении земельных участков со ссылкой на возможность образования самостоятельного земельного участка. Считает отказ незаконным, поскольку минимальный размер земельного участка для садоводства составляет 300 кв.м, поэтому из земельного участка площадью 290 кв.м образование самостоятельного земельного участка невозможно. Кроме этого административным ответчиком не учтено распоряжение от 24.05.2017 №РД-1334 о перераспределении и утверждении схемы земельного участка, согласно которому он признал отсутствие каких-либо нарушений в запрашиваемом перераспределении.
Ссылаясь на изложенное, просит признать распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 08.11.2019 №РД-2215 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков незаконным; обязать Департамент градостроительства г.о. Самара устранить допущенное нарушение его прав, приняв решение по заявлению о перераспределении земельных участков; взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Дело рассматривается в суде первой инстанции повторно после отмены ранее вынесенного решения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 02.06.2020.
Определением суда от 22.06.2020 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено СНТ «Дачница», на территории которого расположены перераспределяемые земельные участки.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности – Залуцкая О.А. требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Департамент градостроительства г.о.Самара, заинтересованное лицо СНТ «Дачница» своих представителей в судебное заседание не направили, о слушании дела извещены надлежаще, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем на основании ст. 150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу части 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Из материалов дела следует, что Мизюряеву С.А. принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 680 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, с разрешенным видом использования: садоводство (л.д. 48-50).
Земельный участок расположен на территории СНТ «Дачница», Мизюряев С.А. является членом данного товарищества, что подтверждено справкой №806 от 08.06.2020.
11.10.2019 Мизюряев С.А. обратился с заявлением в адрес Главы г.о.Самара о перераспределении принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером № и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 290 кв.м в соответствии с прилагаемой схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно которой предполагается образование земельного участка площадью 970 кв.м (л.д.16).
Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от 08.11.2019 №РД-2215 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано на основании пп. 9 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ со ссылкой на то, что в соответствии со сведениями, содержащимися в ИСОГД г.о.Самара, и топографическими материалами Департамента возможно образование самостоятельного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с подп. 9 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 27.06.2017 N 1266-О, названное законоположение ограничивает возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, т.е. земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке. При этом возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки).
В соответствии со ст. 11.9 Земельного кодекса РФ к числу требований к образуемым и изменённым земельным участкам относятся предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков.
Согласно сведениями из ИСОГД г.о.Самара земельный участок площадью 970 кв.м расположен в зоне садово-дачных участков и коллективных садов (Р-5) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61 (л.д. 122-123).
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 названных Правил предельный минимальный размер земельного участка для ведения садоводства в зоне Р-5 составляет 300 кв.м.
Представленные в материалы дела документы свидетельствуют о возможности образования самостоятельного земельного участка из земель, государственная собственность на который не разграничена, путем увеличения площади испрашиваемого земельного участка с 290 кв.м до 300 кв.м и более с доступом на территорию общего пользования.
Из схемы расположения земельного участка (л.д.16), выкопировки из публичной кадастровой карты (л.д.17), схемы распределения земельных участков в СНТ «Дачница» (л.д.77) следует, что земельный участок площадью 290 кв.м с трех сторон не ограничен границами других земельных участков, поставленных на кадастровый учет, расположен на одной линии с земельным участком с кадастровым номером № по улице №, с которой возможен доступ к земельному участку.
Доводы административного истца со ссылкой на акт обследования от 02.03.2020, изготовленный кадастровым инженером, о невозможности образования самостоятельного земельного участка из-за примыкающего к забору бурелома (поросль клена) и мусорной ямы, суд считает необоснованными, поскольку ранее данные обстоятельства не препятствовали образованию земельного участка.
Как следует из материалов дела, по заявлению Мизюряева С.А. распоряжением Департамента градостроительства г.о.Самара от 24.05.2017 №РД-1334, впоследствии отмененным распоряжением от 04.09.2018 №РД-1382, была утверждена схема расположения земельного участка площадью 978 кв.м, образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером № и прилегающего земельного участка площадью 298 кв.м (л.д.28, 29). Из утвержденной схемы видно, что земельный участок площадью 298 кв.м расположен там же, где испрашиваемый земельный участок площадью 290 кв.м. Разница в площади участков составляет 8 кв.м. Указанное обстоятельство позволяет сделать вывод, что на данной территории имеется потенциальная возможность увеличения площади земельного участка до минимального размера и наличие древесной растительности и мусорной ямы этому не препятствует.
Фактическое занятие испрашиваемого земельного участка без правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на землю не может служить препятствием для формирования самостоятельного земельного участка.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что отказ административного ответчика в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в связи с возможностью формирования в данном случае самостоятельного земельного участка, отвечающего требованиям, предусмотренным ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, соответствует положениям подп. 9 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ.
Таким образом, требования административного истца о признании распоряжения от 08.11.2019 №РД-2215 незаконным и возложении на Департамент обязанности устранить нарушение его прав путем принятия решения по его заявлению о перераспределении земельных участков не подлежат удовлетворению.
Суд учитывает, что ранее административный истец оспаривал распоряжение Департамента от 24.04.2019 №РД-818, которым ему было отказано в перераспределении земельных участков по тем же основаниям, и решением Ленинского районного суда г.Самары от 10.06.2019 по делу №2а-2681/2019 его требования оставлены без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Мизюряева С.А. к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения и возложении обязанности отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 23.07.2020.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья