Судья – Нечепуренко А.В. Дело № 33а-25520/19
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ15 августа 2019 г. г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Ефименко Е.В.
судей Песецкой С.В., Борисихиной С.А.
по докладу судьи Ефименко Е.В.
при секретаре Бондаренко Д.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чемеричко В.А. к администрации муниципального образования город Армавир о признании незаконным постановления
по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования город Армавир по доверенности Трофимовой Н.С. на решение Армавирского городского суда Краснодарского края от 12 марта 2019 г.
Заслушав доклад судьи Краснодарского краевого суда Ефименко Е.В., судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда
установила:
Чемеричко Владимир Александрович обратился в Армавирский городской суд Краснодарского края с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования город Армавир, в котором просил признать незаконным постановление администрации муниципального образования город Армавир от 19 ноября 2018 г. № 2065 «Об отказе в переводе земельных участков из одной категории в другую», обязать администрацию муниципального образования город Армавир принять решение о переводе земельных участков с кадастровыми номерами <...> расположенных по адресу: <...> из категории «земли особо охраняемых территорий и объектов» в категорию «земли сельскохозяйственного назначения».
Решением Армавирского городского суда Краснодарского края от 12 марта 2019 г. административного искового заявления Чемеричко В.А. к администрации муниципального образования город Армавир о признании незаконным постановления удовлетворено.
На указанное решение суда представитель администрации муниципального образования город Армавир по доверенности Трофимова Н.С. подала в суд апелляционную жалобу, в которой просит решение Армавирского городского суда Краснодарского края от 12 марта 2019 г. отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований административного искового заявления.
В письменных возражениях Чемеричко В.А. полагает решение суда законным и обоснованным, просит его оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования город Армавир по доверенности Трофимовой Н.С. без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Исследовав и оценив имеющиеся в административном деле доказательства, выслушав представителя администрации муниципального образования город Армавир по доверенности Тонкошкурову Е.Ю., представителя Чемеричко В.А. по доверенности Бояршинову О.Г., судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда не нашла оснований для удовлетворения апелляционной жалобы администрации муниципального образования город Армавир и отмены решения Армавирского городского суда Краснодарского края от 12 марта 2019 г. по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как следует из материалов настоящего административного дела, Чемеричко В.А. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами <...>., расположенных по адресу: <...> на основании договоров купли-продажи от 20 марта 2009 г., 19 сентября 2007 г., свидетельств о государственной регистрации права от 14 июня 2016 г., о чем сделаны записи регистрации № 23-23-37/035/2007-423, №23-23-37/0035/2009-741, № 23-23-37/005/2009-742, №23-23-37/005/2009-740, № 23-23-37/005/2009- 738.
Согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости от 28 ноября 2018 г. указанные земельные участки относятся к категории земель - «земли особо охраняемых территорий и объектов» и имеют вид разрешенного использования - «для размещения объектов отдыха и туризма».
20 сентября 2018 г. Чемеричко В.А. обратился в администрацию муниципального образования город Армавир с ходатайствами о переводе земельных участков из одной категории в другую, в которых просил перевести земельные участки с кадастровыми номерами <...>., расположенные по адресу: <...>, из категории земель «земли особо охраняемых территорий и объектов» в категорию земель «земли сельскохозяйственного назначения», указав при этом на невозможность использования по целевому назначению.
Постановлением администрации муниципального образования город Армавир от 19 ноября 2018 г. № 2065 «Об отказе в переводе земельных участков из одной категории в другую» Чемеричко В.А. на основании Земельного кодекса РФ и пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» было отказано в переводе земельных участков из категории земель «земли особо охраняемых территорий и объектов» в категорию земель «земли сельскохозяйственного назначения».
В обоснование отказа представлено заключение управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Армавир от 02 ноября 2018 г. № 32-34/2732/08, в котором указано, что согласно генеральному плану муниципального образования город Армавир, утвержденному решением Армавирской городской Думы от 22 мая 2014 г. № 608 спорные земельные участки расположены в функциональной зоне «зона сельскохозяйственного назначения», согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования город Армавир, утвержденным решением Армавирской городской Думы от 11 августа 2017 г. № 268 спорные земельные участки находятся в территориальной зоне СХ-1 - зона сельскохозяйственных угодий. При этом рассматриваемые земельные участки расположены в зонах с особыми условиями использования территорий: земельный участок с кадастровым номером <...> - в границах горного отвода, в зонах А полетного шумового влияния аэродрома, частично в водоохраной зоне, земельный участок с кадастровым номером <...> - в границах горного отвода, в зонах А и Б полетного, взлетно-полетного шумового влияния аэродрома, частично в границах водоохраной зоны, земельный участок с кадастровым номером <...> - в границах горного отвода, в зонах А и Б полетного, взлетно-полетного шумового влияния аэродрома, частично в охранной зоне линейных объектов инженерной инфраструктуры, земельный участок с кадастровым номером <...> кв.м в границах горного отвода, в зонах А и Б полетного, взлетно-полетного шумового влияния аэродрома, частично в охранной зоне линейных объектов инженерной инфраструктуры, в границах водоохраной зоны, земельный участок с кадастровым номером <...> - в границах горного отвода, в зонах А и Б полетного, взлетно-полетного шумового влияния аэродрома, частично в границах водоохраной зоны, что, по мнению органа архитектуры, подтверждает несоответствие испрашиваемого целевого назначения земельных участков утвержденным документам территориального планирования, из-за чего перевод земельных участков из категории земель особо охраняемых категорий и объектов в категорию земель сельскохозяйственного назначения невозможен.
Полагая, необоснованным и незаконным постановление администрации муниципального образования город Армавир от 19 ноября 2018 г. № 2065 «Об отказе в переводе земельных участков из одной категории в другую» Чемеричко В.А. указал на тот факт, что вышеуказанные земельные участки не используются в качестве особо охраняемых территорий и объектов для размещения объектов отдыха и туризма. В настоящее время указанные земельные участки используются как земли сельскохозяйственного назначения для пастбищ.
Оставляя без изменения обжалуемое решение Армавирского городского суда Краснодарского края 12 марта 2019 г., суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
В силу части 1 статьи 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (часть 2 статьи 77 Земельного кодекса РФ).
Согласно части 1 статьи 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
В соответствии с частью 1 статьи 79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В силу части 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Согласно части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки (часть 3 статьи 85 ЗК РФ).
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно части 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации; земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления; земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок (часть 3 статьи 2 ФЗ № 172).
Для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимы следующие документы: копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для заявителей - физических лиц); выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для заявителей - индивидуальных предпринимателей) или выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для заявителей - юридических лиц); выписка из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить; заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую, за исключением случая, если правообладателем земельного участка является лицо, с которым заключено соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка;
Документы, предусмотренные пунктами 2 и 5 части 4 настоящей статьи, направляются заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Документы, предусмотренные пунктами 1, 2.1, 3 и 4 части 4 настоящей статьи, запрашиваются исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если заинтересованное лицо не представило указанные документы самостоятельно.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если: с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо; к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства. Ходатайство, не подлежащее рассмотрению по основаниям, установленным частью 2 настоящей статьи, подлежит возврату заинтересованному лицу в течение тридцати дней со дня его поступления с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения (часть 3 статьи 3 ФЗ № 172).
Согласно статье 4 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае: установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод; наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
В соответствии с генеральным планом муниципального образования город Армавир, утвержденным решением Армавирской городской Думы от 22 мая 2014 г. № 608 «Об утверждении генерального плана муниципального образования город Армавир» земельные участки, принадлежащие административному истцу Чемеричко В.А., расположены в функциональной зоне «зона сельскохозяйственного назначения», что подтверждается письменным сообщением управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Армавир от 02 ноября 2018 г. № 32-34/2732/08 «О территориальной зоне».
Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования город Армавир, утвержденным решением Армавирской городской Думы от 11 августа 2017 г. № 268 «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования город Армавир» спорные земельные участки находятся в территориальной зоне СХ-1 — зона сельскохозяйственных угодий, что подтверждается представленными в материалы дела сведениями ИСОГД от 12 марта 2019 г. на вышеуказанные земельные участки.
Как правильно установлено судом первой инстанции Чемеричко В.А. просил перевести земельные участки из категории земель «земли особо охраняемых территорий и объектов» в категорию земель «земли сельскохозяйственного назначения», при этом, испрашиваемое целевое назначение земельных участков «земли сельскохозяйственного назначения» полностью соответствует вышеуказанным утвержденным документам территориального планирования, в связи с чем оснований для отказа Чемеричко В.А. в переводе земельных участков из одной категории в другую не имелось.
В пункте 1 части 3 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Поскольку доводы апелляционной жалобы противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование действующего законодательства, все они были рассмотрены судом первой инстанции и не опровергают выводы оспариваемого решения, в этой связи, они не могут быть приняты судом апелляционной инстанции в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктами 1, 3, 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции при рассмотрении вышеуказанного заявления правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам, изложенным в решении суда, нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права не было допущено.
Учитывая вышеизложенное, решение Армавирского городского суда Краснодарского края от 12 марта 2019 г. отмене не подлежит.
В силу пункта 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Армавирского городского суда Краснодарского края от 12 марта 2019 г. - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя представителя администрации муниципального образования город Армавир по доверенности Трофимовой Н.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: