РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 ноября 2020 с. Красный Яр
Красноярский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Абишева М.С.,
при секретаре судебного заседания Гришиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1722/2020 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Красноярского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Роскомнадзора по Самарской области о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории РФ,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Красноярского района обратился в Красноярский районный суд с административным исковым заявлением о признании информации запрещенной к распространению, в котором просит признать информацию, содержащуюся в информационно телекоммуникационной сети Интернет на сайте: <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Свои требования прокурор мотивирует тем, что прокуратурой Красноярского района проведен мониторинг исполнения законодательства при размещении информации в сети Интернет. В ходе мониторинга сети «Интернет» выявлен сайт <данные изъяты>, на страницах которого содержаться сведения о способах ловли рыбы с помощью электричества.
Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет - пользователь.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика - Управления Роскомнадзора по Самарской области в судебное заседание не явился, согласно письменного ходатайства просит рассмотреть дело без участия представителя.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Прокуратурой Красноярского района Самарской области в рамках осуществления надзорных мероприятий в сфере исполнения законодательства об охране окружающей среды в Российской Федерации с использованием сети «Интернет» выявлены сайты с доменными именами: <данные изъяты>
Данные интернет сайты содержат сведения о способах ловли рыбы с помощью электричества.
Вход на вышеуказанный сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля.
В соответствии со ст.1 ФЗ РФ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) компонентами природной сферы являются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающее в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Статьей 4 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно ч.ч.1, 3 ст.11 Закона №7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде; граждане обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природе и природным богатствам, соблюдать иные требования законодательства.
Частью 1 ст. 55 Закона № 7-ФЗ на органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица возложена обязанность при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного воздействия на окружающую среду в населенных пунктах, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.
В силу п. 15.2 приказа Минсельхоза России от 18.11.2014 № 453 «Об утверждении правил рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна» юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам запрещается осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов: с применением колющих орудий добычи (вылова), за исключением любительского и спортивного рыболовства, осуществляемого с использованием специальных пистолетов и ружей для подводной охоты (далее - подводная охота), пневматического оружия, огнестрельного оружия (за исключением добычи (вылова) морских млекопитающих), орудий и способов добычи (вылова), воздействующих на водные биоресурсы электрическим током, а также взрывчатых, токсичных, наркотических средств (веществ), самоловящих крючковых снастей и других запрещенных законодательством Российской Федерации орудий и способов добычи.
На основании ч.6 ст.10 ФЗ РФ от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149-ФЗ) запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно ч.5 ст.15 Закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Конституция Российской Федерации, гарантируя свободу мысли и слова, вместе с тем, запрещает злоупотребление свободой слова, если оно нарушает права других граждан.
Статьей 256 УК РФ установлена уголовная ответственность за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов (за исключением водных биологических ресурсов континентального шельфа Российской Федерации и исключительной экономической зоны Российской Федерации), если это деяние совершено с применением электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биологических ресурсов.
Признание тех или иных информационных материалов, запрещенными для распространения, означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу для неопределенного круга лиц.
По делам о признании информации размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на сайте в сети Интернет запрещенной информации.
Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети Интернет, запрещенной.
Таким образом, сведения о продаже, способах изготовления в домашних условиях самодельной электрической удочки для вылова рыбы, в том числе с помощью общедоступных деталей, размещенные на указанных сайтах, открытом для общего доступа, вводит в заблуждение неопределенный круг лиц, относительно допустимости приобретения или создания, и использования данных приборов, поскольку не содержит указания на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения, также данная информация противоречит требованиям законодательства об охране окружающей среды.
Вместе с тем, предоставление возможности доступа к такой информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением запрашиваемой информации.
В связи с чем, в целях восстановления нарушенных прав граждан, пресечению возможного нарушения прав граждан, интересов Российской Федерации и во исполнение действующего законодательства, информация о продаже, способах изготовления в домашних условиях самодельной электрической удочки для вылова рыбы, в том числе с помощью общедоступных деталей, размещенная на сайтах: <данные изъяты> в сети Интернет, должна быть признана запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Статьей 9 Закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Следовательно, информация о продаже, способах изготовления в домашних условиях самодельной электрической удочки для вылова рыбы, в том числе с помощью общедоступных деталей, размещенная на указанных сайтах, может быть признана судом запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Правила).
Создание, формирование, ведение реестра, как определено в ч. 3 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в соответствии с Правилами.
По используемому для размещения запрещенной информации адресам <данные изъяты>, решение уполномоченных федеральных органов о внесении адресов сайтов в Единый реестр доменных имен отсутствует.
В соответствии с п. 5 Правил основаниями для включения в Единый реестр являются соответствующие решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или суда.
Внесение в Единый реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, осуществляется в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться иными способами, предусмотренными законом, в том числе пресечением действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными органами при разрешении гражданско- правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.
Положениями действующего законодательства не предусмотрен досудебный порядок признания информации, размещенной на обозначенном сайте сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, что исключает возможность выбора иного способа защиты нарушенных прав, кроме как обращение в суд с заявлением о признании информации запрещенной к распространению.
Вместе с тем, при подготовке настоящего заявления в суд возможности получения сведений о владельцах доменных имен: <данные изъяты> исчерпаны: на доступном сервисе whois-service.ru получена информация, что доменные имена <данные изъяты> заняты, информация о владельце закрыта.
Таким образом, проверочными мероприятиями установить местонахождение ответчика не представилось возможным.
Согласно части 1 статьи 24 КАС РФ административное исковое заявление к гражданину, место жительства которого неизвестно или который не имеет места жительства в Российской Федерации, может быть подано в суд по месту нахождения его имущества или по его последнему известному месту жительства в Российской Федерации.
В гражданско-правовом смысле понятие «владелец сайта» и «обладатель информации» аналогичны понятиям «собственник» и «титульный владелец».
Принимая во внимание, что административный ответчик не имеет места жительства на территории РФ, а принадлежащее ему имущество - информация, как нематериальный объект, не имеет территориальных пределов и размещается на всей территории Российской Федерации без привязки к конкретному адресу, исходя из аналогии закона, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого обнаружена такая информация, поскольку правовые последствия ее распространения возникают или могут возникнуть независимо от места нахождения ее владельца.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.
В связи с чем, в целях восстановления нарушенных прав граждан, пресечению возможного нарушения прав граждан, интересов Российской Федерации и во исполнение действующего законодательства, информация, размещенная на выявленных сайтах в сети Интернет, должна быть признана запрещенной к распространению на территории РФ.
В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, поскольку информация, размещенная на вышеуказанном сайте вводит в заблуждение неопределенный круг лиц, побуждая граждан к приобретению документов в нарушение законодательства РФ, регулирующего порядок и условия получения таких документов, их выдачи, то есть способствует совершению преступлений, создает предпосылки для коррупционных проявлений, нарушает публичные интересы Российской Федерации.
Согласно ч. 3.2 ст. 24 КАС РФ административное исковое заявление о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, подается в суд по адресу административного истца или по адресу, месту жительства административного ответчика.
Судом установлено, что установить владельца, администратора, а так же место фактической регистрации сайта в сети «Интернет» не представляется возможным, поскольку сведений о регистрации сайта в установленном законом порядке в качестве средства массовой информации не имеется
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, доступ к Интернет-сайту: <данные изъяты> следует ограничить путем включения указанного сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования заместителя прокурора Красноярского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Роскомнадзора по Самарской области о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории РФ - удовлетворить.
Признать информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте <данные изъяты> запрещенной к распространению на территории РФ.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноярский районный суд Самарской области суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено в день вынесения 30.11.2020
Судья Абишев М.С.