ГАГАРИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
дело № |
28 февраля 2017 года г. Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя
под председательством судьи ФИО9
при секретаре судебного заседания ФИО4,
с участием:
истца ФИО2,
представителя истца ФИО5,
представителя Военного комиссариата города Севастополя ФИО7,
представителя ответчиков ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Военному комиссариату города Севастополя, Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» об оспаривании решения по отказу в оформлении удостоверения ветерана боевых действий и прекращению ежемесячных денежных выплат, признании права на получение звания «Ветеран боевых действий», возложении обязанности выдать удостоверение и произвести перерасчет,
у с т а н о в и л:
ФИО2 обратился в суд с иском, в котором просил признать неправомерными действия Комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений, оформлению и выдачи удостоверений "Ветеран боевых действий" по отказу в оформлении удостоверения ветерана боевых действий и прекращению ежемесячных денежных выплат, признании на ним права на получение звания «Ветеран боевых действий» и возложении обязанности выдать удостоверение и произвести перерасчет, выплачиваемых мер социальной поддержки.
Требования иска мотивированы тем, что ФИО2 с 08 октября по декабрь 1968 года находился на территории <адрес>) и принимал участие в боевых действиях. Государственным органом Украины (Нахимовский райвоенкомат) ДД.ММ.ГГГГ истцу выдано бессрочное свидетельство № о праве на льготы, установленные Постановлением ЦК КПСС и ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, как лицу принимавшему участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в <адрес>) в 1968 году.
При обращении в военный комиссариат г. Севастополя по результатам рассмотрения вопроса о выдаче удостоверения ветерана боевых действий Комиссией Южного военного округа по рассмотрению обращений, оформлению и выдачи удостоверений "Ветеран боевых действий" истцу был дан ответ об отсутствии оснований для оформления указанного удостоверения.
Отказ Комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений, оформлению и выдачи удостоверений "Ветеран боевых действий" истец считает неправомерным, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В судебном заседании истец ФИО2 и его представитель ФИО5, каждый в отдельности, требования иска поддержали в части требований по выдаче удостоверения ветерана боевых действий.
Представители ответчиков ФИО7 и ФИО6, каждый в отдельности, не усматривали оснований для удовлетворения требований иска по тем мотивам, что директивное указание Главного штаба ВМФ от ДД.ММ.ГГГГ №, на основании которого ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство № о праве на льготы, утратило силу согласно директивы ГШ ВМФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Кроме того пояснили, что истец не является получателем мер социальной поддержки и пенсии через систему военных комиссариатов.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, и исследовав предоставленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах", как отмечено в его преамбуле, устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
Согласно пп. 1, 3 п. 1 ст. 3 данного Федерального закона, разделу 3 Перечня, утвержденного в Приложении к названному Федеральному закону, к ветеранам боевых действий, отнесены в том числе граждане, принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в Египте (Объединенная Арабская Республика) в 1968 году.
Статьей 16 Федерального закона "О ветеранах" установлены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, а реализация мер их социальной поддержки, в соответствии со ст. 28 названного Закона, осуществляется при предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до ДД.ММ.ГГГГ либо Правительством Российской Федерации.
В силу указанного, в качестве надлежащего документа, подтверждающего статус ветерана боевых действий принимается удостоверение ветерана боевых действий, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 763, или свидетельство о праве на льготы, выданное в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 59-27.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 12 указанного Федерального конституционного закона предусмотрено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Особенности правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживавших по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 421-ФЗ.
Подпунктом 1 ч. 7 и ч. 12 ст. 5 названного Федерального закона предусмотрено, что меры социальной поддержки, установленные для ветеранов боевых действий, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах", предоставляются гражданам из числа участников боевых действий на территориях других стран - военнослужащих Советской Армии, Военно-Морского Флота, Комитета государственной безопасности Союза ССР, лиц рядового, начальствующего состава и военнослужащих Министерства внутренних дел Союза ССР (включая военных, технических специалистов и советников), которые по решению Правительства Союза ССР проходили службу в государствах, где в этот период велись боевые действия, и принимали участие в боевых действиях.
Инвалидами боевых действий и ветеранами боевых действий признаются граждане при условии, что территории, на которых осуществлялись боевые действия с участием указанных граждан, и периоды ведения боевых действий включены в перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, приведенный в приложении к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах".
Частями 1 и 2 ст. 2 указанного Федерального закона также предусмотрено, что реализация прав на получение мер социальной защиты (поддержки) в натуральной или денежной форме, а также получение выплат по обязательному социальному страхованию осуществляется гражданами с ДД.ММ.ГГГГ в порядке, размерах, объеме и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, на основании документов, подтверждающих соответствующий статус гражданина, который был установлен законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до ДД.ММ.ГГГГ.
Документы, являющиеся основанием для предоставления гражданам мер социальной защиты (поддержки) в соответствии с настоящим Федеральным законом и составленные на украинском языке, принимаются без перевода на русский язык. Документы, подтверждающие право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя либо города федерального значения Севастополя, могут быть заменены на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации. Замена указанных документов осуществляется на основании обращения гражданина в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из приведенных положений законодательства следует, что документы, подтверждающие право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, выданные государственными и иными официальными органами Украины, в том числе выданное истцу ФИО2 свидетельство о праве на льготы, как участнику боевых действий, являются непосредственно действующими без ограничения срока их действия и необходимости какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации.
Замена документов, являющихся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), на аналогичные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, производится исключительно по желанию гражданина.
В связи с чем при замене не требуется дополнительного подтверждения права на льготы, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Правила замены документов, подтверждающих право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданных государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами г. Севастополя либо города федерального значения Севастополя, на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее – Правила), утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1532.
В соответствии с п.4 Правил для замены подтверждающего документа представляются:
а) паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации либо иностранного гражданина (лица без гражданства);
б) документ, подтверждающий, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ гражданин постоянно проживал на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя;
в) подтверждающий документ, подлежащий замене;
г) документ, содержащий сведения об обстоятельствах, событиях и фактах, подтверждающих статус гражданина (принадлежность его к льготной категории), - в случаях, когда законодательством Российской Федерации для подтверждения статуса гражданина (принадлежности его к льготной категории) и оснований предоставления ему мер социальной защиты (поддержки) предусмотрена процедура установления (подтверждения, определения соответствия или признания) соответствующих обстоятельств, событий и фактов.
Принимая решение об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий Комиссия Южного военного округа по рассмотрению обращений, оформлению и выдачи удостоверений "Ветеран боевых действий", исходила из того, что ФИО2 не предоставлено документов, подтверждающих прохождение военной службы в составе МО СССР (копия послужного списка).
Основанием для отказа также послужило, что директивное указание Главного штаба ВМФ от ДД.ММ.ГГГГ №, на основании которого ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство № о праве на льготы, утратило силу согласно директивы ГШ ВМФ от ДД.ММ.ГГГГ года №.
В судебном заседании представители ответчиков пояснили, что истец для замены свидетельства о праве на льготы должен был представить документ, подтверждающий его непосредственное участие в боевых действиях.
По мнению суда, такое толкование является ошибочным, не соответствующим содержанию Правил и приведенным выше Федеральным законам.
По смыслу пп. «г» п. 4 Правил имеется ввиду документ, который являлся основанием для первоначальной выдачи гражданину государственными и иными официальными органами Украины, Республики Крым или города Севастополя подлежащего замене документа, являющегося основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), если необходимость представления такого документа предусмотрена законодательством Российской Федерации.
При этом законодательством Российской Федерации не предусмотрено возможности прекращения предоставления мер социальной защиты (поддержки) и возможности отказа в замене документа о праве на льготы только исходя из того, что документ, который являлся основанием для первоначальной выдачи гражданину документа о праве на льготы, не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Как установлено судом при обращении с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий ФИО2 была представлена справка Центрального военно-морского архива от ДД.ММ.ГГГГ согласно которой он с 08 октября по декабрь 1968 года находился на территории <адрес>) и принимал участие в боевых действиях. В связи с этим имеет право на льготы, установленные Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № на основании приказа Министра обороны СССР 1989 года № и директивы ГШ ВМФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Директивное указание Главного штаба ВМФ от ДД.ММ.ГГГГ № на момент выдачи ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ свидетельства № о праве на льготы являлось действующим и признано утратившим силу директивой ГШ ВМФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Законность выдачи истцу указанного свидетельства о праве на льготы в порядке, установленном действующим на тот момент законодательством, как лицу, соответствовавшему предъявляемым на тот момент требованиям, ответчиками не оспаривалась.
В связи с изложенным суд приходит к выводу об обоснованности требований ФИО2 о неправомерности действий по отказу в замене свидетельства о праве на льготы в связи с непредставлением им другого документа, подтверждающего непосредственное участие в боевых действиях, а также права на получение соответствующего удостоверения.
В тоже время суд находит несостоятельными доводы иска о возложении на Военный комиссариат города Севастополя произвести перерасчет и выплату мер социальной поддержки, установленных для ветеранов боевых действий.
Как установлено в ходе судебного разбирательства истец не является получателем пенсии за выслугу лет и мер социальной поддержки. Указанные выплаты осуществляются ФИО2 органами Пенсионного фонда Российской Федерации по месту получения пенсии при предъявлении соответствующего удостоверения.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковое заявление ФИО2 удовлетворить частично.
Признать неправомерным заключение Комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений, оформлению и выдачи удостоверений "Ветеран боевых действий" от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче ФИО2 удостоверения «Ветеран боевых действий».
Признать за ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на получение статуса «Ветеран боевых действий» согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах".
Возложить обязанность на Военный комиссариат г. Севастополя направить документы ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в Комиссию Южного военного округа по рассмотрению обращений, оформлению и выдачи удостоверений "Ветеран боевых действий" для оформления удостоверения «Ветеран боевых действий» в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах".
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий по делу
судья /подпись/ ФИО9
Решение не вступило в законную силу
Копия верна:
Судья Гагаринского районного
суда г. Севастополя ФИО9