Дело № 2 – 1525/25 – 2014 г.
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации21 апреля 2014 г. г. Курск
Ленинский районный суд г. Курска в составе председательствующего судьи Гармашова А.А., при секретаре Пожидаевой Е.Ю., с участием:
истца – Прокопова Б.С.;
представителя истца – Ревина Ю.М.;
представителей ответчика – Федичевой Н.Н., Горяинова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда <адрес> гражданское дело по иску Прокопова <данные изъяты> к УФСИН России по <адрес> об оспаривании дисциплинарного взыскания,
установил:
Прокопов Б.С. обратился в суд с иском к УФСИН России по <адрес> об оспаривании дисциплинарного взыскания.
Свои требования истец мотивировал тем, что он проходит службу у ответчика в должности начальника ФКУ ИК-2. Приказом УФСИН России по <адрес> «О привлечении к дисциплинарной ответственности сотрудников УФСИН России по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № 148-к он был привлечен к дисциплинарной ответственности. Пунктом 1 данного приказа на него было наложено дисциплинарное взыскание в виде строгого выговора, а пунктом 9 приказа он был, в связи с этим, лишен премии. Однако с привлечением его к дисциплинарной ответственности он не согласен, так как никакого дисциплинарного проступка не совершал.
В судебном заседании истец и его представитель поддержали исковые требования, просили их удовлетворить.
Представители ответчика в судебном заседании исковые требования не признали, считая их необоснованными, просили в их удовлетворении отказать. При этом заявили о пропуске истцом срока для обращения в суд.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 11 ТК РФ, особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников устанавливаются, кроме настоящего Кодекса, и иными Федеральными законами.
Трудовое законодательство применяется к правоотношениям, возникшим в связи с прохождением службы в органах внутренних дел в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами, либо тогда, когда эти правоотношения не урегулированы ими, и требуется применение норм ТК РФ по аналогии.
Порядок и условия прохождения государственной службы сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации регулируется Положением «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации», утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Положение).
Федеральным законом ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ действие Положения «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» распространено на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы, впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе.
Как следует из ст. 34 Положения, служебная дисциплина в органах внутренних дел означает соблюдение сотрудниками органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Президентом Российской Федерации, контрактом о службе, а также приказами Министра внутренних дел Российской Федерации, прямых начальников порядка и правил при выполнении возложенных на них обязанностей и осуществлении имеющихся у них правомочий.
Нарушением сотрудником органов внутренних дел служебной дисциплины признается виновное действие (бездействие), повлекшее за собой нарушение законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего распорядка органа внутренних дел (подразделения) либо выразившееся в несоблюдении требований к служебному поведению или в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов, распоряжений и указаний прямых начальников и непосредственного начальника, если за указанное действие (бездействие) законодательством Российской Федерации не установлена административная или уголовная ответственность.
Согласно ст. 38 Положения, за нарушение служебной дисциплины на сотрудников органов внутренних дел могут налагаться следующие виды взысканий: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; понижение в должности; снижение в специальном звании на одну ступень; лишение нагрудного знака; увольнение из органов внутренних дел.
Из ст. 39 Положения следует, что поощрения и дисциплинарные взыскания применяются прямыми начальниками в пределах предоставленных им прав. Поощрения и дисциплинарные взыскания объявляются приказами. Благодарность, замечание, выговор, назначение вне очереди в наряд могут быть объявлены и устно. О поощрениях и дисциплинарных взысканиях сотруднику органов внутренних дел объявляется лично, перед строем или на совещании (собрании). До наложения взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть истребовано письменное объяснение. При необходимости проводится проверка указанных в нем сведений с вынесением заключения по результатам проверки. Дисциплинарное взыскание должно быть наложено до истечения десяти суток с того дня, когда начальнику стало известно о совершенном проступке, а в случаях проведения служебной проверки, возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении - не позднее одного месяца соответственно со дня окончания проверки, рассмотрения компетентным органом или должностным лицом уголовного дела или дела об административном правонарушении и вынесения по ним окончательного решения, не считая времени болезни виновного или нахождения его в отпуске. За каждый случай нарушения служебной дисциплины может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание. Приказ о применении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляется сотруднику органов внутренних дел, подвергнутому взысканию, под расписку. Дисциплинарное взыскание не может быть наложено во время болезни сотрудника органа внутренних дел либо в период его нахождения в отпуске или командировке, а также в случае, если со дня совершения проступка прошло более шести месяцев, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - более двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включаются период нахождения сотрудника органов внутренних дел в отпуске, время болезни, а также время производства по уголовному делу или делу об административном правонарушении.
Порядок организации работы по проведению служебных проверок в ФСИН России, учреждениях, непосредственно подчиненных ФСИН России, территориальных органах ФСИН России и подведомственных им учреждениях уголовно-исполнительной системы в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы определен Инструкцией «Об организации и проведении служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы», утвержденной приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Инструкция).
Пунктом 2 Инструкции установлено, что проверки проводятся по факту нарушения (грубого нарушения) сотрудником служебной дисциплины; при необходимости наиболее полного и всестороннего исследования обстоятельств совершения дисциплинарного проступка; гибели сотрудника, получения им ранений, травм, применения и использования оружия, а также в случае возбуждения в отношении сотрудника уголовного дела или дела об административном правонарушении в целях устранения причин и условий, приведших к совершению им преступления или административного правонарушения; по требованию сотрудника для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство; для подтверждения факта существенного и (или) систематического нарушения условий контракта в отношении сотрудника.
В силу п. 5 Инструкции, установив основания для проведения проверки, указанные в пункте 2 Инструкции, должностное лицо, указанное в пункте 3 Инструкции, либо лицо, его замещающее, принимает решение о проведении проверки. Решение о проведении проверки оформляется в виде резолюции на документе, содержащем сведения о наличии оснований для ее проведения, указанных в пункте 2 Инструкции. Резолюция также должна содержать сведения о должностном лице, ответственном за организацию ее проведения (далее - ответственное должностное лицо). Ответственное должностное лицо организует подготовку проекта приказа учреждения, органа уголовно-исполнительной системы о проведении проверки. Приказ о проведении проверки должен содержать:
- факт (сведения, информация), послуживший основанием для проведения проверки;
- состав комиссии по проведению проверки (далее - комиссия) с указанием должностей, специальных званий, фамилий, имен и отчеств сотрудников;
- должность, специальное звание, фамилия, имя и отчество сотрудника, в отношении которого(ых) проводится проверка;
- срок проведения проверки.
Приказ о проведении проверки является основанием для получения объяснений по вопросам, имеющим отношение к совершенному дисциплинарному проступку, ознакомления с документами, запроса их копий (либо их изъятия в установленном порядке), а также для получения экспертных заключений по конкретным вопросам.
В соответствии с п. 6 Инструкции, при проведении проверки должны быть установлены:
- факт совершения дисциплинарного проступка, время, место, обстоятельства его совершения;
- наличие вины сотрудника или степень вины каждого в случае совершения дисциплинарного проступка несколькими лицами;
- данные, характеризующие личность сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок;
- причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка;
- наличие, характер и размер вреда (ущерба), причиненного сотрудником в результате дисциплинарного проступка;
- другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности.
Как следует из раздела IV Инструкции, проверка должна быть назначена не позднее 10 дней с момента получения должностным лицом, указанным в пункте 3 Инструкции, либо лицом, его замещающим, информации, являющейся основанием для ее назначения, и должна быть завершена не позднее чем через 30 дней со дня издания приказа о назначении проверки. Срок проведения проверки не может быть менее 5 рабочих дней. В случае если последний день проверки приходится на выходной или праздничный день, то днем окончания срока ее проведения считается следующий за ним рабочий день. В срок проведения проверки не включается время нахождения сотрудника, в отношении которого проводится проверка, в отпуске, командировке, а также периоды его временной нетрудоспособности. Окончанием проверки является дата утверждения заключения.
Согласно разделу V Инструкции, по окончании проверки комиссией подготавливается заключение. Заключение подписывается председателем и всеми членами комиссии, проводившими проверку, и утверждается должностным лицом, указанным в пункте 3 Инструкции, либо лицом, его замещающим. Заключение составляется на основании имеющихся в материалах проверки данных и должно состоять из двух частей: описательной и распорядительной. В описательной части указываются:
- состав комиссии, проводившей проверку (с указанием специального звания, должности, фамилии и инициалов председателя и членов комиссии, проводивших проверку);
- основания проведения проверки (дата и номер приказа о проведении проверки);
- сведения о времени, месте, обстоятельствах совершения дисциплинарного проступка, обстоятельствах гибели (смерти) или причинения вреда сотруднику;
- факты и обстоятельства, установленные по результатам проверки;
- сущность совершенного дисциплинарного проступка, их последствия и другие существенные обстоятельства;
- какими материалами подтверждается или исключается наличие вины сотрудника или сотрудников в случае совершения дисциплинарного проступка несколькими лицами;
- мотивы и цели совершения сотрудником(ами) дисциплинарного проступка;
- причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка;
- причинно-следственная связь дисциплинарного проступка с должностными обязанностями сотрудника;
- сведения о сотруднике, совершившем дисциплинарный проступок, (специальное звание, фамилия, имя, отчество, должность, год рождения, образование лица, в отношении которого проведена проверка, и лиц, чья вина установлена в ходе ее проведения, а также стаж службы в УИС и в замещаемой должности, наличие неснятых дисциплинарных взысканий).
Распорядительная часть должна содержать:
- выводы о виновности (невиновности) сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок, в отношении которого проведена проверка;
- выводы о причинах и условиях, способствовавших совершению дисциплинарного проступка;
- предложения о применении (неприменении) к виновному(ым) мер дисциплинарного взыскания;
- предложения о мерах по устранению выявленных недостатков или прекращении проверки в связи с отсутствием факта дисциплинарного проступка;
- рекомендации предупредительно-профилактического характера;
- предложения о проведении инвентаризаций и ревизий, а также о передаче материалов проверки в установленном порядке в органы прокуратуры, внутренних дел Российской Федерации (при наличии оснований);
- предложения по возмещению вреда, наступившего в результате гибели (смерти), увечья или иного повреждения здоровья сотрудника;
- предложения по восстановлению нарушенных прав и законных интересов работников УИС, подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
Не позднее 10 дней со дня издания приказа учреждения, органа уголовно-исполнительной системы о наложении дисциплинарного взыскания, виновному сотруднику предоставляется копия указанного приказа (выписка из приказа) под роспись (в указанный срок не включается время нахождения сотрудника, в отношении которого проводится проверка, в отпуске, командировке, а также периоды его временной нетрудоспособности). В случае отказа сотрудника от ознакомления с приказом и получения его копии членами комиссии, проводившими проверку, составляется акт, который приобщается к материалам проверки.
В судебном заседании установлено, что истец проходит службу у ответчика в должности начальника ФКУ ИК-2.
Приказом УФСИН России по <адрес> «О привлечении к дисциплинарной ответственности сотрудников УФСИН России по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № 148-к истец был привлечен к дисциплинарной ответственности. Пунктом 1 данного приказа на истца было наложено дисциплинарное взыскание в виде строгого выговора, а пунктом 9 приказа он, в связи с этим, был лишен премии.
С приказом истец был ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ года.
Из указанного приказа следует, что истец был подвергнут дисциплинарному взысканию за нарушение служебной дисциплины, выразившееся в ненадлежащем исполнении требований п. 46 должностной инструкции в части слабой организации надзора за поведением осужденных, невыполнении указаний УФСИН России по <адрес> и отсутствии контроля за работой подчиненных сотрудников.
Основанием для привлечения истца к дисциплинарной ответственности послужили результаты проведенной служебной проверки по факту уклонения от отбывания наказания осужденных участка колонии-поселения ФИО7, ФИО8 и ФИО9 ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес>, отраженные в заключении, утвержденном ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно заключению, уклонение осужденных от отбывания наказания явилось следствием, в том числе, ненадлежащего исполнения служебных обязанностей, а также отсутствия контроля за работой подчиненных сотрудников, не выполнения указаний УФСИН России по <адрес> со стороны начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес> майора внутренней службы Прокопова Б.С.
При этом в распорядительной части заключения было предложено за нарушение служебной дисциплины, выразившееся в ненадлежащем исполнении требований п. 46 должностной инструкции в части слабой организации надзора за поведением осужденных, невыполнение указаний УФСИН России по <адрес>, отсутствие контроля за работой подчиненных сотрудников объявить Прокопову Б.С. строгий выговор.
Однако, служебная проверка, по результатам которой было утверждено заключение от ДД.ММ.ГГГГ года, проводилась по факту уклонения осужденными от отбывания наказания, а не по факту совершения истцом дисциплинарного проступка.
Установив в ходе проведения указанной проверки факт совершения истцом дисциплинарного проступка, ответчик обязан был уже по этому выявленному факту провести отдельную служебную проверку, в соответствии с требованиями Инструкции «Об организации и проведении служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы». Но в нарушение требований Инструкции ответчик такую проверку не провел, возможности истцу дать объяснения по факту совершения им дисциплинарного проступка не предоставил.
Доводы представителей ответчиков о том, что истец по факту совершенного им проступка давал объяснения ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ года, суд считает несостоятельными, поскольку истец давал объяснения не по факту совершенного им проступка, а по факту уклонения осужденных от отбывания наказания, по которому проводилась служебная проверка.
Более того, ни заключение от ДД.ММ.ГГГГ года, ни приказ от ДД.ММ.ГГГГ не содержат сведений о том, какой же именно дисциплинарный проступок совершил истец.
В нарушение Инструкции не установлены:
- факт совершения дисциплинарного проступка, время, место, обстоятельства его совершения;
- наличие вины истца в совершении дисциплинарного проступка;
- данные, характеризующие личность истца;
- причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка;
- наличие, характер и размер вреда (ущерба), причиненного истцом в результате дисциплинарного проступка;
- другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении истца к дисциплинарной ответственности.
В заключение от ДД.ММ.ГГГГ и приказе от ДД.ММ.ГГГГ указано, что истец ненадлежащим образом выполнил требования п. 46 должностной инструкции в части слабой организации надзора за поведением осужденных.
Но этот пункт является отсылочным, поскольку предусматривает обязанность начальника исправительной колонии организовывать надзор за поведением осужденных. В тоже время порядок организации и осуществления надзора за осужденными определяется отдельной Инструкцией «О надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях», утвержденной приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ № 252-дсп, которая в свою очередь предусматривает большой перечень обязанностей начальника исправительной колонии по организации и осуществлению надзора за осужденными. Но какие именно обязанности должен был исполнить истец, но не исполнил, ответчиком не указано.
В заключение от ДД.ММ.ГГГГ и приказе от ДД.ММ.ГГГГ указано, что истец не выполнил указания УФСИН России по <адрес>, но не указано когда и какие именно указания не выполнил истец.
Также в заключение и приказе указано, что истец не осуществил контроль за работой подчиненных сотрудников, но не указано на основании чего и какие именно действия по контролю истец, в соответствии со своими должностными обязанностями, должен был выполнить, но не выполнил, уклонившись от выполнения своих обязанностей.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что привлечение истца к дисциплинарной ответственности было осуществлено ответчиком с нарушением установленного порядка, в связи с чем требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы представителей ответчика о пропуске истцом срока для обращения в суд, суд считает необоснованными, поскольку в судебном заседании было установлено, что срок для обращения в суд истцом был пропущен по уважительной причине, в связи с нахождением на стационарном лечении в ОБУЗ «Областной клинический противотуберкулезный диспансер».
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ,
решил:
исковые требования Прокопова <данные изъяты> к УФСИН России по <адрес> об оспаривании дисциплинарного взыскания удовлетворить.
Признать приказ УФСИН России по <адрес> «О привлечении к дисциплинарной ответственности сотрудников УФСИН России по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № 148-к в части пункта 1 о наложении на начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес> Прокопова Б.С. дисциплинарного взыскания в виде строгого выговора и пункта 9 о лишении ФИО10 премии, незаконным и отменить его в этой части.
Взыскать с УФСИН России по <адрес> государственную пошлину в бюджет муниципального образования «<адрес>» в размере 200 руб. 00 коп. (двести руб. 00 коп.).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи жалобы в Курский областной суд через Ленинский районный суд г. Курска в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья А.А. Гармашов